Книжная полка

На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Коренное население Аляски накануне третьего тысячелетия

В конце октября 2002 года в издательстве «Наука» г. Санкт-Петербурга вышла интереснейшая книга магистра антропологии (университет г.Фэрбэнкс, штат Аляска), кандидата социологических наук Натальи Чунеровны Таксами «Коренное население Аляски накануне третьего тысячелетия. Историко-социальные аспекты патернализма». Ответственный редактор — известный ученый, профессор И.Я. Фроянов.

Мы не будем в небольшой рецензии пытаться упоминать названия всех глав, а постараемся обратить внимание читателей на то, что, на наш взгляд, может быть взято на вооружение нашей сегодняшней действительностью.

Книга в целом посвящена социально-экономическим, политико-правовым вопросам взаимоотношений государства и коренных народов, его населяющих. Это глобальные вопросы, влияющие на все основные факторы развития внутренней жизни страны. Автор монографии права, когда подчеркивает, что «попытки декларировать однонациональность государства, либо насильственное навязывание официальной политики государства аборигенному населению рано или поздно приводят» к возникновению многих противоречий.

Н.Ч.Таксами не случайно первый раздел монографии, состоящий из 9 глав и названный «Государственность на Аляске», посвятила вопросам взаимоотношений коренного населения с федеральным правительством: это и территориальный статус, патернализм и самоуправление, принятие и становление государственности на основе Конституции штата, формирование системы округов и т.д. Один из основных разделов посвящен земельному вопросу, как главному средству коренных народов к существованию. Права коренных жителей на землю и другие природные ресурсы определяются Законом об удовлетворении земельных исков коренного населения Аляски.

Весьма большое значение придается суверенитету аборигенных общин. Верховный суд страны с самого начала четко закрепил за общинами статус, по которому они обладают суверенностью. Однако суверенность общин была относительным понятием. Н.Ч.Таксами считает, что «за общинами коренных жителей признавалось право обладать подлинными силами самоуправления, не предоставленными официально федеральным правительством, но подчинающимися ограничениям, установленным федеральным законом». Очевидно, что все таки существует известная опасность передачи общинных земель деревни объединенным муниципалитетам штата. В этом случае сохранение экономической независимости общин, а значит и политической, может быть весьма проблематичным.

Завершающий раздел (6 глав) посвящен проблеме сохранения культурного наследия аборигенов. Здесь речь идет о системе школьного образования, о возможностях продолжения обучения в средних и высших учебных заведениях. При университете города Фэрбенкса имеется факультет коренных народов Аляски. В нем создаются неплохие условия, есть Центр помощи студентам из числа коренных национальностей. Большим вопросом является сохранение аборигенных языков. Проблем и здесь много. Впрочем, как и везде.

Бесспорно, коренных малочисленных народов Севера, в том числе Республики Саха (Якутия), не могут не интересовать вопросы самоуправления, земельные отношения, судьба родовых сельских общин, основы природопользования, проблемы школьного образования, сохранение родного языка и т.д., имеющиеся в соседней стране, в частности, в штате Аляска. «На наш взгляд, — пишет Н.Ч.Таксами, — деятельность органов местной власти является серьезным опытом в формировании взаимоотношений между государством (органами государственной власти) и коренными народами данного региона (аборигенными корпорациями, советами и др.)».

Действительно, есть что позаимствовать у соседних территорий двух стран — России и США. Только не копировать все, а цивилизованно делиться положительным опытом друг друга.

Валентина Акимова,
начальник отдела
Департамента по делам
народов и федеративным отношениям РС(Я), к.и.н.

 

Hosted by uCoz