На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Егор АНТОНОВ

Якутия в 20-е годы:
опыт национально-государственного строительства

После Октябрьской революции В.И.Ленин выдвинул идею создания советской автономии. Она включала в себя равноправие народов, их языков, суверенности и право наций на самоопределение. Важнейшие формы советской национальной государственности включали в себя: союзную республику, автономную республику, автономную область, национальный округ. Они должны были охватить пестрое и сложное по составу население России, где проживало более 100 народов, находившихся на различных ступенях социально-экономического, политического и культурного развития.

По Декларации прав народов 2 (15) ноября 1917 г. все народы, входившие в состав РСФСР, получали право на свободу выбора политического и социального строя, на экономическую независимость, на владение и распоряжение природными богатствами своей территории, управление своим хозяйством и культурой. Свои права народы могли осуществить только в результате образования своей национальной государственности, которая имела разные формы. К народам относились все племена, народности, нации, независимо от численности, места проживания и уровня социально-экономического и культурного развития.

Советская автономия предоставлялась народам по национально-территориальному принципу, т.е. основывалась на регионах, отличавшихся своеобразием национального состава населения, компактно проживавшего на данной территории. Она выражалась в коренизации органов государственной власти национальных районов и в переводе делопроизводств в них на национальные языки. Это введение объяснялось стремлением новой власти стать близкой и понятной различным национальностям страны.

20 апреля 1920 г. Сибирский ревком ликвидировал областную самостоятельность Якутии и превратил ее в район Иркутской губернии. Это решение было принято сверху без учета мнения якутского населения. Оно являлось актом игнорирования национальных, экономических и географических особенностей Якутии.

В декабре 1920 г. делегаты 8-го съезда Советов РСФСР во главе с С.М.Аржаковым отправили сообщение из Москвы секретарю Якутского губбюро РКП(б) М.К.Аммосову. В нем говорилось, что Наркомнац в принципе не возражает против создания Якутской автономии. По инициативе С.М.Аржакова при Наркомнаце был создан Якутский отдел. Следует отметить, что с самого начала якутяне поставили вопрос о статусе автономной республики, а не автономного края или автономной области. Союза ССР тогда еще не существовало, поэтому требовать статус союзной республики они не могли. М.К.Аммосов, П.А.Ойунский и И.Н.Барахов работали по двум направлениям. В Якутии они организовывали партийные и ревкомовские совещания и съезды, на которых ставился вопрос о предоставлении Якутии статуса автономии. А в Москве и в Новониколаевске эти проблемы выдвигались перед вышестоящими партийно-советскими органами.

Якутское губбюро РКП(б) в феврале 1921 г. заявило, что оно принципиально против автономии Якутской области. Разрешение этого вопроса передали губернскому съезду Советов. М.К.Аммосов, сообщив об этом решении в Наркомнац и Сиббюро ЦК, писал, что весть о возможности автономии проникла в массы населения.

В апреле 1921 г. после 10-го съезда РКП(б) П.А.Ойунский, И.Н.Барахов и ответственный работник ЦК А.В.Агеев по пути в Якутию остановились в Новониколаевске. Они поставили перед Сиббюро и Сибревкомом вопрос об образовании Якутской АССР. Мнения по этой проблеме в Сиббюро разделились. В.И.Хотимский и И.Н.Смирнов, учитывая оторванность области, некультурность населения, считали, что организация Якутской республики не вызовет революционного брожения среди якутов и объявление автономии повлечет за собой захват края и эксплуатацию населения иностранными державами — Японией или Америкой. В.Н.Яковлева и С.Е.Чуцкаев находили, что отказ в автономии нарушит политику советской власти в национальном вопросе и возбудит среди якутов националистическое движение. Сиббюро ввиду того, что голоса разделились, представило в ЦК РКП(б) оба предложения.

В апреле 1921 г. в Москве М.К.Аммосов написал заявление в ЦК РКП(б) и в Наркомнац, где поставил вопрос об образовании Якутской АССР. Затягивание разрешения этого национального вопроса отталкивало участников национального движения от сотрудничества с новой властью. Введение автономии затрудняло захват Якутии японцами или американцами. Единственным препятствием к предоставлению государственности народам Якутии являлся недостаток кадров партийно-советских, хозяйственных и культурных работников. 1 апреля 1921 г. М.К.Аммосов написал статью в «Правде» под названием «В Якутской области», где подчеркнул, что переброска из Центра нескольких опытных товарищей оживила бы партийно-советскую работу в Якутии. Именно тогда В.И.Ленин принял и беседовал с М.К.Аммосовым по вопросу об автономии.

16 мая 1921 г. Наркомнац, обсудив доклад С.М.Аржакова об автономии Якутии, дал принципиальное согласие на выделение Якутской автономной области — для выявления отношения партийной организации и мнения народа по этому вопросу. В мае того же года в Якутске было принято ошибочное решение о преждевременности и невозможности Якутской автономии. Противники автономии приняли его, пользуясь отсутствием М.К.Аммосова, П.А.Ойунского и И.Н.Барахова, которые находились в Центре.

