Все предплановые, предпроектные и
проектные материалы по объектам,
намечаемым к строительству или
реконструкции (расширению) на
территории PC(Я) подлежат
обязательной экологической
экспертизе.
Управление государственной
экологической экспертизы Минприроды
PC (Я) является одним из ведущих
подразделений системы
госэкоэкспертизы Госкомэкологии РФ:
с 1997г. оно является Координатором
Совета государственной
экологической экспертизы Российской
Федерации по Дальневосточному
региону.
Управление ГЭЭ Минприроды ведет
работу по обеспечению экологической
безопасности хозяйственных и иных
объектов на территории Республики
Саха (Якутия) — в основном и
приоритетном направлении
природоохранной деятельности.
Управлением государственной
экологической экспертизы
рассматриваются и разрабатываются
конкретные предложения по
природосберегающим принципам
развития хозяйственной деятельности
в Республике Саха (Якутия) на
ближайшую и отдаленную перспективу.
На наиболее крупных и значимых
объектах республики ведутся
экологические исследования по
целевым программам, согласованным с
Управлением ГЭЭ.
Органы государственной
экологической экспертизы были
созданы в Республике Саха (Якутия) в
1988 году в составе Государственного
комитета охраны природы. Численность
отдела экологической экспертизы
составляла 4 человека. С
преобразованием Госкомитета в
Министерство охраны природы в его
составе было создано Управление
государственной экологической
экспертизы.
У истоков создания природоохранной
деятельности в PC(Я), в том числе и
экологической экспертизы, стоял
первый председатель
Государственного комитета
республики по охране природы ЛУКИН
МИХАИЛ ЕГОРОВИЧ, который с
преобразованием комитета в
Министерство был назначен первым
заместителем министра и
одновременно начальником Управления
государственной экологической
экспертизы (с 1992 г. по сентябрь 1997 г.).
С 1998 года куратором Управления ГЭЭ
является заместитель министра
охраны природы PC(Я) Шматкова Людмила
Егоровна.
У всех сотрудников — многолетний
опыт работы в науке и на производстве.
Все специалисты имеют высшее
образование, а два работника
Управления — ученые степени
кандидатов наук.
Эксперты-экологи регулярно
проходят курсы повышения
квалификации, участвуют в
конференциях и семинарах разного
уровня, имеют свидетельства о
повышении квалификации, сертификаты,
в том числе международного образца.
При Управлении создан Совет
государственной экологической
экспертизы, состоящий из 21 ведущего
ученого и специалиста. В работе
Совета принимают наиболее активное
участие Новопашин М.Д. — директор
Института горного дела Севера СО РАН,
академик АН PC(Я); Саввинов Д.Д. —
директор Института прикладной
экологии Севера АН PC(Я), академик АН PC(Я);
Тяптиргянов М.М. — начальник
Департамента биологических ресурсов
Минприроды PC(Я), кандидат
биологических наук. Управление имеет
своего представителя в
Координационном совете
государственной экологической
экспертизы РФ.
Среди ученых и специалистов,
привлекающихся для проведения
государственной экологической
экспертизы в качестве внештатных
экспертов, 29% составляют доктора, 47% —
кандидаты наук, 14% ученых имеют
звание действительного члена
академий федерального уровня и
Академии наук PC(Я).
Сотрудники УГЭЭ ведут банк данных о
научных разработках в области
экологизации хозяйственной и иной
деятельности человека в условиях
криолитозоны и пропагандируют новые
перспективные технологии,
обеспечивающие соблюдение высокого
уровня экологической безопасности.
Имеющаяся информация находит свое
отражение в рекомендациях по
доработке проектной и предпроектной
документации, проходящей
государственную экологическую
экспертизу. При рассмотрении
проектов приоритеты отдаются
решениям, обеспечивающим выбор
экологически безопасных типов
оборудования и технологий в
соответствии с передовым
отечественным и зарубежным опытом.
При проведении на предприятиях
переоснащения, изменении
технологических решений
контролируется соблюдение
требований природоохранного
законодательства.
Управление ГЭЭ направляет
деятельность предприятий республики
в русло рационализации
природопользования в соответствии с
комплексными программами
совершенствования
ресурсосберегающих технологий,
предотвращения загрязнения водных
объектов, охраны атмосферного
воздуха, рекультивации отработанных
земель, охраны почв.
