Данзан Арга Священный
санскрит в якутском языке
В языке
народа отражаются его философские и
религиозные понятия о мире вокруг и
внутри человека.
Язык возникает из глубин
человеческой природы,
в нем хранится физический и
психический код народа — носителя
языка, его корни, обычаи и традиции
предков. И каждый из нас, наверное,
думал о том, что несет в себе то или
иное слово, откуда все это появилось
и что означает.
Изучая обычаи
и традиции нашего народа, его
эпические произведения — олонхо, мы
пришли к выводу, что в них есть слова,
которые звучат одинаково и имеют
одинаковые значения со священным
языком Древней Индии, на котором
записаны все основные тексты
индуизма и буддизма.
Впервые вывод о таких
связях якутского эпоса и санскрита
сделал тюрколог С.Е.Малов, об этом
говорил в своих трудах востоковед Е.С.Сидоров.
Он обнаружил значительное число
санскритско-якутских лексических
схождений (более 200 слов). Но самое
главное — все они относятся к эпосу и
ритуальным песням, философским
мировоззрениям народа. В наше
время эти слова вышли из обычного
обиходного употребления в якутском
языке.
Санскрит оформился в
конце II тысячелетия до н.э. и принял
классическую форму в IV веке до н.э.
Само слово «санскрит» означает «совершенный»
или «обработанный», а санскритский
алфавит называется «деванагари», т.е.
«божественный». Санскрит очень богат
ассоциациями и созвучиями для
передачи высоких поэтических чувств,
глубоких религиозных эмоций и
сложных философских построений. В
санскрите отразилось развитие
философской, научной и культово-религиозной
мысли арийской Индии, он был
официальным языком религии и
государства, на нем развивалась
богатая художественная литература. В
санскрите содержится много слов,
обозначающих состояние сознания
человека, его внутреннее психическое
состояние и состояние тонкой
энергетической структуры, т.е. те
процессы, которые происходят в
глубинах человеческого сознания и
подсознания (например: самадхи, чакра,
прана, карма, бинду, мудра, нирвана и т.д.)
и не имеют аналогов в других языках. И
нас заинтересовали такие слова,
которые, оказывается, есть и в
якутском языке, например: карма (санскр.)
— буквально означает действие,
обязанность, т.е. закон действия и
противодействия, причины и следствия
поступка. События, которые мы
переживаем в настоящее время,
являются прямым результатом наших
прошлых проступков мыслью, речью и
телом или проступков из предыдущих
жизней. А то, что мы совершили в
данный момент времени, будет
отражаться на нашем будущем. Без
кармы ничто не происходит, и все, что
происходит, порождает карму, потому
наша карма определяет всю нашу жизнь
от начала до конца.
Криямана карма (санскр.)
— буквально, «приходящая карма», т.е.
кармические последствия действий,
совершенных в прошлых наших жизнях.
Кыраман. Кыраман
иннигэр кырыыска туруу. Прошлые
преступления в данный момент
становятся наказанием (як.). Означает
наказание и предание преступника
проклятию. Поэтому понятие «кыраман»
соответствует к понятию «обречение
року». Преступник против бытия или
жизни не только отвечает сам, но за
него отвечают его дети, внуки и т.п. (П.А.Ойунский,
1962 г. Соч.).
Мудра (санскр.) —
знак-символ состоит из двух корней («муд»
— радость и «ра» — давать) и имеет
очень много значений. Так, например:
мудра — это общее название
ритуальных и йогических жестов, т.е.
определенных положений рук, ладони,
пальцев, которые символизируют какую-либо
идею в ходе ритуалов и духовной
практики в целом. Также мудра служит
для концентрации энергии и вхождения
в измененное состояние сознания, а
также для передачи специальных
сообщений тем людям и существам,
которые умеют «читать» эти жесты.
Также мудра — название
специфических поз тела йогина во
время духовных занятий.