В июне 1921 г. в Якутию приехала группа участников 10-го съезда РКП(б) во главе с новым секретарем губбюро партии Г.И.Лебедевым. На втором областном партийном собрании М.К.Аммосов, опровергая доводы противников автономии, заметил, что «опасность со стороны Японии и Америки, по-моему, сильнее при теперешнем положении и слабее будет при автономии. Советская власть, наоборот, вынуждена проводить автономию благодаря культурной отсталости мелких национальностей». Замалчивание национального вопроса «понимается населением как результат национального гнета». Эти идеи поддержали П.А.Ойунский, А.Ф.Попов, А.В.Агеев и др.

С.В.Васильев, И.П.Редников, М.Ф.Пясецкий и другие выступили против мнения М.К.Аммосова. Они утверждали, что «отсутствие организованности бедноты» якобы «не дает возможности осуществить автономию». А «с экономической точки зрения автономия дать ничего не может». Несмотря на существующие разногласия, второе областное партийное собрание приняло резолюцию об осуществлении автономии Якутии.

В октябре 1921 г. на первом съезде ревкомов выступил с докладом об автономии М.К.Аммосов. Докладчик отметил, что народы Сибири получают автономию с опозданием из-за Гражданской войны и что она «приносит с собой большой подъем культурных и экономических сил нации». В резолюции съезда говорилось, что «единственно приемлемой основой национальной автономии, соответствующей интересам подавляющего большинства якутского населения, должно явиться проведение ее на основе Советской власти, как автономной республики».

Для проведения подготовительных мероприятий по образованию автономной единицы в августе 1921 г. при губбюро партии была создана Якутская секция, заведующим которой работал П.А.Ойунский, а затем — М.К.Аммосов. Комиссия ревкома под председательством П.А.Ойунского выработала проекты «Декларации прав и обязанностей трудящихся Якутской АССР», положение об автономии ЯАССР, в котором наметила государственные границы, органы государственной власти и управления.

В проекте положения о будущей республике указывалось, что «создается Якутская чека, подчиненная Совнаркому ЯАССР». Чекисты, независимые от органов советской власти и назначавшиеся Центром и Иркутском, злоупотребляли своей властью и часто допускали произвол. Декрет ВЦИКа от 27 апреля 1927 г. это положение проигнорировал.

В проекте декларации подчеркивалось, что «все леса, недра и воды местного краевого значения, советские хозяйства и крупные сельскохозяйственные предприятия со всеми живыми и мертвыми инвентарями объявляются общенациональным достоянием ЯАССР». Т.е. народы получали право распоряжаться своими природными ресурсами — как национальным достоянием. Подчеркивалась историческая роль национальной интеллигенции в «культурном возрождении и духовном раскрепощении трудящихся ЯАССР».

20 декабря 1921 г. делегация Якутского ревкома на заседании Сиббюро в Новониколаевске поставила вопрос об образовании Якутской АССР. Против этого выступил секретарь Сиббюро И.И.Ходоровский. По его мнению, «создание автономии Якутской республики нецелесообразно», поскольку не хватает кадров работников для республиканских органов власти. Руководить республикой ввиду отдаленности ее от центра будет невозможно. Для образования республики нет веских политических и экономических предпосылок. По предложению Ходоровского было принято решение о создании автономной области.

В январе 1922 г. Наркомнац, несмотря на выступления представителей Якутии в защиту создания республики, признал целесообразным образование Якутской автономной области. М.К.Аммосов не согласился с решением коллегии и сумел убедить в своей правоте И.В.Сталина. 17 января того же года состоялось заседание Наркомнаца. На нем было пересмотрено прежнее решение и высказано мнение об образовании Якутской АССР.

21 января 1922 г. состоялось заседание Политбюро ЦК РКП(б), на котором заслушали вопрос о выделении Якутской области в автономную единицу. При опросе его членов В.И.Ленин высказался за принятие решения об образовании Якутской АССР. 16 февраля ВЦИК постановил «образовать Автономную Якутскую Социалистическую Советскую Республику как часть РСФСР. Установление границ и выработку положения о Якутской республике поручить комиссии». Проект манифеста ревкома по поводу провозглашения ЯАССР, написанный П.А.Ойунским и С.Н.Донским-старшим, обсуждался и был принят Якутским губбюро РКП(б). 30 апреля на торжественном заседании в присутствии представителей партийных организаций, военного командования, профсоюзов и культурно-просветительных учреждений манифест был обнародован. К советской и хозяйственной работе призывались «все дееспособные культурные силы края», в первую очередь национальная интеллигенция. Советы признавались политической основой национальной государственности народов Якутии.

