Наталия
ВАСИЛЬЕВА
«Ийэ-кут
начинал свою земную жизнь
весной...»
Рождение
и смерть в рамках традиционного
якутского ритуала
Ритуал играет важную
роль в истории общества как
традиционно выработанный метод
социального воспитания.1
Именно в ритуале человек осознает
свое единство с сородичами, людьми
владеют общие чувства и настроения —
то, что в повседневной жизни
отсутствует, причем в ритуале люди
общаются не только друг с другом, но и
восстанавливается связь между
потомками и предками, прошлым и
настоящим, жизнью и смертью.
Собственно ритуал для того и
исполнялся, чтобы восстановить
прошлое и сделать его настоящим.
Основной таксономической единицей
ритуала является обряд, при котором
человек находит реализацию своих
духовных устремлений.2
В течение жизни
человека — почти у всех народов —
ритуал выполнялся три раза: при
рождении, браке и смерти. Это главные
точки треугольника жизни, при
котором человек переходит от одного
состояния к другому. Поэтому каждый
ритуальный комплекс связан между
собой, и не только предшествует и
дополняет, но и может
рассматриваться как начальный этап
другого.
Нормальным условием
рождения и его предпосылкой
считалось заключение брака.
Ритуальные действия, связанные с
рождением ребенка, начинаются в
составе свадебной обрядности. Именно
к свадьбе приурочен комплекс мер,
направленных на рождение потомства,
который, в свою очередь,
заканчивается погребальным обрядом,
ведущим к зарождению новой жизни.
Таким образом, человек рождался и
умирал только в рамках ритуала.
Родильная и
погребальная обрядности и
непосредственно связанный с ними
комплекс представлений о жизни и
смерти занимают исключительно
важное место в мифологическо-ритуальной
сфере жизни почти у всех народов.3
В этих ритуалах жизнь и смерть не
просто соприкасаются и пересекаются,
а имеют глубинную структуру — и не
только на уровне представлений, но и
на уровне обрядовых действий, при
этом подобная связь прослеживается с
начала этапа до конца.
Родильные и
погребальные обрядности по схеме
развития можно разделить на пять
этапов.
Первый этап —
психологическая подготовка. В
родильной обрядности она заключает в
себе различные запреты, направленные
на сохранение жизни ребенка,
подготавливающие женщину мысленно
готовиться к зарождению новой жизни.
В погребальной
обрядности — составление завещаний,
приготовление погребальной одежды,
выбор места для захоронения (обеспечивают
психологический настрой на принятие
смерти).
Второй этап — это
родины и смерть. В первом случае
родины маркируют начало жизненного
пути, а смерть — его прерывание,
которое, в свою очередь, ведет к
зарождению новой жизни. С этого
времени участники обоих событий
становятся «нечистыми», так как
происходит приход от «мира природы»
и возвращение туда обратно, при
участии сверхъестественных сил, и
они напрямую контактируют с ними.
Третий этап —
заключает в себе серию обрядовых
действий, происходящих после родов и
смерти. При родинах, по схеме
погребальной обрядности,
совершается «отправление детского
места» назад (сакрального двойника
младенца). В этот же день забивают
скотину и устраивают пир в честь
новоприбывшего члена общества.
При наступлении смерти
человека в тот же день готовят гроб и
место захоронения, забивают скот «хоолдьуга»
— для работников, родственников и
друзей покойника.
Четвертый этап —
происходит во время третьего,
завершающего дня. В этот день при
родинах устраивают «Проводы богини
АйыыЇыт», после которого ребенок от
своего промежуточного состояния
переходит в мир живых, так как три дня
ребенок находится под
покровительством «АйыыЇыт» в тесной
связи с небесными силами.
В случае смерти
человека на третий день устраивают
похороны покойника, то есть
буквально отправляют последнего
на «тот свет». До этого времени возле
покойника находятся злые духи, а
после — отправляются назад.