Мундра (як.) — жесты,
которые совершают пальцами и телом
шаманы во время шаманских ритуалов. «Мундра-Мундра»,
— диэтилэр, ойуун тарбаіын хамсатта,
былаайаіын ылла уонна сиргэ оіуста. «Мундра-Мундра»,
— говорили, шаман жестикулировал
пальцами, взял колотушку и ударил по
земле (С.Д.Мухоплева, Л.Ф.Рожина. 1992 г.
Ойуун.). Все это говорит, что слово «мундра»
и его значение (жесты и позы) помогали
шаману входить в определенное
состояние сознания.
Арчана (санскр.) —
буквально, «почитание» в процессе
поклонения символу или образу
божества, при котором жертвуют цветы
и листья, совершают воскурение,
другие знаки почитания и поют
ритуальные песни и заклинания.
Аргхья (санскр.) —
ароматизированная вода, подносимая
во время ритуалов.
Арчи (санскр.) —
пламя, луч.
Арати (санскр.) —
подношение к божеству светильника и
вращение его по часовой стрелке, что
символизирует сжигание завесы
неведения огнем истинной мудрости.
Арча (як.) —
окуривание, очищение огнем, обряд
изгнания и защиты от «негативного»
дома, вещей, людей. В момент ритуала
сжигают можжевельник — арча и
произносят заклинание, вращая арча
по часовой стрелке вокруг себя или
дома, вещей, т.е. над оскверненными
предметами.
Ом (санскр.) —
священный слог «предельное слово»,
символ Абсолюта, транцендентальный
слог. «Ом» — источник всех звуков,
его пишут в начале всех традиционных
религиозно-культовых и философских
текстов, также его произносят,
приступая ко всем важным делам для
успеха предприятия. Слог «ом» —
наиболее значимый в мантре индуизма
и буддизма. С ним начинают священные
ритуалы и им же завершают. Так же есть
много других семя- слогов в мантрах: там,
вам, лам, ям, хум и т.д. Так, например,
«Ом мани падме хум хри» — самая
древняя и самая знаменитая
буддийская мантра.
Дом, дом ини дом, дом
эрэ дом (як.) — слог, используемый
шаманами для усиления благословения
и для других ритуальных целей.
Применяется порой в начале, но чаще —
в конце ритуальных заклинаний для
усиления действенности обряда и как
залог того, что задуманное
исполнится.
Мани (санскр.) —
буквально, сокровище, драгоценность.
Эпитет слова ваджра («как
жемчужина»). Например, в мантре «ом
мани падме хум хри».
Мана (санскр.) —
почет и уважение.
Мааны (як.) —
нарядный, обожаемый.
МаанылааЇын (як.) —
оказать почет и уважение.
Мандала (санскр.) —
круг, орбита, изображение модели
космоса и магическая диаграмма
обители божества в виде священной
горы. Состоит из сложных узоров и
различных иконографических
изображений, используемых в практике
йогического созерцания.
Мандара (санскр.) —
священная гора в индийской мифологии,
обитель бога богатства Куберы.
Мандар (як.) — узор,
роспись, вышивка.
Манжари (санскр.) —
букет цветов, бутон.
Манчаары (як.) —
осока (трава).
Ниргуна (санскр.) —
буквально, «не имеющий качеств» —
транцендентальный, т.е. Абсолют.
Ниргуна Брахма,
Ниргуна Шива (санскр.) — Всевышний
бог как Абсолют, не имеющий атрибутов
или качеств. Безличностное высшее
бытие.
Ньургун (як.).
Ньургун Тойон — эпический бог Айыы,
посланник небес. Ньургун Боотур —
эпический герой якутского олонхо,
который борется с темными силами —
абааЇы.
Шакти (санскр.) —
буквально, «энергия, сила» — супруга
Шивы, воплощение женственности во
всех ее аспектах. Культ великой
богини шактизм — одна из четырех
основных религиозных систем
индуизма. Шакти — богиня и символ
изначального женского принципа. Не
будь шакти, не было бы явлений
Вселенной. Женщина — как энергия,
созидающая сила и интуиция.
Дакини (санскр.) —
буквально, «танцующие на небесах» —
богини женского рода в индуизме и
буддизме.
