На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Мария ИЛЛАРИОНОВА

Легенды и сказания о бессмертии души

(Понятие смерти и бессмертия в якутском фольклоре)

Проблема конечности человеческой жизни интересовала людей с того момента, когда человек осознал себя человеком. Философия «унаследовала» этот вопрос от мифологического мировоззрения.

Много примеров, отражающих представления народа о смерти и бессмертии, раскрывающих его самобытность, можно найти в якутской мифологии.

Вопрос смерти и бессмертия был актуален всегда. Начиная с античных времен, еще с периода зарождения философии, вопрос этот будоражит лучшие умы человечества. Наиболее известно изречение по этому вопросу раннегреческого натурфилософа Анаксимандра о смерти — то, что нас порождает, по необходимости приводит к гибели. Вся последующая философия буквально подчинена этой мысли Анаксимандра о предопределенности и конечности нашего земного существования. Примечательно выражение Сократа, что смерть — вдохновляющий демон философии. Эпикур охарактеризовал смерть по отношению к себе таким образом: «Когда мы есть — смерти нет, когда она придет — нас уже не будет».

В Средневековье, в период становления христианской религии и философии, по этому поводу высказался богослов Августин Блаженный, который считал, что рождением, жизнью, смертью управляет Бог. Предпочтение отдается загробной жизни — бессмертию души, а жизнь считается лишь подготовкой к этому и не имеет самостоятельной ценности.

Джордано Бруно считал тело и душу конечными, смертными, только разумная безличная часть души может быть бессмертна. Смерть — неизбежна.

И.Кант полагал, что идея Бога и загробная жизнь имеют для человека определенную практическую значимость, ибо держат его в рамках морали и приличия. Немецкий философ А.Шопенгауэр разделяет вышеприведенную точку зрения Сократа и высказывает глубоко пессимистические мысли, например: «Жизнь бессмысленна, так как каждый обречен на смерть». Эта мысль перекликается с размышлениями великого русского писателя Л.Н.Толстого: ...«зачем растить, лелеять детей, зная, что их, в конечном счете, ждет смерть. Зачем что-то делать, создавать, если все равно умрешь». И многие другие мыслители разных эпох и времен высказывали свое мнение по этому вечному вопросу философии, который был затронут впервые еще в мифологии.

В якутском фольклоре, основном носителе мировоззрения, миропонимания, мироощущения и самобытной культуры народа, существует много понятий, связанных с проблемой смерти и бессмертия. Такие, как «кут» — душа, «дэриэтинньик» — людоед, «ёр» — демон и многие другие. С этим связано и представление якутов о многоярусности неба, о Верхнем и Нижнем мирах. Все эти мифы содержат в себе веками сложившиеся представления якутов о душе, смерти, загробной жизни. Передаются они из уст в уста, из поколения в поколение в виде легенд — номох, сказаний — ўЇўйээн. Легенда, сказания являются нарративными жанрами фольклора. По определению Д.К.Сивцева-Суорун Омоллоона, «легенда — это народное сказание, основанное, во-первых, на вере в сверхъестественные силы (айыы, демоны, шаманы и др.) и, во-вторых, на реально происшедшие события, но дополненные народной фантазией». Случай, действительно происходивший в реальной жизни, попадая в народную молву, изменяется, переходя из уст в уста, иногда приобретает фантастическое содержание. В якутских легендах, в основном, рассказывается о злых и добрых духах, обитающих во всех трех мирах, о шаманах, волшебниках, силачах, известных преступниках, об уродах (чиччик), людоедах и, конечно, о демонах (ёр).

Основное значение этих легенд заключается в укреплении в сознании человека преклонения перед айыы, иччи и представлений о загробной жизни, бессмертии. Одними из самых распространенных легенд являются легенды о злых духах — ёр. Исследователь якутского фольклора А.А.Саввин в своих работах отмечает: «Ёр — загробная форма существования человека». То есть «ёр» связано с понятием о существовании загробной жизни, бессмертии души человека. Слово «ёр» он переводит как демон. Но понятие якутского «ёр» не совпадает полностью с понятием «демон». Исходя из примеров данного нарративного жанра, можно выделить 3 категории демонов «ёр» (по А.А.Саввину):

Первая категория — большие или, точнее, могущественные демоны. Эти демоны славятся своей волшебной карающей силой далеко за пределами родного улуса. Люди (а особенно родственники этого демона) из-за почтения и страха не называют вслух их имен, обращаются к ним только «тойон» (господин), «хотун» (госпожа), «айыы» (святая), «эдьиэй» (сестра) и т.д. Великими ёр могут стать только души могущественных шаманов и удаганок, обладателей несметных богатств — известных баев и тойонов. Например, Тайахтаах Алааппыйа (Агафья, имеющая посох) славилась своей чародейской силой. Болугур Айыыта (Дух Болугура), Алтан Хотуна (Хозяйка Алтана), Ўгўдэй Айыыта, Ырба Боттуойа, Чуочанай были дочерьми богатых и знатных людей. Бахсы Тойоно — князь наслега Бахсы, Дўпсўн Айыыта, Тўмэти Удаіана, Сылбааіык — удаганки, Кыргыдай КырдьаіаЇа, Киргиллээх — люди, которые чем-то не угодили шаманам и были прокляты, обречены на вечное скитание.

