На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Евгения МИХАЙЛОВА

Понять смысл настоящего, предвидеть будущее

С момента открытия первой школы в 1735 году произошли грандиозные преобразования в системе просвещения. Писатели, революционеры, народовольцы и народники, сосланные в Якутию, были для населения не политическими просветителями, а, прежде всего, учителями, проводниками культуры. Они создавали библиотеки, лечебницы, школы, обучая детей и взрослых грамоте.

Вхождение Якутии в состав Российского государства в 30-х годах XVII века имело прогрессивное значение для истории Якутии. Появление русского населения сыграло огромную роль в освоении природных богатств Сибири, распространении европейской цивилизации.

Не зная истории образования Якутии, невозможно понять подлинный смысл настоящего, предвидеть будущее. История народного образования составляет неотъемлемую часть истории, культуры народа. Отмечая 370-летие вхождения Якутии в состав Российского государства, мы отдаем дань уважения и памяти тем людям, которые помогли провести в неграмотной, отсталой Якутской окраине культурную революцию, несмотря на запрет царского правительства на проведение просветительской работы.

Ужасающая нищета, почти сплошная неграмотность, забитость населения Якутии — таково тяжелое прошлое. Единственными очагами культуры стали начальные школы, открывшиеся в восьмидесятых — начале девяностых годов XIX столетия. С момента открытия первой школы в 1735 году произошли грандиозные преобразования в системе просвещения. Писатели, революционеры, народовольцы и народники, сосланные в Якутию, были для населения не политическими просветителями, а, прежде всего, учителями, проводниками культуры. Они создавали библиотеки, лечебницы, школы, обучая детей и взрослых грамоте.

Многие политические ссыльные — высокообразованные люди — проводили исследования в различных областях науки, открывали школы, в школах существенно менялось содержание образования. Просветительская деятельность политических ссыльных положила начало светскому образованию коренного населения Якутии. Хорошо известны в Якутии имена Н.Г. Чернышевского, И.А. Худякова, В.М. Ионова, В.Г. Короленко. Они верили в будущее якутского народа, предсказывали расцвет Якутии.

По архивным данным, в 1917 году в Якутской области было 173 общеобразовательные школы, в том числе 164 начальных, 5 неполных средних и 4 средних, в которых работали 254 учителя и обучалось 4660 учащихся. В 1937 г. уже было 419 школ (в том числе 280 начальных, 131 неполных средних и 8 средних школ), в них преподавали 1982 учителя и обучалось 49100 учащихся, имелись педагогический и учительский институты, 18 специальных средних учебных заведений.1

С тех пор произошли коренные преобразования в системе просвещения: строительство образовательных учреждений осуществлялось нарастающими темпами, менялись структура и содержание образования, требования к выпускнику — сегодня общее среднее образование доступно каждому ребенку вне зависимости от места проживания и удаленности от центра.

В начале XX века в Якутский край стали поступать книги и учебные пособия. Большим событием в жизни школ явилось издание учебника К.Д. Ушинского в переводе на якутский язык, с 1921 года обучение и воспитание в национальных школах стало вестись на родном языке. Только за последние десять лет республика издала для школьников более 1 млн. 600 тыс. экземпляров книг на русском, якутском, эвенском, эвенкийском, юкагирском языках.

В дореволюционной Якутии фактически не было специалистов с высшим образованием, научных кадров. России принадлежит ведущая роль в их подготовке для всех сфер жизнедеятельности северной республики. Неоценима роль в формировании педагогического и научного корпуса Ленинградского педагогического института народов Севера им. А.И.Герцена, где работали В.Г. Тан-Богораз, который изучал Якутию еще в ссылке, Г.В. Василевич, Я.П. Кошкин, В.И. Циндрус и многие другие.

В результате целенаправленной политики руководства России в республику прибывали высококвалифицированные кадры из центральных областей. В докладе Якутской уездной управы от 14 ноября 1919 года отмечается, что учителями работали 19 представителей русской национальности. В 1922 году прибыло уже 200 учителей, преподающих разные предметы, многие из которых остались жить в Якутии и признали ее второй родиной.

