Рост численности населения
является определяющей силой, лежащей
в основании всех других проблем.
Недавно проведенные исследования
показали, что ежегодный прирост
населения мира снизился с пика в 87
миллионов в конце 80-х годов до 81
миллиона в первой половине 90-х. Тем не
менее демографы предполагают, что к
2050 году нашу планету будут населять
9,4 миллиарда человек.
За последние три десятилетия в
денежном выражении мировое валовое
производство увеличилось примерно с
9,4 до 25 триллионов долларов США.
Средний доход на душу населения
утроился. Хотя промышленные страны
вносят львиную долю в этот процесс,
рост экономики продолжается и в
развивающихся странах с их ежегодно
увеличивающимися на 3,5% доходами на
душу населения. Такой экономический
рост создает возможности для
существенного улучшения условий
жизни. Несомненно, общие показатели
состояния здоровья населения за
последние пятьдесят лет повысились,
что находит отражение в увеличении
продолжительности жизни и снижении
уровня детской смертности.
Несмотря на экономический прогресс,
ясно, что проблемы со здоровьем
человека, связанные с деградацией
окружающей среды, по всей видимости,
будут продолжаться и в будущем.
Глобальный экономический прогресс
так и не смог смягчить надвигающуюся
угрозу планетарной экологической
катастрофы. Уровень загрязнения
окружающей среды продолжает расти.
Большинство регионов мира, в том
числе и Россия, остались в стороне от
экономического бума и продолжают
использовать устаревшие, вредные для
окружающей среды, технологии. В этих
странах стремительно нарастают
проблемы, связанные с бездумным
отношением к природе. Так, во многих
развивающихся странах Юго-Восточной
Азии экологические проблемы
становятся настолько острыми, что
начинают тормозить экономическое
развитие и рост благосостояния
населения. Другой, не менее острой,
проблемой для этих стран стало
хищническое использование природных
ресурсов — исчерпав их, они остались
без перспектив дальнейшего развития.
Достоверные научные данные
свидетельствуют о том, что в России
качество природной среды
стремительно ухудшается. В настоящее
время в промышленных регионах России
трудно найти территорию, где не
наблюдается сокращение
продолжительности здоровой жизни
населения, где не растет число
заболеваний и пограничных состояний,
не происходит убыстряющееся
отягощение генетического груза
популяции людей, ухудшение качества
воздуха, воды, почвы и пищи, снижение
естественных возможностей
восстановления здоровья и
адаптивных способностей человека. С
другой стороны, в России существуют
регионы с большими площадями
нетронутой природы. К примеру,
Республика Саха располагает почти 15%
таких земель всего мира. Вместе с тем,
Якутия также испытала пагубные
последствия советской политики «покорения
природы».
Уже к началу 80-х было ясно, что ряду
районов Якутии, где были
локализованы отрасли
горнодобывающей промышленности,
грозит, прежде всего, экологическая
дискомфортность. Принимая по
внимание глобальное значение
арктических экосистем и северных
территорий, Республика Саха (Якутия),
после принятия Декларации о
суверенитете в 1990 году, стала
проводить целенаправленную политику
в области охраны природы Арктики и
Севера. Президентом М.Е.Николаевым
была объявлена первая в истории края
Государственная экологическая
политика Республики Саха (Якутия),
главным приоритетом которой стало
сохранение здоровой Живой Природы
для будущих поколений.
Истощение природных ресурсов,
нарастающее загрязнение окружающей
среды и нарушение экологического
равновесия во многих регионах
планеты определяют стратегическую
роль малоосвоенных и относительно
экологически чистых территорий
Севера. Вместе с тем ресурсный
потенциал Севера и Арктики давно
тревожит умы государственных
деятелей и производителей
промышленной продукции всего мира.
Печальный опыт освоения природных
ресурсов Севера методами,
применяемыми в умеренных широтах,
показал, что кроме экономических,
серьезную угрозу для стабильного
развития представляют проблемы
экологические.
Принимая во внимание, что
благополучие и устойчивое развитие
человечества может оказаться под
угрозой из-за критического состояния
природы Арктики и Севера,
экологическая политика РС(Я), прежде
всего, нацелена именно на этот регион
планеты.
Первым шагом в этой области стало
принятие ряда основополагающих
законов республики, регулирующих
природоохранную деятельность. Это
законы об охране окружающей
природной среды, об административной
ответственности граждан и
юридических лиц за экологические
правонарушения, законы о земле, о
недрах, о лесе, об особо охраняемых
территориях и другие. Республика
Саха первой в России и СНГ объявила
свою территорию свободной от
ядерного и иного оружия массового
уничтожения, и это стало
конституционной нормой.
