На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Ришат Юзмухаметов

Роль местных органов власти в открытии якутских алмазов

Большой вклад в открытие месторождений алмазов в Якутии внесли не только геологи специализированных геологоразведочных экспедиций и институтов, но и местные органы власти, население районов Якутии, где в конце 40-х — начале 50-х гг. были организованы поисковые работы на алмазы. Без их большой помощи и активной поддержки трудно представить открытие коренных месторождений алмазов в Якутии.

В конце сентября 1949 г. начальник Вилюйской партии Амакинской ГРЭ Г.Х.Файнштейн побывал в Якутске, где доложил о нахождении первых алмазов на Вилюе руководству Якутского областного комитета КПСС и правительству Якутской АССР. Здесь же, не дожидаясь утверждения работ на следующий год, было принято решение приступить к организации круглогодичного геологического участка на косе «Соколиная».

Выполнение данного решения было связано с многочисленными трудностями. Во-первых, планом работ АмГРЭ зимовка Вилюйской партии не предусматривалась, поэтому многие рабочие разъехались из с. Крестях сразу после окончания летних полевых работ. Во-вторых, необходимо было срочно обустроить в с.Крестях постоянную базу для сотрудников партии, геологического и другого оборудования. В-третьих, требовалось срочно решить финансовые вопросы для дальнейшей работы партии, наладить связь с центральным штабом экспедиции в Иркутске, организовать транспортную схему доставки грузов в Крестях.

1 октября 1949 г. бюро Сунтарского райкома КПСС заслушало доклад начальника Вилюйской партии АмГРЭ Г.Х.Файнштейна и приняло решение оказать этому коллективу всестороннюю помощь. Было решено открыть в с.Крестях отделение связи, сбербанка, передвижную киноустановку, обеспечить строительство здесь дизельной электростанции, дополнительно отгрузить для экспедиции продовольственные и промышленные товары. Бюро райкома решило обратиться в вышестоящие инстанции с предложением построить автозимник Турухта — Сунтар, который связал бы центр района с пристанью на р. Лена, обязало колхозы «Коммунар» и имени С.М.Кирова на договорных началах выделить для Вилюйской партии с 1 ноября 1949 г. 50 лошадей и 50 рабочих для перевозки породы на обогащение. Для размещения приезжих геологов, несмотря на все трудности с жильем, были выделены жилой дом и склад.

20 октября 1949 г. Совет Министров Якутской АССР издал под № 796 ( с грифом «совершенно секретно») первое постановление — «Об оказании помощи партии № 1 Амакинской экспедиции Министерства геологии СССР», касающееся деятельности геологов-алмазников на территории республики. Согласно этому постановлению руководству партии разрешалось вербовать рабочих в пределах республики, а Сунтарскому райсовету было дано указание выделять колхозный гужевой транспорт с возчиками для перевозки необходимого геологам груза. Одновременно в постановлении обговаривались вопросы организации торговли, связи, медицинского обслуживания работников партии, было дано разрешение на первоочередной завоз геологического груза в навигацию 1950 г. Таким образом, правительство республики почти сразу отреагировало на сообщение Г.Х.Файнштейна о нахождении алмазов в бассейне среднего течения р.Вилюй и приняло решение оказать помощь геологам, не дожидаясь окончательных результатов полевых работ Вилюйской партии АмГРЭ в 1949 г. Можно сказать, что правительство республики, принимая данное решение, сильно рисковало, так как будущие работы АмГРЭ могли не подтвердить оптимистических прогнозов Г.Х.Файнштейна. В то же время, именно в Якутии геологи-алмазники сразу почувствовали заботу о них со стороны высшего руководства республики. Организованные до этого Амакинской экспедицией работы в Красноярском крае и Иркутской области не нашли соответствующей поддержки со стороны краевых и областных властных структур.

Особое внимание якутских властей к поискам алмазов на территории республики имеет веские причины. Дело в том, что эти драгоценные минералы под именем «солнечного камня» были известны коренным жителям бассейна р.Вилюй давно. В середине 30-х годов особый интерес к алмазам в Якутии вызвали публикации вилюйского краеведа П.Х.Староватова, который не без основания считал возможным открытие здесь месторождений алмазов. С публикациями Староватова были хорошо знакомы руководители Якутии, которые неоднократно поднимали перед вышестоящими инстанциями вопрос о постановке поисковых работ по алмазам на территории республики. Поэтому открытие геологами Амакинской экспедиции этого драгоценного минерала на реке Вилюй явилось ярким подтверждением пророчества П.Х.Староватова и доказательством правомерности попыток руководства республики организовать его поиски.

