Национальный вопрос является
поистине мировым вопросом.
Ныне на планете насчитывается более
двух тысяч народов, из которых около 200
имеют свою государственность, т.е.
организованы в самостоятельные
государства, в состав которых в
различных связях и формах входят
народы, не имеющие своего
государственного образования. Есть и
народы, до сих пор ведущие бродячий
образ жизни.
В настоящее время в Российской
Федерации проживают представители
более чем 200 народов и народностей,
среди которых есть и многомиллионные,
и насчитывающие несколько сотен
человек (по данным переписи 1989 г.).
1. Национальный вопрос
в старой России
Российская империя была
унитарным государством с единым
русским центром — Москвой, но такие
территории, как Королевство Польши,
Великое княжество Финляндское,
Бухарский эмират и Хивинское ханство
имели ограниченные права автономных
образований. Правительство
разработало «Положение об инородцах»
(1892 г. и прод. в 1906, 1908 и 1909 гг.).1
Первый раздел Положения назван «О
сибирских инородцах», четвертая
статья этого раздела гласит: «В каком
именно разряде должны считать племя и
род, или семейства, к ведомству одного
и того же управления низшей ступени
принадлежащие, как-то улус, стойбище,
наслег и тому подобные, сие
определяется особым расписанием, при
каждой общей переписи».
Известно, что по «Уставу об
управлении инородцев Сибири» 1822 г.
якутов Якутской области причисляли к
кочевым, эвенов, эвенков, юкагиров и
чукчей — к бродячим народностям. В
Российской структуре народонаселения
«инородцы» области относились к «низшей
ступени. Общее управление кочевых
инородцев составляет голова, под
именем тайши, князьца, улусного головы,
тойона, два или более выборных и, если
можно завести письмоводство,
письмоводитель. Сия степень
управления именуется управой» (ст. 11).
«Кочующие инородцы участвуют в общих
по губернии повинностях. Содержание
степного управления составляет
внутреннюю повинность кочующих» (ст.
29).
Как видим, все расставлено по местам.
Российские чиновники управляют всей
областью, «инородцы» несут общую
губернскую повинность,
самоуправляются в пределах границ
племени и родов.
|
С.М.Аржаков,
Ем. Ярославский, М.И.Калинин, И.В.Сталин,
Г.И.Петровский, Г.К.Орджоникидзе, М.К.Аммосов. |
Инородные управы проводили политику
царской администрации. Предметами их
ведения были: «а) по полиции: 1.
Обнародование и исполнение всех
предписаний высшего начальства. 2.
Меры предупреждения против повальных
болезней, скотских падежей, пожаров
лесов и так называемых палов или
пожаров, происходящих от сожжения
лугов и полей. 3. Сведения о
происшествиях; б) по хозяйству: 1.Раскладка
ясака и повинностей, сбор и взнос их в
казначейство, сбор недоимок. 2.
Размножение хлебопашества в местах
для сего способных. 3. Составление
ведомостей по данным формам; в) по суду:
1. Исполнение определений высших мест
по делам гражданским. 2. Исполнение
определений таковое же по делам
уголовным. 3. Суд в маловажных винах и
взысканиях по особому положению».1
Инородцы не имели права служить
чиновниками или в полицейском
управлении города и округа.
Постоянное местожительство инородцев
определялось в пределах улуса,
наслега и рода.
Таково было вкратце содержание
национальной политики царизма по
отношению к «инородцам» Сибири.
К моменту совершения Февральской
революции якуты имели самобытное
национальное хозяйство, налаженные
между улусами экономические связи, по
крови, языку и духовной культуре
осознавали себя народом.
Русские крестьяне в своих правах
приравнивались к государственным
крестьянам. Наиболее в численном
отношении значительные татаро-башкирское
и еврейское объединения отстаивали
свои интересы после Февральской
революции через общины.
2. Демократия и национальный
вопрос
О победе демократической
революции 27 февраля 1917 г. руководители
Якутской области и городские власти
узнали 2—3 марта. Телеграммы об
отречении царя от престола, об
образовании Временного правительства,
о свободе слова, митингов и собраний, о
выходе из подполья оппозиционных
политических партий, о необходимости
создания местных демократических
органов власти продолжали поступать и
в последующие дни. С первых же дней
революции политссыльные Якутии
выступили как единая руководящая
политическая сила. Разделения по
партийному принципу не произошло.
Среди ссыльных Якутска были широко
известные в политических кругах и
партийных организациях России члены
Социал-демократической партии,
депутат IV Государственной Думы Г.И.Петровский,
члены ЦК РСДРП Г.К.Орджоникидзе, Ем.Ярославский,
представители умеренного крыла
партии меньшевики Г.О.Охнянский, Н.Е.Олейников,
социалисты-революционеры П.А.Куликовский,
М.В.Сабунаев, В.Н.Соловьев, В.С.Панкратьев.
Заметное влияние на население области
имела и партия народной свободы (кадеты).
Среди коренных жителей большим
авторитетом пользовались якутские
интеллигенты В.В.Никифоров, Г.В.Ксенофонтов
— известные юристы, М.Ф.Слепцов —
агроном, С.А.Новгородов — лингвист и
другие.
5—6 марта после низложения мирным
путем городских и областных властей
был создан новый демократический
орган управления — Якутский Комитет
Общественной Безопасности (ЯКОБ),
который возглавили политссыльные.
Члены его избирались в порядке
представительства — от партий,
профессиональных союзов, различных
обществ, кооперативов, землячеств.
Председателем ЯКОБ был избран
политссыльный Г.О.Охнянский,
управляющим области Временное
правительство назначило депутата IV
Государственной Думы Г.И.Петровского.
С первых же дней деятельности ЯКОБ его
членами стали якутские интеллигенты В.В.Никифоров,
Г.В.Ксенофонтов, М.Ф.Слепцов, А.С.Новгородов,
Е.М.Егасов, А.Д.Широких, Н.М.Стручков.
Еврейское землячество делегировало в
комитет И.М.Блоха, З.Х.Эренбурга.
Татаро-башкирское землячество также
приветствовало революцию, и считало
ее «началом раскрепощения от
национального угнетения,
установления равноправных и братских
отношений между всеми народами России».2
Оно делегировало в ЯКОБ Г.О.Баширова и
Г.А.Тахватулина. Украинцы, поляки и
литовцы, проживающие в Якутске,
организовали свои общины.3 Позже
они тоже делегировали своих
представителей в ЯКОБ.
Якуты, составлявшие в то время более
85% всего населения области, в
государственных структурах власти
области и города имели в мае 1917 г.