Невозможно перечислить всех учителей, приехавших по зову сердца и государственному распределению в наш северный край. После окончания Педагогического института им. К.Либкнехта работал заместителем директора Якутского пединститута И.А.Мельников, свою трудовую биографию ученого начинал заведующим кафедрой пединститута Ю.Г. Шафер.

Учителя — представители русского народа — помогали в создании прочных основ культуры, изучали язык, нравы и быт местных жителей, ускорили взаимовлияние культур. Они составляли наиболее прогрессивную часть интеллигенции, были носителями лучших качеств нации, высокой нравственности, духовности, культуры. В 1892 году, по окончании Якутского реального училища, начал свою педагогическую деятельность выходец из казачьего сословия П.Х.Староватов. В 1901 г. иркутская газета «Восточное обозрение» писала: «Лучшей школой в настоящее время в Вилюйском округе нужно признать казачью школу в Вилюйске. Этим она всецело обязана нынешнему учителю П.Х. Староватову... Он добросовестно относится к своим обязанностям. Его система преподавания и отношение к ученикам чужды формализма и казенщины».2 Педагогическая и общественная деятельность П.Х.Староватова получила общесоюзное признание: постановлением Президиума ВЦИК в 1932 г. ему было присвоено высокое звание Героя труда.

Для учителей нового поколения является эталоном Учителя с большой буквы Герой социалистического труда, заслуженный учитель Якутской АССР и школы РСФСР, заслуженный работник народного хозяйства Якутской АССР, кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени — Бессонов Георгий Евдокимович. В далеком 1932 г. он закончил Вилюйский педагогический техникум, с этого времени начинается отсчет его титанической, разнообразной педагогической деятельности. Многие поколения выпускников, прошедшие школу замечательного педагога, с огромным уважением отзываются о своем наставнике, благотворном нравственном воздействии личности Георгия Евдокимовича на них.

Живет память в благодарных сердцах якутян о Д.Ф.Даурове, М.А.Трифонове, Е.А.Трифоновой, А.Н.Явловской, долгое время работавших на Колыме, стойко вынесших вместе с народом все тяготы жизни и зажегших огонь просвещения на Крайнем Севере. Просветителем малых народов называли Шараборина Н.Д., выпускника Иркутской семинарии, организатора Абыйской школы, поставившего учебную работу на высокий уровень, сумевшего привить якутским детям любовь к русскому языку.

После окончания Иркутского пединститута в 1925 году по своей инициативе приехал работать в Якутию Виктор Семенович Алехин. Сотни учеников по-доброму вспоминают своего учителя русского языка и истории, завуча и директора школ в Абыйском, Верхоянском, Булунском и Чурапчинском улусах.

Традиции первых учителей, приехавших в Якутию, продолжили тысячи других — выпускники педагогических высших учебных заведений России. Почетным гражданином Кобяйского улуса названа учитель русского языка родом из Ярославской области А.Н. Аргунова, из уважения к коренному населению полюбившая наш край и овладевшая якутским языком. А.П. Артуганова, уроженка Читинской области, прекрасный воспитатель, исследователь и организатор учительского коллектива — почетный гражданин Хангаласского улуса...

Профессионализм и образованность педагогов всегда способствовали развитию личности ребенка, его духовному, интеллектуальному, культурному обогащению. Если первыми учителями в период зарождения школы были, зачастую, просто грамотные люди, то сегодня создается педагогический корпус, соответствующий запросам современного общества, растет престиж высшего профессионального образования. Для оперативного решения кадровых проблем, насыщения педагогического рынка высококвалифицированными кадрами работает Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова, открыт новый педагогический вуз — Саха государственная педагогическая академия. В целом увеличивается количество выпускников, поступающих в высшие учебные заведения: в прошлом году около 60% выпускников средних школ стали студентами вузов России и республики. В лучших профессиональных учебных заведениях Российской Федерации только по линии Департамента при Президенте РС(Я) по прогнозированию, подготовке и расстановке кадров обучается сейчас 4422 человека. За последние годы Якутия впервые по числу обучающихся в профессиональных учебных заведениях приблизилась к общероссийскому показателю.