В своих воспоминаниях бывший первый секретарь Якутского обкома КПСС в 1951—1965 г.г. С.З.Борисов рассказывает о встречах с высшим руководством СССР в конце 40-х годов. Так, например, во время встречи в 1947 г. бывшего первого секретаря Якутского обкома КПСС И.Е.Винокурова и работавшего тогда председателем Совета Министров Якутской АССР С.З.Борисова с председателем Совета Министров СССР И.В.Сталиным был поднят вопрос об усилении разведки богатейших недр Якутии. Впоследствии по поручению И.В.Сталина этим вопросом занимался секретарь ЦК КПСС Г.М.Маленков. В начале 1948 г. С.З.Борисов встречался с Г.М.Маленковым и рассказывал ему о вилюйском краеведе П.Х.Староватове, который неоднократно выступал с заявлениями о наличии в Якутии алмазов. Маленков, по словам С.З.Борисова, заинтересовался этим сообщением и даже позвонил в Академию наук СССР с просьбой дать аргументированный ответ на заявки П.Х.Староватова. Ответ от АН СССР, подписанный в числе других и академиком В.А.Обручевым, был вскоре получен. Академики поддержали П.Х.Староватова и предложили начать поиски алмазов в Якутии. Но дальнейшая судьба этого документа неизвестна.

В 1949 г. у руководства АмГРЭ не было долгосрочных планов работы в Западной Якутии. Только в ноябре 1949 г., то есть уже после решения Якутского ОК КПСС и Совета Министров Якутской АССР о создании стационарной партии АмГРЭ в с.Крестях и развертывании круглогодичных геолого-поисковых работ на алмазы в республике, М.М.Одинцов и Г.Х.Файнштейн составили генеральный план поисково-разведочных работ в Западной Якутии на 1950—1955 г.г., а также на 1950 г. в бассейне р. Вилюй. Таким образом, именно благодаря рискованному решению якутских властей, Амакинская экспедиция получила возможность досрочно создать свою базу в Якутии и немедленно приступить к дальнейшему развертыванию поисковых работ на алмазы.

Выполняя постановление Совета Министров Якутской АССР от 20 октября 1949 г., исполком Сунтарского райсовета 23 декабря этого же года принял свое решение «Об оказании помощи партии № 1 Амакинской экспедиции» и обязал председателей восьми наслегов (Вилючанского, Нахарского, Кокунского, Арылахского, Тойбохойского, Жарханского, Бордонского, Хаданского) организовать привлечение гужевого транспорта в количестве 50 подвод с 19 возчиками для перевозки восьми тонн промываемой и обогащаемой породы.

В 1950—1951 гг. Сунтарский райсовет оказал помощь 2-й Комплексной партии АмГРЭ в строительстве автозимника Турухта — Сунтар; весной 1950 г. сроком на три года закрепил за АмГРЭ часть местных сенокосных участков для обеспечения гужевого транспорта экспедиции сеном. В том же году Сунтарский райсовет выделил АмГРЭ часть площадей некоторых наслегов для строительства дорог, площадок под вывозку руды, поселков геологов и аэродрома «Хомустах» возле с. Крестях. Аэродром был построен в рекордно короткие сроки и в сентябре 1951 г. принят государственной комиссией. Тогда это был единственный типовой аэропорт в Западной Якутии.

В августе 1951 г. было принято постановление Совета Министров Якутской АССР и исполкома Сунтарского райсовета об ускорении строительства автозимника Турухта — Сунтар, который связывал район работ АмГРЭ с причалом на р. Лена. В этих работах участвовали сотни колхозников Сунтарского улуса. 1 января 1952 г. автозимник Турухта — Сунтар был принят в эксплуатацию.

С начала 50-х годов геолого-поисковые работы развернулись и на территории Оленекского района, местные власти которого также оказали геологам посильную помощь. Всего за 1951—1957 г.г. они выделили различным геологическим экспедициям около четырех тысяч оленей и 240 человек.