около 30 своих представителей, тогда
как ЯКОБ состоял из более чем 150 членов.
Это объясняется тем, что
представителей улусов в этом
демократическом органе было мало.
Якутские интеллигенты образовали
общество «Саха аймах». Открылась
школа грамоты на якутском языке по
транскрипции С.А.Новгородова.
Национальная театральная секция
ставила пьесы первого якутского
драматурга А.И.Софронова и т.д.
Большой интерес вызвали выборы в
Учредительное собрание, состоявшееся
в сентябре — ноябре 1917 г. Они прошли по
партийной системе. От партии
Трудового союза федералистов
выдвинули кандидатуру Г.В.Ксенофонтова,
от социалистов-революционеров (эсеров)
— бывшего политссыльного В.С.Панкратова,
от социал-демократов — М.Т.Попова, от
кадетов — Д.А.Кочнева, хорошо
известных политических деятелей того
времени. По результатам голосования
на выборах победили Г.В.Ксенофонтов и
В.С.Панкратов.
Здесь уместно несколько слов
сказать о национальной программе этих
партий, тем более, что основной костяк
Временного правительства составляли
кадеты в союзе с эсерами и
меньшевиками.
М.Т.Попов в первые годы революции
состоял в пропагандистской группе ЦК
меньшевиков, часто выступал против
лидеров большевиков и даже против
самого Ленина. Национальная программа
кадетов признавала равноправие
языков, избирательных прав,
политических свобод, создание
губернских земских управлений.
Государство по их программе должно
было быть унитарным, с единым
великорусским центром. Социал-демократы
умеренного крыла — меньшевики —
признавали классовый принцип в
проведении национальной политики (рабочие
и трудящиеся разных национальностей
выступают в союзе с русскими рабочими
против капитала), но не поддерживали
идею о самоопределении наций вплоть
до отделения и образования
самостоятельного государства.
Якутские федералисты признавали лишь
Российскую президентскую республику,
состоящую из отдельных обособленных
территорий. Сибирь, по их мнению,
должна была быть организована на
началах полной автономии «во главе с
Сибирской областной Думой с законными
правами», а Якутская область —
входить в состав автономной Сибири на
правах самостоятельного земского
управления «с полным культурным
самоопределением».4
Демократическая революция
происходила в сложнейших условиях
Первой мировой войны, революционных
катаклизмов и жесточайшей борьбы
между политическими партиями. Поэтому
не успела решить ни один серьезный
вопрос до конца, в том числе и
национальный.
Государство, установленное
большевиками в России, существовало
более 70 лет. За эти годы сложились
различные формы отношений между
русским народом — как великой
государствообразующей нацией — и
большими, средними и малыми по
численности нациями.
За эти годы народы России прошли
путь от гарантированного первым
государством рабочих и крестьян
действительно свободного развития —
через утверждение кровавого
сталинского режима, приведшего к
унитарному государству, — до распада
по национальному признаку одного из
великих государств мира Союза
Советских Социалистических Республик.
3. Первый советский документ
по национальному вопросу
На девятый день захвата власти
большевиками, 2 ноября 1917 года,
Советское правительство приняло
поистине выдающийся документ, не
имеющий аналогов в истории — «Декларацию
прав народов России». Документ
состоит из четырех пунктов, которые
приводим полностью:
«1. Равенство и суверенитет народов
России.
2. Право народов России на свободное
самоопределение, вплоть до отделения
и образования самостоятельного
государства.
3. Отмена всех и всяких национально-религиозных
привилегий и ограничений.
4. Свободное развитие национальных
меньшинств и этнографических групп,
населяющих территорию России».
Под документом стоят подписи: «Именем
Республики Российской Народный
комиссар по делам национальностей
Иосиф Джугашвили—Сталин.
Председатель Совета Народных
Комиссаров Вл.Ульянов (Ленин)».5
Программа партии большевиков по
национальному вопросу, выработанная
ее лидером В.И.Лениным, со дня захвата
государственной власти стала
проводиться в жизнь.
18 декабря 1917 г. Совет Народных
Комиссаров (за подписью Ленина)
признал независимость Финляндии. 29
августа Советское правительство
аннулировало договоры и акты о
разделе Польши, заключенные между
бывшей Российской империей и другими
мировыми державами. После Гражданской
войны в России три Прибалтийские
республики — Латвия, Литва, Эстония
избрали западный путь развития и
стали независимыми.
Во многих национальных регионах шла
еще Гражданскай война,
провозглашались независимые
республики (Грузия, Армения,
Азербайджан). Советская власть в
некоторых регионах и национальных
территориях создавалась по двум
принципам: административно-территориальному
и национально-государственному.
Терская республика была образована в
феврале 1918 г., в то же время —
провозглашена и Кубано-Черноморская,
в начале июля 1918 г. они объединились в
Северо-Кавказскую республику. В
составе РСФСР образовались Донская и
Таврическая (Крымская) республики.
Туркестанская республика, как
составная часть Российской Федерации,
была провозглашена в конце апреля 1918 г.
по национально-государственному
принципу.
Эти республики стали ареной
ожесточенной Гражданской войны,
власти в них менялись по нескольку раз.
Новые государственные образования
полностью распоряжались имеющимися
средствами, вводили свои налоги,
денежные знаки, создавали
самостоятельные сети связи и
транспорта. Почти все имели свою армию,
пытались брать на себя и функции по
установлению внешних связей. В ходе и
к концу Гражданской войны в регионах
национальные армии вливались в
Красную Армию, создавалась единая
сеть связи и транспорта, интересы
вновь образовавшихся республик в
международных делах стало защищать
Советское правительство.
В 1918—1920 годах в составе РСФСР
возникли Татарская, Башкирская,
Крымская, Киргизская автономные
республики; Вотская, Калмыцкая,
Марийская, Чувашская автономные
области; трудовые коммуны немцев
Поволжья и Карелии.
К моменту образования Якутской
республики автономные единицы в РСФСР
приобрели свои зримые формы.
|
Первый
Всеякутский cъезд Советов. Конец
1922 — начало 1923 гг. |
4. Подготовка к образованию
Якутской АССР
В Москве с 8 по 16 марта 1921 г.
проходил Х съезд РКП (б).
Секретарь Якутского губкома партии
Ис.Н.Барахов был избран его делегатом,
а П.А.Ойунский принял участие в его
работе как делегат с совещательным
голосом. М.К.Аммосов был приглашен в
качестве гостя партийного форума. На
съезде состоялся большой разговор о
политике молодой республики по
отношению к нерусским народам и
народностям, о выравнивании
фактического неравенства между
русским и ранее угнетенными народами,
предоставлении возможности
самоопределения в формах,
соответствующих уровню развития
данного народа, о борьбе с
великодержавным шовинизмом и т.д.