Пятый
этап — заключительный сороковой
день после родин и похорон. Сорок
дней ребенок и женщина находятся
между жизнью и смертью, сорок дней
душа покойника блуждает между двумя
мирами, и только по истечению этого
срока ребенок, наконец, переходит в
мир живых и становится полноправным
членом общества, а покойник
отправляется в мир мертвых, и
начинается загробная жизнь после
смерти.
По воззрениям якутов (разумеется,
не только якутов) ребенок считается «божьим
даром». Само слово «божий дар»
указывает на его происхождение свыше.
Поэтому ритуалу, связанному с
рождением ребенка, придавали большое
значение. Богиня деторождения «АйыыЇыт»
внедряет «кут» — душу ребенка через
темя мужчины, который, в свою очередь,
передает его женщине4 (отсюда:
айбыт аіам, тєрєппўт ийэм). Следует
отметить, что главным
распределителем «ийэ кут» человека
является верховное божество «Юрюнг
Аар Тойон», и к нему же возвращается
после смерти человека его душа.5
«АйыыЇыт» в этом случае становится
посредником между «Юрюнг Аар Тойоном»
и человеком вообще.
Вхождение ребенка в
Средний мир начинается с того
момента, когда он падает из чрева
матери на свежепостланное сено и
начинается его «явленная» жизнь.6
Следующий шаг связан с выходом и
захоронением последа. Выход последа
по сути дела рассматривался как
вторые роды, при которых ребенок
предназначался людям, а послед —
иному миру. Его обмывают, сушат,
заворачивают в бересту и обычно
хоронят в том месте, где произошли
роды.
По данным источников,
обряд захоронения последа схож с
курыканскими погребениями. В
древности якутская женщина клала
послед в глиняный горшочек или
берестяной туясок и сооружала над
ним шалашик из лучинок, который по
внешнему виду напоминал курыканскую
могилу в виде конических шалашей.7
Таким образом,
захоронение последа необходимо для
того, чтобы обеспечить новое
рождение, сохранить отношения
непрерывного обмена между предками и
потомками, жизнью и смертью.
После рождения ребенка
обмывают. С помощью этой процедуры
происходит символическое отделение
ребенка от того мира, откуда он
появился. С ребенка смывается то, что
указывает на его принадлежность к
нечеловеческому. Покойника же
обмывают с целью смывания с него
признаков принадлежности к живым.
Если ребенок умирал во
время родов, послед закапывали в лесу,
а не в доме, чтобы в последующем не
повторилось в том же доме такое
несчастье. Ребенка же клали в
колыбельку или туясок и отец относил
его в лес, прятал на дереве.8
Здесь прослеживается идея
реинкарнации. Ребенок отправлялся
туда, откуда пришел, его душа в виде
воробья отлетает обратно к «Юрюнг
Аар Тойону»9 (отсюда: тєннўбўт).
Здесь дерево становится связующим
звеном между людьми и верховными
божествами.
Следующая серия
обрядовых действий группируется
вокруг укладывания ребенка в
колыбель, то есть окончательного его
отрыва от иного мира. Покойника
ложили в гроб, что указывает на его
принадлежность к миру мертвых.
Наделение ребенка и
покойника своим «жилищем»
направлено на моделирование их
статуса внутри «коллектива» — в
данном случае внутри семьи и внутри
мира мертвецов. Гроб служил также для
транспортировки покойника в
загробный мир, в него клали
сопроводительный инвентарь,
необходимый для жизни на том свете (посуда,
пища, орудия труда, охоты и т.д.). При
смерти ребенка колыбель
превращается в его гробик. Обычно
ребенка заворачивают в тряпку,
укладывают в колыбель и помещают в
надмогильный сруб какого-нибудь
родственника.10 В этом случае и
колыбель, и гроб играют одну и ту же
роль.
По некоторым сведениям,
в древности якуты скончавшегося
зимой человека заворачивали во что-нибудь
и оставляли в юрте до весны. Похороны
проводились весной, после праздника
«ысыах». Следует отметить, что у
якутов весной после «ысыаха»
рождался Новый год. Человек может
появиться на свет в любое время года,
но его «ийэ кут» начинал свою земную
жизнь весной — в начале лета. Поэтому
счет прожитого времени ведется по «саас»
— весне (год — биир саас и т.д.).
