На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Мурад Аджи

Мы — тюрки?*

Китайские изображения кипчаков
из книги «Европа, тюрки, Великая Степь».

— По-вашему мнению, культура Древнего Алтая оказала влияние на остальной мир? Но что способствовало этому?

— Давайте не забывать, тюрков отличала от остальных народов не только вера, но и поразительные изделия из железа, своя архитектура, строительные материалы (кирпичи и бревна). Плюс наличие собственной письменности и цифр, плюс особая одежда, плюс конный образ жизни... Вот так — не из мелочей! — складывался облик народа, даже его внешний вид. Это не пустые слова.

Об уникальной алтайской культуре сегодня нужно говорить и говорить. Именно там придумали удила и оседлали коня. Железные удила — гениальнейшее изобретение. Как только оседлали коня, появился новый вид транспорта — сухопутный, а также новый способ обработки земли — плугом. Все было там новым, впечатляющим! Поднялись урожаи, и как следствие, начала резко расти численность населения. Словом, настоящий демографический и экономический взрыв, который был вызван научно-технической революцией. По-другому не скажешь.

Вот и стало тюркам тесно на Древнем Алтае, появилась необходимость в освоении новых земель. Как видим, опять ничего надуманного, все закономерно. Тогда люди узнали о слове «кипчак», что в переводе с тюркского означает «человек, которому тесно».

Эти «странники» и начали Великое переселение народов.

Сначала тюрки пошли в Северную Индию. Связь культуры Северной Индии с тюркской подтверждена документально и археологически. О чем спорить, если даже правившая две тысячи лет знаменитая Солнечная династия происходила родом с Алтая, с местечка Аксу. В Индии есть музей с алтайскими экспонатами — из прародины части индийцев, как считают сами они.

Северная Индия стала продолжением Алтая, а северная ветвь буддизма (ламаизм) — одним из ответвлений религии Тенгри. Надо отметить, там хорошо сохранился и язык алтайского народа. Урду — это не диалект хинди, это искаженный тюркский язык, стоит лишь внимательнее прислушаться к нему. Он весьма близок к азербайджанскому.

Вторая волна переселения тюрков была в Иран, где в I веке они создали знаменитое Кушанское ханство. Это тоже малоизвестная страница истории, но и она свидетельствует о том, как тюрки в раннем средневековье ваяли восточную культуру. Современные узбеки, иранцы, пакистанцы, афганцы-пуштуны, иракцы и другие — потомки тех тюрков.

Третья волна переселения была уже через Великую Степь — на запад, она достигла Ближнего Востока и Северной Африки, Англии и Скандинавии...

Здесь, думаю, уместно подчеркнуть, что переселение народов не надо понимать буквально: поднялась, мол, толпа и двинулась с Алтая на новые земли. Нет. Движение тюрков в Европу, например, заняло более 200 лет. За эти годы сменилось почти восемь поколений, пока они в 370 году не вышли к Дону, вернее, к Танаису. «Дон» — это уже их название.

Заселение степи шло медленно. Постепенно со II века складывалась степная культура. Тогда заселили почти всю территорию нынешней России (до Москвы-реки на севере и до Кавказа на юге).

Прежде Степь была почти безлюдной, а в лесной зоне, то есть к северу от Москвы-реки, жили финно-угорские народы, которые пришли туда в 1-м тысячелетии до н.э. тоже с Алтая. Но они ушли до появления веры в Тенгри, не успев вобрать в себя новую культуру. Поэтому они не тюрки, хотя ушли от тех же самых очагов, что и тюрки.

— Но бал в Европе правила Римская культура. Как она встретила тюрков?

— Столкновение Востока и Запада случилось в 286 году. Или чуть ранее, когда тюрки-кипчаки подошли к Волге (Итили), река тогда впадала в Каспий у предгорий Кавказа. Здесь возникло препятствие: на пути встали аланы, иранский народ, имеющий сильное войско. А у кипчаков войска не было. Встретив сопротивление, они свернули к побережью Каспия. Дошли до Дербента, до восточной границы Римской империи и остановились. Дальше путь был закрыт. Требовалось что-то предпринять.

Так жизнь заставила тюрков создать конницу, надо заметить, другой их армия быть не могла — все-таки конный народ. И события приняли крайне неожиданный оборот: в Римской империи поползли слухи о пророчестве Апокалипсиса, главной тогда книги христиан. В ней сообщалось о всадниках, посланцах Бога Небесного, которые освободят мир от власти языческого Рима.