Сегодня, когда в стратегии развития республики приоритетным направлением является обеспечение доступности, качества и эффективности образования, особое внимание уделяется развитию личности ученика и повышению мастерства педагога. Система образования все больше становится открытой для общества, востребованной родителями, а педагогические работники становятся инициаторами многих социальных преобразований, повышающих качество жизни людей.

Основным итогом развития современного образования является обеспечение конституционных прав детей и молодежи на качественное образование, что обеспечивается целостной нормативно-правовой базой. Неоспоримым достижением является сохранение обязательности среднего образования для каждого юного гражданина, закрепленной в Законе Республики Саха (Якутия) «Об образовании».

О системе образования Якутии, лучших школах и гимназиях знают в российских регионах по достижениям наших учащихся и учителей: об их успехах свидетельствуют десятки дипломов первой, второй и третьей степени Всероссийских олимпиад школьников по математике, физике, информатике, экологии, иностранному языку и физической культуре. Имена якутских учителей — лауреатов Всероссийского профессионального конкурса «Учитель года» Юмшанова Мира Афанасьевича из Верхоянского улуса, Лихановой Фени Матвеевны из с. Иенгра, победителей Российско-Американского конкурса преподавателей английского языка Борисовой Александры Николаевны из Якутска, Ильиной Светланы Саввичны из Верхневилюйского улуса известны всей педагогической общественности России. Эти достижения школьников и учителей — результат государственного подхода к работе с одаренными детьми по программе Президента РС(Я) «Дети Республики Саха (Якутия)», введения Грантов Республики и стипендий Президента, осуществление стажировок способных и талантливых школьников в лучших вузах России и зарубежья.

Современные родители ожидают от школы качественного образования, поэтому переходя к независимой экспертизе уровня подготовленности выпускников, республика участвует в федеральных экспериментах по введению Единого государственного экзамена, новой системы финансирования высшего профессионального образования по государственным именным финансовым обязательствам, по совершенствованию структуры и содержания общего образования.

Сделан существенный прорыв в оснащении школ компьютерной техникой и внедрении информационных технологий в учебный процесс. Благодаря Государственным программам, инициированным Президентами Российской федерации, Республики Саха (Якутия), финансовой поддержке АК «Алроса» завершена компьютеризация образовательных учреждений. Идет становление единого информационно-образовательного пространства республики. Создана образовательная телекоммуникационная сеть через республиканское ГП «Сахателеком». Сегодня практически все учебные заведения республики могут пользоваться услугами глобальной информационной сети.

Правительством и Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) утверждена Государственная программа развития образования до 2006 года. Работают целевые программы укрепления материально-технической базы учебных заведений. За последние 12 лет построены каждая четвертая школа, каждое десятое дошкольное учреждение.

В новых условиях повышения роли местного самоуправления, усиления влияния общества на развитие образования перед нами стоит задача повышения его качества, что особенно актуально для сельской школы. Качество образования будет зависеть не только от государственной поддержки, но и от личного вклада граждан в социально-экономическое развитие каждого села и города, успешного перехода к общественно-государственному управлению образованием.

Примечания

1. Культурная революция в Якутии (1917-1937 г.г.). Сборник документов и материалов (Центрального госархива, Партийного архива, Института языка, литературы и истории ЯФ СО РАН). Якутское кн. издательство, 1968 г. Под ред. Башарина Г.П.

2. «Восточное обозрение», 1908 г., №258.


Евгения Исаевна Михайлова, министр образования, и.о. заместителя Председателя Правительства РС (Я).

Hosted by uCoz