Мария
ИЛЛАРИОНОВА
Легенды
и сказания о бессмертии души
(Понятие
смерти и бессмертия в якутском
фольклоре)
Проблема
конечности человеческой жизни
интересовала людей с того момента,
когда человек осознал себя человеком.
Философия «унаследовала» этот
вопрос от мифологического
мировоззрения.
Много
примеров, отражающих представления
народа о смерти и бессмертии,
раскрывающих его самобытность, можно
найти в якутской мифологии.
Вопрос смерти и
бессмертия был актуален всегда.
Начиная с античных времен, еще с
периода зарождения философии, вопрос
этот будоражит лучшие умы
человечества. Наиболее известно
изречение по этому вопросу
раннегреческого натурфилософа
Анаксимандра о смерти — то, что нас
порождает, по необходимости приводит
к гибели. Вся последующая философия
буквально подчинена этой мысли
Анаксимандра о предопределенности и
конечности нашего земного
существования. Примечательно
выражение Сократа, что смерть —
вдохновляющий демон философии.
Эпикур охарактеризовал смерть по
отношению к себе таким образом: «Когда
мы есть — смерти нет, когда она
придет — нас уже не будет».
В Средневековье, в
период становления христианской
религии и философии, по этому поводу
высказался богослов Августин
Блаженный, который считал, что
рождением, жизнью, смертью управляет
Бог. Предпочтение отдается загробной
жизни — бессмертию души, а жизнь
считается лишь подготовкой к этому и
не имеет самостоятельной ценности.
Джордано Бруно считал
тело и душу конечными, смертными,
только разумная безличная часть души
может быть бессмертна. Смерть —
неизбежна.
И.Кант полагал, что идея
Бога и загробная жизнь имеют для
человека определенную практическую
значимость, ибо держат его в рамках
морали и приличия. Немецкий философ А.Шопенгауэр
разделяет вышеприведенную точку
зрения Сократа и высказывает глубоко
пессимистические мысли, например: «Жизнь
бессмысленна, так как каждый обречен
на смерть». Эта мысль перекликается с
размышлениями великого русского
писателя Л.Н.Толстого: ...«зачем
растить, лелеять детей, зная, что их, в
конечном счете, ждет смерть. Зачем
что-то делать, создавать, если все
равно умрешь». И многие другие
мыслители разных эпох и времен
высказывали свое мнение по этому
вечному вопросу философии, который
был затронут впервые еще в мифологии.
В якутском фольклоре,
основном носителе мировоззрения,
миропонимания, мироощущения и
самобытной культуры народа,
существует много понятий, связанных
с проблемой смерти и бессмертия.
Такие, как «кут» — душа, «дэриэтинньик»
— людоед, «ёр» — демон и многие
другие. С этим связано и
представление якутов о
многоярусности неба, о Верхнем и
Нижнем мирах. Все эти мифы содержат в
себе веками сложившиеся
представления якутов о душе, смерти,
загробной жизни. Передаются они из
уст в уста, из поколения в поколение в
виде легенд — номох, сказаний —
ўЇўйээн. Легенда, сказания являются
нарративными жанрами фольклора. По
определению Д.К.Сивцева-Суорун
Омоллоона, «легенда — это народное
сказание, основанное, во-первых, на
вере в сверхъестественные силы (айыы,
демоны, шаманы и др.) и, во-вторых, на
реально происшедшие события, но
дополненные народной фантазией».
Случай, действительно происходивший
в реальной жизни, попадая в народную
молву, изменяется, переходя из уст в
уста, иногда приобретает
фантастическое содержание. В
якутских легендах, в основном,
рассказывается о злых и добрых духах,
обитающих во всех трех мирах, о
шаманах, волшебниках, силачах,
известных преступниках, об уродах (чиччик),
людоедах и, конечно, о демонах (ёр).