С 1995 Минприроды PC(Я) производит
частичное делегирование на
договорной основе права проведения
экологической экспертизы
территориальным, бассейновым,
улусным и городским комитетам охраны
природы. Учитывая настоятельные
просьбы глав администраций,
директоров ГОК, руководителей АК, АО,
председателей старательских артелей
было разрешено проводить
экологическую экспертизу проектов,
не требующих специализированных
контрольных расчетов объема
загрязнения окружающей среды, при
условии наличия в штате улусных
комитетов квалифицированных
экспертов-специалистов. Уже
многолетний анализ этой практики
показывает, что существенно
снижаются командировочные расходы
предприятий на поездки в Якутск для
согласования проектно-сметной
документации.
Статья 13 Федерального закона «Об
экологической экспертизе» обязывает
Министерство охраны природы PC(Я)
создавать в территориальных,
бассейновых, улусных и городских
комитетах охраны природы
подразделения, специализированные в
области организации и проведения
государственной экологической
экспертизы. Минприроды РС(Я), не
располагая достаточными денежными и
материальными средствами, а также
свободными кадрами для создания
таких подразделений и, с другой
стороны, принимая во внимание, что не
во всех комитетах такие
подразделения были бы загружены в
полной мере, (в частности, по причине
неравномерности промышленного
освоения территории Якутии),
предусматривало штатные единицы
экспертов в составе лишь нескольких
комитетов охраны природы. В
последнее время, в связи с общим
сокращением штатов, в части
комитетов эти ставки были сокращены.
Однако работа по предоставлению
возможности ведения экспертиз во
всех комитетах продолжается: в
Управлении проходят стажировку
специалисты комитетов охраны
природы; тиражируется наиболее
значимая инструктивно-нормативная
документация, которая по мере
необходимости предоставляется
комитетам; разработано Руководство
по согласованию предпроектной и
проектной документации, по
проведению экологической экспертизы
предпроектной и проектной
документации территориальными и
улусными комитетами охраны природы
МОП PC(Я); подготовлен Перечень
нормативных документов и правовых
актов, регулирующих экспертную
деятельность подразделений
Минприроды PC(Я).
При приемке проектных или иных
материалов оценивается полнота
видов и масштабов воздействий на
природную среду в процессе
реализации объекта экспертизы,
исходя из чего для ведения работ в
качестве внештатных экспертов
привлекаются ученые и специалисты
разных научных направлений и
профессий.
В том случае, если объект
экологической экспертизы несет
конфиденциальную информацию (государственную,
производственную или иную
установленную законом тайну),
требование о полноте представления
информации выполняется в
соответствии с Федеральным законом «О
государственной тайне», Гражданским
Кодексом и другими нормативными
правовыми актами в данной сфере.
Наряду с этим выполняются
требования законодательства
относительно информирования
заинтересованных сторон о
проводимой экологической экспертизе.
Предоставление такой информации
осуществляется, прежде всего, для
возможности своевременной защиты
гражданами и организациями
конституционного права на
благоприятную окружающую среду.
Участие общественности в
экологической экспертизе дает
зачастую ощутимый эффект в степени
обоснованности выводов экспертной
комиссии, позволяет выработать
решения по установлению наиболее
оптимального баланса экономических
и экологических интересов и т.д.
Главными же принципами, которыми
руководствуются эксперты и
экспертные комиссии при оценке
объекта экологической экспертизы и
подготовке экспертного заключения,
являются не соображения
политической, экономической и иной
целесообразности того или иного
решения, а соображения научной
обоснованности, объективности и
законности выводов.
Экологическая экспертиза
хозяйственной и иной деятельности
может проводиться двумя путями:
первое — используя научные и
профессиональные знания и опыт
экспертов, второе — используя методы
системного анализа и моделирования,
в том числе натурного моделирования,
т.е. посредством постановки
специализированных научно-исследовательских
работ. По данным профессора Н.Ф.
Реймерса, для моделирования
природных процессов и экспертной
оценки на этой основе развитые
страны вкладывают до 5% от общих
инвестиций со сроком экспертных
работ от полугода до 2-х лет. По
законодательству РФ об
экологической экспертизе оценка
проводится, в основном, по менее
затратному первому пути —
экспертными комиссиями.
Специализированные исследования,
сопровождающие экспертные работы,
проводятся обычно лишь при
невозможности выработки без них
достаточно обоснованного решения.
Отсюда повышенные требования к
руководителю и членам экспертной
комиссии. Уровень компетентности
штатных и внештатных экспертов
определяется на основе методов
самооценки, взаимооценки,
рейтинговой оценки и т.п.
