Первое
фундаментальное исследование
музыкальной культуры эвенов
О выходе
в свет книги Татьяны Павловой «Обрядовый
фольклор эвенов Якутии (музыкально-этнографический
аспект)». — СПб. 2001 г.
Работа
Т.В.Павловой являет собой редкий
образец удачного решения задачи
описания и сохранения музыкальной
культуры народов Сибири и Севера и
может оцениваться как первое
фундаментальное исследование
музыкальной культуры эвенов. В
пользу подобной аргументации
свидетельствует и тот факт, что
избрав объектом исследования
обрядовый фольклор, автор решает, по
сути, глобальную задачу жанровой
типологии и классификации
музыкальной культуры эвенов, что
вполне могло стать темой
самостоятельного исследования.
Однако, учитывая неравномерную
изученность различных пластов
традиционной культуры эвенов, Т.В.Павлова
справедливо сосредоточила внимание
на важнейшем и интереснейшем пласте
— обрядовом, музыкальная сторона
которого представляет собой «белое
пятно» в современном
этномузыкознании.
Опираясь на
отечественные традиции этнографии,
фольклористики, теоретического
музыкознания, автор книги
практически воплощает идеи К.В.Квитки,
впервые призвавшего к изучению не
только иманентно-музыкальных
закономерностей фольклора, но
непременно в социально-этнографическом
контексте. Именно в таком ключе
возможно правильное толкование
собственно музыкальных феноменов.
Отсюда — столь мощный
этнографический материал
исследования Т.В.Павловой. Замечу,
значительная его часть собрана самой
исследовательницей.
Безусловным
достоинством работы является не
только ее фундаментальность, но и
корректное, осторожное отношение к
материалу, что особенно ощутимо в
музыкальных анализах, выполненных
профессионально и практически
безукоризненно. Некоторая
осторожность автора в выводах о
музыкальной стилистике вполне
объяснима недостаточностью самого
материала, увы, частично утраченного
навсегда.
Первая глава — «Традиционная
музыкальная культура эвенов: опыт
обзора» — имеет самостоятельное
значение и ценность, являясь первой
систематизацией музыкальной
культуры эвенов в целом. В то же время
она позволяет определить место и
функцию каждого обрядового жанра как
собственно в обрядовой системе, так и
в культуре в целом. Особо отмечу
тонкие наблюдения автора об
индивидуальной, личностной
трактовке различных жанров, включая
шаманские. Удачно рассмотрена здесь
и проблема музыкальной экологии,
хотя автор не использует данный
термин. Экологические звукоидеалы
особенно четко проявляются в
звукоподражаниях, а также в
тембровой стороне звукоизвлечения
всех жанров эвенской музыкальной
культуры. Отдельную ценность
представляет этномузыковедческое
описание музыкальных инструментов и
особенно их сравнение с
инструментарием соседних народов.
Вторая глава — «Заклинания-благопожелания
хиргэчэн» — посвящена архаическому
пласту обрядового фольклора эвенов.
Особо отмечу вывод автора о
включении в сферу музыкального звука
шепота, звукоподражаний, криков,
употребляемых в пении.
Композиционное строение данных
песен явно свидетельствует о
преобладании структурирующего
начала текста. В этой связи автор
убедительно показывает подвижность
музыкальной стороны и почти
ритуальную неприкосновенность
текстовой.
Третья глава — «Медвежий
праздник уркачак» — одна из самых
живых и поэтичных в данной работе. По
жанру она, скорее, может быть
отнесена к реконструкции, основная
задача которой — восстановить облик
музыки и ее функции в обряде. Автору
удалось дать полнокровное описание
музыкальной стороны обряда,
проследить генезис музыкальных
феноменов.
Четвертая глава
— «К вопросу о шаманских обрядах», —
скорее, может трактоваться как
первая попытка исследования этого
сложного феномена. Избрав тот же жанр
— реконструкции — Т.В.Павлова
обобщила разнородный, неравноценный,
разрозненный материал, в котором
буквально по крупицам собраны
музыкальные феномены. Последние, к
тому же, записаны не от самих шаманов,
а от обычных информаторов, не
владеющих спецификой шаманского
звукоизвлечения. Ценность материала
исключительно высока.
Работа Т.В.Павловой
является серьезным фундаментальным
научным исследованием, которое
вносит значительный вклад в
этномузыкознание и имеет широкую
научную и практическую ценность.
Исключительно высоко оценивая
работу в целом, хочу пожелать, чтобы
эта книга как можно скорее нашла
своего читателя.
В.ЮНУСОВА,
доктор искусствоведения,
профессор Московской
Государственной консерватории. |