Якутская делегация, возвращаясь из
Москвы, остановилась в
Новониколаевске — столице Сибири, где
располагалось тогдашнее руководство
всего обширного края: Сиббюро ЦК РКП(б)
и Сибревком.
|
Сидят
в первом ряду (слева направо): Ис.Барахов,
И.Редников, А.Попов, М.Аммосов.
Стоят во втором ряду: М.Потапова (вторая),
С.Васильев (третий). |
Председатель Якутского ревкома П.А.Ойунский,
ссылаясь на постановление Х съезда
партии, 13 апреля 1921 г. выступил с
большим докладом о необходимости
предоставления Якутской губернии
прав автономной республики и призвал
сделать «своим авторитетом внушение
якутской организации РКП с
предложением пересмотреть и изменить
свою тактику по якутскому
национальному вопросу».6
Совещание прошло очень напряженно.
Позже Ойунский писал о том, как
председатель Сибревкома И.Н.Смирнов
выступил с обвинением: «Слепцов-Ойунский,
видимо, находится в плену
образованных якутских интеллигентов
и богачей». Далее читаем: «Я был
невероятно оскорблен... и в
заключительном слове дал смертельный
бой». В итоге два члена Сибревкома
проголосовали за предоставление
республике прав автономии, и два —
против.7
Обсуждение на заседании Сибревкома
вопроса о якутской автономии стало
известно Народному комиссариату по
делам национальностей и находящемуся
тогда в Москве представителю
якутского народа М.К.Аммосову.
Коллегия Наркомнаца командировала
студента Коммунистического
университета им.Свердлова С.М.Аржакова
в Сибревком «для обследования работы
Сибирского отдела НКН и выяснения
причин задержки вопросов о якутской и
бурятской автономиях».8 16 мая
коллегия НКН, выслушав доклады члена
Сибревкома Плича и Аржакова, выразила
«принципиальное согласие» на
создание Якутского автономного
образования.9
Обсуждение вопроса о предоставлении
Якутии статуса автономии проходило в
сложных условиях. Многие улусные и
окружные съезды ревкомов выступали
против образования Якутской
автономии, против выделения в
автономную единицу выступали и
различные собрания, съезды областных
организаций. На пленуме Якутского
губбюро РКП(б) от 21 июня 1921 г.
проведенного с участием секретарей
парторганизаций, с минимальным
перевесом в четыре голоса (на собрании
присутствовало 55 членов РКП(б))
победили сторонники автономии.
Большой спор в центре вызвал вопрос
о форме предоставляемой автономии.
Сибревком и Сиббюро несколько раз
принимали решение о наделении
Якутской губернии правами автономной
области. ВЦИК 6 января 1922 г. на основе
постановлений сибирских властей и
решения Народного комиссариата по
делам национальностей принял
постановление об образовании
автономной области.
Находящийся в Москве для решения
вопроса об автономии М.К.Аммосов
выразил свое принципиальное
несогласие и был принят 17 января
наркомом Сталиным. Последний дал
Максиму Кировичу записку для своего
заместителя Карклина, в которой
поддержал предложение Аммосова. В тот
же день вышло постановление коллегии
НКН об образовании Якутской
автономной республики.10 Но и
этого оказалось недостаточно. Решение
вопроса было перенесено на заседание
Политбюро ЦК РКП(б). Из шести
присутствовавших тогда при опросе
трое высказались за создание
автономной республики, трое — против.11
Политбюро окончательное решение
вопроса передало на рассмотрение
Президиума ВЦИК, который 16 февраля
принял постановление об образовании
Якутской Автономной Советской
Социалистической Республики как
части РСФСР. М.К.Аммосов из Москвы в
адрес губревкома и губбюро партии
торжествующим тоном телеграфировал: «16
февраля [в] 9 часов вечера Президиум
ВЦИК принял решение об образовании
Советской Социалистической
Республики. Постановление
декларативное», и попросил
представить состав представительства
по выработке положения и установления
границ республики».12
Таким образом, вопрос об образовании
Якутской Автономной Советской
Социалистической Республики — как
классового государства рабочих и
крестьян с социалистической
ориентацией — был принципиально
решен во исполнение пожеланий
трудящихся и населения Якутии 16
февраля 1922 г. Теперь, после выработки
положения и установления границ,
оставалось лишь провозгласить
республику.
|
Делегация якутов,
принимавшая участие в сентябре 1922
г. в Аянском совещании
у генерала А.Пепеляева. Второй
слева сидит М.К.Артемьев. |
5. Провозглашение Республики
ВЦИК постановил в двухнедельный
срок завершить разработку вопросов о
границах и основных принципах и
положениях образования автономной
республики, в состав комиссии ВЦИК
включить представителей Наркомнаца,
Народного комиссариата внутренних
дел, Народного комиссариата
земледелия, Сибревкома. Комиссия ВЦИК
состояла из председателя комиссии
Павловича Михаила Павловича — члена
коллегии Наркомнаца, ученого
востоковеда, ректора Института
востоковедения, А.Плича — члена
Сибревкома, М.К.Аммосова — члена ВЦИК,
членов комиссии внутренних дел и
земледелия К.Озол, Г.Михайлова,
представителей Якутского ревкома Г.Г.Колесова,
К.О.Гаврилова, сотрудника
представительства Якутии Н.А.Столыпина,
секретаря комиссии С.А.Новгородова.
Комиссия выработала важнейшие
государственные документы о границах
республики. После получения
результатов экспертизы от
компетентных органов и некоторых
наркоматов, комиссия несколько раз
возвращалась к обсуждению вопроса.
Большие споры вызвали юго-западные и
восточные границы республики. Были
такие предложения: территория от
устья реки Витим до Киренска (Ленско-Витимский
золотопромышленный район), имеющая
три четверти русского населения,
должна быть отнесена к Иркутской
губернии, а Хатангско-Анабарский
район Енисейской губернии, как район,
тяготеющий к Якутии, должен быть к ней
присоединен. Но дальнейшее обсуждение
вопроса привело к тому, что весь район
так и остался в Енисейской губернии.
Управление Охотским уездом, видимо,
также было предметом больших
дискуссий. Комиссия временно, до
особого рассмотрения вопроса ВЦИК,
оставила уезд за Якутской республикой.13
Комиссия тщательно обсуждала проект
Положения о Якутской республике,
получала от различных наркоматов
мнения об их отношении к проекту.
