На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Василий УШНИЦКИЙ

«За рекой Енисеем на Восток...»

Первые известия о Лене в Западной Европе

Считается, что первое известие о Лене было получено в 1619 г. от пленного князя кипанских эвенков Илтыка. Илтык рассказывал, что река Лена находится «на два дня ходу» от Енисейского острога, что на ней живет богатый и могущественный народ, что этот народ имеет большие суда с колоколами и пушками, имеет остроги. Ф.Г.Сафронов считал упоминаемый Илтыком народ якутами.

Но далекой Сибирью, возможностью проникновения в ее глубины в этот период интересовались и другие европейские страны. Можно сказать, что шла тайная борьба за информацию об этом богатом крае. Английские и голландские путешественники были своего рода передовыми разведчиками в этой тайной борьбе за Сибирь, развернувшейся в XVII веке.

Так, в 1611 г. англичане с корабля «Дружба» высадились в устье р.Печора, где они вступили в контакт с самодийцами. В том же году в Англии были напечатаны фрагменты дневника и писем участников этой экспедиции Джосиаса Логана и Вильяма Персглоу.

Логан пишет о принятии российского подданства новым сибирским народом — тунгусами, которые дали сведения о землях к востоку от них. «Эти тунгусы говорят, что есть еще другая огромная река, которая течет на юг и которую полоса земли отделяет от Тунгуски. По этой реке ходят большие корабли, похожие на русские, имеющие много мачт и пушек, которые, когда из них стреляют, сотрясают землю. Эти корабли принадлежат, по-видимому, китайцам, которые торгуют там летом и возвращаются до наступления зимы».

Персглоу утверждает следующее: «К востоку от Енисея находится другая большая река, называемая Писида; за рекой Енисеем на Восток страна простирается к Писиде и к другой реке, называемой Хатанга, которая течет из Китая;пермяки называют ее государя Теулька-царь. Река протекает и на севере и на юге, но неизвестно, как далеко. Тунгусы, от которых мы имели сведения об этой реке, боятся выстрелов, которые они слышали в южной части реки и поэтому они не решаются туда ездить. На этой реке они видели корабли с двумя или тремя парусами, которые весной плывут на север, а осенью возвращаются к югу. Но они не знают, ездят ли они ради рыбной ловли, или ради разработки каких-нибудь рудников, которые предполагаются в этой местности, так как не отваживаются подойти к ним ближе.

Они также передали мне, что между Писидой и Хатангой, приблизительно на полпути к морскому берегу, были найдены различные минералы, как бы похожие на золото, другие белые и похожие на серебро. Около этой большой реки, называемой Хатангой, тунгусы видели также людей верхом на конях; это значит, что в этой местности находится великое множество скота: лошадей, овец и баранов».

Английский исследователь Гэннинг позднее предполагал, что этой рекой, где ходят какие-то корабли, является Амур. Но, по данным якутского фольклора, саха умели строить большие плоты, на которых они и переселились с юга со всем имуществом и скотом. По крайней мере, эти известия о какой-то большой реке на востоке от Енисея аналогичны со сведениями о Лене, которые дал тунгусский князь Илтык. В Писиде исследователи видят реку Пясина, но вполне правомерно, что здесь могла произойти подмена ею реки Лена. Конные люди на реке Хатанга вполне могли быть воинами саха. Тем более, что, по преданиям саха, Тыгын совершал далекие походы в сторону Вилюя.

Дж.Бэддели предполагал тождество Теульки-царя с мелким остяцким князьком Тулкином. Но, вполне возможно, — это первое сообщение о владыке саха Тыгыне. Западноевропейских путешественников, в отличие от русских землепроходцев, интересовало исключительно золото. Открой они Восточную Сибирь до русских завоевателей, от богатства ее недр к нашему времени могли бы остаться одни воспоминания.

В 1612 году в Голландии вышла книга о Московии Исаака Массы, который 8 лет прожил в Москве (с 1601 года). В ней есть ценные сведения о Сибири, полученные автором от русских купцов и чиновников. В 1608 году голландец Исаак Лемар предложил ему принять участие в экспедиции, которая направлялась в Сибирь. Но Масса отказался от этого предложения.

«Те люди, о которых я упоминал выше, предприняли большое путешествие за р. Енисей на восток, идти же на юг немного боялись, так как несколько тунгусов, которых они взяли с собой, рассказали им, что на юге живет много народов, очень от них отличающихся, и что цари их находятся в постоянной войне друг с другом. Пропутешествовав несколько дней без больших результатов, они, наконец, вернулись домой, но перед возвращением они поручили тунгусам исследовать эти места более тщательно. Тунгусы обещали это сделать.