В республике имеются большие
запасы полезных ископаемых.
Зарегистрировано более 1100
месторождений по 37 видам
минерального сырья: черные, цветные,
редкие и рассеянные металлы,
благородные металлы, алмазы, уголь,
природный газ, нефть...
Основой экономики республики
является горнодобывающая
промышленность. Добываются алмазы,
золото, цветные металлы, уголь, газ,
нефть и другие полезные ископаемые.
Развиваются энергетика, переработка
нефти и газа, дорожное строительство.
В связи с этим большую часть
рассматриваемых Управлением
государственной экологической
экспертизы материалов составляют
проекты по горнодобывающей
промышленности, добыче и переработке
газа и нефти, геологоразведочным
работам, дорожному строительству и
энергетике.
Управление совместно с Якутским
округом Госгортехнадзора РФ и
Госкомгеологии PC(Я) устанавливает
условия природопользования на
конкретных объектах, участвует в
разработке нормативно-правовых
актов, в том числе постановлений
Правительства PC(Я), регулирующих
природопользование и его формы на
территории республики.
Представители Управления
привлекаются к работе
Межведомственной комиссии по
недропользованию при Правительстве
PC(Я) и комиссии по проведению
конкурсов на право пользования
недрами на территории PC(Я).
В процессе экологической
экспертизы возвращается на
доработку почти четверть проектов,
что значительно сокращает нарушения
природоохранного законодательства
РФ и PC(Я) в процессе хозяйственной
деятельности, приводит к уменьшению
негативного воздействия на
окружающую среду.
Основные или наиболее часто
встречающиеся причины
несогласования проектов:
— отсутствие Оценки воздействия на
окружающую природную среду (ОВОС);
— несоответствие задач, решаемых
при оценке воздействия на окружающую
природную среду, ее назначению;
— отсутствие в проектах отдельных
разделов охраны окружающей среды;
— отсутствие лицензий на виды
деятельности;
— отсутствие согласований с
органами надзора и местного
самоуправления, а также заключений
органов государственного контроля и
надзора;
— нарушение требований по составу
материалов;
— несоответствие принимаемых
решений требованиям действующих
природоохранных нормативных и
руководящих документов;
— неудовлетворительные
экологические характеристики
оборудования;
— нарушения режима особо
охраняемых территорий.
Ежегодно в Управлении
государственной экологической
экспертизы рассматривается более 200
технико-экономических обоснований,
проектов и другой документации.
Наиболее крупными и значимыми
объектами, рассмотренными
государственной экологической
экспертизой за период с 1988-го по 1999 г.,
являются:
— железнодорожная линия Беркакит
— Томмот — Якутск;
— обустройство Средне-Вилюйского
газоконденсатного месторождения;
— обустройство Таас-Юряхского
нефтегазоконденсатного
месторождения;
— Иреляхское месторождение нефти;
— россыпное месторождение олова «Тирехтях»;
— оловорудное месторождение «Чурпунньа»;
— ТЭО строительства цирка в г.Якутске;
— прииск Анабар с обогатительной
фабрикой;
— детальная разведка алмазоносных
трубок «Ботуобинская» и «Нюрбинская»;
— Усть-Среднеканская ГЭС на р.
Колыме;
— материалы ОВОС ГОКа на
алмазоносной трубке «Юбилейная»;
— материалы по оценке возможного
воздействия на окружающую природную
среду PC(Я) отработавшей двигательной
установки второй ступени
ракетоносителя «Старт-1»;
— концепция генерального плана г.
Якутска;
— ТЭО строительства
золотодобывающего предприятия на
базе Нежданинского месторождения;
— мониторинг установки «кучного»
выщелачивания на Куранахском
месторождении;
— проекты законов Республики Саха (Якутия)
«О нефти и газе», «О недрах», «О
порядке сбора, заготовки,
переработки, реализации и вывоза
лома черных и цветных металлов за
пределы Республики Саха (Якутия)» и
др.;
— первый пусковой комплекс рудника
«Интернациональный»;
— система захоронения карьерных
вод трубки «Удачная» на участке
Киенгский;
— горнодобывающее предприятие на
трубке «Зарница».
Большинство указанных объектов, в
ряде случаев — после неоднократных
доработок, зачастую связанных с
изменением технологии работ,
согласовано и рекомендовано к
реализации, часть из них уже
действует.