Следовательно, «ысыах» — праздник
Нового года — не только начало
нового цикла времени, но и день
рождения всего племени.11
Отсюда следует, что
только весной «ийэ кут» перемещается
в пространстве, и поэтому при смерти
человека «ийэ кут» отделяется от
него только весной и возвращается на
небо к божествам, что способствует
его возвращению обратно в мир живых.
Только тогда для покойника
начинается загробная жизнь на том
свете.
После смерти человека
его душа на сорок дней отправляется в
свое последнее путешествие по
Среднему миру. По верованиям якутов,
за этот период он должен посещать все
те места, в которых он при жизни
побывал, а также собирает все следы
своего пребывания в мире живых, в
первую очередь — выпавшие,
остриженные волосы, ногти, зубы...
Сорокадневная традиция существует и
в родильной обрядности. В течение
этого времени и мать и ребенок
находятся в том неопределенном
промежуточном состоянии, когда они
наиболее уязвимы. По истечению этого
срока мать и ребенок переходят в мир
живых.
Традиционно у тюрков
число 40 выступало количественно-качественным
показателем переходности. В данном
случае как в погребальной, так и в
родильной обрядности сорокадневная
традиция означает переход от одного
состояния в другое.12 Следует
отметить, что в течение
сорокадневного периода дом умершего
и роженицы с ребенком, а также их
ближайшие родственники считались «грязными»
(или нечистыми). Магические запреты,
табу, которые строго соблюдали
участники обоих событий, связаны с
имитативной магией и, в основном,
касались одинаковых определенных
действий. В первую очередь
соблюдались запреты, касающиеся духа-хозяина
домашнего очага «Хатан Тэмиэрийэ» и
духа-хозяина леса «Баай Байанай». В
это время для домочадцев умершего, а
также для самой роженицы круг
общения и жизненное пространство
сужаются. И только после сорока дней,
после очищения огнем они становятся
«чистыми», обретают свой прежний
статус внутри коллектива.
Существование
коллектива во времени требует
постоянного восполнения потерь. Идея
преемственности, продолжения жизни
предков в их потомках проявляется,
например, в распространенном у
многих народов обычае называть
новорожденных именами умерших
родственников. В этом плане похороны
и рождение представляют собой единый
комплекс, регулирующий отношения
между предками и потомками: смерть
вызывает необходимость рождения,
которое с неизбежностью ведет к
смерти и к новому рождению.
Таким образом, жизнь и
смерть, а следовательно, родильная и
погребальная обрядности составляют
один непрерывный поступательный
процесс, органически взаимосвязаны
между собой не только на уровне
ритуально-мифологических
представлений, но и на уровне
обрядовых действий и представляют
собой один повторяющийся жизненный
круг, выполняющий одну основную
задачу: смерть порождает рождение,
рождение порождает смерть.
Литература
1. Байбурин А.К. Ритуал в
традиционной культуре. С.-Петербург,
1993. — С. 65.
2. Слепцов П.А. Светлым
божествам Айыы // Илин, 1995, № 6. — С. 44
3. Бравина Р.И.
Погребальный обряд у якутов (XVII—XIX вв.).
Якутск, 1996. — С. 148.
4. Архив ЯФ СО РАН, ф. 5, оп.
12, д. 414, л. 8.
5. Архив ЯФ СО РАН, ф. 4, оп.
12, д. 10, л. 6.
6. Бравина Р.И. Указ соч...
— С. 68.
7. Там же. С. 155.
8. Там же. С. 148.
9. Архив ЯФ СО РАН, ф. 4, оп.
26, д. 7, л. 16.
10. Бравина Р.И. Указ. соч...
— С. 70.
11. Бравина Р.И. Указ. соч...
— С. 90.
12. Романова Е.И., Слепцов
П.А., Колодезников С.К. Жизненный круг
у якутов // Илин, 1992.
Наталия
Ксенофонтовна Васильева,
аспирантка ЯГУ (этнография). |