На следующий год тунгусы послали на восток несколько своих людей, которые, пройдя немного далее, чем раньше, нашли другую могучую реку, не такую большую, как Енисей, но такую же быструю. Следуя по течению ее несколько дней, они нашли каких-то людей, которых они нагнали, будучи быстрее на ходу, чем эти последние. Однако, они не могли понять их языка, кроме того, что по некоторым знакам и словам дикарей, часто повторявших «ом», «ом», они заключили, что последние часто слышат гром на той стороне реки. Они добавляют также, что эти люди часто повторяли слово Писида, из чего тунгусы заключили, что таково должно быть название реки. Что же касается слов «ом», «ом», то московиты позднее догадывались, что они означали звон колоколов. Возвращаясь оттуда, тунгусы взяли с собой несколько человек из той страны, но все они умерли по дороге или от страха или же от перемены воздуха. Тунгусы были очень огорчены их смертью, потому что по своем возвращении они утверждали, что это были понятливые люди, хорошо сложенные, с маленькими глазами, плоскими лицами и коричневой кожей красно-бурого оттенка.

...Воевода удовлетворил их просьбу, предоставив в их распоряжение отряд солдат, и приказал тщательно исследовать все, взяв с собою тунгусов, самоедов и татар. Итак, в количестве около семисот человек они перешли р.Обь и дошли до реки Енисея через страну самоедов и тунгусов. Перейдя эту реку, они пошли далее на восток, имея проводниками тунгусов.

...Однако перебраться через реку Писиду они все же не решились, так как теперь вполне ясно слышали звук, о котором были предупреждены заранее, и который они признали ничем иным, как звоном медных колоколов; когда ветер дул с дальней стороны Писиды, они иногда слышали также голоса людей и ржанье лошадей. Кроме того, они видели какие-то паруса, хотя и не много, из чего они заключили, что это были суда, плывшие вниз по течению... Наконец, после долгого путешествия, но еще до наступления осени, они вернулись домой, в Сибирь, рассказав под присягой, что в апреле и в мае месяцах они были поражены чрезвычайно красивым видом страны, и что они видели там много редких растений, цветов, фруктов, деревьев, птиц и диких животных.

Когда эти вести дошли до московского двора, царь Борис и бояре, бывшие при нем, много дивились им и воспылав сильным желанием в точности исследовать все подробности, решили на следующий год отправить туда послов, которые повезли бы с собой подарки и взяли с собой татар, самоедов и тунгусов. Они должны были исследовать местность по ту сторону реки Писиды, заключить дружественный союз с царями, если бы таковые там нашлись, и описать все, что они увидят на пути, представив точный отчет обо всем. Но это не было приведено в исполнение вследствие разразившейся в это время у московитов гражданской войны.

Я придерживаюсь того мнения, что около этой страны начинается граница царства Катайского, которая граничит с Хиной. Но я боюсь, что труды московитов будут напрасны, если когда-либо вернутся туда. Впрочем, это покажет время.

Несмотря на все это, по распоряжению воеводы, даже во время смуты все же было совершено путешествие в эти места, при участии многих жителей Сибири. Экспедиция, перейдя р.Енисей, продолжала путешествие пешком. Многие из участников ее умирали по дороге, так как не привыкли к подобным трудностям... Они также часто слышали звон медных колоколов, но, по совету тунгусов, не решались перебраться за реку. Все это время они оставались в горах, из которых, они часто видели, подымалось пламя огня.

...Но так как Лука и несколько других лиц умерли в пути, обе партии решили вернуться тем же путем, каким сюда пришли. Вернувшись в Сибирь, они доложили воеводе об успехе своего путешествия, что заставило воеводу отправиться к царю. Доклад его хранится среди сокровищ Московского государства до окончания войны и затем, вероятно, он будет рассмотрен. Но мы боимся, что до этого времени он пропадет, что поистине будет очень печально, т.к. путешественники нашли много различных и редких островов, рек, птиц, диких зверей — все это далеко за Енисеем.

Без сомнения, очень жаль, что голландцам не удалось пройти пролив Вайгач, но, конечно, они не знают, как приступить к этому, потому что если они даже сто раз будут пройти его на кораблях, им это не удастся. Если они хотят тщательно исследовать эти страны, они должны провести два или три года около Печоры и Вайгача, где нет недостатка в хороших гаванях и съестных припасах. А оттуда они должны послать кого-нибудь на маленьких лодках для исследования более отдаленных местностей. По примеру русских, с которыми им следует подружиться, они легко отыщут проводников на суше и на море. Таким образом, в конце концов, все эти берега будут тщательно исследованы.