Дьахтар (як.) —
девушка, которая вышла замуж. Девушка,
ставшая женщиной, называется «дьахтар».
Это — мать, которая рожает и
воспитывает детей, ведет домашнее
хозяйство. У якутов тоже существовал
культ матери — как символа продления
рода.
Ума (санскр.) —
богиня, дарующая счастье, благая
ипостась богини матери Шакти. Ей
поклонялись в Древней Индии. Богиня
Ума является символом творения и
продления человеческого рода.
Юм (санскр.) —
изначальная мать в индуизме и
буддизме.
Ымай (як.) — богиня,
олицетворяющая женское начало и
плодородие. Она считалась супругой
Тенгри (Неба).
Ымай (як.) — чрево
матери, детское место и имя богини. (Пекарский.
Якутско-русский словарь).
Аджана деви (санскр.)
— богиня, покровительствующая родам.
Эдьэн, Эдьэн Иэйэхсит
(як.) — богиня, покровительствующая
родам.
Нагна (санскр.) —
развратная женщина.
НаннаЇын (як.) —
эпитет любимой женщины в эпосе.
Арья (санскр.) —
буквально, «благородный, святой и
добрый». В широком смысле — древние
индоевропейцы, а также представители
высшей касты.
Аар (як.) — святой,
священный. Употребляется в эпосе-олонхо
и входит в состав имени божества.
Например: Ўрўµ Аар тойон.
Ади Будда (санскр.)
— в мифологии Махаяны и буддизма
Ваджраяны «Изначальный Будда», т.е.
персонификация сущности всех будд и
бодхисатв.
Ади Бхуда (санскр.)
— буквально, «Первое существо».
Адьы Будьу (як.) —
эпический герой олонхо, сын
Верховного небожителя Ўрўµ Айыы
тойона.
Арт Будай (як.). Арт
— «чистый господин», очень редкое
имя в фольклоре. Тем не менее, вторая
часть его имени, на наш взгляд,
отражает одно из перевоплощений
Будды, его эманации. (В.М.Никифоров.
1995. Олонхо и предания).
Багала (санскр.) —
божество надежды.
Васа (санскр.) —
воля, желание.
Баіа (як.) — желание
и стремление.
Ваджрапани (санскр.)
— буквально, «держатель молнии».
Божество и защитник учения в
индуизме и буддизме.
Ачараман (як.) —
дьявольский богатырь в эпосе олонхо,
материалы о нем крайне скудны. (В.М.Никифоров,
1995. Олонхо и предания).
Гаруда (санскр.) —
Владыка небес. В древне-индусской
мифологии — Царь птиц, ездовое
животное (вахана) Будды и Вишну. У
него крылья и перья орла, конечности
и тело — человека. В буддийской
мифологии — огромная птица, вечно
враждующая со змеями-нага.
Харадай (як.) —
мифологическая птица, божество с
птичьим клювом и крыльями в эпосе
олонхо.
Аджара (санскр.) — в
древней ведийской мифологии имя змеи.
Адьарай (як.) —
дьявол из Нижнего мира, имеющий
змеиное обличие.
Яма (санскр.) —
буквально, «сдерживающий». В древне-индийской
мифологии — бог подземного мира,
царства мертвых. В мифологии
буддизма Яма — бог смерти, перед
которым отчитываются все умершие, и
именно он определяет, заслуживают ли
последние рая или ада.
Уу Дьамы (як.) —
место, через которое проходят
покойники в царство мертвых. (Л.А.Андреев.
Курупа ойуун кєрўўлэрэ).
Кинары (санскр.) —
буквально, «что за люд»? Полубоги из
свиты Куберы.
Кимнэгий (як.) — «кто
такие, что за люди?»
Ич (санскр.) —
властитель, владыка.
Иччи (як.) — дух,
хозяин.
Хамса (санскр.) —
буквально, «Великий Лебедь» или «Птица
души». Символ бога Брахмы.
Ханса (санскр.) —
гусь, лебедь, фламинго.