Нередко представители геологических партий критиковали местные органы власти за недостаточное внимание и содействие их работе. Например, делегаты состоявшейся в ноябре 1950 г. VI Сунтарской партконференции от АмГРЭ П.И.Черняев, И.Г.Прокопьев и А.И.Бичевой в своих выступлениях ставили вопросы об улучшении помощи со стороны местных партийных, советских и хозяйственных органов в создании необходимых культурных и бытовых условий для работников экспедиции, признали неудовлетворительным выполнение решения Сунтарского РК КПСС о выделении плотников и пиломатериалов для строительства жилья АмГРЭ в Крестяхе.

Местные партийные и советские органы своевременно реагировали на подобные замечания. Так, с 20 ноября по 20 декабря 1950 г. в распоряжение АмГРЭ было выделено 40 плотников для строительства жилых и производственных помещений экспедиции. Были приняты меры по продаже картофеля и овощей работникам АмГРЭ, в Крестяхской школе открылись параллельные классы с обучением на русском языке.

Пристальное внимание АмГРЭ в те годы уделял Якутский обком КПСС, руководители которого И.Е.Винокуров и С.З.Борисов прекрасно понимали значение открытия месторождений алмазов для дальнейшего экономического, социального и культурного развития республики. В сентябре 1951 г. Якутский обком партии представил в ЦК КПСС проект постановления СМ СССР «О мерах по улучшению геологоразведочных и изыскательских работ на территории Якутской АССР». В проекте постановления предусматривалось расширение функций Якутского геологоразведочного управления, возложение на него всех геологоразведочных, геофизических и геологосъемочных работ на территории Якутской АССР. В конце 1951 г. Якутский ОК КПСС впервые заслушал отчет Сунтарского РК КПСС об оказании помощи АмГРЭ в организации и проведении поисковых работ на алмазы в Западной Якутии. Обком партии критически оценил деятельность райкома в этом вопросе, особенно то, что он «смирился с вопиющими безобразиями в деле культурно-бытового обслуживания рабочих 2-й Восточной комплексной партии» и рекомендовал ему «глубже вникать в деятельность геологических экспедиций, работающих на территории района». В ноябре 1953 г. секретариат обкома КПСС принял постановление «О мероприятиях по обеспечению выполнения плана Амакинской экспедиции на 1954—1958 г.г.», в котором определялись объемы и масштабы работ, предусматривалось сооружение школ, медпунктов, клубов, библиотек и Красных уголков в поселках АмГРЭ, принимались меры по улучшению снабжения геологов продовольственными, промышленными товарами. Это постановление оказало существенную помощь алмазоискателям.

Со временем над деятельностью АмГРЭ был установлен жесткий партийный контроль. Так в 1951 г. решением Якутского ОК КПСС были введены должности заместителей начальников геологических партий по политчасти, а в Сунтарском и Ленском райкомах КПСС созданы промышленные отделы. Одновременно многие специалисты экспедиции были зачислены в номенклатуру райкомов и секретариата обкома партии, в номерных партиях создавались первичные партийные организации, члены которых состояли на учете в Сунтарском райкоме КПСС. В 1950 г. для усиления кадров АмГРЭ Якутский ОК КПСС направил заместителем начальника по политической части 2-й Восточной комплексной партии А.С.Гольдмана, работавшего до этого председателем исполкома Сунтарского райсовета, а начальником партии № 128 И.Е.Николаева, одного из первых горных инженеров-якутов. В апреле 1953 г. на заседании бюро обкома партии был рассмотрен вопрос о работе заместителя начальника 4-й Восточной комплексной партии АмГРЭ по политчасти И.А.Сычева. В результате серьезной критики деятельности И.А.Сычева бюро обкома КПСС решило освободить его от должности заместителя начальника по политчасти за серьезные упущения в работе. Кроме того, бюро отметило, что в геологических партиях АмГРЭ создалась обстановка благодушия, беспечности и грубого нарушения государственной дисциплины со стороны ряда работников, что руководство экспедиции допускает нарушения в подборе кадров, укомплектовывает некоторые руководящие должности недостойными людьми, скомпрометировавшими себя на прежней работе, не совсем объективно информирует обком КПСС о положении дел. В связи с этим бюро обкома партии приняло решение довести до сведения ЦК КПСС, что, несмотря на особую народно-хозяйственную значимость деятельности АмГРЭ, руководство экспедиции не занимается укреплением кадров опытными специалистами. Также было решено обратиться в комиссию Государственного Контроля при Совете Министров СССР с просьбой проверить деятельность Амакинской экспедиции. В результате, уже через несколько месяцев, произошла замена всех руководящих работников АмГРЭ. Новым начальником АмГРЭ стал М.Н.Бондаренко, главным геологом — Р.К.Юркевич.