Без сомнения, будут открыты красивые страны и не только острова, но и материк. Все же есть основания предполагать, что Америка соединяется около Китая с какой-нибудь из трех частей старого мира, подобно тому, как Африка соединяется с Азией узким перешейком около Красного моря. Это кажется очень правдоподобным. В самом деле, откуда знают о существовании этого прохода, как не из некоторых сочинений, в которых указано, что он действительно существует, что служит доказательством и из чего извлекают много аргументов? А если эти части света и не соединены вместе, то они, во всяком случае, не отделяются узким проливом».

Из этого сочинения вытекает, что русские еще во времена Бориса Годунова, до Смуты, предпринимали какие-то большие экспедиции на восток от Енисея. Сообщения об этом вполне могли потеряться или могли быть украдены иностранцами во время Смутного времени. По краайней мере, не будь Смутного времени в Московии, русские землепроходцы могли открыть реку Лену еще раньше.

Интересным сообщением является известие о том, что на востоке живет много отличных от тунгусов народов, вожди которых постоянно воюют между собой. На Средней Лене в это время как раз была эпоха «Кыргыс ўйэтэ» т.е. эпоха межплеменных войн. Если не принимать всерьез легендарные сюжеты о кораблях с парусами, о пушках и колоколах, кочующих из одного рассказа в другой, то речь идет о том, что на востоке, на другой великой реке проживает народ более культурный, чем тунгусы и знакомый со скотоводством. Мысль о том, что путешественники могли дойти до Амура, весьма интересна. Но каким образом они могли туда попасть, минуя Лену? Если же на самом деле дошли до Амура, то это путешествие еще более далекое и значительное, чем на Лену.

Из книги Массы видно, что голландцы всерьез рассматривали планы проникновения в богатейшие районы Сибири. Сама догадка о возможности существования пролива между Америкой и Азией дорогого стоит.

Особое место в творчестве великого английского писателя Джона Мильтона занимает трактат «Краткая история Московии». В нем есть отдельный раздел о Тунгусии — новом крае, открытом русскими. Мильтон в своей книге воспроизвел почти весь круг тех данных , какими мог располагать образованный англичанин его времени. Этот трактат был написан в 1612 году.

«Тунгусы — народ очень кроткий. По убеждению самоедов, они немедленно покорились русскому правительству и, по просьбе их, отправились на следующий год для дальнейших открытий на восток, пришли, наконец, к реке, которую туземные дикие называли Писида и которая несколько менее Енисея. Слыша за этим местом звон медных колоколов, а иногда шум людей и лошадей, они не посмели идти далее. Они видели там также вдалеке несколько парусов четвероугольной формы, и по тому предположили, что эти паруса похожи на Индийские или Китайские, тем более, что, по их рассказам, слышны были выстрелы из больших пушек, стоявших на судах. Они были восхищены красотою этой страны в апреле и мае месяцах, когда она наполнена множеством редких деревьев, растений и цветов, животных и птиц. Некоторые полагают, что здесь граница Тангута (Тунгусии) на севере Китая.

Около 1610 г. некоторые из этих самоедов продолжали свой путь, пока не увидали Белого города, в котором им слышался большой звон колоколов: они рассказывали, что к ним вышли с ног до головы вооруженные железом люди».

По преданиям саха, русских на Лену привели тунгусы. У вилюйских тунгусов и саха бытовали предания о наступлении с запада многочисленного народа майаат (самодийцев), предшествовавшего приходу русских. Существует версия о том, что рассказывая о народе, который имел корабли с пушками, города с колоколами, тунгусы хотели запугать русских, чтобы они не пошли дальше, в глубь тунгусских земель. Даже если это было так, то все равно эти сказочные сообщения относятся к реке Лене и народу, который обитал на ней. Красота нетронутой природы Якутии, богатства ее растительного и животного мира не могли оставить равнодушными кого бы то ни было.

В этих известиях налицо путаница между Пясиной, Вилюем и Леной, и, возможно, Амуром, о котором западные эвенки могли иметь представления от своих восточных сородичей. Из этих сообщений видно, что европейцы имели представления о землях к востоку от Енисея еще до вхождения их в состав Российского государства. Если экспедиции к востоку от Енисея действительно были осуществлены, то это лишнее доказательство, сколько было забытых экспедиций, о которых до нашего времени не дошло никаких известий. Сколько еще неизведанного и героического в великом движении русских землепроходцев на восток.

Примечание

При написании статьи использованы материалы книги М.П.Алексеева «Сибирь в известиях иностранных путешественников и писателей». — Иркутск. Крайгиз. Том I. 1932 г.


Василий Васильевич Ушницкий, научный сотрудник Института гуманитарных исследований АН РС(Я).

Hosted by uCoz