Основное значение этих
легенд заключается в укреплении в
сознании человека преклонения перед
айыы, иччи и представлений о
загробной жизни, бессмертии. Одними
из самых распространенных легенд
являются легенды о злых духах — ёр.
Исследователь якутского фольклора А.А.Саввин
в своих работах отмечает: «Ёр —
загробная форма существования
человека». То есть «ёр» связано с
понятием о существовании загробной
жизни, бессмертии души человека.
Слово «ёр» он переводит как демон. Но
понятие якутского «ёр» не совпадает
полностью с понятием «демон». Исходя
из примеров данного нарративного
жанра, можно выделить 3 категории
демонов «ёр» (по А.А.Саввину):
Первая категория —
большие или, точнее, могущественные
демоны. Эти демоны славятся своей
волшебной карающей силой далеко за
пределами родного улуса. Люди (а
особенно родственники этого демона)
из-за почтения и страха не называют
вслух их имен, обращаются к ним
только «тойон» (господин), «хотун» (госпожа),
«айыы» (святая), «эдьиэй» (сестра) и т.д.
Великими ёр могут стать только души
могущественных шаманов и удаганок,
обладателей несметных богатств —
известных баев и тойонов. Например,
Тайахтаах Алааппыйа (Агафья, имеющая
посох) славилась своей чародейской
силой. Болугур Айыыта (Дух Болугура),
Алтан Хотуна (Хозяйка Алтана), Ўгўдэй
Айыыта, Ырба Боттуойа, Чуочанай были
дочерьми богатых и знатных людей.
Бахсы Тойоно — князь наслега Бахсы,
Дўпсўн Айыыта, Тўмэти Удаіана,
Сылбааіык — удаганки, Кыргыдай
КырдьаіаЇа, Киргиллээх — люди,
которые чем-то не угодили шаманам и
были прокляты, обречены на вечное
скитание.
Вторая категория —
сюда входят демоны со средней силой.
Их знают только в родном улусе или
наслеге. Они также наделены большой
разрушающей силой и наводят ужас на
людей. И также почитаемы, и упоминают
про них с большой осторожностью.
Третья категория —
малые демоны. Они почти не имеют
никакой разрушающей силы и
показываются только своим
родственникам или обидчикам. Такими
ёр могут стать души простых смертных,
обыкновенных людей.
По верованию якутов, в «ёр»
могут превратиться, в основном, души
людей, покончивших жизнь
самоубийством, умерших
неестественной смертью, от разных
болезней, проклятых шаманом или
удаганкой, сумасшедших, самих
великих удаганок и шаманов (если при
их захоронении не придерживались
определенных ритуалов или ритуал был
неправильно выполнен) и тех, чьи
останки не были погребены.
Как видно, существует
понятие греховности в том, что
человек, допустим, умер не своей
смертью, предубеждение или страх
перед шаманами и неодобрение
самоубийства.
В демонов могут
перевоплотиться, однако, не все
самоубийцы или люди другой
трагической судьбы. В легендах
присутствует понятие Земли Демонов
— Ёр тєрдє или Ёр туруута. Там
обитают ваятели демонов, которые
решают — быть душе определенного
человека демоном или отправиться ей
в ад — в Нижний мир. Существуют и
возрастные ограничения — в ёр не
могут превратиться дети и старцы.
По народным понятием,
ёр на Земле Демонов закаляется (уЇуйуллар),
обретает определенную только ему «профессию».
Например, Дўпсўн Айыыта воздействует
на людей посредством головной боли.
Если она вселяется в человека, то
жертва может лишиться рассудка.
Бахсы Тойона люди воочию видят
всегда перед каким-то несчастьем.
Говорят, что его встречали верхом на
лошади в самый канун Великой
Отечественной войны.
В данных примерах
отражена мифологическая форма
осознания смерти и бессмертия у
якутов. В качестве заключения
попытаемся выявить причины
формирования и распространения
нарративных жанров.