Результатом работы Управления
государственной экологической
экспертизы Министерства охраны
природы PC (Я) является оптимизация
хозяйственной деятельности на
стадии проектирования, снижение
отрицательного воздействия
проектируемых объектов на
окружающую среду, отклонение от
реализации объектов или
технологических процессов, которые,
в случае их реализации, могут нанести
значительный ущерб окружающей среде.
Управление приняло участие в
обосновании открытия на кафедре
экологии Якутского госуниверситета
специальности 320100 «Природопользование»
для подготовки специалистов в
области управления
природопользованием. Указанная
специальность — для переподготовки
лиц, уже имеющих высшее образование
по другому профилю, — сначала была
открыта на заочном отделении в 1998
году. Тогда же обучаться по этой
специальности поступили в ЯГУ три
сотрудника Министерства охраны
природы PC(Я), которые в настоящее
время успешно завершают образование.
И, наконец, в 1999 году, при
непосредственном участии начальника
УГЭЭ, специальность 3201000 «Природопользование»
открыта на очном отделении. В 1999 году
Управлением ГЭЭ дано обоснование
ввести курс «Инженерная экология»
для специальности 080300 «Поиски и
разведка подземных вод и инженерно-геологические
изыскания» на кафедре
мерзлотоведения
геологоразведочного факультета ЯГУ
с последующим рассмотрением
создания специальности «Инженерная
экология».
На протяжении нескольких лет
начальник Управления ГЭЭ успешно
совмещает основную работу с
преподавательской деятельностью на
разных кафедрах Якутского
госуниверситета и руководит
практикой студентов.
Управление ГЭЭ, основываясь на
имеющейся значительной по объему и
содержанию, постоянно пополняющейся
нормативно-правовой и научно-методической
базе, широко внедряет в практику
проектирования, строительства и
эксплуатации объектов промышленной
инфраструктуры на территории
республики разработки ведущих
российских и зарубежных ученых,
распространяет накопленный мировой
опыт проведения оценки воздействия
на окружающую среду (ОВОС) для
использования в инвестиционных
проектах, имеющих важное значение
для хозяйственного развития РС(Я).
Накопленный на сегодняшний день
опыт проведения государственной
экологической экспертизы позволяет
сделать некоторые обобщения и
отметить наиболее часто повторяющие
недостатки проектной и
предпроектной документации и
материалов ОВОС:
— работы по оценке воздействия на
окружающую природную среду
выполнены без предварительного
оформления специальной лицензии, что
является обязательным в
соответствии с природоохранным
законодательством РФ (см.
Постановление от 26 февраля 1996 г. №168
Правительства РФ «Об утверждении
Положения о лицензировании
отдельных видов деятельности в
области охраны окружающей среды»);
— не рассмотрены разумные
альтернативы намечаемой
деятельности;
— ОВОС выполнены не в полном объеме;
— не оценено влияние объекта и
последствия этого влияния на все
компоненты природной среды —
составные части экосистем;
— нет предложений по разработке
программы мониторинга реализации
подготавливаемых решений и плана
послепроектного экологического
анализа;
— не соблюден порядок проведения
ОВОС (процедура) при подготовке
каждого вида обосновывающей
документации, перечисленной в
разделе 2 «Положения об оценке
воздействия на окружающую среду в
Российской Федерации»,
утвержденного приказом Минприроды
России от 18.07.96 г. №222;
— информация о состоянии
окружающей среды, используемая при
проведении ОВОС, подготовлена с
помощью методов и средств измерений,
не удовлетворяющих требованиям
законодательства Российской
Федерации и нормативных документов
по обеспечению единства измерений;
— проектные или иные решения,
содержащиеся в обосновывающей
документации, разработаны без учета
различного рода возможных
последствий ее реализации и выводов
ОВОС;
— нарушены сроки и
последовательность проведения ОВОС;
— имеются противоречия между
представленными данными и
сведениями, ранее прошедшими
государственную экологическую
экспертизу, в том числе, в составе
других материалов;
— не разработан информационный
материал для формирования
общественного мнения. Необходимо
представить результаты работы с
общественностью;
— нет предложений по строительству
компенсационных и природоохранных
объектов и по разработке
соответствующих мероприятий;
— материалы ОВОС не содержат
оценку изменения социально-экономических
условий жизни и здоровья населения;
— отсутствует вывод о допустимости
воздействия и возможности (невозможности)
реализации намечаемой хозяйственной
и иной деятельности;
— информация, содержащаяся в
материалах ОВОС, не достаточна для
определения экологического риска
намечаемой деятельности, оценки
рациональности природопользования
при различных вариантах этой
деятельности. Не достаточно доказано
(перечисляются основания), что
воздействие объекта хозяйственной и
иной деятельности не приведет к
значительным и/или необратимым
изменениям в природной среде и не
окажет негативное воздействие на
человека. Не выполнена экологическая
съемка посредством выполнения
специальных полевых исследований;
— не в полной мере определены
природные ресурсы, вовлекаемые в
сферу воздействия объекта.
