Реализация
государственной политики в области
охраны окружающей среды, обеспечения
экологической безопасности и
рационального использования
природных ресурсов, ориентированной
на принципы устойчивого развития
республики и отдельных ее регионов,
требует применения эффективной
системы управления.
Процессы принятия решения в ней
должны опираться на достоверную и
своевременную информацию о
природных средах, источниках
антропогенного воздействия на них,
существующих и возможных
последствиях этих воздействий.
Получение такой информации для
принятия решений как на федеральном,
так и на территориальных уровнях
управления должно обеспечиваться
Единой государственной системой
экологического мониторинга.
Создание Территориальной системы
экологического мониторинга
Республики Саха (Якутия)
регламентировано Постановлением
Правительства Российской Федерации
от 23.11.93 г. № 1229 «О создании Единой
Государственной Системы
Экологического Мониторинга (ЕГСЭМ)».
В данное время подготовлен проект «СОГЛАШЕНИЯ
между Государственным комитетом
Российской Федерации по охране
окружающей среды и Правительством
Республики Саха (Якутия) о совместном
решении задач в области
Территориальной системы
экологического мониторинга (ТСЭМ)
Республики Саха (Якутия)».
Основные цели Соглашения, это:
— определение сферы компетенции
федерального и территориального
уровня в рамках создания ТСЭМ
Республики Саха (Якутия) для
информационной поддержки принятия
управленческих решений по
обеспечению экологической
безопасности территорий и населения.
— Обеспечение функционирования и
развития ТСЭМ на территории
Республики Саха (Якутия) в рамках
ЕГСЭМ Российской Федерации.
— Обеспечение единого
нормативного, правового,
методического, информационного и
метрологического подхода при
совместном решении задач по
экологическому мониторингу.
— Организация взаимодействия
федерального и республиканского
бюджетов для финансирования работ по
экологическому мониторингу на
территории Республики Саха (Якутия).
Развертывание Территориальной
Сети Экологического Мониторинга (ТСЭМ)
на территории республики — как части
ЕГСЭМ Российской Федерации — будет
поэтапным.
1-й этап — организация
ТСЭМ РС(Я)
Единая система экологического
мониторинга, объединяющая ранее
разрозненные ведомственные и
отраслевые системы мониторинга,
позволит оперативно решать не только
задачи охраны природы, но и учета и
использования природных ресурсов.
На первом этапе будет создан
Информационно-аналитический центр
при Межведомственном совете и сеть
информационных каналов (каналов
передачи информации).
Информационная сеть мониторинга
призвана обеспечить непрерывный
информационный поток от станций
мониторинга к потребительским
терминалам Информационно-аналитического
центра. Информация распределяется в
соответствии с Положением о ТСЭМ PC(Я).
Унификация средств и способов
сбора, обработки и упорядочивания
данных экологического мониторинга в
связи с переходом на ТСЭМ требует
перехода на единую систему
информационного обеспечения. Будет
создана база данных и цифровых карт
единого формата, которая является
необходимым условием
функционирования ТСЭМ PC (Я).
2-й этап — оптимизация
сети ТСЭМ PC(Я)
2.1. Подключение к сети
специальных видов мониторинга.
Специальные виды мониторинга (контроль
за радиоактивным загрязнением,
санитарно-эпидемиологический и т.д.)
подключаются к информационной сети
мониторинга на правах участников
системы ТСЭМ PC(Я).
2.2. Научное обеспечение ТСЭМ PC(Я).
Институты ЯНЦ СО РАН, АН PC(Я) и ЯГУ
будут ответственны за проведение
наукоемких наблюдений и
исследований в области мониторинга,
а также обеспечивать разработку
современных методик наблюдений и
программных документов мониторинга.
2.3. Подсоединение к ЕГСЭМ
Российской Федерации.
Информационно-аналитический
центр ТСЭМ PC (Я) подключается к сети
ЕГСЭМ Российской Федерации через
кабельно-проводную или иную связь
для обеспечения бесперебойного
обмена информацией.
Создание и функционирование ТСЭМ PC(Я)
потребует привлечения крупных
финансовых средств, в том числе
валютных, для создания Информационно-аналитической
системы, выполнения целевых программ
экологического мониторинга,
разработки региональных
экологических нормативов для
регламентации хозяйственной
деятельности в условиях повышенной
уязвимости экосистем Республики
Саха (Якутия).
С 1999 г. началась организация СЭМ
Алмазной провинции, которая является
региональной подсистемой
Территориальной СЭМ Республики Саха
(Якутия). Она создается в рамках
региональной целевой программы «Оздоровление
экологической обстановки Алмазной
провинции в 1999-2000 г.г.» и
финансируется фондом «САПИ».