Все так и стало, в 286 году всадники разбили армию Ирана, главного противника Рима. И — западный мир узнал о тюрках, заговорил о них. Рим очень забеспокоился.

Надо отметить, на Западе о Боге Небесном тогда не слышали. Евреи молились по своим обрядам, римляне — Меркурию и другим своим богам. Последователи Христа вообще не признавали богов, называя себя атеистами.

Первым, кто по достоинству оценил культуру тюрков, был великий армянский просветитель Григорий. Его многолетняя ссылка в «змеиную яму», скорее всего, проходила у тюрков, они и крестили его. Трижды окунули в воду, освященную равносторонним серебряным крестом. (Крещение водой — древний обряд религии Тенгри, тюрки новорожденных детей трижды опускали в холодную воду). Лишь после посвящения Григорий сложил пальцы — большой и безымянный — в жесте умиротворения.

Этот жест на Востоке означал преданность Тенгри, двуперстие опускали на лоб, на грудь, на левое, затем на правое плечо... Крестным знамением тюрки просили у Бога защиты и покровительства.

Григорий Просветитель утвердил в Армении в 301году новую Церковь — первую на Западе по тюркскому образцу. Со спасительным крестом, которого у христиан прежде не было. В армянской Григорианской церкви богослужение велось на тюркском языке, до VIII века было так. Священные книги также были написаны по-тюркски.

От армянской Церкви пошли в западный мир знания о духовной культуре Древнего Алтая. Через армянских проповедников культура тюрков стала внедряться в Римскую империю. От армян, собственно, и возникло христианство как религия, у них появился обряд. Остальные христиане тогда еще молились в синагогах, по иудейскому правилу.

Гонения, начатые императором Диоклетианом, ничего не меняли, число сторонников новой веры стремительно росло. Народы Империи, не боясь, говорили о бессилии старых богов и правителей. Дни Рима были сочтены.

Началась смута: семь августов, семь претендентов на престол сошлись в схватке.

Одним из них был грек Константин, прозорливый политик, он смог увидеть перспективы идеологического и военного союза с тюрками. Константин заключил с ними выгодный договор, и в 312 году тюрки разгромили войска императора Максенция. Рим пал.

После той битвы Империя раскололась на две — Восточную и Западную. В Восточной империи власть взял Константин. Он, согласно договору, объявил главенство тюркской веры, пригласил тюрков-священнослужителей, обязал людей молиться Тенгри, стал платить тюркам дань, ввел новый календарь — день отдыха назначил на воскресенье, как у тюрков... Так в 312 году благодаря тюркам начиналась Византия, быстро превратившаяся в цветущую страну. Это был сплав тюркской и эллинской культур.

Все окраины бывшей Римской империи наперебой приглашали тюрков. Всюду признавали равносторонний крест Тенгри, а с ним и новую тюркскую культуру: она давала полную свободу от Рима.

Для них, стран-союзниц, тюрки построили в Дербенте первый христианский храм, учредили там Патриарший престол христианской Церкви. Стали обучать христиан, показывая им обряды и правила богослужения, посвящая в тайны веры, готовили проповедников... Тот первый храм сохранился, его можно видеть и сейчас, но христиане не знают о нем. У них теперь другая история, которую начал император Константин.

Этот хитрый политик первым на Западе понял, что для достижения абсолютной власти нужна Церковь, которая подчинялась бы лично ему, но имела, в то же время, атрибуты и обряды религии тюрков. Чтобы не отталкивать верующих! Коротко говоря, истинную веру в Бога он задумал превратить в орудие политики: сделать Церковь рычагом власти. Такого надругательства над религией тюрки даже представить не могли, у них светская власть была отделена от духовной.

В 325 году Константин, который сам не был христианином, собрал в городе Никее епископов на Вселенский собор и приказал создать Церковь по греческому образцу. Иначе говоря, чтобы Тенгри и Христос были там одним лицом. Это вызвало несогласие, переросшее в раскол христианской Церкви.

Первым в защиту Тенгри выступил египетский епископ Арий. Он сказал, нельзя приравнивать человека к Богу, ибо не может сын быть себе отцом. Его поддержали епископы Армянской, Албанской, Сирийской, Коптской, Иверийской, Абиссинской церквей. Но их протест остался без ответа. Так возникла Греческая церковь.

