«Душа — это
средство жизни...»
(природоохранительные
традиции эвенков)
Нет
на свете мудрее тех народов, которые
понимают или стараются понять
окружающий мир и воспринимают его
как живое существо. К таким народам я
хотел бы причислить и мой
малочисленный народ — эвенкийский.
С каждым
днем все труднее и труднее жить моему
народу, слишком много потерь и
разочарований связано у эвенков с
уходящими в небытие годами. У нас
отнимается самое главное — вера в
продолжение жизни в качестве
самостоятельного народа.
С каждым годом уходят шаманы,
сказители и народные мастера, а
вместе с ними уходит в небытие
Космического Мира мой народ, уходит
его язык, уходит его духовная и
материальная культура. И тешить себя
надеждами, что все образуется, нет
основания, если твой народ
малочисленен и забыт Цивилизацией,
которой нужен не твой народ, а его
земля с ее несметными недровыми
богатствами.
За многие тысячи лет своего
существования в гармонии с Природой
эвенки выработали целую систему
правил в виде заповедей и запретов,
которые должен был соблюдать каждый
житель таежных просторов.
Эти заповеди и запреты отражают
взаимодействие Человека и Природы, у
каждого обитателя была своя жизнь и
свои интересы, требующие уважения. И,наконец,
по поверью наших предков, у каждого
растения и животного была душа,
которая могла отомстить человеку за
причиненное зло.
В мифах и преданиях моего народа
существует множество животных и птиц,
которые являлись прародителями
эвенкийских родов. Из исторических
сказаний известно, что наблюдая
сходство в строении конечностей
медведя и человека, древние эвенки
пришли к выводу, что медведь раньше
был человеком. Некоторые эвенки
считали, что люди отличаются от
медведей косым узким разрезом глаз,
поэтому и назывались «эвенки есачи»,
то есть «поперечноглазые».
По преданиям моего народа, человек
произошел от дерева, поэтому в
древности у эвенков была традиция
хоронить мертвых в дупле дерева.
Также у Творца помощниками были
животные, имевшие дар речи — это
собака, ворон, волк и медведь. По
представлениям древних эвенков, в
мире не было иерархии и человек не
считал себя венцом Природы. Жизнь
эвенков и жизнь Природы настолько
переплетены, что отделить одно от
другого просто невозможно. Тем более,
что Природа для эвенков не была
неодушевленным объектом, а была
живым организмом, проявляющим
ответные чувства, когда эвенк
соприкасался с ней. Эвенки нашли в
Природе живые нити, которые
неразрывно связаны с их жизнью, и
поэтому они не существовали в этом
мире, а были вовлечены в силу своего
образа жизни в двусторонние
отношения с живой Природой. Поэтому
наши предки вселяли во все живое «оми»
(душу). Понятие «оми» эвенки
объясняли такими словами: «Омин —
бэе индевунин» (Душа — это средство
жизни). Таким образом, по
представлениям наших предков, все
существующее на Земле и способное
жить имело свою «оми». Между тем, они
четко различали, что все живое может
иметь душу-оми, а все остальные
явления Природы, способные двигаться
и распадаться, — мусун (силу движения).
Подобным отношением ко всему
живому на Земле проникнуты все
стороны жизни эвенков, особенно та,
от которой зависела их жизнь. Это —
промысел. Удача охотника, оленевода,
рыболова и даже его судьба во многом
зависели от духа-хозяина местности,
во владениях которого он находился. В
тайге или на озерах и реках ничего
нельзя было делать зря. Например, для
костра использовался только
сухостой, а если эвенкам нужно было
срубить «живое дерево», то они должны
были спросить разрешения у духа
тайги, объяснив причину. Нельзя было
понапрасну шуметь и разговаривать
громко, особенно вечером и ночью,
чтобы не разгневать духа тайги.
Существовали (их строго
придерживались) неписаные правила,
относящиеся и к домашнему оленю, и к
промысловым животным. Например,
домашнего оленя нельзя было
продавать — его дарили или
обменивали, его запрещалось убивать
из лука или ружья, а принято было
закалывать ножом или заостренной
палкой. Также запрещалось промышлять
диких оленей и лосей во время
взросления их детенышей, добывать
стельных самок и молодняк, охотиться
на пушных зверей в период линьки.
Считалось греховным отстреливать
гнездящуюся птицу, ловить много рыбы
в период нереста. Ни в коем случае
нельзя было понапрасну бить и мучить
животных, добывать больше, чем нужно
для пропитания и одежды.
По нашим верованиям, у всех
животных есть души, наказывающие
неудачами и болезнями тех людей,
которые не соблюдают правила
поведения на промысле или небрежно
обращаются с добычей. И, наоборот,
охотник мог обеспечить себе удачу, «договорившись»
с духом-хозяином тайги Барелак —
выполнив тот или иной обряд, как бы
заручался его поддержкой. Именно в
заключении такого договора и
содержался смысл многих обрядов.
Перед началом промыслового сезона
эвенки всегда обращались к духу-хозяину
Барелак, а также к духам-хозяевам
лесных угодий с просьбой дать зверя.
При этом духов угощали, ставя им еду в
особой посуде у почитаемого дерева
или около идола, сделанного руками
охотника. Широко распространенным
обрядом является кормление духа Огня,
так как Огонь является до сих пор
самым почитаемым духом эвенков.
Охотничья удача зависела и от
поведения человека по отношению к
костру, на котором он готовил себе в
лесу пищу и возле которого ночевал.
