На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Андрей САВВИНОВ

«Туомтуу баайыы» — якутский узел*

 В этнографии (как в науке, изучающей происхождение, расселение и взаимоотношение этносов) существует некоторый крен, выражающийся в преимущественном исследовании объектов материальной культуры. Это обстоятельство является объективным и необходимым следствием того, что средства фиксации объектов духовной культуры появились в масштабах истории человечества значительно позже.

Подобное деление носит лишь функциональный характер, поскольку любой продукт материального производства есть в конечном итоге материализация духовной культуры. В дальнейшем, говоря о технологии производства объекта материальной культуры, будем подразумевать прежде всего познавательный опыт людей соответствующей эпохи, который лишь опосредован конкретными способами и методами производства. Упомянутый выше крен усугубляется тем, что объект материальной культуры, как правило, лишен возможности непосредственного функционирования в реальной жизни. В лучшем случае создается модель, в которую неизбежно вклиниваются достижения современности, осложняющие процесс исследования.

Действительно, в вещи, созданной человеком, в самой технологии изготовления любого предмета материальной культуры «присутствует» ее творец. Так, старинный мастер, нанося узор на чорон, невольно вкладывал в него частицу своего «я» и от древнего сосуда органично веет духом того времени. В вещи проявляется человек, со своим мировосприятием, мышлением, видением мира. Разумеется, это дано неявно. Если даже допустить, что до нас каким-то невероятным путем дошла из древнейших времен инструкция по изготовлению якутского ритуального сосуда чорон, то, как бы парадоксально это не звучало, даже при точном следовании инструкции мы имели бы другой результат.

В вещи был бы неизбежно отражен современный человек с его техническими достижениями, с его измененным восприятием течения времени. Это вызывает методологические затруднения при изучении предметов материальной культуры.

Так, Б.Э.Петри, изучая археологические материалы «курумчинских кузнецов», пришел к заключению, что курумчинцы являются непосредственными предками якутов. В то же время Е.Д.Стрелов считает, что «курумчинские кузнецы» не могут быть предками якутов [1, с. 10].

Современная наука вообще (и этнография в частности) характеризуется глубокой специализацией, порождающей некую односторонность. Ситуация преодолевается использованием комплексного подхода, однако достоверность выводов исследовательской работы может быть достигнута лишь на уровне конкретно-предметной стыковки «духовности» и «материальности». В то же время проверить объективность подобной стыковки тем сложнее, чем проще объект материальной культуры. Лишь на основе предметно-практического контроля свойств функционирования последнего можно устранить некорректность стыковки. Сказанное выше можно продемонстрировать на объекте материальной культуры якутов — туомтуу баайыы.

1. Объект исследования

1.1. Фольклор и современность

В настоящее время трудно найти древний по возрасту, достаточно простой по строению, в то же время органично вплетенный в реальную жизнь людей объект материальной культуры, т.е. объект с набором известных свойств. У этноса саха есть понятие «туомтуу баайыы» (буквально переводится как «завязывание туомтуу»), т.е. речь идет о способе завязывания бечевы или бечевки. Интерес, несомненно, представила бы этимология слова «туомтуу». В данной статье позволю лишь высказать некоторые догадки о его происхождении. Возможно, это сложное слово связано с существительным «туом» («обычай, порядок. Саха туома маннык буолар. Таков якутский обычай». [6, с. 2822]), а также с корнем «тууй» («наглухо завязать; завязывать скотине морду веревкой, чтобы не мычала, зажимать рот. Айаххын тууйа баанан таіыс — таЇырдьа тыаллаах! Выйди завязавши себе рот — на дворе ветрено! [6, с. 2794]). Таким образом, туомтуу можно было бы перевести как завязывание по обычаю. Однако в разных источниках «туомтуу баайыы» переводится как распускной узел, либо как якутский узел, т.е. имеет место трансформация способа в конечный результат — узел. Ниже будем выделять два способа завязывания:

— реальную технологию (способ завязывания, основанный на полевом материале современной практики);

— рисуночную технологию (способ завязывания, воспроизведенный из чертежа узла).