27 апреля 1922 г. Президиум ВЦИК издал исторический декрет об образовании Якутской АССР. Этот документ положил начало образованию национальной государственности народов Якутии. В нем были указаны такие основные атрибуты государственности, как законодательный орган — ЯЦИК, исполнительная власть в лице Совнаркома и народных комиссариатов, определение внешних границ, возможность созыва Учредительного съезда Советов.1

В дореволюционный период Якутия управлялась царскими чиновниками в соответствии с Уставом об инородцах. Даже Степную думу не хотели признать, ввиду того, что она «кочевым» якутам не положена. Обретение самостоятельности в усеченном варианте способствовало пробуждению народа. М.К.Аммосов верил и надеялся, что «Якутия стоит накануне громадного экономического, политического и культурного возрождения». Якутия, пользуясь новым статусом, стала напрямую выходить на российские структуры власти, а не через Иркутск, как было в империи, и не через Сибревком и Сиббюро.

Первый Всеякутский учредительный съезд работал с 27 декабря 1922 г. по 19 января 1923 г. Избранники якутского народа законодательно закрепили образование Якутской АССР. Съезд вошел в историю как событие огромной исторической и правовой важности. На нем были утверждены «Основные положения конструкции Всеякутского съезда Советов трудящихся и красноармейских депутатов, ЯЦИК, его Президиума и СНК о разграничении их прерогатив и деятельности». Съезд положил начало деятельности высших органов государственной власти. Председателем ЯЦИК избрали П.А.Ойунского, его заместителем А.Д.Широких. В Президиум этого органа вошли: М.К.Аммосов, И.Н.Барахов, К.К.Байкалов, С.Н.Донской-1, А.Д.Бахсыров. Было образовано правительство Якутской АССР — Совет народных комиссаров. Его председателем стал И.Н.Барахов, заместителем — С.Н.Донской-1.

В связи с пересмотром Конституции РСФСР, в 1924 г. началась работа по подготовке проекта Конституции Якутской АССР. Этот вопрос 4 июля 1924 г. рассматривался на коллегии Наркомата юстиции ЯАССР, где обсуждался новый проект Положения о ЯАССР. 1 сентября 1924 г. проект Конституции рассматривался на совместном заседании Президиума ЯЦИК и СНК ЯАССР. Утвержденный на нем проект «Положения о Якутской АССР» состоял из 15 статей и определял территорию, границы и другие вопросы, требующие согласования с РСФСР. 5 сентября председатель ЯЦИК П.А.Ойунский направил названный проект на рассмотрение ВЦИК.

При подготовке проекта Конституции Якутской АССР конституционные вопросы разделили на две части. Поэтому проект Конституции ЯАССР составили в виде двух документов. Первый из них — «Положение о ЯАССР», т.е. Конституция ЯАССР — включал вопросы, требующие согласования с РСФСР. Второй — местная Конституция — отражал те вопросы, которые не требовали согласования с РСФСР. Последний из них был утвержден третьим Всеякутским съездом Советов 22 декабря 1924 г.

23 марта 1925 г. ЯЦИК ввел в действие первую Конституцию Якутской АССР. Она состояла из 5 разделов, включавших 11 глав с 87 статьями. Первый раздел составляли Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа и Декларация об образовании СССР. Второй раздел содержал общие положения. Третий раздел определял организацию высших органов власти Якутской АССР: Всеякутского съезда Советов, ЯЦИК и СНК ЯАССР. Четвертый раздел был посвящен народным комиссариатам, а пятый — местным органам власти. Наркомату просвещения и здравоохранения было поручено организовать во всех учебных заведениях республики изучение основных положений Конституции. Предусматривалось ее издание на якутском и русском языках.

Первая Конституция Якутской АССР узаконила высшие органы власти (Всеякутские съезды Советов, ЦИК, его Президиум и Совнарком), центральные органы власти (народные комиссариаты и управления), местные органы власти (съезды местных Советов, исполнительные комитеты Советов и Советы депутатов) и детально разработала иерархию между ними. В специальной главе регулировались взаимоотношения центральных и местных органов власти. Полномочия ЯЦИК превышали власть Всеякутского съезда Советов. Был заложен фундамент унитарного государства. Основной Закон не имел специальных глав о правах и обязанностях граждан, бюджетном и избирательном правах, не содержал статей с описаниями границ, территории, административного деления республики, а также не имел статей о суде, прокуратуре, гербе, флаге и столице республики. Отсутствовали статьи, которые содержались в проекте «Положения о ЯАССР».

В целях проведения национальной политики и подъема социально-экономического, культурного уровня малочисленных народностей Якутии при ЯЦИК был организован Комитет по делам малых туземных народностей ЯАССР. Главной его задачей являлась разработка законопроектов, направленных на национальное возрождение северных этносов.

