Приз профессиональной критики
неожиданен и радостен. Критики, по
словам Павла Павловича Маркова, как
никто знают и чувствуют, что хорошо и
что плохо. Борис Николаевич Любимов
писал: «С людьми мирись, с грехом
борись», и аккредитованные
театральные журналисты и критики, как
мне кажется, следовали на этот раз его
словам. Для сравнения хочется
отметить, что в прошлом году этот приз
достался Андрею Могучему со
спектаклем по Саше Соколову «Школа
для дураков» (театр «Балтийский дом» и
«Формальный театр», Санкт-Петербург).
В 1987 году в одном из самых уважаемых
театральных журналов «Современная
драматургия» вышла статья Борисова
под названием «Олонхо — это мы», и
теперь он воплотил идею создания
театра Олонхо и представил ее
спектаклем олонхо «Кыыс Дэбилийэ»
перед театральной Россией. Художник
сказал и поставил. Остальные должны
будут писать, анализировать, еще и
судить. Как любит говорить Андрей
Саввич, он не читатель, а постановщик,
а критики — это читатель, зритель и
писатель вкупе.
Мощь и одновременно тонкость
решений режиссуры и художников
поражает воображение. Артисты
Степанида Борисова, Елена Сергеева,
Кирилл Семенов и Иннокентий Дакаяров
затрагивают душу зрителя искренней
отдачей игры, хотя в спектакле
актерской игры как таковой не видно:
все подчинено режиссерской и
художнической воле. Режиссура ведет
спектакль как олонхосут своих
слушателей. Одна за другой краше и
динамичнее сцены ведут к счастливому
концу. Прямо как в мечте перед сном: ты
рисуешь себе мир и начинаешь
воображать и жить в мире, где ты всегда
в ладу с самим собой.
Как и во многих работах Борисова —
Сотникова сцена — не открытая
плоскость. Сотников подвесил на
серебристых цепях в середине сцены
планшет с круглым отверстием — так
лаконично и понятно переданы целые
пласты олонхо. При этом великолепно
вписываются костюмы, доспехи, оружие,
выполненные ярко, красочно и роскошно.
И таким образом, идеи Лены Гоголевой
перейти от аскетизма оформления
декораций и костюмов к большой
красочности, пышности, к
использованию качественного
материала в этом спектакле с большой
убедительностью были реализованы.
Как идеи правят миром, так и
режиссурой спектакля, по незабвенному
определению К.Станиславского, правит
идея, заключенная в сверхзадачу. В «Кыыс
Дэбилийэ» идея ясна и понятна каждому
— доброта, взаимопомощь. Может, кому-то
покажется, что разделение на хороших и
плохих, добрых и злых, «плохой конец
заранее отброшен» слишком уж банальны,
но в этом и сила творения такого
народного шедевра, как эпос.
Начало XXI века, и Степанида Ильинична
снова в образе доброго человека. Если
в Брехте к ней боги сами спускались с
неба, то в олонхо она сама спустилась с
небес как те боги, которые остановили
свой выбор на Шен-де, самой доброй
женщине на земле. «Степанида — Шен-де
и Степанида — Кыыс-Дэбилийэ» может
стать темой отдельной работы. В Олонхо
Кыыс Дэбилийэ отреклась от своего
счастья, у нее своя судьба, свое
предначертание. В этом цельность ее
натуры. В этом проявляется ее
богатырский дух.
Каждый земной человек в трудные
минуты обращается к богу, просит
помощи. В спектакле Олонхо к Чугдаан
Бухатыыру в образе бога является Кыыс
Дэбилийэ, которая приходит на помощь
ради торжества справедливости, ради
мира во Вселенной. Сила Кыыс-Дэбилийэ
— в том, что она женщина сокровенная,
женщина защитница, женщина..., но в этом
спектакле она еще и богатырь,
представитель Верхнего мира. Я не
ставлю цели рассуждать о подробностях
происхождения сюжета олонхо о
женщинах-богатырях. «Кыыс Дэбилийэ»
интересна сочетанием воинственной,
могущественной силы и нежного сердца.
Она не только вступает в борьбу со
злом, но и восстанавливает порядок,
нарушенный хитроумной абаасы-женщиной
Сарахана Куукэнньик (Елена Сергеева),
которая крадет именно младенцев-мальчиков.