Экологические последствия
промышленного освоения могут
наносить ощутимый урон природной
среде, здоровью и жизни населения,
что может привести к отрицательным
последствиям, в том числе в отношении
здоровья населения отдельных
регионов.
Выполнение требований
своевременно проведенной
экологической экспертизы проектно-сметной
документации на реализацию программ
развития народного хозяйства и
промышленного освоения территорий (выполнение
строительных, добычных,
геологосъемочных, геофизических,
гидрогеологических, поисковых,
разведочных и других
производственных работ) позволяет
значительно снизить уровень
экологического риска и
предотвратить чрезвычайные ситуации
техногенного характера.
В соответствии с требованиями
Постановления Правительства PC(Я) №100
от 10 марта 1998 года «О государственной
экологической экспертизе в
Республике Саха (Якутия)» на
Управление ГЭЭ возложены
контролирующие и надзорные функции в
отношении хозяйствующих и иных
предприятий.
Специалистами Управления и
внештатными экспертами периодически
осуществляются выезды в улусы — для
проверки деятельности комитетов по
охране природы в части экологической
экспертизы и для ознакомления
общественности улусов с
природоохранным законодательством
PC(Я) и РФ, а также непосредственно на
объекты экологической экспертизы —
для проверки выполнения проектных
решений и рекомендаций экспертных
комиссий.
Основными экологическими
нарушениями, подпадающими в сферу
деятельности Управления
государственной экологической
экспертизы Минприроды PC(Я), являются:
— реализация объектов
хозяйственной и иной деятельности
без наличия положительного
заключения государственной
экологической экспертизы (статья 30
Закона РФ «Об экологической
экспертизе»);
— финансирование объектов
хозяйственной и иной деятельности
без наличия положительного
заключения государственной
экологической экспертизы (статья 36
Закона РФ «Об охране окружающей
среды» и статья 68 Закона PC(Я) «Об
административной ответственности за
экологические правонарушения»).
Управление государственной
экологической экспертизы Минприроды
PC(Я) в рамках своих полномочий
применяет меры к нарушителям
природоохранного законодательства,
допустившим реализацию объектов
хозяйственной и иной деятельности
без наличия положительного
заключения государственной
экологической экспертизы:
направляет представления в
Природоохранную прокуратуру
Республики Саха (Якутия); по
указаниям Управления выписываются
предписания инспекторской службы. О
фактах нарушения природоохранного
законодательства в области
государственной экологической
экспертизы регулярно информируются
руководители Правительства PC(Я),
соответствующие комитеты в
Госсобрании (Ил Тумэн) PC(Я) и в
Государственной Думе РФ и т.д.
В заключение с удовлетворением
отмечаем, что на объектах, прошедших
согласование в Управлении
государственной экологической
экспертизы и реализуемых в
соответствии с его требованиями, до
сих пор не было фактов возникновения
чрезвычайных экологических ситуаций.
Так и должно продолжаться.
Литература
1. Лукин М.Е. Экологическая
экспертиза — гарант здоровья
будущих поколений. //Экологические
проблемы Якутии. — Якутск:
Сахаполиграфиздат. 1996. — С. 87—92.
2. Копылов Р.Н. Методика
государственной экспертизы. //Крайний
Север: проблемы экологии. Сборник
научных трудов. — М.: Редакционно-издательская
компания «Ресурс-Инфо», 1999. — С. 20—21.
3. Ахметшин А.А., Лишина С.Я. Критерии
устарели. //Крайний Север: проблемы
экологии. Сборник научных трудов. — М.:
Редакционно-издательская компания «Ресурс-Инфо»,
1999. — С. 22—23.
4. Ахметшин А.А. О работе
экологической экспертизы. //«Кыым»,
№21 (21494) от 02.06.1998 г.
5. Комментарий к Федеральному
закону «Об экологической экспертизе».
/ Отв. ред. проф. М.М.Бринчук. — М.:
Издательство БЕК, 1999. — 224 с.