После принятия 11 мая 1925 г. новой общероссийской Конституции, Президиум ЯЦИК 25 октября того же года поручил Конституционной комиссии разработать проект новой Конституции ЯАССР. Поэтому она заново была переработана и принята 13 февраля 1926 г. четвертым Всеякутским съездом Советов. При ее составлении авторы использовали опыт Татарской, Карельской и других автономных республик. Конституция Якутской АССР состояла из 7 разделов, 8 глав и 119 статей. Она была составлена в соответствии с Конституцией РСФСР 1925 г.

Конституция ЯАССР провозгласила, что вся земля, леса, недра, воды составляют собственность государства. В ней было зафиксировано бюджетное право республики. Бюджет составлялся Совнаркомом, утверждался ЯЦИК и представлялся в законодательные органы РСФСР, для включения в состав единого бюджета страны. В Конституции определялась организация власти на местах. Съезды Советов округов, улусов, волостей стали высшими органами власти в пределах своих административных территорий. В период между съездами Советов высшими органами власти считались исполкомы. Общее собрание избирателей (сход) осуществляло высшую власть в пределах наслега, селения, города. Конституция установила государственный герб и флаг ЯАССР. Впервые был введен институт гражданства в нашей республике. Гарантировались основные политические права и свободы: слова, собраний, митингов, союзов, совести. Объявлялось несовместимым с Основным законом какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав национальных меньшинств, допущение каких бы то ни было преимуществ для отдельных национальностей, нацменьшинствам гарантировалось право на выделение в самостоятельное автономное административное образование. За всеми гражданами признавалось право свободного пользования родным языком в суде, в управлении и общественной жизни. Национальным меньшинствам обеспечивалось право обучать детей в школах на родном языке. Избирательным правом пользовались все граждане Якутской АССР независимо от пола, вероисповедания, расы, национальности и оседлости. Лишались его представители «эксплуататорских» слоев населения. Конституция Якутской АССР законодательно закрепила равноправие между женщиной и мужчиной.

В Конституции 1926 г. говорилось, что высшим органом власти в республике является Всеякутский съезд Советов, созываемый раз в год из представителей окружных съездов Советов (из расчета 1 депутат на 3000 чел. населения). Съезд избирал из своей среды ЯЦИК в составе 25 членов. Ведению Всеякутского съезда Советов подлежали вопросы общего руководства, внутренней политической и хозяйственной жизни и административного строительства в республике. Он издавал законодательные акты; принимал, изменял и дополнял Конституцию ЯАССР и т.д.

ЯЦИК представлял собой высшую законодательную власть республики. Вместе с тем ему принадлежали распорядительные и контролирующие права. Это был орган, проводящий федеративную политику в вопросах экономического развития, автономно-административного и культурно-национального строительства. ЯЦИК образовывал правительство Якутии — Совнарком, утверждал бюджет, осуществлял налоговую политику, ходатайствовал об изменении отдельных федеральных законов, определял порядок и сроки выборов местных органов власти и т.д. К ведению ЯЦИК относилось административно-хозяйственное районирование республики, разрешение вопросов о концессиях, об иммиграции и переселении, право амнистии на территории Якутии и т.д.

Высшим органом управления в ЯАССР был Совнарком. Он проводил в жизнь хозяйственный и финансовый планы РСФСР и СССР, касающиеся Якутии; направлял и контролировал деятельность наркоматов, ведомств и местных исполкомов; принимал меры по развитию отраслей хозяйства и т.д. Народные комиссариаты Якутской АССР состояли из объединенных и автономных. К последним относились: наркоматы внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, земледелия. Они были ответственны перед ЯЦИК, СНК ЯАССР и ВЦИК. К объединенным относились наркоматы финансов, торговли, рабоче-крестьянской инспекции, управления промышленностью, статистики, почты и телеграфа, путей сообщения, политический отдел при ЯЦИК. Все они были ответственны перед соответствующими наркоматами и управлениями РСФСР и перед СНК ЯАССР. Все задания им направлялись через Совнарком Якутской АССР.

Федеративные отношения между Якутской АССР и РСФСР первоначально определялись постановлением ВЦИК от 27 апреля 1922 г., где устанавливались общие принципы их взаимоотношений. Однако до принятия Конституций Российской Федерации и Якутии эти отношения не имели полной и детальной правовой регламентации и регулировались отдельными правовыми актами. 4 января 1923 г. Наркомат по делам национальностей вышел на СНК РСФСР с предложением урегулировать взаимоотношения центральных наркоматов и ведомств РСФСР с соответствующими учреждениями Якутской республики. Дело в том, что в 1922 г. Сибревком продолжал вмешиваться в дела Якутской АССР. Центральные наркоматы и ведомства не имели сношений с ЯАССР, продолжали вести переписку с Якутией через Сибревком и его органы. Предложение Наркомнаца было поддержано Наркоматом юстиции, Наркомфином, Наркоматом РКИ РСФСР. В результате 13 ноября 1923 г. были урегулированы все вопросы взаимоотношений с Сибревкомом и налажены сношения Якутской АССР со всеми федеративными органами.