Хаас (як.) — гусь.
Анда (санскр.) —
яйцо, птица.
Анды (як.) — турпан (утка).
Санат (санскр.) —
степень человеческого интеллекта.
Санджана (санскр.) —
духовное сознание.
Саньня (санскр.) —
восприятие, различающий и
функциональный разум, совокупность
подсознательных импульсов (принятие,
отвержение и безразличие),
формирующих весь спектр восприятия
живого существа.
Санаа (як.) — мысль,
размышление и различающий разум
человека.
Вичара, Бид (санскр.)
— интуитивное различение,
распознавание и предчувствие.
Бит (як.) — интуиция,
предчувствие и примета.
Чинт (санскр.) —
думать, размышлять.
Чинчий (як.) —
исследовать, обдумывать.
Видья (санскр.) —
буквально, «знание» в философии
индуизма и буддизма. Мистическое
познание истинной сути бытия,
позволяющее достигнуть освобождения.
Билии (як.) — знание
и распознавание.
Шрути (санскр.) —
буквально, «услышанное», «откровение».
Общее название комплекса основных
священных писаний индуизма — Вед,
Упанишад, Веданг и др. Шрути
считаются авторитетнейшими
писаниями, поскольку были явлены
миру самими богами через ведических
мудрецов — риши.
Сутра (санскр.) —
религиозно-культовые священные
писания индуизма и буддизма. Это
основные документы древних
философских школ Индии.
Сурук (як.) — письмо.
Ах (санскр.) —
говорить, считать.
Аах (як.) — читать,
считать.
Саняа (санскр.) —
связь, общение.
Саµа (як.) — речь
человека.
Бидхи (санскр.) —
предписание, правило, закон.
Бичик (як.) — письмо,
письменность.
Патра (санскр.) —
чаша, используемая буддийскими
монахами-бхикшу для сбора подаяний.
Бадьыр (як.) —
большая чаша или чаша, используемая
для ритуалов.
Сома (санскр.) —
напиток богов в индийской мифологии.
Саамал (як.) —
ритуальное название кумыса, свежий (первый
весенний) кумыс.
Уд (санскр.) — вода,
волна.
Уу (як.) — вода.
Ис (санскр.) — сок,
напиток.
Ис (як.) — пей, пить.
Саха (санскр.) —
буквально, «мир страданий», «мир
людей»... Более известен как
Джамбудвипа, т.е. мир, в котором
обитают живые существа.
Сакхья (санскр.) —
друг, товарищ.
Саха (як.) —
самоназвание якутов.
Кси (санскр.) —
житель, проживать.
КиЇи (як.) — человек.
Вис (санскр.) —
община, племя, народ.
Биис (як.) — племя,
народ.
Дана (санскр.) —
человек, род, поколение, люди, народ.
Дьон (як.) — люди,
народ.
Аварана (санскр.) —
защита, покров или завеса.
Абырал (як.) —
защита.
Акартатман (санскр.)
— несведущий в религии,
невоспитанный.
Акави (санскр.) —
немудрый.
Акаары (як.) —
неразумный, глупый.
Все это порождает очень
много вопросов о времени
заимствования санскритских слов,
имеющихся в якутском языке. Есть
предположение, что эти заимствования
происходили в хуннскую или, возможно,
еще в Алтайскую эпоху. Подобные
лексические схождения могли
произойти на уровне праязыков:
ведийского или даже доведийского
древнеиндийского, а может, какого-то
древнейшего тюркского. Источником
санскритско-якутских лексических
схождений Е.С.Сидоров считает
тюркский праязык — сюнну. Но в любом
случае все это свидетельствует, что,
возможно, предки якутов были связаны
с Древней Индией и ее цивилизацией,
во всяком случае, знали ее религиозно-философские
учения. Возможно также, что это
происходило во времена тюрков, есть и
такое предположение. (Энц. История
религий. М. 1997.). Древнетюркская
религия тенгрианство сложилась
примерно в начале I тыс. до н.э. Как
культ тенгри, т.е. «бога неба».