Проект в окончательном варианте
получил название «Декрет
Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета об
образовании Автономной Якутской
Советской Социалистической
Республики». Декрет подписали
председатель ВЦИК М.И.Калинин и
секретарь А.С.Енукидзе, в нем были
выработаны основные принципы
отношений между Федерацией и Якутской
автономией. Этот декрет был
предшественником договоров и
соглашений, подписанных в 1990-х годах
между президентом РФ Б.Н.Ельциным и М.Е.Николаевым.
Прежде чем рассмотреть этот главный
вопрос, необходимо хотя бы вкратце
остановиться на военно-политическом
положении Якутской губернии.
Политика, приспособленная к
региональным и национальным
особенностям, до провозглашения
автономии в Якутии не вроводилась,
ставка делалась на непримиримый
классовый антагонизм общества.
Молодые коммунисты, прошедшие через
тюрьмы и ссылки во время Гражданской
войны 1918—1920 годов, ослепленные
ультрареволюционной фразой, верили
поставляемым чекистами и их агентами
липовым данным и сведениям о
контрреволюционных заговорах и
замыслах. Чекисты стали «расскрывать»
один за другим несуществующие «заговоры»,
подвергать зверским пыткам людей.
Повсеместно была введена
продразверстка. Копирование работы
Центра в период военного коммунизма
шло по всем направлениям, хотя в
Якутии до осени 1921 г. не было
Гражданской войны, а в России,
наоборот, именно с 1921 г. началась
мирная жизнь.
В административно-территориальном
отношении область была отброшена к
периоду присоединения Якутии к России.
20 апреля 1920 г. решением Сибревкома
Якутская область стала
административным районом Иркутской
губернии. Москва ввела строгую
централизацию, не предоставляя на
местах даже минимума самоуправления.
Серьезная ошибка молодых
руководителей 1920 — первой половины 1921
годов заключалась в том, что они
отвернулись от образованной и
зажиточной части якутского народа («в
каждом из них видели «буржуа»), они
ориентировались в своей политике
только на бедноту и хамначчитов,
которые видели в тойонах и баях своих
предводителей, а интеллигентов
считали руководителями всего народа.
После приезда из Москвы в середине
июня 1921 г. нового секретаря Якутского
губбюро Г.И.Лебедева здесь
установилась диктатура одного
человека и руководимого им президиума
губбюро из председателя Ревтрибунала
А.Козлова и председателя губчека А.В.Агеева.
Проводимая Лебедевым политика вела к
физическому уничтожению
эксплуататорских классов и
беспартийной интеллигенции.
Председатель ЧК сам показывал, как
надо пытать подозреваемых и получать
от них признательные показания.
Председатель Ревтрибунала, начальник
штаба вооруженных сил области А.Г.Козлов
2 января 1922 г. дал приказ расстреливать
«каждого пятого в селении без всякой
пощады» при посещении населенного
пункта повстанцами. «Исполнители этих
директив и приказов на местах
сотворили ужасные вещи», — писал М.К.Аммосов.
Секретарь же губбюро партии не
просто санкционировал эти указания,
но и сам предпринимал весьма опасные
меры, объявлял коммунистов-якутов «националистами»;
не согласных с его линией русских
коммунистов командировал в северные
улусы с расчетом на уничтожение их
белогвардейскими офицерами; Якутскую
область пытался объявить «буферным
государством» на севере; 7 марта 1922 г.,
когда в центре принципиально был
решен вопрос о создании автономной
республики, он пытался препятствовать
этому, мотивируя тем, что в губернии
отсутствуют соответствующие кадры, а
есть только агитаторы, и что
белобандитизмом охвачена почти вся
территория губернии, телеграфировал в
центр: «Положение создается острое.
Подавление белобандитизма возможно
при почти поголовном истреблении
местного населения».14
По всей территории губернии пылало
пламя Гражданской войны. С 6 февраля 1922
г. Якутск был объявлен на осадном
положении, отдельные очаги советской
власти сохранились только в Амгинской
слободе, в г.Вилюйске, на некоторых
ямских станциях по Иркутско-Якутскому
тракту.
Никакой возможности изменить
политику президиума губбюро РКП(б)
мирными средствами не было. Группа
коммунистов во главе с Ис.Н.Бараховым
в ночь с 9 на 10 марта арестовала
Лебедева, Козлова, Агеева,путем «дворцового
переворота» взяла власть в свои руки и
объявила новую военно-политическую
линию. Содержание ее заключалось в
следующем: прекращение террора по
отношению к мирному населению, отказ
от политики искусственного
классового расслоения на богатых и
бедных, сотрудничество со всеми
лояльными к Советской власти
элементами, классами и политическими
группировками, привлечение к
советскому строительству якутской
национальной интеллигенции.
|
М.К.Аммосов, И.П.Редников
(военком республики), Ис. Н.Барахов.
Фото 1928 г. |
В этой сложнейшей военно-политической
обстановке были получены важнейшие
документы Советского правительства
об образовании ЯАССР и Обращение ВЦИК.
Революционный комитет ЯАССР
принимает «Манифест», написанный П.А.Ойунским
и беспартийным интеллигентом С.Н.Донским
I. Образование автономии праздновали 1
мая, в тот же день был опубликован
Манифест, объявлена амнистия
участникам белого движения.
6. Первое государство якутского
народа
По Конституции 1992 г. носителем
суверенитета в Якутии является
многонациональный народ республики. И
это справедливо, так как якутский
народ, давший название республике, по
воле истории ныне составляет менее
половины всего населения. В 1922 г.
якутами были более 85% жителей
республики, и первое государство
потому считалось государством
рабочих и крестьян якутского народа,
то есть оно считалось классовым
государством только одной части
одного народа.
Государство имело верховный
исполнительный и законодательный
орган — ЯЦИК, государственный
исполнительный орган — Совет
Народных Комиссаров, состоящий из
глав народных комиссариатов (министерств),
комитетов и управлений,
контролирующий орган и лице Рабоче-Крестьянской
Инспекции. Республика имела свои
атрибуты государственной власти: флаг,
герб. До 1927 г. дополнительно к
революционным праздникам в Якутии
отмечался свой национальный праздник.
Государственным языком был признан
якутский язык. (В настоящее время
государственными языками справедливо
считаются два языка: русский и
якутский).
Народные комиссариаты финансов,
продовольствия, торговли и
промышленности, управления почт и
телеграфа, путей сообщения, рабоче-крестьянской
инспекции и политический отдел при
ЯЦИК оставались в непосредственном
подчинении соответствующих народных
комиссариатов РСФСР. Все плановые
задания проводились через СНК ЯАССР.