Конституция РСФСР 1925 г. детально регламентировала вопросы взаимоотношений между РСФСР и автономными республиками и областями. Внешняя торговля, иностранное и военное дело были отнесены к компетенции РСФСР. Закон закрепил централизацию управления транспортом, связью, финансами, промышленностью, продовольствием. Но в этих отраслях ЯАССР имела свои соответствующие наркоматы и управления, обладала широкими правами. Наркоматы внутренних дел, земледелия, юстиции, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, а также отдел внутренней торговли и промышленности Наркомторгпрома были автономными. Они подчинялись ЯЦИК, СНК ЯАССР и ВЦИК.

При Наркомате торговли и промышленности Якутской АССР имелся отдел внешней торговли. Представитель от Якутии входил в экспортное бюро при НКВД СССР. Внешняя торговля давала республике значительные доходы. Например, в результате продажи ценной пушнины на Лондонском аукционе удалось выручить 2300 тыс. руб. Военными делами ведал Якутский военный комиссариат, подчиненный военному округу. Якутский военком считался членом СНК ЯАССР.2

В 20-е годы начали систематически ущемляться не только права личности, но и права целых наций и народностей. Отсутствовало подлинное равенство между ними, начала проводиться сверхцентрализация, складываться сталинская унитарная система «автономий», расцвели пышным цветом в среде новых советских административных и хозяйственных чиновников бюрократизм, взяточничество, комчванство и шовинизм. 20 марта 1924 г. был ликвидирован Наркомнац — как орган, выполнивший свою миссию. Взамен этого образовалось так называемое представительство при декларативном ВЦИКе. СНК РСФСР 7 апреля 1925 г. постановил, что распоряжения наркоматов РСФСР, касающиеся предметов ведения одноименных наркоматов автономных республик, адресуются им. А распоряжения, касающиеся наркоматов автономных республик, могут быть адресованы им лишь при наличии особых законодательных решений наркоматов РСФСР. Таким образом, насаждался приоритет федерального Центра по отношению к регионам в области национально-государственного, хозяйственного и культурного строительства. Субъекты федерации фактически лишались самостоятельности.

Движение конфедералистов было вызвано усилением унитарных тенденций в национальной политике. Руководителем и идеологом этого выступления стал П.В.Ксенофонтов. Основной целью движения было «всемерное содействие действительному утверждению социализма в Якутии». Однако, их модель «социализма» имела явные социал-демократические черты. Она ничем не походила на казарменный, тоталитарный социализм. Во главу угла ставилась задача развития всех видов кооперации, т.е. в этом отношении они были последователями ленинского «кооперативного типа социализма». Конфедералисты настаивали на том, что для подлинного самоуправления республики необходимо конституционное закрепление за ней права распоряжения своими землями, недрами, водами и лесами. Якутия должна была делегировать федеральному центру «всю полноту полномочий в области военной и дипломатической защиты ее интереса, а также по делам народной связи и путей сообщения». Все же остальные наркоматы должны были остаться в подчинении местных властей. И в этом их идеи были очень схожи с идеями сибирских областников Г.Н.Потанина и Н.М.Ядринцева. Последние требовали, чтобы земли, недра, леса, бюджетные средства, пути сообщения, школы и медицинские учреждения перешли под контроль российских областей, образующих единую федерацию.

В сложившейся ситуации П.В.Ксенофонтов, И.Г.Кириллов, В.М.Слепцов, П.Г.Оморусов, С.Н.Данилов и Г.В.Афанасьев считали, что Якутская АССР имеет законное право на получение союзного статуса. При этом они ссылались на Узбекистан и Туркмению, которые приобрели его в 1925 г. на третьем Всесоюзном съезде Советов. Сопоставляя уровень экономического и культурного развития Якутии и среднеазиатских республик, конфедералисты отмечали, что Узбекистан образовался из трех автономных республик: Хорезмской, Туркестанской и Бухарской. Если в России церковь уже была отделена от государства, то в Туркестане мусульманское духовенство еще пользовалось огромным влиянием, там продолжали функционировать духовные школы — медресе. В Хорезме 60% партийцев являлись торговцами и служителями религиозного культа. В Бухаре продолжали действовать шариатские суды. Получение этими среднеазиатскими республиками союзного статуса с правом выхода из СССР, при наличии столь сильных пережитков патриархально-феодального общества в этом регионе, стало причиной выдвижения П.В.Ксенофонтовым и его соратниками аналогичного требования в отношении Якутии.

К тому же П.В.Ксенофонтов апеллировал к первому разделу второй главы второй статьи Конституции РСФСР от 1918 г., где говорилось, что Российская Федерация образуется на основе свободного союза свободных наций, что трудящиеся каждой нации самостоятельно на своих съездах Советов решают вопросы о вхождении в состав России. Также Павел Васильевич указывал на Декларацию прав народов России, к постановлениям первого и второго съездов Советов и к резолюциям 10-го и 12-го съездов РКП(б), где имелось положение о равенстве, суверенности и праве на свободное самоопределение вплоть до отделения от РСФСР.

