На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Михаил ФЕДОРОВ

Попытки введения в Якутии института крестьянских начальников

Инородцы Якутии с 1822 года жили по «Уставу об управлении инородцев», составленному под руководством М.М.Сперанского.

В течение XIX столетия были несколько попыток изменить положение инородцев, сначала без отмены самого «Устава» — путем зачисления бродячих и кочевых инородцев Якутии в разряд оседлых.

Таким образом якутские инородцы должны были быть приравнены к русским крестьянам. Затем появились предложения о необходимости введения сословия дворянства в Сибири, о распределении инородцев в качестве крепостных крестьян по владениям новоиспеченных дворян.

После отмены крепостного права в России в 1861 году были предприняты две попытки законодательно решить вопрос о положении коренных народов Сибири. Из этих актов более реальное значение для Якутии имело утвержденное царем 2 июня 1898 года «Временное положение о крестьянских начальниках в губерниях», где был узаконен институт съезда крестьянских начальников. Последние должны были ведать всеми делами сельских обывателей и инородцев. Крестьянскому начальнику подчинялись волостные и инородческие суды. Он также был наделен полицейскими правами. Итак, под видом регулирования земельного устройства, царизм хотел осуществить реформу инородческого управления путем введения института крестьянских начальников.1

Иркутскому генерал-губернатору 21 августа 1899 года МВД Российской империи дало указание о разработке предложений по пересмотру узаконений об инородцах и о преобразовании управления инородцами в местностях, на которые распространяется действие временного положения о крестьянских начальниках. Было притом указано, что новый проект должен быть составлен так, чтобы приблизить устройство инородцев к общему типу устройства и управления крестьян, подчинить инородцев крестьянским начальникам, способствовать ускорению естественного процесса их обрусения.2

В соответствии с предписанием Иркутского генерал-губернатора от 11 сентября 1899 года Якутское областное управление разработало проект нового Положения об инородцах Якутской области и 5 апреля 1900 года приняло решение представить проект и весь материал к нему Иркутскому генерал-губернатору.

При этом Якутское областное управление в своем проекте решило вообще ликвидировать понятие «кочующие инородцы», считая их отныне оседлыми и к ним отнести также большую часть бродячих инородцев Якутии — тунгусов Якутского и Вилюйского округов, и на них всех распространить действие Положения о русских крестьянах и институтах крестьянских начальников. Установить уравнительное распределение земли внутри инородческого общества, ввести систему обложения государственной оброчной и поземельной податью. Ввиду обширности территории организовать вместо волостных судов сельские суды.

Заседания общего присутствия Якутского областного управления, обсудившие проект о распространении на якутских инородцев действие Положения о русских крестьянах и о введении в Якутии 15 участков крестьянских начальников, состоялись с 23 февраля по 5 апреля 1900 года в Якутске. На этих заседаниях из якутов присутствовали в качестве приглашенных В.В.Никифоров и глава Восточно-Кангаласского улуса И.Т.Соловьев. В.В.Никифоров представил областному управлению специальную записку, где протестовал против незаконного перевода якутов из разряда кочевых инородцев на положение русских крестьян и распространения на них института крестьянских начальников.

Однако 25 ноября 1903 года МВД Российской империи вынуждено было уведомить Иркутского генерал-губернатора о том, что ввиду необходимости соблюдения бережливости при расходовании финансов, введение крестьянских учреждений в Якутской области не может быть осуществлено в ближайшем будущем.3

Итак, преобразование управления инородцев Иркутской и Енисейской губерний осталось до конца недоведенным. А поземельное устройство было отложено на неопределенный срок. Подлинными причинами этого, по нашему мнению, были революция 1905 г. и угроза войны России с Японией.4

После окончания войны с Японией и спада революционного движения в России наступил Столыпинский период правления. В это время со стороны властей предпринимается новая энергичная попытка: во-первых, официально закрепить политику признания инородцев Сибири «неисторическими», т.е. несамостоятельными народами; во-вторых, узаконить «изъятие всех излишков земель инородцев» и на этих землях поселить русских крестьян, переселяемых из центральной России в Сибирь. Эти меры, кроме всего прочего, были рассчитаны и на убыстрение процесса ассимиляции и русификации коренных народов Сибири.

Столыпин 15 февраля 1908 года объявил утратившим силу решение о приостановлении поземельного устройства у инородцев Восточной Сибири и приказал Иркутскому генерал-губернатору начать с 1908 года поземельное устройство среди инородцев.

Столыпин в письме от 16 мая 1908 года, направленном главноуправляющему землеустройством и земледелием России князю Б.А.Васильчикову, предложил подвергнуть коренному пересмотру законы о главных основаниях и правилах поземельного устройства крестьян и инородцев Сибири. Он считал, что эти законы ориентируют на создание общин и чересполосности в землепользовании. Он указывал на необходимость перехода в Сибири от общины к крупной частной и мелкой личной земельной собственности.5

27 мая 1909 года Столыпин обязал Иркутского генерал-губернатора волевым порядком причислить всех кочующих инородцев Восточной Сибири в разряд оседлых и распространить на них действие общего Положения о крестьянском общественном устройстве и суде.6

На основе предложений Столыпина был подготовлен новый проект «Положения о поземельном устройстве крестьян и инородцев на казенных землях Сибирских губерний и областей». Проект 16 ноября 1911 года был внесен на рассмотрение Государственной Думы.