Тенгрианство — религия, основанная
на вере в создателя. Кроме тенгри,
тюрки чтили богиню Умай. Она
покровительствует младенцам и
плодородию, «позаимствована» из
индуизма.
Южный Тибет прежде
считался традиционным местом
паломничества тюрков, бытовало
поверие, что увидевший Кайлас будет
счастлив всю жизнь. На южном Тибете
есть очень много мест, перевалов и
гор, где часто встречается слово «тенгри»
— как добавление к названию
местности. Первые тенгрианские храмы
повторяли очертания священной горы
своей устремленностью в небо—обитель
богов. И надо добавить, что якутская «моіол
ураЇа» по конфигурации тоже похожа
на гору Кайлас. Можно предположить,
что от слово Кайлас происходит
якутское слов «хайа» (гора), ведь
Кайлас означает «горная цепь».
В 2000-м году группа
якутских ученых обнаружила в Тибете
рунические надписи, похожие на
Ленские и Енисейские письмена. В
древнекитайских рукописных
источниках сообщается, что к 165-му
году до н.э. тюрки обладали полностью
сложившейся религией с развитым
каноном, во многом повторяющим
буддийский канон, завещанный
индийским царем Канишкой (ранняя
форма махаяны). А тюркское слово «тойон»
означало «буддийский монах», слово «батарчи»
происходило от слова «батар» (патра
— чаша для подаяний буддийского
монаха или отшельника) и окончания «чи»
— «человек», что означает «странствующий
монах». Сведущий в учении и религии. К
этому надо добавить, что и в других
тюркских языках очень много
санскритских параллелей, например, в
огузском.
Может, такие связи
установились по «Великому шелковому
пути», когда буддизм дошел до
Поднебесной империи (Центральная
Азия была буддийским регионом — до
завоевания мусульманами). И там
бродили «батарчи» — монахи-отшельники,
носители высокой духовной культуры.
Также известно, что у
якутов, как и у других народов Сибири,
есть древние европеоидные гены HLAAI и
НLA-B17. Такой же ген был у ариев, саков,
гуннов и кипчаков, а также у нынешних
жителей Индии — хинди, об этом
говорят работы красноярского
иммунно-генетика, доктора
биологических наук В.В.Фефелевой. По
этой версии мы можем быть даже
дальними родственниками индоариев.
А то, что якутский язык
сохранил в себе древнейшие черты,
объясняется лингвогеографическим
методом М.Бартоли. Он установил, что
более архаические стадии языка
сохраняются: 1) в изолированных
областях; 2) в периферийных
географических ареалах; 3) в более
обширной территории, области; 4) в
зоне более поздней колонизации. Всем
этим требованиям отвечает
географическое положение Якутии. (Взаимодействие
лингвистических ареалов. Л. 1980).
Более точную картину
прошлого, наверное, могут дать ученые,
а этот очерк — простое ознакомление
с вопросом. Я хотел бы выразить свою
благодарность за оказанное
содействие востоковеду Е.С.Сидорову
и журналисту А.Н.Павлову.
Биографическая
справка об авторе
Никифоров Гаврил
Николаевич, 1970 года рождения,
уроженец п.Жиганск Жиганского улуса
Республики Саха (Якутия). Окончил
среднюю школу в 1987 году в п. Жиганск и
поступил в строительное училище. До
1993 работал на стройке.
В 1992 г. просмотрел
телепередачу о Гялве Кармапе — XVI. И
эта передача перевернула
мировосприятие, вызвала интерес к
Дхарме Будды. До этого момента он не
был знаком как с тибетским буддизмом,
так и с буддизмом в целом. Хотя в
детстве часто видел сны, где он был в
одеянии ламы, но не понимал значения
этих снов.