П.В.Ксенофонтов и его единомышленники боролись за союзный статус, чтобы стимулировать самодеятельность народа. А для этого ими ставились задачи по гарантированию прав трудящихся на свободу слова, собраний и печати. По этой причине они стремились ввести в Конституцию Якутской АССР положение об обособлении законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти друг от друга. Такое реформирование, по их мнению, являлось творческим развитием социалистических идей: если коммунистическая партия отделила государство от церкви, то теперь назрела пора отделения государства от партии.

Для достижения «подзаконности» исполнительной власти предусматривалось: 1) предоставление избранному Всеякутским съездом Советов ЯЦИКу право отправлять в отставку Совнарком ЯАССР, 2) введение контроля обособленного и независимого от местных властей суда за законностью правительственных распоряжений. При этом СНК назначался Якутским комитетом ВКП(б). Таким образом, многообразие экономических укладов в период НЭПа привело к появлению среди части интеллигенции идей о дальнейшей демократизации авторитарной власти путем разделения ее властных полномочий, а также провозглашение общечеловеческих принципов свобод личности. Следует отметить, что у коммунистической партии сохранялась монополия на властные функции. Партийцы имели право утверждать или отклонять законопроекты ЯЦИКа и Всеякутского съезда. Следовательно, большевикам отводилась приоритетная роль в законодательной и исполнительной ветвях власти.

Несмотря на то, что П.В.Ксенофонтов предлагал делегировать Центру полномочия «в области военной и дипломатической», в его программе содержалось требование о размещении на территории Якутской АССР только национальных частей. Никакие другие воинские подразделения не могли быть введены без санкции законодательных органов ЯССР. К тому же Павел Васильевич сделал категоричный вывод о том, что: «Коммунисты должны быть разоружены». Появление подобных притязаний можно объяснить тем, что 1 декабря 1926 г. впервые организовали Якутскую национальную военную школу для подготовки младшего командирского состава из числа якутов. Конфедералисты считали, что национальный состав членов ЯЦИКа должен соответствовать в пропорциональном отношении национальному составу Якутской АССР. Пять членов Совета Национальностей в Москве от Якутии должны были быть избраны из числа представителей якутской нации, поскольку интересы русских, как в Совете Национальностей, так и в Союзном Совете обеспечивались в достаточном количестве. Здесь Павел Васильевич и его соратники исходили из того, что в десятом пункте резолюции 12-го съезда РКП(б) говорилось, что органы управления национальных республик должны формироваться из «людей местных, знающих язык, быт и обычаи соответствующего народа». Партийно-советское руководство проводило политику массового выдвижения на ответственные посты и должности в национально-территориальных образованиях лиц из числа представителей коренных народов. Эта политика получила название «коренизация». Таким образом, данное требование конфедералистов не содержало националистических, ущемляющих права других народов признаков.

Общественно-политические идеи Павла Васильевича Ксенофонтова и его единомышленников сформировались в нэповскую эпоху, когда в условиях однопартийной системы существовала относительная свобода в духовной жизни. Эти идеи наглядно отразили сложный этап развития государственности якутского народа. Их взгляды представляют собой памятник законодательной мысли якутов. Конфедералисты не являлись сепаратистами. Их лидер постоянно акцентировал внимание на несостоятельности мнения об отделении Якутии от СССР, поскольку республика ввозила товаров на 10-15 млн. руб., а вывозила лишь на 3-4 млн. руб. При этом существовал огромный внутренний дефицит в республиканском бюджете, из-за которого Якутская АССР жила за счет дотаций от центра. Следовательно, автономная Якутия не имела под собой прочной экономической базы и реальной экономической самостоятельности.

Участники движения 1927-1928 гг. во главе с П.В.Ксенофонтовым являлись конституционными федералистами, противниками унитарного имперского государства, созданного по сталинскому варианту «автономизаций». Они были идейными продолжателями инициатив сибирских областников; «Союза якутов», организованного В.В.Никифоровым; федералистов, которые отстаивали региональные интересы и фактическое равенство центра и провинций. П.В.Ксенофонтов и члены партии конфедералистов — это продукт трех российских революций, разбудивших и вызвавших к жизни, после 300-летней спячки под колониальным игом Российской империи, национально-возрожденческие силы, которые восприняли результаты революций как импульс к социально-экономическому и культурному развитию якутской нации.

