На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Валериан ИВАНОВ

Аяно-Якутский тракт,
или некоторые мысли по поводу...

В газете «Якутия» от 26 октября прошлого года вышла статья В.Шевченко «В Нелькане, Аяне и далее...». Обнажение полузабытых якутских топонимов меня приятно удивило, освежив впечатления и воспоминания детства. При этом немаловажную роль сыграли генетические истоки: дед мой по матери, Соловьев Георгий Александрович, уроженец Болугурской слободы, большую часть своей жизни провел в тех местах, срубив дом из аянской ели в п.Нелькан, работая лоцманом. А родная мать Иванова Гликерия Георгиевна увидела свет и провела молодые годы там же.

Мой отец, Иванов Тит Софронович, уроженец Мегинского улуса, после окончания Учительской семинарии своими бывшими однокашниками П.Ойунским и М.Аммосовым был назначен учителем Нельканской школы и одновременно — комиссаром и начальником базы «Холбос» Аяно-Нельканского округа. Через год-полтора он обзавелся семьей: женился на дочери лоцмана Соловьева и стал зятем и любимцем жителей округа, что спасло его при калейдоскопической смене властей того времени — шла кровавая Гражданская война на лобном месте.

Эта статья одного из руководителей школьной экспедиции оставила во мне неприятный осадок: ни одним словом не упомянуты коренные жители тех мест: якуты и русские старожилы, хотя озвучены их фамилии: Дьячковские, Аммосовы, Архиповы, Малгин, Цыпандин, Соловьевы и т.д. Кстати, с провозглашением Якутией автономии Генсек ВКП(б) и наркомнац России Сталин (В.И.Ленин тогда болел) перекроил восточную границу ЯАССР, отбросив Якутию с Охотского моря. В отторгнутую часть Якутии вошли вся Магаданская область и Чукотский национальный округ до Чаунской губы. Якутия потеряла до 1,0 млн кв. км.

Более того, в годы Великой Отечественной войны И.Сталин четыре района ЯАССР передал Дальстрою (Верхоянский, Хандыгский, Оймяконский и Верхнеколымский), которые были возвращены только после смерти Сталина.

В царское время Россия снабжалась американскими, английскими, японскими товарами через единственные ворота: Аяно-Якутский тракт. Великая Сибирская железнодорожная магистраль лежала на юге более чем в 1000 км.

Итак, единственная артерия снабжения Якутии была захлопнута — республика оказалась в глухом мешке. С большим трудом и убытками в течение трех четвертей века Якутия снабжалась посредством сезонной навигации (Усть-Кут — Якутск) и автотрактом АЯМ. С огромными усилиями уже в наши дни железная дорога от Сибирской магистрали дошла до Алдана. БАМ, начатый строиться еще полвека назад, сегодня не работает. Грузовые перевозки на «Руслане» нерентабельны. А кратчайший, дешевый, выгоднейший путь Аян — Якутск в течение 80 лет (!) бездействует...

Чем это объяснить? Великая держава в течение столетия не может открыть вторую Транссибирскую железнодорожную магистраль — от глубоководной гавани Аян на почти не замерзающем Охотском море (зимой в течение месяца покрывается тонкой пленкой льда) до Уральского хребта, что соединила бы алмазные провинции Якутии, углеводороды, древесину, рыбную благодать Восточной и Западной Сибири.

Нам придется срочно раскошелиться. Соревнуясь в этом плане с динамично развивающимся Китаем, который вкупе с Индостаном, нефтяными монстрами Среднего и Ближнего Востока пробъет иначе свою Евро-Азиатскую магистраль: Шанхай — Балканы...

Есть у нас в Якутии такая статистика. За 40-е—80-е годы количество маятниковых мигрантов достигло 4,0 млн человек, а постоянных жителей было не больше 1,0 млн человек. Временщики приезжают и после выполнения поставленных для себя ближайших целей и задач сразу возвращаются на малую родину. Однако они считаются полноправными гражданами и пользуются всеми льготами Крайнего Севера, пока они живут в Якутии.

Я, уроженец Якутии, всех мигрантов разделяю на две части: старожилов и временщиков. Какая разница между ними? Огромная. Постараюсь объяснить на фактах. Некогда я жил в Мирнинском районе. В то время строилась дорога Ленск — Мирный и далее. Однажды я убил глухаря и был несказанно рад, ибо в центральных районах Якутии в течение жизни жителю тех мест приходится заиметь трофеем не более 2—3 глухарей. Однако шофера-дальнобойщики меня подняли на смех: «Одного?! Ха-ха! Мы считаем не штуками, а мешками!» Это известие меня ошеломило.

Другой пример. Для одной варки добытчики алмазов, попав на озеро, взрывают в воде аммоналку и выбирают на уху десяток карасей из несметного количества оглушенной рыбы. Чем не пример, характеризующий временщиков? Старожилы на такой грех не пойдут. Вот вам и разница между ними...

С последней четверти XIX века Россия втягивается в систему мирового капиталистического развития, особенно, с постройкой Транссибирской железной дороги и началом русско-японской войны. А царская колония Якутия непосредственно участвует в этом процессе, обеспечивая Бодайбинские золотые прииски мясными и прочими продуктами, а зарубежные страны — пушниной и ценной рыбой. Даже появились якуты-миллионеры: Сэрбэкэ-Эверстов (Намский улус), Манньыаттаах-Никифоров (Восточно-Кангаласский улус). В хозяйствах местных богачей-якутов можно было увидеть паровые мельницы, механические молотилки, мощные многотонные морозильники-ледники в вечной мерзлоте. Моя мать рассказывала, что до революции они, девочки, наслаждались свежими ананасами, бананами.

Якутяне с Охотского побережья ежегодно рыбачили, охотились на Шантарских островах (Сандаар арыылара — светлые острова). Все западное и северное побережье Охотского моря, ближайшие урочища изобилуют якутскими топонимами: Айан — путь-дорога, Ньылхан, Дьылхан — якутские архаизмы, Уола — сынок, Адаіалаах — конские колодки, Бєрєлєєх — волчье место, Балаіаннаах — местность с избушкой и т.д.

Сталинские непродуманные своеволие и произвол (захлопнул главную артерию края) отбросили развитие Якутии назад на 2—3 четверти века!


Валериан Титович Иванов-Тиит Тирэ5э, ветеран Великой Отечественной войны.

Hosted by uCoz