Критический уровень загрязнения
различных объектов окружающей среды
Алмазной провинции потенциально
токсическими веществами и
неудовлетворительное состояние
организации систем и методов их
аналитического контроля указывает
на необходимость создания системы
мероприятий по выявлению и оценке
источников загрязнения природных
объектов и их санации или ликвидации,
иначе говоря, создания
экологического аналитического
контроля.
Проблема может быть решена
созданием служб аналитического
контроля, задачами которого являются:
получение первичной информации о
содержании вредных веществ в
окружающей среде для принятия на ее
основе решений по предотвращению
дальнейшего поступления
загрязнителей и о необходимости
очистки объектов окружающей среды
уже от накопленных загрязнителей;
получение вторичной информации об
эффективности проведенных
санационных мероприятий.
В промежутках между получением
первичной и вторичной информации
экоаналитический контроль является
своеобразным индикатором динамики
изменения воздействий источников
загрязнения, то есть позволяет
судить об улучшении или ухудшении
экологической обстановки на каждом
конкретном объекте.
Схема организации аналитического
контроля должна отвечать следующим
принципам:
— независимость служб
аналитического контроля от любых
юридических лиц, представляющих
потенциальную угрозу загрязнения
объектов окружающей среды;
— многоуровневость контроля — от
оперативного по отдельным
показателям до многоцелевого по всем
потенциально опасным загрязнителям
для данного региона;
— оперативность контроля.
Для проведения аналитического
контроля необходимо оснастить
современным оборудованием
Специализированную инспекцию
государственного экологического
контроля Министерства охраны
природы и специализированные
инспекции экологического контроля в
городах Мирный и Нюрба.
В перспективе можно объединить все
государственные ведомственные
контролирующие лаборатории в единый
комплексный современный
аналитический центр.
Объединение ранее разрозненных
исследований и наблюдений за
состоянием окружающей среды в единую
сеть, получение полноценной
информации о состоянии природной
среды даст возможность глубокого
анализа и прогноза состояния
окружающей среды региона и позволит
планировать и проводить
экологически сбалансированную
экономическую политику.
Таким образом, создание системы
экологического мониторинга решает
следующие главные задачи:
— во-первых, определение реального
состояния природной и техногенной
среды, на этой основе принятие
компетентных управленческих решений
по социально-экономическому
развитию региона;
— во-вторых, приведение к
существующим экологическим
нормативам действующих предприятий (что
также предполагает финансовые
затраты), установление допустимых
антропогенных нагрузок на природную
среду, а также контроль над их
соблюдением при ведении
хозяйственной деятельности и
использовании природных ресурсов;
— в-третьих, принятие защитных мер
и контроль за их эффективностью в
системах природной среды с целью
предотвращения, насколько это
возможно, опасностей для человека и
природных объектов (ресурсов);
— в-четвертых, формирование
единого информационного
пространства не только в области
экологии, но и в других отраслях
народного хозяйства.
Территориальная система
экологического мониторинга
Республики Саха (Якутия) — это
информационно-аналитическая система,
а информационные технологии и услуги
выходят на передний план и являются
приоритетными направлениями в XXI
веке.
ТСЭМ представляет собой
многофункциональный объект высокой
сложности, состоящий из элементов и
звеньев, расположенных на различных
уровнях иерархии, реализующих
различные функции и имеющих свою
функциональную структуру.
Технологический процесс
функционирования системы опирается
не только на автоматические
программно-аппаратные средства, но и
на интеллектуальные ресурсы
эксплуатирующего систему персонала:
операторов, диспетчеров
соответствующих подсистем,
руководителей, специалистов-исследователей,
экспертов.
Министерство охраны природы
Республики Саха (Якутия) будет
осуществлять непосредственное
руководство работами по созданию,
обеспечению функционирования и
развитию соответствующих подсистем
и служб региональной системы,
определять исполнителей,
контролировать ход выполнения работ.
А также планировать и осуществлять
финансирование работ в объемах,
предусмотренных федеральным и
республиканским бюджетами, а также
за счет привлечения внебюджетных
финансовых средств.
Создание Территориальной системы
экологического мониторинга PC(Я)
позволит организовать регулярные
наблюдения за состоянием окружающей
среды, оперативную передачу
информации и подготовку принятия
решений по тем или иным чрезвычайным
ситуациям, призвано удовлетворить
потребности органов управления
Республики Саха и других
пользователей в полной
экологической информации, позволит
контролировать экологическую
ситуацию и моделировать ее развитие.
Валентин Архипов,
первый зам. министра охраны природы
РС(Я),
Валентина Афанасьева,
главный специалист УКиМ МОП РС(Я).