В теоретическом труде П.В.Ксенофонтова «Теория и практика национальной политики ленинизма» демонстрировались преимущества ленинской национальной политики. С исторической точки зрения эта позиция автора являлась справедливой, поскольку в 20-е годы буржуазные теории самоопределения малочисленных и отсталых народов зашли в тупик. На практике закабаленные страны Африки, Латинской Америки и Азии подвергались жестокому колониальному гнету. В то время теоретические разработки В. И. Ленина по национальному вопросу являлись самыми передовыми и прогрессивными. Павел Васильевич работал над книгой в течение года, поэтому за такой короткий срок не мог не только написать целостный и концептуальный труд, но даже проштудировать необходимую для этого литературу по экономике, юриспруденции, философии, социологии и т.д.

Конфедералисты во главе с П. В. Ксенофонтовым пытались мирным путем внести изменения в Конституцию ЯАССР. Западно-кангаласская улусная интеллигенция, стремясь провести своих представителей, выставляла самостоятельные списки делегатов: два раза на улусные и три раза на окружные съезды. Но в 1925 г. и в 1926 г. Якутский обком ВКП(б) оказал открытое давление на голосовавших, и число делегатов от Западно-Кангаласского улуса не только не увеличилось, но даже значительно сократилось. По приказу из Москвы якутские власти в 1927 г. провели массовую чистку органов властей всех уровней от «социально чуждого элемента».

П.В.Ксенофонтов обращался на 4-ом Всеякутском съезде Советов к членам «беспартийной фракции» В.Н.Леонтьеву и А.Д.Широких с предложением внести поправки в Конституцию ЯАССР. Но эти представители национальной интеллигенции отказали в просьбе Павла Васильевича, а делегаты на Якутском окружном съезде забаллотировали его кандидатуру. Тогда лидер конфедералистов решил написать «программу партии».

В мае 1927 г. Павел Васильевич поехал в Покровск, где его двоюродный брат И.Г.Кириллов с нескрываемой тревогой сообщил, что ОГПУ намеревается произвести массовые аресты, и просил быстрее закончить написание программы. Именно тогда Павел Васильевич окончательно решил организовать «военную демонстрацию» для мирного разъяснения властям и населению своих программных требований. Аналогичное движение 1926 г. в Башкирии разрешилось ненасильственным путем после приезда туда Л.Д.Троцкого.

Не был определен заранее срок выступления, не сформирована партия, отсутствовали вооруженные отряды. Таким образом, движение началось стихийно, да и сами заговорщики напоминали членов дискуссионного клуба. При этом повстанцы не хотели проливать кровь и желали действовать лишь силой убеждения, т.е. это движение носило политический, а не уголовно-бандитский характер.

4 декабря 1927 г. в Мытатцах состоялся объединенный пленум командного состава. На нем с основным докладом о движении конфедералистов выступил П.В.Ксенофонтов. Состоялись выборы, на которых Генеральным секретарем ЦК младо-якутской партии был избран Павел Васильевич, членами ЦК — С.М. и С.И.Михайловы, П.Г.Оморусов, С.Н.Данилов, Г.В.Афанасьев, А.П.Павлов, И.Л.Белолюбский, В.М.Слепцов, Ефремов. Членами Центральной Контрольной комиссии стали И.Г.Кириллов, А.М.Оморусова и М.К.Артемьев.

Преследование мятежников отрядами красных не увенчалось успехом. Повстанцы хотели добраться до безопасного места и начать переговоры с местным правительством по существу своих требований. Тогда красные предложили им сдаться и обещали их амнистировать. 27 января 1928 г. отряд С.М.Михайлова, получив письмо от П.В.Ксенофонтова, сдался в местности Олом-Кель Эмисского наслега Амгинского улуса. Группа И.Г.Кириллова и М.К.Артемьева сложила оружие в Усть-Аиме 6 февраля 1928 г. Так завершилась «вооруженная демонстрация», организованная П.В.Ксенофонтовым и его соратниками. Всех сдавшихся на милость советской власти подвергли репрессиям.

Всего по делу «ксенофонтовцев» было репрессировано 272 чел., из них 128 чел. — расстреляно, 130 чел. — осуждено на различные сроки заключения и 14 чел. — освобождено. В журнале «Чолбон» за 1991-1993 года был опубликован список из 397 реабилитированных лиц. Из них 166 чел. (42%) пострадало в 1928-1930 годах и 231 чел. (58%) в 1937-1938 годах. Для Якутии репрессии 1928-1930 годов стали не «прелюдией» последующих карательных акций органов безопасности, не «генеральной репетицией», а проведением полномасштабной репрессивной политики в одной из национальных окраин. Это стало одним из первых массовых проявлений крупных деформаций в решении национального вопроса в нашей стране. Жертвами произвола пали не только непосредственные участники движения, но и ни в чем неповинные представители национальной интеллигенции А.И.Софронов, В.В.Никифоров, В.Н.Леонтьев, Г.В.Баишев — Алтан Сарын, И.Ф.Афанасьев и др. Под беспощадный каток репрессий угодили и абсолютно невинные люди. Например, студентки Якутского педагогического техникума К.Н.Егорова и М.В.Харитонова были осуждены и сосланы за то, что в своих частных письмах обменялись мнениями по поводу движения конфедералистов. Были осуждены ничего не подозревавшие о заговоре амнистированные русские белые офицеры: А.М.Храповицкий, И.Н.Герасимов, В.П.Николаев, П.П.Шулепов.