Народные комиссары и начальники
управлений назначались ЦИК ЯАССР и
утверждались СНК РСФСР. Выражаясь
современной конституционной
терминологией, эти органы
государственной власти находились в
совместном ведении государственных
органов России и Якутии.
Правительство Якутской АССР
автономно руководило народными
комиссариатами внутренних дел и
земледелия, юстиции, просвещения,
здравоохранения и социального
обеспечения, также отделами
внутренней торговли и промышленности.
Иностранные дела и внешняя торговля
оставались исключительно в ведении
центральных органов РСФСР. Затем, в
связи с образованием СССР в конце 1922 г.,
перешли в ведение СССР. Военными
делами ведал Якутский военный
комиссариат, непосредственно
подчиненный окружному военному
комиссариату.
Большие полномочия, данные Декретом
ВЦИК РСФСР республике, сохранялись до
1927 года, а затем стали постепенно
сужаться. В связи с повсеместным
проведением «великих» репрессий они
совершенно, можно сказать, исчезли.
Так называемый советский
многонациональный союз республик
превратился в самодержавное
государство с диктаторским режимом
генеральных секретарей КПСС.
7. Развитие народного хозяйства и
культуры
Образование первого
государства на территории древней
Якутии привело к колоссальному успеху
прежде всего в военно-политической
области. 1 октября 1922 г. Якутским
правительством был объявлен днем
ликвидации повстанческого движения,
хотя со стороны Охотска вглубь
республики продвигалась дружина
генерала Пепеляева. Генерал мечтал
превратить Якутию в базу борьбы
против большевиков. Авантюра генерала
провалилась на полях амгинской земли
в марте 1923 г.
Активные участники этих восстаний —
якутские беспартийные интеллигенты —
признавались позже, что большевики
победили не силой оружия, а своей
умной и умелой политикой. Известный
якутский интеллигент М.П.Слепцов-Отоороп
как-то сказал П.А.Ойунскому: «Вы своей
умелой и умной политикой разложили
повстанцев, притянули на свою сторону...
Мы побеждены не вашей армией и оружием,
а силой вашей политики».15
Новая военно-политическая линия
установила правильные отношения
между различными слоями населения,
учитывала национальные особенности, в
повседневной политике руководство
опиралось на все население, не
преследовало эксплуататарских
элементов, наоборот, использовало их
деловые и хозяйственные навыки,
широко привлекало к советскому
строительству беспартийную
национальную интеллигенцию.
Довоенный уровень по количеству
рогатого скота и лошадей, посевных
площадей зерновых культур был
достигнут уже к концу 1925 г. По данным
профессора Г.Г.Колесова, в 1928 г.,
накануне массовой коллективизации,
республика имела более 600 тысяч голов
рогатого скота, более 300 тысяч лошадей.
По количеству скота и лошадей,
приходящемуся на душу населения, как
писал Колесов, республика занимала
второе место в мире после Аргентины.
По обеспеченности же
сельскохозяйственной техникой
занимала чуть ли не первое место в
РСФСР. Именно в это время (1923—1928 гг.)
была заложена прочная база для
культурного развития. Школьная сеть
образования, библиотеки,
предшественницы клубных учреждений
избы-читальни, разветвленная сеть
здравоохранения, подготовка кадров в
средних учебных заведениях,
направление в центральные вузы страны
молодых людей — вот краткий перечень
созидательной работы новой власти.
Впервые возникли многие отрасли
духовной культуры.
|
Нестор
Каландаришвили — легендарный «Сибирский
дед». Год неизвестен. |
С середины 1927 г. началось
национальное движение за расширение
прав автономной советской республики
до таковых союзной. Участниками его
стали молодые беспартийные
интеллигенты, сформировавшиеся как
личности до 1917 г. Центральный комитет
партии, сам Сталин решили их физически
ликвидировать. Сотни людей были
расстреляны, многие безвинные
интеллигенты — сосланы в ссылку в
Архангельскую губернию, где, за редким
исключением, и погибли. Почти все
советско-партийное руководство
республики было разогнано. М.К.Аммосова,
Ис. Н.Барахова, С.В.Васильева отозвали
в ЦК и в 1937—1938 годах репрессировали.
Показатели основных отраслей
национального хозяйства коренных
народов Якутии (скотоводства,
коневодства, оленеводства) накануне
Отечественной войны снизились почти
наполовину. Якутское население по
переписи 1939 г. сократилось (в
сравнении с 1926 г.) на 2,5 тысячи чел.
Процесс вымирания якутов, эвенков,
эвенов, юкагиров устойчиво
продолжался до «полной и
окончательной победы социализма» в
СССР. Так, по переписи 1959 г. (в
сравнении опять же с переписью 1926 г.) «недоставало»
еще 17 тысяч человек. Численность
якутского населения не достигала в 1959
г. даже уровня переписи 1917 г.
Только от сталинских репрессий
погибло 1800 человек. Уничтожена была
самая интеллектуальная, развитая,
творческая часть населения (в
основном, мужского пола), находящаяся
в расцвете сил.
Одна из отличительных особенностей
России от европейских стран — сильная
зависимость от идеологии, политики,
указаний, распоряжений одного
человека — вождя. Так было при царизме,
то же самое происходило и при
коммунистическом режиме. Указания
генеральных секретарей КПСС
ставились в свое время даже выше, чем
некогда указы престольных
самодержцев.
Источники и литература
1. Сб. узаконений и
распоряжений Правительства об
административном и общественном
устройстве и управлении Якутской
области. (Сос. губернатор И.И.Крафт). —
Якутск, 1912. Сс. 40, 42, 44, 56.
2. Якутский голос. — 1917, 2 мая.
3. Там же. 1917, 12 мая.
4. Программа Якутского трудового
союза федералистов. — Якутск, 1917. — С.
9.
5. Декреты Советской власти. Т. I. — М.,
1957. — Сс. 40—41.
6. Образование Якутской АССР. Сб.
документов и материалов. — Якутск, 1982.
— С. 55.
7. Ойунский П.А. Соч. — 7. — Якутск, 1962.
Очерк на якутском языке «Минувшие
года», написан в июне 1928 г.
8. Образование Якутской АССР. — Сс.
55—56.
9. Там же. Сс. 60—61.
10. Алексеев Е.Е. По пути полного
укрепления власти самих трудящихся. —
Якутск, 1970. С. 144.
11. Там же. — Сс. 144—145.
12. Образование Якутской АССР. — С. 83.
13. Там же. Сс. 87—90, 93.
14. Алексеев Е.Е. Национальный вопрос
в Республике Саха (Якутия). (1917—1941 гг.)
Казань. — 1999. — Сс. 67—69.