Кыыс Дэбилийэ очищает их от скверны и
устраивает их жизнь, соединяя с
красивыми женщинами и с миром,
которому они принадлежат. В этом тоже
виден высший справедливый суд. Она (Кыыс
Дэбилийэ) не только воительница, но и
женщина-айыысыт, у которой есть
объединяющая и направляющая сила. Ее
причудливо красивые богатырские
доспехи и тонкое, бледно-фиолетового
цвета, напоминающее редкий и очень
красивый нежный вид подснежника,
платье-халадай сидят на ней одинаково
красиво и естественно.
Борисов строит весь спектакль на
переплетении величия и хрупкости.
Планшет, организующее звено спектакля
— именно благодаря этому живому
художественному предмету (люлька,
дверь для злых духов Нижнего мира,
зеленый алас, полная луна, конь и
граница между мирами) достигаются
своеобразные ходы в разные миры
олонхо. Толстые веревки — канаты,
которые висят на нижней части
планшета, тоже играют на контраст с
серебряными тросами, на которых висит
планшет. Они органичны в различных
толкованиях, это могут быть и корни,
без них немыслима человеческая жизнь,
которую очень емко и точно выражает
Антуан де Сент Экзюпери в «Маленьком
принце»: «Люди?... У них нет корней —
это очень неудобно», это может быть и
наше человеческое дьявольское начало,
они не прямолинейно устремлены ввысь,
как серебряные нити. Они изогнуты,
скручены, напоминают слизь, которой
окутан и пропитан весь Нижний мир.
Соединяя все начала мироздания,
природа творит свое великое и
трагичное творение — ЧЕЛОВЕКА
СЕРЕДИННОГО МИРА.
Люди Серединного мира красивы,
крепки, богаты, добры, у них вечно
солнечно и зелено, но они сами не в
силах противостоять ударам извне.
Абаасы Нижнего мира, напротив,
уродливы, безобразны, хитры, сильны,
наглы, особенно это проявлено у
Сарахана Куукэнньик, ей не знакомо
чувство меры, ею направляет только
длинный червеобразный хвост. Люди
солнечного племени, кроме двоих —
Солук Баатыра (Куприян Михайлов) и
Айталыын Удаган (Софья Баранова),
могущественны и величавы. Не могу
понять: или у Барановой костюм выбран
неудачно, или она не справляется с
поставленной задачей. На фоне
красивых и эмоционально
разнообразных Степаниды Борисовой и
Елизаветы Потаповой ее выход
затушевывается, хотя она по
благославляющей задаче должна быть
символом чистоты и величия. В образе
Солук Баатыра не чувствуется мощь
героя даже в таком наряде и с задачей
остановки кровопролитной битвы. И тут
мне вспомнились слова, сказанные
уважаемым В.Н.Протодьяконовым после
первой премьеры олонхо: «тойук в
спектакле не звучит, вот раньше мое
поколение восхищалось тойуком в
исполнении Михаила Жиркова, Виктора
Саввина и других». По мнению Андрея
Саввича, в спектакле не хватает
звучащего слова, и это, как мне кажется,
в первую очередь, относится к артистам,
кроме исполнителей главных ролей.
Наверно, только олонхосутам от
природы присущ дар звучащего слова.
Артистам нужно время, им необходимо
работать над собой, чтобы
приблизиться к желаемому результату
соединения игровой артистической
сути с вокальным исполнительским
мастерством. Вот тогда весь мир
заговорит об уникальном мастерстве
актеров Театра Олонхо. В спектакле «Кыыс
Дэбилийэ» ансамбль, если таким
образом рассудить, подтягивается
голосом одной Степаниды Борисовой,
она для всех выступает в роли
камертона. Не зря во время антракта и
после спектакля компакт-диск «Stepanida»
был раскуплен московскими театралами.
Из Борисовского «талисмана» в
Олонхо отсутствует только Ефим
Степанов. Герасим Васильев с
артистами работал как режиссер. Вот он
поистине человек, который впитал
вместе с материнским молоком
национальный характер игры актера и
суть актерского творчества.
Закончилась восьмая «Золотая маска»,
профессиональный праздник общения и
работы. Уже сегодня после фестиваля в
майские дни мы слышим по радио «Голос
Америки» с критиком Мариной Тимашевой
выступление Андрея Саввича еще раз о
спектакле олонхо...