Проведено усовершенствование
функционально-управленческих
структур охраны природы. Сегодня мы
здесь имеем единую систему,
объединяющую центральный аппарат,
отраслевые и региональные
подразделения. Впервые в республике
введен бассейно-территориальный
принцип управления, что позволяет
повысить эффективность работы,
объединив усилия территориальных
органов, сконцентрировав их на
решении наиболее важных задач
общереспубликанского значения.
Важным направлением экологической
политики является создание системы
особо охраняемых природных
территорий с целью резервирования
для будущих поколений нетронутой
Природы. Сегодня площадь системы
Ытык Кэрэ Сирдэр составляет более
700000 кв. км. В нее входят охраняемые
природные территории с разным
статусом: природные заповедники,
национальные природные парки,
ресурсные резерваты, уникальные
озера и памятники природы.
Экологическое образование
является одним из приоритетов
Государственной экологической
политики республики. В июне этого
года правительством РС(Я) была
утверждена республиканская целевая
программа «Экологическое
образование, воспитание и
просвещение населения Республики
Саха (Якутия)». В основу программы
легли благородные экотрадиции
народов Севера, веками отточенные
принципы взаимоотношения человека и
хрупкой, легкоранимой природы Севера
и Арктики, а также наиболее
современные достижения
экологической и педагогической
науки. Подобный сплав позволит
приступить к формированию у
населения республики новой
экологической культуры и психологии,
нового экосознания и мировоззрения,
послужит внедрению «в массы»
здорового образа жизни.
Большое внимание уделяется
снабжению населения республики
качественной питьевой водой. В
феврале этого года принята
специальная программа,
представляющая собой комплекс
мероприятий, направленных на
обеспечение всего населения
республики питьевой водой,
соответствующей общепринятому
стандарту.
Ведется целенаправленная работа по
обеспечению экологической
безопасности республики. Основное
внимание уделяется оздоровлению в
этом отношении промышленных
регионов республики, совместно с
фондом САПИ реализуется программа по
алмазной провинции. Первые ее
результаты показали, что решение
основных экологических проблем на
базе бассейнового и
территориального принципов
подразделения позволяет, не распыляя
средств на мелкомасштабные проекты,
приступить к конструктивному
экологическому строительству именно
в тех регионах, которые наиболее
пострадали в результате освоения
природных ресурсов.
С другой стороны, не остается без
внимания и общее оздоровление
экологической обстановки обжитых
мест. Силами природоохранных
структур, местных администраций и
общественности проводятся
мероприятия по очистке территорий,
зарыблению водоемов, озеленению и т.д.
Общереспубликанское движение «Экология
начинается со двора» показало, что
потенциал расширения сотрудничества
между природоохранными структурами,
местными органами управления и
общественностью достаточно велик.
Сегодня заключены договора о
сотрудничестве в области охраны
природы между Министерством охраны
природы и администрациями
Амгинского и Намского улусов.
Совместная деятельность уже
приносит реальные плоды: организован
и функционирует детский природный
парк «Кэнкэмэ» в Намском улусе,
Чакырская средняя школа Амгинского
улуса признана базовой в области
экологического образования, в улусах
широко пропагандируются
преимущества здорового образа жизни.
Большая работа проводится в
области охраны генофонда народов
республики. В центре внимания
соответствующего департамента —
семья, детские дошкольные учреждения,
школа, предприятия, медицинские
учреждения, где проводится
пропагандистская работа по
профилактике пьянства, алкоголизма,
наркомании, токсикомании и курения.
Во многих улусах при поддержке
Департамента по охране генофонда
народов РС(Я) созданы зоны, свободные
от алкоголя, проводятся мероприятия
по предупреждению употребления
наркотиков.
Охрана и обогащение генофонда
дикой природы также является одним
из важных направлений работы
министерства. Введение моратория на
отстрел диких копытных животных в
Центральной Якутии положительно
сказалось на динамике роста
численности популяций таких
животных, как лось, таежный дикий
северный олень и косуля. Успешная
реакклиматизация некогда
истребленного в Евразии овцебыка
позволила приступить к планированию
заселения на территории Якутии уже
лесного канадского бизона. Ведутся
работы по созданию колымского стада
кеты, зарыблению озер Ниджилинским
карасем и ценными сиговыми породами,
по восстановлению подорванного во
время войны генофонда осетра на реке
Лена.
Важным направлением работы
природоохранных органов республики
явилось сотрудничество с
зарубежными, в том числе,
международными экологическими
правительственными и
неправительственными организациями.