По необъективным данным комиссии ЦК во главе с Я.В.Полуяном 9 августа 1928 г. вышло постановление ЦК ВКП(б) «О положении в Якутской организации». В нем местное партийно-советское руководство: И.Н.Барахов, М.К.Аммосов, С.В.Васильев и др. обвинялись в допущении ряда серьезных ошибок, в оказании поддержки «верхушечной части националистически настроенной интеллигенции, систематически ее выдвигая на руководящую работу». Из 30 членов и кандидатов прежнего состава Якутского обкома ВКП(б), в новый состав не вошли 20 чел., в том числе: М.К.Аммосов, И.Н.Барахов, С.В.Васильев, П.А.Ойунский, С.Н.Донской-2, А.Ф.Бояров, Н.П.Фаткулов и др. К тому же этих лиц левацки настроенные коммунисты стали необоснованно обвинять в «правом оппортунизме», «правом уклоне», «буржуазном перерожденчестве» на Якутской шестой партийной конференции, собраниях и периодической печати.

После подавления движения конфедералистов в июне 1928 г. Якутский обком ВКП(б) ликвидировал культурно-просветительное общество «Саха омук», которое активно боролось против повстанческих отрядов П.В.Ксенофонтова. В 1937 г. нарком внутренних дел СССР Н.И.Ежов объявил это объединение « буржуазно-националистической организацией». В 30-е годы членство в этом обществе однозначно расценивалось как контрреволюционное, антисоветское деяние. Следует учитывать, что в «Саха омук» состояло подавляющее большинство якутской национальной интеллигенции, в том числе и коммунисты-якуты. Аресты осуществлялись планомерно и методично по спискам членов этого объединения.

В Якутской АССР отрабатывались сталинские методы борьбы с «националистами». Позднее этот печальный опыт ОГПУ-НКВД использовало в других национальных регионах. В целом, репрессии 1928—1930 годов были направлены против лучшей, наиболее образованной и культурной части якутского народа. Эта политика являлась дискриминацией в области национального вопроса, а также игнорированием прав на национальное самоопределение. С этого периода усиливается проявление шовинизма со стороны авторитарного государства по отношению к якутскому народу.

Идейное оформление движения во главе с П.В.Ксенофонтовым произошло в условиях существования многоукладной экономики и относительной свободы в общественно-политической жизни общества. В период НЭПа в Якутии наряду с насаждаемыми определениями «класс», «классовые интересы» вновь приобрели актуальность понятия «нация», «национальное возрождение». Одновременно, при отсутствии не только квалифицированных, но и элементарно грамотных лиц, для работы в управленческие органы, хозяйственные и культурные учреждения привлекалась беспартийная интеллигенция. Ведь неграмотные хамначчиты, малочисленные рабочие и кустари не могли их заменить. Следовательно, возросли роль и влияние национальной интеллигенции в якутском обществе. С самого начала выступление П.Ксенофонтова было обречено на провал, поскольку с конца 20-х годов началось свертывание политики НЭПа. К тому же идеи Павла Ксенофонтова и его сподвижников не нашли отклика среди сельского населения и национальной интеллигенции. Сказывалась усталость якутского народа от прежних повстанческих движений. Несмотря на то, что конфедералисты были продуктом трех российских революций, пробудивших национально-освободительные силы, они обогнали свое время и остались непонятыми. Поэтому их движение повлекло за собой массовые репрессии, охватившие сотни ни в чем не повинных людей.

Примечания

1. Макаров Г.Г. Северо-восток РСФСР в 1918—1922 гг. — Якутск, 1988. — С. 124-139.

2. Федоров М.М. Развитие советской государственности в Якутии (1918—1937 гг.). — Якутск, 1968. — С. 134—149.

3. Программа младо-якутской национальной советской социалистической партии середняцко-бедняцкого крестьянства «конфедералистов». //Илин. — 1991, №2. — С. 30—33; Антонов Е.П.Конфедералисты: «уйти из-под диктата государства». //Советы Якутии. — 1993, 6 мая; Он же. «Если мы шли против Соввласти...». Из истории движения конфедералистов в Якутии в 1927—1928 гг. //Полярная звезда. — 1995, №2. — С. 103—105; Он же. «...Правда окажется правдой». //Якутия. — 1997, 17 сент.; Он же. Идеи конфедералистов о государственном суверенитете Якутии в 1927—1928 гг. //Государственность РС(Я): история, современность, будущее. — Якутск, 1999. — С. 33-38.


Егор Петрович Антонов, кандидат исторических наук.

 

Яндекс.Реклама
носачева наталья найти каталог на сайте.. купить volvo xc60 concept
Hosted by uCoz