Но она нуждалась в подтверждении своей правоты. А как? Греки не нашли ничего лучшего, чем создание легенд и мифов. Им было важно, чтобы тюрки восприняли их мифы как свои, как близкие им. Начали придумывать жизнь Христа. Тогда Евангелий еще не было. За основу жизни Христа они взяли историю Гесера — пророка тюрков. На Востоке повествования о нем занимают сотни томов — целая библиотека.

Если обратиться к «Гесериаде», то налицо сходство Евангелий с ее фрагментами. Это заметят даже неспециалисты. Поэтому-то в Европе мало кто знает о Гесере, а он жил за тысячу лет до Христа.

Обманом греки стали близкими союзниками тюрков.

— Значит ли это, что у тюрков признаком отличия «свой — чужой» была только вера в Бога? Они, что, так различали народы?

— Видимо, да. Эта традиция жила у них в течение веков, и, по сути, она осталась в нас, в их потомках: «веришь в Бога — значит, свой», говорили в Дешт-и-Кипчаке. Так же считаем и мы. Этот «тест» на идентичность был и при Чингисхане, и раньше, и позже.

Какого ты обряда — христианского ли, мусульманского ли или иного — никого не волновало в Великой Степи. Для тюрка это вторично. В веротерпимости и проявлялась духовная культура Дешт-и-Кипчака... Вот о чем надо помнить, говоря о предках!

— Константин это понял первым?..

— К сожалению. Он первым понял силу и слабость тюрков, подметив, что они беспечно принимали к себе всех подряд. Не различая, кто верит истинно, а кто — нет. Что делать, и эту черту мы унаследовали, она тоже отличает нас. У россиян широкая душа, в каждом человеке видим друга. В нас живут тюркские традиции.

Вот только хорошо это или плохо — широкая душа? Я не знаю.

— Значит, россияне должны учиться реальному отношению к жизни?

— Выходит, да. Только как это сделать? В любом случае не будем забывать, за счет тюрков поднялись и расцвели многие страны. Например, та же Византия.

Став их союзником, Византия начала активно торговать с Востоком и сказочно разбогатела. Огромные капиталы позволяли ей брать любое количество наемников в армию, и с их помощью решать все политические проблемы. А наемниками как раз и были тюрки. Да-да, «солдатским языком» Византии был тюркский язык, так говорят историки.

Интересно: в греческом языке много тюркских слов, а среди греков — этнических тюрков, давно забывших о своих корнях. К слову, специалисты по Византии отмечают связь ее с Востоком, но никто не пытался объяснить, откуда и почему она возникла.

— Действительно, в Стамбуле, в Софийском соборе видно, что храм — поликультурен, и он по-прежнему символ веры в Единого Бога...

— Неудивительно. Город строился в честь Бога Небесного — Тенгри. Строили его тюрки, их пригласил Константин, задумавший восточный город в пику Риму.

А обратите внимание на обряды, на молитвы, на иконы, на всю церковную атрибутику, на одежду священнослужителей и сами храмы Греческой церкви. Константин всю обрядовую ее часть тоже взял от тюрков. Подчеркиваю, христианство до этого не имело обрядов, ему важно было уйти от иудейских традиций. И все.

Простой пример: икону во всем мире называют «айконе» или «айкон». В переводе с древнетюркского это означает «открой душу», вернее, «говори истинно». Так и было. К иконе обращались тюрки при молитве как к напоминанию о Боге.

На ранних христианских иконах, вплоть до 691 года, только Тенгри. На русских иконах до 1666 года — тоже Тенгри. Сильное, восточное лицо, которое не спутать с другими. В Софийском соборе лик Бога тоже восточный, с раздвоенной бородой. И одежда на нем тюркская: шаровары, рубашка-косоворотка. И пальцы, сложенные в двуперстии... Так кто изображен на куполе Софийского собора? Тенгри, как бы его не называли сейчас.

Христа прежде изображали агнцем, то есть овечкой с посохом. Человеческий лик он обрел после Трулльского Собора 691 года, когда были приняты каноны, диктующие, как его рисовать. Тогда же утвердили и текст Евангелия, то есть жития Христа.

Знание этого открывает смысл иконоборчества, им прославилась Греческая церковь. Она уничтожала старые иконы с образом Бога Небесного, меняя его на лик Христа.

— А Римская церковь тоже начиналась от тюрков?

— В мире все идет своим чередом: борьба за власть шла всегда. Но с приходом тюрков главным оружием в той борьбе стали не войска, не деньги, а идеология. «Чей Бог, того и власть», с этим девизом живет теперь Европа.

