На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Правовые основы охраны природы
в Республике
Саха (Якутия)

Природа — все сущее на Земле, весь мир в многообразии его форм, совокупность естественных условий существования человеческого общества. Природа — это сама жизнь, форма существования материи и естественный источник сохранения и развития человеческого общества. Но сохранение ее таковой в условиях бурного развития общества, предопределяющего не только постоянное расширение потребления элементов природы, но и выбрасывание в природную среду компонентов, нарушающих ее сложившуюся систему, требует значительных усилий общества по предотвращению и ликвидации вредных воздействий на окружающую человека природную среду.

Развитие человеческого общества в условиях постоянно возрастающего темпа экономического, научного и технического прогресса превратило проблему «окружающая среда и человек» в сверхпроблему современности.

Охрана природы, рациональное использование ее ресурсов всегда были одной из главных задач государства, решение которой опосредствовалось правовым регулированием граждан и юридических лиц в сфере природопользования в целях обеспечения рационального использования природных ресурсов и предотвращения вредного воздействия деятельности человека на окружающую среду.

Природоохранное законодательство регулирует общественные отношения, действия граждан и юридических лиц в русле интересов общества и государства. Оно состоит из законов и подзаконных правовых актов, содержащих правовые нормы. Правовые нормы определяют права, обязанности и ответственность граждан и юридических лиц по использованию и охране природы. Важное практическое значение в охране окружающей природной среды имеют подзаконные правовые нормы, устанавливаемые постановлениями, приказами, положениями и инструкциями министерств и ведомств.

Законодательное признание охраны природы и ее ресурсов содержится, в частности, в Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Саха (Якутия), где закреплены главные, принципиально важные, положения, составляющие юридическую базу, на которой основывается и развивается природоохранное законодательство. В Конституции Республики Саха (Якутия) четко отражено, что земля и ее недра, леса и воды, растительность и животный мир являются достоянием народов, проживающих на территории Якутии (ст. 5).

Первоочередные меры Республики Саха (Якутия), как субъекта Российской Федерации, были направлены на предотвращение ухудшения качества природной среды, на рациональное использование природных ресурсов, развитие законодательной базы охраны природы и природопользования, реформирование системы государственного управления в области охраны природы, на разработку новой концепции экологической политики, определяемой конституционно закрепленным правом граждан республики на здоровую экологическую среду и идеологией природосберегающего, экологически безопасного хозяйствования.

В настоящее время действует ряд федеральных законов в области охраны окружающей природной среды. К их числу относятся: Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (1991), Закон РФ «О недрах» (1992), Закон РФ «О животном мире» (1995), Закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях» (1995), Закон РФ «Об охране атмосферного воздуха» (1999), Земельный кодекс РСФСР (1991), Водный кодекс РФ (1995), Лесной кодекс РФ (1997).

Согласно Закону РСФСР «Об охране окружающей природной среды» охране подлежат все природные богатства. При осуществлении хозяйственной, управленческой деятельности, граждане и юридические лица обязаны руководствоваться приоритетом охраны жизни и здоровья человека, рационально использовать природные ресурсы, соблюдать требования природоохранительного законодательства.

В республике действует принятый в 1991 году основополагающий в области охраны природы Закон Якутской-Саха ССР «Об охране природы в Якутской-Саха ССР». В статье 4 Закона установлено, что вся территория республики относится к легко ранимому, неустойчивому, с ограниченной экологической емкостью, безъядерному региону, где устанавливается верховенство экологически чистых малоотходных и безотходных технологий и запрещается разработка и реализация проектов, связанных с превышением экологической емкости природных комплексов и чреватых разрушением экологических систем, подрывом генетического фонда растений и животных.

Наряду с этим законом в республике действует ряд республиканских законов, определяющих содержание и порядок использования и охраны отдельных видов природных ресурсов. Это такие законы, как «О земельной реформе» (1991), «О недрах» (1992), «О лесе Республики Саха (Якутия)» (1992), «О плате за землю» (1992), «Об административной ответственности за экологические правонарушения» (1993), «Об особо охраняемых территориях Республики Саха (Якутия)» (1996), «О рыболовстве, рыбном хозяйстве и охране водных биоресурсов» (1999).

Например, Закон Республики Саха (Якутия) «Об особо охраняемых территориях Республики Саха (Якутия)» регулирует отношения в области организации, использования и охраны природных территорий в целях сохранения типичных и уникальных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, биологических ресурсов, их генетического разнообразия, изучения глобальных биосферных процессов и контроля за изменением их состояния, экологического воспитания населения на основе принципов:

— устойчивого развития;

— сохранения среды обитания и традиционного хозяйствования на территории Республики Саха (Якутия);

— защиты прав нынешних и будущих поколений на здоровую природную среду, на невозобновляемые и возобновляемые природные ресурсы.

Немаловажное значение имеют указы Президента Российской Федерации, глав субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Так, например, Указом Президента РФ №440 от 1 апреля 1996 года утверждена Концепция перехода РФ к устойчивому развитию, Указом Президента PC(Я) № 1342 от 28 января 1993 года «О развитии столицы Республики Саха (Якутия)» озеро Сайсары объявлено национальным парком республиканского значения.

Правительство Российской Федерации, правительства субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты в форме постановлений. Данные постановления развивают и дополняют вышестоящие законодательные акты, разрабатывают природоохранительные правила, определяют правомочия органов управления по охране природы. Например, постановление Правительства РФ №383 от 3 апреля 1997 года «Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии», постановление Правительства PC(Я) №141 от 14 апреля 1998 года «Об утверждении Положения о порядке выдачи лицензий на пользование водными объектами на территории Республики Саха (Якутия)».

Министерства и ведомства в соответствии с природоохранительными законами разрабатывают ведомственные положения, правила или инструкции, определяющие природоохранительные действия на объектах министерств и ведомств.

За несоблюдение законодательства об охране окружающей природной среды виновные привлекаются к гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности. Гражданско-правовая ответственность предусматривается общими положениями Гражданского Кодекса РФ и соответствующими нормами законов в области охраны природы, административная ответственность предусмотрена статьями Кодекса об административных правонарушениях РСФСР, Закона PC(Я) «Об административной ответственности за экологические правонарушения», в Уголовном Кодексе РФ предусмотрена целая глава, посвященная экологическим преступлениям.

Охрана природы неразрывно связано с повышением значения природоохранного законодательства. Это законодательство не должно следовать в хвосте событий, ограничиваясь закреплением уже оформившихся общественных отношений либо установлением тех или иных запретов. Не менее важной задачей законодательства является создание пути, по которому бы направлялся процесс планирования и благоустройства окружающей среды на длительную перспективу, а также устанавливалось динамическое равновесие между человеком и его природным окружением.

Дмитрий ФЕДОРОВ,
ведущий специалист УИЭПиМС
Министерства охраны природы РС(Я).

 

Яндекс.Реклама
антиквариат бронза.. где заказать суши.. гарантийный ремонт сотовых телефонов nokia
Hosted by uCoz