В связи с новыми распоряжениями Столыпина была развернута большая работа по всей Восточной Сибири. В Якутской области работало Особое совещание под председательством губернатора. Вопрос окончательно был рассмотрен в областном присутствии 22—28 апреля 1910 г. На это заседание были допущены якуты В.В.Никифоров, А.Д.Широких и другие, которые представили письменно свое особое мнение. Весь материал с новым проектом был направлен Иркутскому генерал-губернатору. Последний свои окончательные предложения и выводы о возможности перевода инородцев в разряд оседлых и о распространении на них действия общего положения о русских крестьянах представил в МВД России уже 5 мая 1911 года.7

Согласно этих итоговых документов, все кочующие и часть бродячих инородцев Восточной Сибири, включая проживающих в Якутской области, в волевом порядке, без их согласия (даже без их уведомления) должны были быть причислены в процессе их поземельного устройства в разряд оседлых. При этом у них одновременно изымаются все излишние земли в Колонизационный фонд Империи, а сами инородцы получают лишь личные земельные наделы. Кроме того, ликвидируются все инородческие органы самоуправления: родовые управления, инородные управы, а также суды словесной расправы. На инородцев должны были быть распространены система крестьянского управления и суда, а также институт крестьянских начальников.

В апреле 1913 года Министерство внутренних дел представило правительству окончательный проект Закона «О распространении на Якутскую область действия и власти института крестьянских начальников».8 По этому проекту все округа Якутской области переименовывались в уезды. Территория Якутии, включая Крайний Север, разделялась на 16 участков, возглавляемых крестьянскими начальниками, в каждом уезде учреждался съезд крестьянских начальников. Все инородчество подчинялось непосредственно соответствующему крестьянскому начальнику.

Столыпинский проект «Положения о поземельном устройстве крестьян и инородцев на казенных землях Сибирских губерний и областей», а также проект Закона «О распространении на Якутскую область действия и власти института крестьянских начальников» остались неузаконенными и нереализованными ввиду угрозы начала Первой Мировой войны и, в какой-то мере, преждевременной кончины самого Столыпина. В Якутии до 1917 года по-прежнему действовал «Устав об управлении инородцев» от 1822 г. И в других частях Восточной Сибири эти нововведения Столыпина также остались незавершенными.

Однако, повсеместные землеустроительные работы Столыпиным были начаты в 1908 году. В результате иркутские буряты потеряли 1 миллион 263 тысячи десятин земли, хоринские буряты — 1 миллион 109 тысяч 667, урульгинские эвенки — 1 миллион 171 тысячу 592. У этих инородцев были упразднены все степные инородческие управления, была введена система крестьянских начальников.

С 1906 года ставился вопрос о переселении крестьян из России в Якутию, что было поддержано П.А.Столыпиным. В связи с этим в область специально был командирован вице-инспектор Корпуса лесничих Главного управления землеустройства и земледелия МВД России Отто Васильевич Маркграф. Он 11 мая 1908 года представил в Главное управление земледелия МВД России сообщение о возможности переселения в Юго-Восточную Якутию свыше миллиона русских переселенческих хозяйств, предварительно выселив якутов с насиженных земель. Но это предложение не было реализовано по вышеперечисленным причинам, а также не был решен вопрос о том, как, куда и когда надо переселять якутов.

Царизм стремился к ассимиляции, русификации инородцев, которые оставались в массе своей темными, безграмотными людьми. По переписи 1897 года только 7,2% бурят было грамотно, а среди женщин и того меньше — 0,6%. В Иркутской губернии было всего 2 медицинских работника-бурята.

В 1897 году 189746 якутов (85,7%) занимались скотоводством, 5,3% (или 11 тысяч человек) были охотниками, рыболовами. И только 4,5% якутов (9949 человек) занимались земледелием, 1033 человека — обработкой металлов, строительством и прочими ремеслами. 2979 якутов перебивались частной, временной работой.9

В.И.Ленин в работе «Социализм и война», написанной в 1915 г., подчеркивал: «Нигде в мире нет такого угнетения большинства населения страны, как в России: великороссы составляют только 43 процента населения, т.е. меньше половины, а все остальные бесправны как инородцы».10

 

Продолжение на с. 75.

Примечания

1. ПСЗ (I), Т. 18, № 15503, С. 403—416.

2. ЦГИА СССР, ф. 1291, оп. 84, д. 15, ч. I, л. 173—178.

3. ЦГИА СССР, ф. 1291, оп. 84, д. 66, л. 44—276.

4. ЦГИА СССР, ф. 1291, оп. 84, д. 66, л. 383—385.

5. ЦГИА СССР, ф. 1291, оп. 84, д. 13, л. 34; д. 195, л. 3—4.

6. ЦГИА СССР, ф. 1291, оп. 84, д. 190, ч. I, лл. 4—5.

7. ЦГИА СССР, ф. 1291, оп. 84, д. 190, ч. I, лл. 144—161; лл. 6—14.

8. ЦГИА СССР, ф. 1291, оп. 84, д. 66, л. 406—422.

9. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года. Якутская область / под ред. Н.А.Тройницкого.

10. Ленин В.И. Полн. собр. соч., Т. 26, с. 318.


Михаил Михайлович Федоров, профессор, доктор юридических наук, заслуженный деятель науки и заслуженный юрист РС(Я).

Hosted by uCoz