15. Ойунский П.А. Указ.соч. — С. 65
Приложение
Извлечение из Конституции,
утвержденной на IV Всеякутском съезде
Советов, с изменениями и дополнениями,
внесенными постановлением 2-й сессии
ЯЦИК IV созыва от 17 сентября 1926 г.
...Раздел седьмой. Глава VIII. Герб и
флаг ЯАССР.
118. Государственный герб ЯАССР
состоит из изображения в лучах
северного сияния части земного шара,
прилегающей к приполярному кругу,
схематического начертания границ
ЯАССР и основной водной артерии р.
Лены, золотых серпа и молота,
помещенных крест на крест рукоятками
к низу, окруженных венцом из колосьев,
смыкающихся красной пятиконечной
звездой, причем у основания венца
золотые вилы и грабли, помещенные
крест на крест рукоятками к низу с
надписью:
а) «Якутская Автономная Советская
Социалистическая Республика и б) «Пролетарии
всех стран, соединяйтесь!» на якутском
языке.
119. Государственный флаг ЯАССР
состоит из полотнища красного (алого)
цвета, в левом углу коего у древка
наверху на светло-голубом фоне
изображено северное сияние с надписью
золотыми буквами «ЯАССР» на якутском
языке.
Основание: Всеякутские съезды
Советов. Документы и материалы 1922—1937.
Якутск, 1972. — С. 352.
Роль первых
руководителей страны и республики в
решении национального вопроса
Российская империя была
наследственной монархией во главе с
императором, обладавшим
самодержавной властью. Территория
России делилась на 81 губернию, в
которые входили 20 областей, часть их
объединялась в генерал-губернаторства.
Первые руководители административно-территориальных
управлений назначались самим царем.
Все подданные присягали ему на
верность. Россия была простым
унитарным русским государством с
единым центром — Москвой.
1917 год разрушил стройный Российский
государственный строй. Февральская и
Октябрьская революции явились новым
временем отсчета в межнациональных
отношениях.
По прошествии восьми дней после
Октябрьского переворота председатель
нового Советского правительства
Ленин и нарком по делам
национальностей Сталин подписали «Декларацию
прав народов России». Документ был
первым практическим шагом в
воплощении в жизнь национальной
программы, разработанной вождем
партии большевиков Лениным. Подпись
Сталина не свидетельствует о
занимаемом им месте в высшей
партийной иерархии того времени, он
подписывал документ лишь как нарком
по делам национальностей.
В этом документе впервые открыто
были декларированы равенство и
суверенность народов России, их права
на свободное самоопределение. С этого
времени начался сложнейший путь
союзных, автономных, федеративных
государственных образований в бывшей
царской России.
Финляндия и Польша отделились от
России, обрели право на полное
суверенное развитие. Более-менее
многочисленные народы образовали
самостоятельные конфедеративные
советские государства со своими
армиями, денежными знаками и
министерствами иностранных дел. В
декабре 1922 г. они образовали единое
государство с социалистической
ориентацией на полуконфедеративных
отношениях, т.е. на правах союзных
республик. Небольшие народы
установили, в свою очередь,
федеративные и автономные отношения с
центральной федеративной властью
союзных республик.
Роль первых лиц страны при
руководящей роли одной партии имела
решающее значение в формировании
политики страны, в том числе в решении
вопросов межнациональных отношений.
Ленин. Единство внутренней и
внешней политики страны достигалось
руководящей ролью большевистской
партии. Роль партии в государственном
строительстве вождь Ленин
представлял по схеме «Вожди — партия
— класс — массы» и считал, что партией
руководят наиболее авторитетные
вожди, знающие объективные законы
развития общества. Концепции, идеи
вождей всесторонне обсуждаются
внутри партии и доводятся до рабочего
класса, а затем — до масс. В этих
рассуждениях вождя партии и
Советского государства были заложены
опасные предпосылки узурпации власти
сильной личностью и установления
единоличной диктатуры в партии и
стране. О чем 24 декабря 1922 г. он писал: «Тов.
Сталин, сделавшись генсеком,
сосредоточил в своих руках необъятную
власть, и я не уверен, сумеет ли он
всегда достаточно осторожно
пользоваться этой властью».1 Он
предупреждал соратников о предвзятом
отношении Сталина к национальным
меньшинствам, о его «озлоблении» на
пресловутый «социал-национализм», о
его борьбе с выдуманным им же самим
национализмом нерусских народов. «Озлобление»
вообще играет в политике обычно самую
худшую роль».2 Перед смертью
Ленин просил своих соратников снять
Сталина с должностей генсека, наркома
национальностей и наркома Рабкрина.
Сталинской национальной «политике
озлобления» Ленин противопоставил
политику чрезвычайно осторожного
отношения к национальному вопросу,
призывая руководителей страны
проявлять осторожность,
предупредительность, быть уступчивым,
всегда учитывать своеобразие
национальных особенностей различных
народов.
Чтобы не быть голословным, приведу
несколько положений из сочинений
Ленина. «Особенно нужно быть
осторожным по отношению к различным
нациям, ибо нет вещи хуже, чем
недоверие наций»... «Ничего не
декретировать из Москвы».3
Руководители «поняли своеобразие их
положения, положения их республик, в
отличие от положения РСФСР, поняли
необходимость не копировать нашу
тактику, а обдуманно видоизменять ее
применительно к различию конкретных
условий».4 По отношению к
национальным меньшинствам необходимы
«сугубая осторожность,
предупредительность и уступчивость».5
Он призывал: «Относитесь с особым
уважением к суверенным органам Грузии».6
Украинский национализм и национализм
других народов объяснял тем, что на
почве «многовекового угнетения
отсталой части украинских масс
наблюдаются националистические
тенденции, члены РКП(б) обязаны
относиться к ним с величайшей
терпимостью и осторожностью».7
Ленин поставил вопрос о
необходимости ликвидации
фактического неравенства отсталых
народов от государство-образующего
русского народа, находящегося на
более высоком уровне развития. Он
считал, что источником национализма
является великодержавный шовинизм. В
связи с этим решительно заявил: «Великодержавному
шовинизму объявляю бой не на жизнь, а
насмерть».8 «Для борьбы с
русским национализмом необходима
особая изобретательность, не говоря
уже об особой искренности тех, которые
за такую борьбу возьмутся»... «Мы
никогда не относились формально к
национальному вопросу».9
Физическое оскорбление Орджоникидзе
во время пленума ЦК РКП (б)
Закавказских республик Кабахадзе, как
сам Ленин признался 24 января 1923 г., «очень
тяжело повлияло» на его состояние
здоровья. Об этом писала в дневнике
секретарь Ленина. Л.Фотиева.