В 380 году император Феодосий ввел в Риме христианство, распространив власть греческого патриарха. Главу Церкви назвали папой, его назначала Византия.

Но римляне оказались намного умнее греков. У них не было золота, единственным ресурсом, доступным им в борьбе за власть, оказался ресурс веры, а это дороже золота. И они мастерски реализовали его. Потому что поняли: умение манипулировать верой дает власть над политикой, государствами, отдельными людьми.

— Значит, Византия превратила Церковь в инструмент политики, а римляне стали развивать теорию христианства...

— Вот именно. Теоретики католичества, по происхождению тюрки, брали тюркскую же обрядовую традицию, приспосабливая ее к римской культуре. Это было ни чем иным, как созданием новой идеологии — западной.

В ней год от года сильнее проявляло себя тюркское слово «каталык», обозначающее «союзник». Поэтому движение за Западную церковь и назвали «католичество», то есть «союзничество». Союз двух культур создал духовное пространство для Западной Европы, которая впоследствии стала именно католической, она находила опору в Великой Степи и на Ближнем Востоке.

Тут нужно бы рассказать о папе Григории Великом, который вложил свое состояние в монастыри, они уже вошли в состав христианской Церкви, но не имели силы. Это был гениальный ход папы, он дал Западной церкви солдат-монахов, идеологических воинов.

Монастыри навсегда стали орудием и опорой папской власти и политики. Их назвали аббатства (опять же от тюркского «аббата» — «около отца»). Здесь развивали идеологию, к слову, они стали зачинателями университетов. Другие аббатства внедряли эту идеологию в жизнь. Западную церковь с тех пор отличает мощнейшая идеологическая база.

Тюрки-католики придумали новый вид оружия, информационный, а именно — слово. Это они разработали технологию воздействия на сознание людей. Слово позволило им, в конце концов, разрушить власть Византии и стать первыми в Европе.

— Для полноты картины не хватает Ислама, религии, основанной на единобожии.

— Ислам появился в Аравии, его история вроде бы хорошо известна. Но вот детали.

Первой мечетью была Мечеть Скалы в Иерусалиме, построенная тюрками. Это факт, говорящий о том, что мусульманская архитектура продолжила тюркские традиции. Одежда мусульман целиком взята от тюрков. Арабская письменность вся вышла из тюркской скорописи, из «уйгурского письма». Арабские монеты, литература, обряды, всюду тюркское начало. Его роль очень велика в становлении Ислама. Об этом я написал в книге «Кипчаки, огузы», что, естественно, вызвало несогласие невежд.

Еще деталь: знаменитые мусульманские ученые — тюрки. Аль-Фараби, Аль-Бируни... ни одного аравитянина! И это оспорить невозможно. Нарочно не говорю о ранних текстах Корана... Кстати, когда-то мусульмане молились на восток, почтительно склоняя головы к Алтаю, который они называли священной горой Каф. Так было! И тюркский крест на груди носили они. Его сохранили мечети в своих орнаментах... Неприлично забывать об этом, все-таки наша история.

Ведь Ислам распространяли тюрки, их конница, и делали они это мирно. В Северной Африке, в Испании, Франции, Италии люди добровольно принимали Ислам, отвергая «греческую веру». Папы Римские вплоть до Крестовых походов были ближайшими союзниками Ислама. Они так и говорили: «Мы исповедуем одного Бога».

Запад принимал Ислам за ветвь христианства, а Византия — за «египетскую ересь». Католики и мусульмане веками стояли рядом, но это уже тема другой беседы.

Заключая наш рассказ о тюркской культуре, мне хотелось бы подчеркнуть, у тюрков, действительно, слишком широкая душа. Они взрастили все религии мира и погубили свою. Не оформили ее в организацию. Как те же католики, например, Ватикан.

А без института религии народ уязвим и перестает быть народом. Превращается, образно говоря, в беспамятную толпу, что мы, к сожалению, и наблюдаем сегодня.

Все отмечают, у тюрков уже давно нет единства. А его дает только вера. Да, Великая Степь была веротерпима, свободна, но — увы! — поэтому и уязвима. Не было своего «Ватикана», который развивал бы теорию веры. Будучи самой чистой религией, она, вне Алтая, оказалась самой беззащитной. Потому-то мы так мало знаем себя.

Честно наши — российские! — хроники не вел никто.


* Окончание. Начало см. в № 1 за 2002 г.

Яндекс.Реклама
напольные люки в городе и напольные люки рейтинг статья.. удаление зубов.
Hosted by uCoz