Тем, кто «кормил» Огонь, дух Огня
даровал более удачную охоту, и,
наоборот, оставлял без добычи тех,
кто не оказывал ему должного
внимания. Нельзя было класть нож,
иглу острием к Огню, так как можно
было поранить ноги «бабушке». В Огонь
нельзя было бросать шишки ели, кедра,
сосны, чтобы «бабушке» не залепить
смолой глаза, лить воду, жидкость,
чтобы не перепоить ее. Около костра
нельзя было колоть дрова, чтобы не
задеть «бабушке» ноги, проливать
кровь птицы, животного, чтобы не
рассердить ее. За непочтительное
обращение Огонь мог наказать
болезнью, неудачами и несчастьем.
Нарушение правил поведения,
поддерживающих порядок в мире-доме,
строго каралось — неудачами в охоте,
несчастьями в семье, болезнями и даже
смертью. Причем наказание чаще всего
следовало от тех существ, которых
человек обидел, чьими интересами
пренебрег. Так, за неправильное
обращение с добытыми животными «мстили»
их собратья или их души. Например,
считалось, что если нарушить правила
разделки медвежьей туши, то другой
медведь «отомстит» — задерет
охотника. Не надо было хвастаться,
что ты сильнее медведя, потому что он
«все слышит во сне».
По верованиям моего народа, деревья
тоже наказывали за плохое отношение.
Сосна, например, могла наслать
слепоту дымом. Если человек
осмеливался срубить на дрова живое
дерево, то его рано или поздно должно
было настигнуть возмездие. Возмездие
могло последовать и от личного духа-охранителя,
если непочтительно к нему относиться.
Также считалось, что за нарушение
древних норм поведения могут
наказать многочисленные духи тайги.
Нормы поведения должны были
соблюдать все обитатели средней
земли Дулин Буга. Если миропорядок
нарушали не люди, а другие существа,
то возмездие настигало и их. Когда
они не выполняли свои обязанности по
отношению к человеку,
пренебрежительно относились к нему,
чем-то обижали, именно человек их
наказывал. Например, считалось, что
медведю запрещено беспричинно
задирать человека. В честь медведя-людоеда
не устраивали медвежьего праздника
— его разыскивали и безо всякой
почтительности и осторожничания
убивали.
Но причины частых неудач и
несчастий мы должны искать прежде
всего в своем собственном поведении,
в своих проступках по отношению к
окружающей среде. Например, неудачи в
охоте наши предки объясняли
пренебрежением интересами духа-хозяина
тайги Барелак. Всякую болезнь
расценивали как знак недовольства
духов, а смерть, особенно трагическая,
несвоевременная считалась
следствием их гнева, наказанием за
нарушение норм поведения.
Всех этих бед и несчастий можно
было избежать, если неукоснительно
соблюдать запреты (одё) и традиции (иты).
Однако трудно представить человека,
который за всю свою жизнь хотя бы раз
не нарушил правила — случайно или же
по какой-то важной причине. Тогда
прибегали к помощи всевозможных
обрядов, которые могли предотвратить
грядущее несчастье. Если запрет
нарушался потому, что нельзя было
поступить иначе, человек признавал
свою вину, объяснял причины
проступка и просил прощения.
Считалось, что в этом случае духи не
будут мстить человеку. Например, при
устройстве чума, когда требуется
наломать веток «живого» дерева на
подстилку, эвенки просили прощения у
деревьев и приносили жертву Огню.
Несчастья можно было избежать и
прибегнув к такому способу, как
очищение. Например, женщине нельзя
было наступать или перешагивать
через охотничье снаряжение — от
этого охотник теряет удачу. Если «оскверненное»
снаряжение подержать над Огнем, то
удача вернется.
Все это показывает, насколько тонко
и изящно устроена система отношений,
в которой жили эвенкийские роды,
насколько гармоничен был их
миропорядок. Забота об окружающем
мире и его обитателях — вот что
определяло поведение человека и было
своего рода осью культуры, ее
стержнем. Принцип подобного
мировосприятия можно определить
словами «относись к другим так, как
хочешь, чтобы они относились к тебе».
И еще: «жизнь в тайге зависит от того,
как ты будешь действовать в той или
иной ситуации».
В современном обществе мы живем по
правилам поведения, законам,
придуманным самими людьми. А эвенки
старались жить по законам Природы,
которые не они придумывали, как
считают многие, а были созданы самой
Природой. Законы Природы очень
просты и понятны всему живому, и
отвечают они интересам всех существ,
населяющих планету Земля. А
современные законы заранее
предопределяют жизнь людей,
подталкивая их иногда к осмысленному
нарушению непонятных, не
воспринимаемых человеческим разумом
запретов и ограничений.
Многие, наверное, согласятся, что
созданные человеческой цивилизацией
мегаполисы отрицательно влияют не
только на здоровье человека, но и на
разум, порой разрушая последний до
неузнаваемости. Вот и происходят
всяческого рода преступления, иногда
по своей жестокости просто
бесчеловечные.
Человек создан самой Природой,
значит, если человек оторван от
Природы, то он — мутант. (А мы везде
ищем мутантов!). Нет смысла искать и
эликсир молодости, и пути, ведущие к
бессмертию, потому что мы
воспроизводим себя в будущих
поколениях. Если человек будет
бессмертен, то потеряется смысл его
жизни. Неспроста во всех сказках
народов мира бессмертными являются
только темные силы, а человеку
бессмертие ни к чему, так как он —
олицетворение Добра. Ничего нет
долговечнее черного цвета, а
жизнеспособные краски не вечны...
Сергей АЛЕКСЕЕВ.
Сергей Семенович Алексеев, учитель истории Тянской национальной эвенкийской средней школы им. И.Н.Кульбертинова.
|