Валериан
ИВАНОВ
Аяно-Якутский
тракт,
или некоторые мысли по поводу...
В
газете «Якутия» от 26 октября
прошлого года вышла статья В.Шевченко
«В Нелькане, Аяне и далее...».
Обнажение полузабытых якутских
топонимов меня приятно удивило,
освежив впечатления и воспоминания
детства. При этом немаловажную роль
сыграли генетические истоки: дед мой
по матери, Соловьев Георгий
Александрович, уроженец Болугурской
слободы, большую часть своей жизни
провел в тех местах, срубив дом из
аянской ели в п.Нелькан, работая
лоцманом. А родная мать Иванова
Гликерия Георгиевна увидела свет и
провела молодые годы там же.
Мой отец, Иванов Тит
Софронович, уроженец Мегинского
улуса, после окончания Учительской
семинарии своими бывшими
однокашниками П.Ойунским и М.Аммосовым
был назначен учителем Нельканской
школы и одновременно — комиссаром и
начальником базы «Холбос» Аяно-Нельканского
округа. Через год-полтора он
обзавелся семьей: женился на дочери
лоцмана Соловьева и стал зятем и
любимцем жителей округа, что спасло
его при калейдоскопической смене
властей того времени — шла кровавая
Гражданская война на лобном месте.
Эта статья одного из
руководителей школьной экспедиции
оставила во мне неприятный осадок: ни
одним словом не упомянуты коренные
жители тех мест: якуты и русские
старожилы, хотя озвучены их фамилии:
Дьячковские, Аммосовы, Архиповы,
Малгин, Цыпандин, Соловьевы и т.д.
Кстати, с провозглашением Якутией
автономии Генсек ВКП(б) и наркомнац
России Сталин (В.И.Ленин тогда болел)
перекроил восточную границу ЯАССР,
отбросив Якутию с Охотского моря. В
отторгнутую часть Якутии вошли вся
Магаданская область и Чукотский
национальный округ до Чаунской губы.
Якутия потеряла до 1,0 млн кв. км.
Более того, в годы
Великой Отечественной войны И.Сталин
четыре района ЯАССР передал
Дальстрою (Верхоянский, Хандыгский,
Оймяконский и Верхнеколымский),
которые были возвращены только после
смерти Сталина.
В царское время Россия
снабжалась американскими,
английскими, японскими товарами
через единственные ворота: Аяно-Якутский
тракт. Великая Сибирская
железнодорожная магистраль лежала
на юге более чем в 1000 км.
Итак, единственная
артерия снабжения Якутии была
захлопнута — республика оказалась в
глухом мешке. С большим трудом и
убытками в течение трех четвертей
века Якутия снабжалась посредством
сезонной навигации (Усть-Кут —
Якутск) и автотрактом АЯМ. С
огромными усилиями уже в наши дни
железная дорога от Сибирской
магистрали дошла до Алдана. БАМ,
начатый строиться еще полвека назад,
сегодня не работает. Грузовые
перевозки на «Руслане»
нерентабельны. А кратчайший, дешевый,
выгоднейший путь Аян — Якутск в
течение 80 лет (!) бездействует...
Чем это объяснить?
Великая держава в течение столетия
не может открыть вторую
Транссибирскую железнодорожную
магистраль — от глубоководной
гавани Аян на почти не замерзающем
Охотском море (зимой в течение месяца
покрывается тонкой пленкой льда) до
Уральского хребта, что соединила бы
алмазные провинции Якутии,
углеводороды, древесину, рыбную
благодать Восточной и Западной
Сибири.
Нам придется срочно
раскошелиться. Соревнуясь в этом
плане с динамично развивающимся
Китаем, который вкупе с Индостаном,
нефтяными монстрами Среднего и
Ближнего Востока пробъет иначе свою
Евро-Азиатскую магистраль: Шанхай —
Балканы...
Есть у нас в Якутии
такая статистика. За 40-е—80-е годы
количество маятниковых мигрантов
достигло 4,0 млн человек, а постоянных
жителей было не больше 1,0 млн человек.
Временщики приезжают и после
выполнения поставленных для себя
ближайших целей и задач сразу
возвращаются на малую родину. Однако
они считаются полноправными
гражданами и пользуются всеми
льготами Крайнего Севера, пока они
живут в Якутии.
Я, уроженец Якутии, всех
мигрантов разделяю на две части:
старожилов и временщиков. Какая
разница между ними? Огромная.
Постараюсь объяснить на фактах.
Некогда я жил в Мирнинском районе. В
то время строилась дорога Ленск —
Мирный и далее. Однажды я убил
глухаря и был несказанно рад, ибо в
центральных районах Якутии в течение
жизни жителю тех мест приходится
заиметь трофеем не более 2—3 глухарей.
Однако шофера-дальнобойщики меня
подняли на смех: «Одного?! Ха-ха! Мы
считаем не штуками, а мешками!» Это
известие меня ошеломило.
Другой пример. Для
одной варки добытчики алмазов, попав
на озеро, взрывают в воде аммоналку и
выбирают на уху десяток карасей из
несметного количества оглушенной
рыбы. Чем не пример, характеризующий
временщиков? Старожилы на такой грех
не пойдут. Вот вам и разница между
ними...
С последней четверти XIX
века Россия втягивается в систему
мирового капиталистического
развития, особенно, с постройкой
Транссибирской железной дороги и
началом русско-японской войны. А
царская колония Якутия
непосредственно участвует в этом
процессе, обеспечивая Бодайбинские
золотые прииски мясными и прочими
продуктами, а зарубежные страны —
пушниной и ценной рыбой. Даже
появились якуты-миллионеры: Сэрбэкэ-Эверстов
(Намский улус), Манньыаттаах-Никифоров
(Восточно-Кангаласский улус). В
хозяйствах местных богачей-якутов
можно было увидеть паровые мельницы,
механические молотилки, мощные
многотонные морозильники-ледники в
вечной мерзлоте. Моя мать
рассказывала, что до революции они,
девочки, наслаждались свежими
ананасами, бананами.
Якутяне с Охотского
побережья ежегодно рыбачили,
охотились на Шантарских островах (Сандаар
арыылара — светлые острова). Все
западное и северное побережье
Охотского моря, ближайшие урочища
изобилуют якутскими топонимами: Айан
— путь-дорога, Ньылхан, Дьылхан —
якутские архаизмы, Уола — сынок,
Адаіалаах — конские колодки,
Бєрєлєєх — волчье место, Балаіаннаах
— местность с избушкой и т.д.
Сталинские
непродуманные своеволие и произвол (захлопнул
главную артерию края) отбросили
развитие Якутии назад на 2—3 четверти
века!
Валериан Титович
Иванов-Тиит Тирэ5э, ветеран
Великой Отечественной войны. |