Существование
исторического факта. Как отметил Д.К.Сивцев-Суорун
Омоллоон, легенды основаны на
действительно происшедшем случае,
факте, впоследствии, по истечении
долгого времени, обросшем разными
домыслами. Например, легенда о
Болугур Айыыта имеет в своей основе
исторический факт. Действительно, в
середине 19-го века жила такая девушка,
ее выдали замуж за богатого человека
в с.Болугур Амгинского улуса. (Отсюда
пошло и название девушки-ёр). Свадьбу
сыграли очень пышную, на диво и
зависть людям. И умерла она —
повесившись... СэЇэн Боло в свое время
нашел ее могилу, тщательно
исследовал. Возможно, что вся эта
шумиха со свадьбой, богатство
родителей, трагическая судьба
красивой девушки и породили легенду
о демоне-ёр Болугур Айыыта.
Причиной образования
легенд может послужить и народное
предубеждение, преклонение перед
неизвестным, таинственным.
Например, загадочное физическое,
природное явление (тот же мираж)
можно связать с недавним событием (умер,
например, местный шаман). И такое
случайное совпадение фактов, порой,
тоже порождает слухи, дальше —
легенды.
Зачастую появлением
легенды мы обязаны богатой фантазии
какого-нибудь сказителя. Его
творения, переходя из уст в уста, не
поддаются времени и доходят до нас
уже в виде народных легенд.
Литература
1. Блинников Л.В. Великие
философы. — М., 1997.
2. Будда: История о
перерождениях. — М., 1991.
3. Бхактиведанта Свами
Прабхупада. Жизнь происходит из
жизни. — М., 1992.
4. Введение в философию.
Под ред. Фролова И.Т. — М., 1989, ч. 1, ч. 2.
5. Исторические
предания и рассказы якутов. Под ред.
Попова А.А. В 2-х ч., — М., 1960.
6. Кулаковский А.Е.
Научные труды. — Я., 1979.
7. Лотман Ю.М. Литература
и мифология. //Учен. зап. Тарт. Гос. ун-та.
— 1981. — Вып. 546.
8. Мелетинский Е.М.
Поэтика мифа. — М., 1976.
9. Никифоров В.М.
Якутские народные предания.
Историческое развитие и
художественные особенности. — М., 1990.
10. Предания, легенды и
мифы саха. — Новосибирск, 1995.
11. Радугин А.А.
Философия. Курс лекций. — М., 1995.
12. Саввин А.А. Верования
якутов. Демонизм. Ёрдэр. Запись 1936—1938
гг. //Архив ИГИ АН РС(Я), ф. 4, оп. 12, ед. 68.
13. Сагалаев А.М.,
Октябрьская И.В. Традиционное
мировоззрение тюрков Южной Сибири.
Знак и ритуал. — Новосибирск, 1990.
14. Современный
философский словарь. — М., 1986.
15. Торосян А.Ц. Основная
функция живого и ее эволюция. — М., 1994.
16. Усть-Алданская
диалектологическая экспедиция 1965 г.
// Архив ИГИ АН РС(Я), ф. 5, оп. 12, ед. х. 83.
17. Философия. Учебник.
Под ред. Кохановского В.П. — М., 1996.
18. Философия. Религия.
Культура. — М., 1982.
19. Философия бессмертия
и воскрешения. Сб. — М., 1996.
20. Философский
энциклопедический словарь. — М., 1998.
21. Философско-религиозные
истоки науки. Сб. ст. — М., 1997.
22. Ченышев А.Н. Курс
лекций по древней и средневековой
философии. — М., 1991.
23. Эргис Г.У.
Исторические предания и рассказы
якутов. — М., 1960.
24. Якутский фольклор.
Под ред. Д.К.Сивцева— Суорун
Омоллоона. — Я., 1974.
Мария
Константиновна Илларионова,
аспирант отдела литературы
Института гуманитарных исследований
АН РС(Я). |