Вторая категория — сюда входят демоны со средней силой. Их знают только в родном улусе или наслеге. Они также наделены большой разрушающей силой и наводят ужас на людей. И также почитаемы, и упоминают про них с большой осторожностью.

Третья категория — малые демоны. Они почти не имеют никакой разрушающей силы и показываются только своим родственникам или обидчикам. Такими ёр могут стать души простых смертных, обыкновенных людей.

По верованию якутов, в «ёр» могут превратиться, в основном, души людей, покончивших жизнь самоубийством, умерших неестественной смертью, от разных болезней, проклятых шаманом или удаганкой, сумасшедших, самих великих удаганок и шаманов (если при их захоронении не придерживались определенных ритуалов или ритуал был неправильно выполнен) и тех, чьи останки не были погребены.

Как видно, существует понятие греховности в том, что человек, допустим, умер не своей смертью, предубеждение или страх перед шаманами и неодобрение самоубийства.

В демонов могут перевоплотиться, однако, не все самоубийцы или люди другой трагической судьбы. В легендах присутствует понятие Земли Демонов — Ёр тєрдє или Ёр туруута. Там обитают ваятели демонов, которые решают — быть душе определенного человека демоном или отправиться ей в ад — в Нижний мир. Существуют и возрастные ограничения — в ёр не могут превратиться дети и старцы.

По народным понятием, ёр на Земле Демонов закаляется (уЇуйуллар), обретает определенную только ему «профессию». Например, Дўпсўн Айыыта воздействует на людей посредством головной боли. Если она вселяется в человека, то жертва может лишиться рассудка. Бахсы Тойона люди воочию видят всегда перед каким-то несчастьем. Говорят, что его встречали верхом на лошади в самый канун Великой Отечественной войны.

В данных примерах отражена мифологическая форма осознания смерти и бессмертия у якутов. В качестве заключения попытаемся выявить причины формирования и распространения нарративных жанров.

Существование исторического факта. Как отметил Д.К.Сивцев-Суорун Омоллоон, легенды основаны на действительно происшедшем случае, факте, впоследствии, по истечении долгого времени, обросшем разными домыслами. Например, легенда о Болугур Айыыта имеет в своей основе исторический факт. Действительно, в середине 19-го века жила такая девушка, ее выдали замуж за богатого человека в с.Болугур Амгинского улуса. (Отсюда пошло и название девушки-ёр). Свадьбу сыграли очень пышную, на диво и зависть людям. И умерла она — повесившись... СэЇэн Боло в свое время нашел ее могилу, тщательно исследовал. Возможно, что вся эта шумиха со свадьбой, богатство родителей, трагическая судьба красивой девушки и породили легенду о демоне-ёр Болугур Айыыта.

Причиной образования легенд может послужить и народное предубеждение, преклонение перед неизвестным, таинственным. Например, загадочное физическое, природное явление (тот же мираж) можно связать с недавним событием (умер, например, местный шаман). И такое случайное совпадение фактов, порой, тоже порождает слухи, дальше — легенды.

Зачастую появлением легенды мы обязаны богатой фантазии какого-нибудь сказителя. Его творения, переходя из уст в уста, не поддаются времени и доходят до нас уже в виде народных легенд.

Литература

1. Блинников Л.В. Великие философы. — М., 1997.

2. Будда: История о перерождениях. — М., 1991.

3. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Жизнь происходит из жизни. — М., 1992.

4. Введение в философию. Под ред. Фролова И.Т. — М., 1989, ч. 1, ч. 2.

5. Исторические предания и рассказы якутов. Под ред. Попова А.А. В 2-х ч., — М., 1960.

6. Кулаковский А.Е. Научные труды. — Я., 1979.

7. Лотман Ю.М. Литература и мифология. //Учен. зап. Тарт. Гос. ун-та. — 1981. — Вып. 546.

8. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. — М., 1976.

9. Никифоров В.М. Якутские народные предания. Историческое развитие и художественные особенности. — М., 1990.

10. Предания, легенды и мифы саха. — Новосибирск, 1995.

11. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. — М., 1995.

12. Саввин А.А. Верования якутов. Демонизм. Ёрдэр. Запись 1936—1938 гг. //Архив ИГИ АН РС(Я), ф. 4, оп. 12, ед. 68.

13. Сагалаев А.М., Октябрьская И.В. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Знак и ритуал. — Новосибирск, 1990.

14. Современный философский словарь. — М., 1986.

15. Торосян А.Ц. Основная функция живого и ее эволюция. — М., 1994.

16. Усть-Алданская диалектологическая экспедиция 1965 г. // Архив ИГИ АН РС(Я), ф. 5, оп. 12, ед. х. 83.

17. Философия. Учебник. Под ред. Кохановского В.П. — М., 1996.

18. Философия. Религия. Культура. — М., 1982.

19. Философия бессмертия и воскрешения. Сб. — М., 1996.

20. Философский энциклопедический словарь. — М., 1998.

21. Философско-религиозные истоки науки. Сб. ст. — М., 1997.

22. Ченышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. — М., 1991.

23. Эргис Г.У. Исторические предания и рассказы якутов. — М., 1960.

24. Якутский фольклор. Под ред. Д.К.Сивцева— Суорун Омоллоона. — Я., 1974.


Мария Константиновна Илларионова, аспирант отдела литературы Института гуманитарных исследований АН РС(Я).

Hosted by uCoz