Летом 1993 г. поехал в
Бурятию и нашел пристанище в Трех
Драгоценностях у ламы — гелонга
Данзан Хайбзуна Самаева. И стал
студентом-хубраком дацана
Гунзечойней в Санкт-Петербурге. В 1994
г. от настоятеля Ширета-Ламы принял
обеты генина и духовное имя Данзан
Арга. С 1993-го по 1996 годы изучал
историю, философию буддизма — Цанид,
астрологию — Карци, ритуалы, прошел
курсы по Ламриму, Абидхарме, логике
Праджняпарамита у Геше — Лхарамбы
Джамян Кенце и Геше Джампа Тенлея,
курсы по тибетской медицине у
доктора Нида.
В 1995 г. участвовал в
строительстве статуи Победителя
Будды в дацане Гунзечойней, принял
участие в обряде освящения — рабнай.
И так же в это время проходил курсы по
восточной философии и философии
буддизма в Санкт-Петербургском
Государственном университете. С 1996 г.
стал штатным ламой в дацане
Бодхидхарма на курорте Аршан
Республики Бурятия. Где читал лекции
по буддизму для прихожан и
отдыхающих, организовывал
туристские маршруты по святым и
целебным местам Восточных Саян и оз.
Байкал, наладил изготовление
лекарств по рецептам — жорам
тибетской медицины и благовонных
палочек — санзе при дацане.
С 1996-го по 2000 годы
проходил курсы Ламрима у Геше Джампа
Тенлея и обучался у Еше Лодой Римпоче
по Ламриму, Гуру-Йоге и по Ямантаке —
тантре. Так же прошел курсы по
Махамудре Гелуг-Кагью. В 1997 г.
участвовал в строительстве дацана
Майдар в Улан-Удэ — столице Бурятии.
С 1998 г. участвует в создании
международного ретритного центра в п.
Курумкан Республики Бурятия. Строил
трон Его Святейшеству Джебзун Дамба
Хутукта. Получал наставления по
Ямантаке-тантре и по Ламрим Сершунма
от Его Святейшества Богдо Гегена. Так
же получал наставления и посвящения
от Бакула Римпоче, Сакья Тринзина,
Намхая Норбу Римпоче, Ламы Дени
Тендруп и от других Лам традиций
Кагью и Нигма. В 1999 г. помогал при
строительстве ступы Калачакра в г.Элисте
(Калмыкия). С 1995-го по 2001 годы
подготовил и читал курсы лекций по
темам: «Основы Буддизма», «Мир
Тибетского Буддизма», «Работа с
эмоциями», «О вреде алкоголя и пользе
практики Дхармы», «Буддизм и
экология», «Введение в Ламрим» в
вузах и школах Бурятии, Республика
Саха (Якутия) и Иркутской области.
Участвует в ежегодных
научно-практических конференциях по
проблемам духовности и вере Айыы
народа саха в Якутске. Занимается
исследованием связей раннего
буддизма и Сибирского шаманизма, так
же занимался сравнительным анализом
языка саха и санскрита, изучает
традиции шаманизма у народов Якутии
и традиционную медицину саха. В 2000 г.
участвовал в строительстве Гомпа в
Восточных Саянах на священном месте
бурят-монголов и тувинцев Шумаке (Бурятия).
В этом же году проводил выставку «Атлас
тибетской медицины» на курорте Аршан
(Бурятия). Участвовал в строительстве
дацана Пунцокнамдолинг в п.Орлик
Окинско-Соетского района Бурятии.
В марте прошлого года
провел выставку «Атлас тибетской
медицины» в Якутске и в других
населенных пунктах республики.
Познакомил земляков с уникальным
памятником истории, культуры и
медицины Тибета XVII века. Выставка
вызвала живой интерес не только
среди специалистов в области
медицины, истории и философии, но и
широкого круга якутской
общественности. В рамках выставки
проходили лекции, семинары и Круглые
столы с представителями творческой
интеллигенции, преподавателями,
аспирантами и студентами вузов
Якутии.
В мае 2001 г. был членом
альпинистской экспедиции по
освящению священной для Бурят-Монгольского
региона горы Мунко-Сардык (1495 метров
над уровнем моря). Участвовал в
создании Буддийской Духовной
Академии в п.Жемчуг Тункинского
района Бурятии, проводит семинары по
Буддизму в вузах Якутска. |