Знаю, что найдутся люди,
воспринимающие негативно
деятельность Владимира Ильича по
решению национального вопроса. Им я
гарантирую только одно: абсолютную
достоверность фактов. Их право —
подвергать последние сомнению. Но
прошу учесть два положения: совпадало
ли Ленинское видение проблемы с
объективным ходом развития общества
того времени, была ли направлена его
деятельность на установление мира и
согласия между народами России?
Мысли, положения, идеи вождя
доходили и до далекой Якутии.
Якутские коммунисты, решительно
преодолев «детскую болезнь левизны» в
коммунизме, в сложнейших условиях
Гражданской войны (она шла с осени 1921 г.,
с февраля 1922 г. Якутск находился в
осадном положении), в марте 1922 г.
выработали своеобразную концепцию
национальной политики,
соответствующую тем конкретно-историческим
условиям. Жесткую политику классовой
борьбы заменили гуманной политикой по
отношению ко всем слоям населения,
привлекали к советскому
строительству беспартийную якутскую
интеллигенцию, втянули богатые слои
населения (тойонов, купцов, зажиточную
часть крестьянства) к хозяйственному
строительству, проводили новую
экономическую политику. Восстание
было ликвидировано в октябре 1922 г.
Авторами гуманной линии в решении
назревших вопросов были Исидор
Никифорович Барахов, Платон
Алексеевич Ойунский, Сергей Юрьевич
Широких-Полянский. Эту новую политику
в Москве с подачи М.К.Аммосова (командированного
из Якутии в ноябре 1921 г. для подготовки
вопроса о создании Якутской АССР)
санкционировали секретари ЦК и члены
правительства Российской Федерации.
Сталин. Он под руководством
Ленина в практическом решении
национального вопроса играл
положительную роль. Однако после
смерти Ленина стал методично
добиваться признания себя вождем
партии. Он достиг своей цели. Первым
делом Сталин ликвидировал
внутрипартийную демократию, добился
того, что каждое его слово, жест,
замечание стали законом жизни и
руководящим указанием для партии и
страны в целом. Роль Сталина можно
представить следующей схемой: вождь —
генератор идей, организатор всех
начинаний; он указывает,
распоряжается, приказывает; он —
единственный критик, прокурор, судья,
цензор; секретариат, Политбюро,
пленумы, конференции, съезды
Коммунистической партии —
коллективные пропагандисты,
агитаторы, исполнители, надзиратели,
сыщики, выполняющие волю хозяина, т.е.
генерального секретаря. При Ленине
эти органы партии были действительно
коллективными руководителями, сообща
вырабатывали основные направления
политики страны.
Подобное руководство стало
возможным при деспотическом
государстве, в котором вся власть
принадлежала одному лицу, и где
писаные законы не действовали.
Деспотия выросла из тоталитарного
государства, где власть
сосредотачивалась в руках узкого
круга лиц. Все же ради справедливости
надо сказать, что основы
тоталитарного государства были
заложены при Ленине. Изгнание из
правительства летом 1918 года партии
левых эсеров, принятие постановления
об единстве партии на Х съезде в марте
1921 г. создали условия для
возникновения диктатуры сильной
личности.
Приведем в подтверждение следующие
факты.
Во время смертельной болезни Ленина
в 1923 г. Сталин впервые совершил на
национальной почве уголовно-наказуемое
преступление: по приказу генсека 4 мая
1923 г. был исключен из партии, снят с
работы в Наркомнаце, заключен в тюрьму
татарский революционер Мирсаид
Султан-Галиев. Но Сталин тогда еще не
приобрел достаточного авторитета и
силы, и Султан Галиев вскоре был
освобожден из тюрьмы.11
В 1930 г. Сталин изобрел теорию о так
называемом «национализме малых
народов» — как форме классовой борьбы.
«Уклон к национализму есть
приспособление
интернационалистической политики
рабочего класса к националистической
политике буржуазии». И на этой основе
он поставил вопрос на широкую
политическую плоскость:
националистов необходимо
ликвидировать как классовых врагов.
Пережитки капитализма «более живучи,
так как имеют возможность хорошо
маскироваться в национальном костюме».
«Уклон к национализму отражает
попытки «своей», «национальной»
буржуазии подорвать Советский строй и
восстановить капитализм».12
По указанию Сталина перестали
учитывать при подборе и расстановке
кадров национальные и региональные
особенности республик. «Правильная
политическая линия нужна не для
декларации, а для проведения в жизнь.
Но чтобы претворить в жизнь
правильную линию, нужны кадры, нужны
люди, понимающие политическую линию,
воспринимающие ее, как свою
собственную линию, готовые провести
ее в жизнь, умеющие осуществлять ее на
практике и способные отвечать за нее,
защищать ее, бороться за нее». В
качестве гарантов правильного
подбора кадров Сталин ставит пять
условий, среди которых отсутствуют
учет национального состава,
компетентность, профессионализм.13
Все условия бьют в одну точку —
беспрекословную преданность идеям
партии, т.е. ему самому. Правда, об этом
он говорит уже после завершения
перехода к деспотической форме
правления — в марте 1939 г.
Переход к тоталитарной и
деспотической формам правления
сопровождался разгромом кадров. В
Якутии в 1928 г. были изгнаны с
занимаемых постов Аммосов, Барахов,
Васильев и другие руководящие
работники, вся беспартийная
интеллигенция. В1937 — 1939 годах
завершилось физическое уничтожение
всех национальных партийных и
советских ответработников. Выжил
только один: Н.С.Емельянов —
председатель ЯЦИК — поставщик
компрометирующих материалов о «врагах
народа».
За один год репрессий (июнь 1937 — июнь
1938 гг.) из 62 членов ЦК Коммунистической
партии Украины выжило только 7 человек.
В Белоруссии за годы репрессий
уничтожены были 99 членов ЦК.
Организатор БССР А.Г.Червяков
застрелился. В Казахстане,
Узбекистане, Киргизии, Закавказских
республиках были уничтожены почти все
руководители республик. Русских
уничтожали как оппортунистов,
уклонистов, евреев — как троцкистов,
национальных руководителей — как
националистов. Учительница истории,
татарка по национальности, своей
однокамернице рассказывала: «Я
татарка, а им удобнее пустить меня по
группе буржуазных националистов.
Вначале я действительно проходила у
них как троцкистска...» Но затем
следователь ей сказал, что «по
троцкистским элементам у них план
перевыполнен, а по националистам они
отстают, хоть взяли много татарских
писателей».14
Уничтожение людей шло по плану,
строго учитывалась национальная
принадлежность «врагов народа», даже
было введено соревнование между
областями и республиками.