Сегодня министерство сотрудничает с
экологическими организациями Европы,
Азии, Америки и Африки. Республика
Саха (Якутия) подписала ряд
Соглашений о кооперации в области
охраны природы с такими влиятельными
международными организациями, как
Всемирный Фонд Дикой Природы (WWF),
Международный союз охраны природы
(IUCN) и Союз охраны природы Германии (НАБУ).
Наша республика — полноправный член
международного движения по
сохранению окружающей среды.
Авторитет Республики Саха среди
международных экологических кругов
весьма высок — Якутия первой
поддержала кампанию Всемирного
Фонда Дикой Природы «Живая Планета»
и передала в дар всему человечеству
свою уникальную систему Ытык Кэрэ
Сирдэр. Акция получила широкий
резонанс: свыше 40 государств по всему
миру последовали примеру Якутии.
Кроме того, ряд зарубежных стран и
регионов России взяли на вооружение
основные принципы Государственной
экологической политики Республики
Саха (Якутия).
Вместе с тем, несмотря на
достигнутые успехи в области охраны
Природы, существует ряд проблем,
требующих решения в XXI веке. Возьмем,
к примеру, проблему транспограничных
переносов загрязняющих веществ.
Практически все страны Европейского
сектора Арктики страдают от
кислотных осадков, переносимых
воздушными массами из промышленных
регионов Западной Европы. Весьма
серьезной остается проблема охраны
мигрирующих птиц и животных. В
арктических районах Северо-Востока
Азии наблюдается тенденция к
снижению численности перелетных
птиц. Некоторые виды птиц уже сегодня
находятся на грани исчезновения.
Происходящие сегодня процессы
глобального изменения климата,
наиболее заметные в высоких широтах,
завтра достигнут густонаселенных
регионов, расположенных в зоне
умеренного климата и субтропиков.
Следует отметить, что
экологическая безопасность мира в
целом оказалась в тесной связи с
экологическим благополучием
регионов Арктики и Севера.
Устойчивое развитие Российской
Федерации, всего мирового сообщества
в XXI веке должно опираться на
гармоничные отношения человека и
природы, а именно — на принципы «Декларации
по окружающей среде и развитию» и «Повестки
дня на XXI век», принятых на
конференции ООН в 1992 году в Рио-де-Жанейро.
Основное требование для успешной
реализации принципов устойчивого
развития — выдвижение рационального
природопользования и охраны природы
в качестве приоритетов
государственной политики.
Экологически безопасное развитие
республики и региона в целом требует
выработки гибкой стратегии, которая
на основе принципов устойчивого
развития позволила бы, повысив
благосостояние нынешнего поколения,
создать реальные основы для
достойной жизни будущих поколений.
Принимая во внимание социально-экономическую
и экологическую обстановку, а также
требования экологической
безопасности, мы выделяем следующие
приоритеты будущей Экологической
политики республики, на которые
должно опираться устойчивое и
экологически сбалансированное
развитие РС(Я) в первом десятилетии XXI
века:
— охрана жизни человека, его
здоровья от неблагоприятного
воздействия окружающей среды путем
достижения оптимального баланса
между индустриальным и традиционным
способами природопользования;
— внедрение экологически чистых,
безотходных, малоотходных
производств, обновление основных
фондов, совершенствование
технологий промышленного,
муниципального и аграрного
комплекса;
— развитие и совершенствование
экономического механизма охраны
окружающей среды на основе внедрения
принципов «загрязнитель платит» и
экономического стимулирования
природоохранной деятельности
предприятий;
— разработка важнейших нормативно-правовых
актов по обеспечению экологически
безопасного развития республики,
региональных экологических
нормативов на основе данных
современной науки;
— развитие системы экологического
образования, просвещения и
воспитания, направленной на
возрождение и совершенствование
экологических традиций народов
Севера, создание на их основе новой
экологической культуры и психологии,
нового экологического сознания и
мировоззрения;
— восстановление нарушенных
экосистем в экологически
неблагоприятных районах путем
воспроизводства природных ресурсов;
— объединение усилий
природоохранных органов и
общественности регионов Арктики и
Севера Российской Федерации, стран
Северного Форума для создания единой
системы особо охраняемых природных
территорий и сохранения
биологического разнообразия.
Таким образом, Экологическая
политика Республики Саха (Якутия) XXI
века будет направлена на поддержание
социально-экономической, духовной и
экологической безопасности жизни
якутян, не подвергая при этом риску
способность природной среды
обеспечить достойную жизнь будущим
поколениям. Это положение является
обобщенным выражением выдержавших
многовековое испытание благородных
природосберегающих традиций,
обычаев, мировоззрения коренных
народов Якутии, современной
экологической мысли и надежд
наступающего XXI века.