Книжная полка

На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Первое фундаментальное исследование музыкальной культуры эвенов

О выходе в свет книги Татьяны Павловой «Обрядовый фольклор эвенов Якутии (музыкально-этнографический аспект)». — СПб. 2001 г.

Работа Т.В.Павловой являет собой редкий образец удачного решения задачи описания и сохранения музыкальной культуры народов Сибири и Севера и может оцениваться как первое фундаментальное исследование музыкальной культуры эвенов. В пользу подобной аргументации свидетельствует и тот факт, что избрав объектом исследования обрядовый фольклор, автор решает, по сути, глобальную задачу жанровой типологии и классификации музыкальной культуры эвенов, что вполне могло стать темой самостоятельного исследования. Однако, учитывая неравномерную изученность различных пластов традиционной культуры эвенов, Т.В.Павлова справедливо сосредоточила внимание на важнейшем и интереснейшем пласте — обрядовом, музыкальная сторона которого представляет собой «белое пятно» в современном этномузыкознании.

Опираясь на отечественные традиции этнографии, фольклористики, теоретического музыкознания, автор книги практически воплощает идеи К.В.Квитки, впервые призвавшего к изучению не только иманентно-музыкальных закономерностей фольклора, но непременно в социально-этнографическом контексте. Именно в таком ключе возможно правильное толкование собственно музыкальных феноменов. Отсюда — столь мощный этнографический материал исследования Т.В.Павловой. Замечу, значительная его часть собрана самой исследовательницей.

Безусловным достоинством работы является не только ее фундаментальность, но и корректное, осторожное отношение к материалу, что особенно ощутимо в музыкальных анализах, выполненных профессионально и практически безукоризненно. Некоторая осторожность автора в выводах о музыкальной стилистике вполне объяснима недостаточностью самого материала, увы, частично утраченного навсегда.

Первая глава — «Традиционная музыкальная культура эвенов: опыт обзора» — имеет самостоятельное значение и ценность, являясь первой систематизацией музыкальной культуры эвенов в целом. В то же время она позволяет определить место и функцию каждого обрядового жанра как собственно в обрядовой системе, так и в культуре в целом. Особо отмечу тонкие наблюдения автора об индивидуальной, личностной трактовке различных жанров, включая шаманские. Удачно рассмотрена здесь и проблема музыкальной экологии, хотя автор не использует данный термин. Экологические звукоидеалы особенно четко проявляются в звукоподражаниях, а также в тембровой стороне звукоизвлечения всех жанров эвенской музыкальной культуры. Отдельную ценность представляет этномузыковедческое описание музыкальных инструментов и особенно их сравнение с инструментарием соседних народов.

Вторая глава — «Заклинания-благопожелания хиргэчэн» — посвящена архаическому пласту обрядового фольклора эвенов. Особо отмечу вывод автора о включении в сферу музыкального звука шепота, звукоподражаний, криков, употребляемых в пении. Композиционное строение данных песен явно свидетельствует о преобладании структурирующего начала текста. В этой связи автор убедительно показывает подвижность музыкальной стороны и почти ритуальную неприкосновенность текстовой.

Третья глава — «Медвежий праздник уркачак» — одна из самых живых и поэтичных в данной работе. По жанру она, скорее, может быть отнесена к реконструкции, основная задача которой — восстановить облик музыки и ее функции в обряде. Автору удалось дать полнокровное описание музыкальной стороны обряда, проследить генезис музыкальных феноменов.

Четвертая глава — «К вопросу о шаманских обрядах», — скорее, может трактоваться как первая попытка исследования этого сложного феномена. Избрав тот же жанр — реконструкции — Т.В.Павлова обобщила разнородный, неравноценный, разрозненный материал, в котором буквально по крупицам собраны музыкальные феномены. Последние, к тому же, записаны не от самих шаманов, а от обычных информаторов, не владеющих спецификой шаманского звукоизвлечения. Ценность материала исключительно высока.

Работа Т.В.Павловой является серьезным фундаментальным научным исследованием, которое вносит значительный вклад в этномузыкознание и имеет широкую научную и практическую ценность. Исключительно высоко оценивая работу в целом, хочу пожелать, чтобы эта книга как можно скорее нашла своего читателя.

В.ЮНУСОВА,
доктор искусствоведения, профессор Московской Государственной консерватории.

Hosted by uCoz