В те годы внимание партийных органов к проблеме кадров в геологических экспедициях было не случайным. Здесь ощущалась очень высокая текучесть кадров, что объяснялось не только сезонным характером работы, но и отсутствием нормальных бытовых условий в поисковых партиях, трудной, напряженной работой, примитивным оборудованием и техникой, вербовкой рабочих, которые оказались на территории Якутии как заключенные ГУЛАГа и в прошлом были связаны с криминальным миром. Поэтому среди сотрудников геологических партий было немало случаев прогулов, пьянства, браговарения, хулиганства. Все это отрицательно сказывалось на моральном климате и трудовой дисциплине в геологических партиях и отрядах, приводило к недовыполнению плановых заданий. Стремясь избавиться от таких сотрудников, руководители Амакинской экспедиции стали постепенно формировать свои рабочие кадры, привлекая необходимых квалифицированных рабочих из-за пределов республики.

В октябре 1953 г. по предложению Якутского обкома КПСС управление Амакинской экспедиции было перебазировано из Иркутска в село Нюрба, которое надолго стало центром геолого-поисковых работ на алмазы в Западной Якутии. Данное решение было продиктовано необходимостью приблизить руководство экспедиции непосредственно к территории ее основной деятельности. В результате значительно повысилась оперативность в работе Амакинской экспедиции.

С открытием россыпных месторождений алмазов на Вилюе встал вопрос о начале их промышленной разработки. Этот вопрос неоднократно ставил перед вышестоящими инстанциями Якутский обком КПСС, в этом, в первую очередь, были заинтересованы и центральные органы власти СССР. На XVIII конференции Якутской областной партийной организации в сентябре 1952 г. было отмечено, что открытие алмазов в бассейне р.Вилюй требует создания новой отрасли горнодобывающей промышленности союзного значения — алмазодобывающей. Но из-за отсутствия в начале 50-х гг. богатых алмазоносных месторождений этот вопрос был отложен до открытия на территории республики первых коренных месторождений алмазов.

Конечно, нельзя считать, что у геологических экспедиций, работавших по поиску алмазов в Якутии, со всеми местными учреждениями были только идеально мирные отношения. Бывали и конфликты, ссоры, недоразумения по разным мелким поводам. Но в то же время неизбежное столкновение интересов общесоюзного ведомства, ведущего поиски алмазов в Якутии, и местных властей не стало доминирующим, поскольку объединяющим началом здесь была общая цель, связанная с разведкой драгоценных кладовых Якутии и их освоением.

В эти же годы зародилось шефство геологических организаций над местными хозяйствами. Так, 21 января 1954 г. бюро Нюрбинского РК КПСС поддержало почин коллектива партии №42 АмГРЭ, решившего взять шефство над колхозом им. К.Е.Ворошилова Мегежекского наслега и оказать ему техническую помощь в механизации трудоемких работ. В свою очередь колхозники открыли в п. Озерном рынок для реализации излишков сельхозпродуктов.

Отдавая дань уважения всем участникам открытия месторождений алмазов в Якутии, необходимо подчеркнуть, что это во многом было сделано благодаря патриотизму, братству и дружбе народов бывшего Советского Союза. Большой вклад в «открытие века» внесли местные органы власти, которые в силу особой важности алмазов как стратегического сырья активно поддерживали геолого-поисковые работы. Поэтому экспедициям оказывалась всесторонняя помощь, создавались все необходимые условия для работы. Именно благодаря настойчивости Якутского ОК КПСС и Совета Министров Якутской АССР широкомасштабные круглогодичные работы по поиску алмазов в Западной Якутии были развернуты сразу после нахождения первых алмазов на Вилюе в 1949 г. Естественно, что данное решение способствовало ускорению открытия первых коренных месторождений алмазов в Якутии.

г.Удачный

Благодаря руднику "Удачный" Республика Саха заняла второе место в мире по добыче алмазов

Hosted by uCoz