Практика Сталинской национальной
политики характеризуется не только
этими зверствами. Вскоре вождь взялся
репрессировать целые народы. Счет
теперь шел на миллионы. Накануне и в
период Великой Отечественной войны по
указанию Сталина были выселены с
исторической родины 17 народов. Эту
проблему глубоко исследовал
профессор, доктор исторических наук
Николай Федорович Бугай.
Некоторые политики, историки,
политологи, философы, журналисты,
писатели ставят фамилии Ленина и
Сталина рядом, считая, что Сталин был
продолжателем политики Ленина по
национальному вопросу. Это глубоко
оскорбительно для честного
исследователя. Что может быть общего
между Лениным, который тяжело
переживал оскорбление своим близким
другом национального достоинства
одного из грузинских руководителей, и
Сталиным, уничтожившим миллионы людей
из-за их принадлежности к
национальному меньшинству?!
Хрущев. Он разоблачил культ
личности, пытался освободить народ от
всеобщего слепого поклонения Сталину.
Хрущев реабилитировал сталинских
жертв, вернул на историческую родину
многие репрессированные народы.
Главная его заслуга (вопреки
собственному желанию) — он посеял
семена критического отношения к
советскому строю и Коммунистической
партии.
Однако Хрущев не забывал
возвеличивать и себя, пытаясь
приобрести политический капитал. Этот
необразованный и некультурный
политик, «четырежды Герой
социалистического труда», для
преодоления сталинского
государственного шовинизма ничего не
сделал. По большому счету, он
предоставил демократию только одному
себе, болтая обо всем, что взбредет в
голову. Он презрительно относился к
представителям малочисленных народов.
Наш земляк из Сунтара А.Я.Петров —
доктор военных наук, профессор после
окончания военной академии вместе с
другими курсантами удостоился
встречи с первым руководителем страны.
Обходя стройные ряды курсантов,
Хрущев поинтересовался
национальностью Петрова. Когда тот
ответил: «Якут», Никита Сергеевич
презрительно на него посмотрел и
быстро убрал протянутую руку... Можно
ли было от таких нравственно-ущербных
первых лиц государства ожидать чего-либо
положительного для решения судеб
малочисленных народов?!
Брежнев. Этот жадный до
орденов и медалей генсек пытался
реабилитировать Сталина, что после
сокрушительного хрущевского удара
ему не удалось. В области
межнациональных отношений он изобрел
«теорию» о формировании новой
общности людей — «советского народа».
Тем самым Брежнев пытался ускорить
процесс ассимиляции малочисленных
народов, игнорируя национальные
особенности этносов СССР.
Черненко и Андропов в виду
краткосрочности пребывания в роли
первых лиц не смогли сделать что-либо
существенное для нерусских народов
СССР.
Горбачев. Этот говорун
заболтал широко разрекламированную
Перестройку. Чтобы блеснуть и
показать себя, стал инициатором
грандиозных провокаций
межнациональных конфликтов в бывшем
СССР. 5 мая 1986 г. секретариат ЦК КПСС
принял постановление, осудившее
националистическое и
антиобщественное движение якутской
молодежи. Извратив факт избиения на
катке молодыми ребятами 16-18 лет
русской национальности студентов
университета и прохожих якутской
национальности, ЦК КПСС и Якутский
обком партии сделали далеко идущие
политические выводы. Вскоре произошли
серьезные межнациональные конфликты
в Казахстане, Прибалтике, Узбекистане,
Карабахе и во многих других
республиках. «Урок», преподанный
Якутии, обернулся бумерангом.
Межнациональные конфликты в стране
вышли из-под контроля, хотя Горбачев
лично пытался проводить всевозможные
совещания. Распад СССР стал
неминуемым.
Тогда первым секретарем Якутского
обкома партии был Ю.Н.Прокопьев.
Вскоре он стал членом Политбюро ЦК
компартии РСФСР, то есть сделал за
короткий срок немыслимую партийную
карьеру.
Генеральные секретари правящей
Коммунистической партии Советского
Союза не отказались от главного
теоретического лейтмотива
политических обвинений — в
буржуазном антисоветском
национализме республик бывшего
Советского Союза. Нацеленность
практической политики КПСС на эту
ложную установку привела к распаду
Советского Союза по национальному
признаку.
Ельцин. Он не был генсеком.
Окончательный распад СССР связан с
его именем. На карте мира в конце 1991 г.
вместо одного государства — СССР —
появилось 15 независимых суверенных
государств. Ельцин же предоставил
бывшим бесправным автономным
республикам суверенитет в составе
Российской Федерации. Это было
своеобразной попыткой возврата ко
временам обретения национальными
меньшинствами прав на создание
автономных республик — только в новых
исторических условиях.
Суверенизация национальных
республик Российской Федерации — как
исторический процесс — не
завершилась. Татарстан создал в
составе России республику с
элементами конфедеративных отношений.
С объявлением суверенитета
государственная верховная власть в
республиках переходит к бывшим
безвластным органам — Верховным
Советам, которые проводят
демократические выборы. На
политическую авансцену выходят
президенты республик. В течение 10 лет (двух
сроков) в Республике Саха (Якутия) эту
должность занимал М.Е.Николаев. При
нем были приняты «Декларация о
государственном суверенитете»,
демократическая Конституция,
подписан Федеративный договор.
Источники
1. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.45.
— С.345.
2. Там же. — С.357.
3. Там же. Т.38. — С.162.
4. Там же. Т. 41. — Сс. 198, 200.
5. Там же. — Т.45. — С.360.
6. Там же. Т. 43. — С. 128.
7. Там же. Т. 41. — Сс. 330,334-335.
8. Там же. Т. 45. — С.214.
9. Там же. — С. 360.
10. Там же. — С.476.
11. Султан Галиев Мирсаид. Избранные
труды. Казань. — 1998.Сс. 15-16.
12. Сталин И.В. Соч. — Т. 13. — С.361.
13. Сталин И.В. Вопросы ленинизма. М.,
1953. — Сс. 634—635.
14. Гинзбург Евгения. Крутой маршрут.
Хроника времен культа личности//Юность
— 1988. №9. — Сс. 59—60.
15. Данилов Софрон. Санаам туймуулара
/Мысли мои/. Дьокуускай—1995. — Сс. 289 —
290.
Егор Егорович Алексеев, доктор
исторических наук, лауреат
Государственной премии РС(Я) им. А.Е.
Кулаковского, почетный гражданин
Намского, Таттинского и Нюрбинского
улусов.