В якутском героическом эпосе «Кыыс Дэбэлийэ» находим:

Бу кэнниттэн атыгар тахсан

Кўн сардаµата кєнтєЇўн тєлє тардан,

Дьэллик ый тэЇиинэ тэЇиинин

Илиитигэр иилэ быраіан,

Иирэр былыт иµэЇэтиттэн тэбинэн

Ўрдўк халлаан мєµўєнэ ыµыырыгар...

Ўрўт мындаатыгар олоро тўстэіэ.

 

После этого, к коню своему подойдя,

Поводья, подобные лучам солнца, проворно отвязав,

поводья, подобные свету бродяги-луны,

на руку перекинув,

в стремя, подобное буйному облаку, ногу вставил,

в седло, подобное своду высокого неба...

на высокий хребет его, прочно уселся.

Перевод интересующего нас в тексте места не совсем точен — с точки зрения нашего анализа. Действительно, якутское выражение «тєлє тардан» означает простое движение руки, информационно более точен перевод «выдернув». Выражение «проворно отвязав» содержит оттенок сложного характера движения руки [2, с.160]. В эпосе «Дьырылыма Дьырылыатта» действия эпического геров в аналогичной ситуации описываются выражением «єЇўлэ тарта», имеющим идентичный смысл с выражением «тєлє тарта» [3, с. 49, 56]. В прозаической вставке в олонхо «Строптивый Кулун Куллустуур» богатырка Кюн Толомон Нюргустай обращается к эпическому герою (Строптивому Кулун Куллустуур): «Дуіаар! Кэпсэтииттэн сўбэ ордук, баайыыттан туомтуу ордук. СўбэлэЇэн кєрўєх эрэ! — Лучший разговор — совет, лучший узел — распускной. Давай посоветуемся!» [4, с.145].

В «Песне проклятия-разочарования» из повести П.А.Ойунского «Дитя долины Дорогунов Николай» имеются такие строки [5, с. 257]:

Рис. 1а. "Якутский узел"

Рис. 1 б. "Якутский узел", завязанный по рисуночной технологии.

Рис. 1в. Трансформация "якутского узла".

Рис. 1 г. Развязывание трансформированного узла.

Рис. 1г'. Развязывание "якутского узла". Концовка А закручена вокруг Б на 180 градусов.

Онтон ордук уордайан

Ойон туран тахсаммын,

Тураіас дьоруо аппын

Туура тутан ыламмын —

Тоіус уостаах сэргэбэр

Тоіуста туомтуу тартым,

Аіыс уостаах сэргэбэр

Аіыста албыйа тартым...

 

Из-за этого-то я оскорбился,

Вскочив на ноги, выбежал,

своего гнедого коня-иноходца

(за узду-поводок) поймав,

к сэргэ с девятирядной резьбой

девятью распускными узлами стянул,

вокруг сэргэ с восьмирядным узором

восемь раз окрутил-оплел...

Итак, в эпосах и народных песнях якутов подчеркивается важнейшее свойство «туомтуу баайыы» — быстрое развязывание, т.е. распускной способ завязывания узла. В «Словаре якутского языка» Э.К.Пекарского находим: «Кэпсэтииттэн сўбэ ордук, баайыыттан туомтуу ордук (из разговоров лучший — совет, из узлов лучший — якутский узел); туомтуу баайыы — быстро развязывающийся и никогда не затягивающийся узел» [6, с. 2823]. Здесь «туомтуу баайыы» переводится как «якутский узел».

На странице 362 недавно переизданной книги В.Л.Серошевского «Якуты. Опыт этнографического исследования» изображен «якутский узел» (рисунок идентичен с рисунком узла на стр. 376 первого издания книги 1896 г.). Внизу петитом дается пояснение автора: «Якутский узел» — остроумнейшее изобретение. Завязывается он чрезвычайно быстро и просто, и выучиться его делать механически, завязывать не глядя, чрезвычайно легко. Завязать его можно даже в рукавицах, так как отдельные пальцы не играют в этой работе важной роли. Развязывается же он еще проще: потягиванием за свободный конец веревки А. Он по типу близок к башкирскому узлу, но превосходит его быстротой в развязывании. Его, несомненно, изобрели люди, для которых отвязать возможно скоро лошадей, ускакать или настичь кого-то было нередко вопросом жизни и смерти. Этот узел, как бы ни билась лошадь, не развяжется сам собой и не затянется наглухо; мерзлые ремни и веревки завязываются в него так же хорошо, как талые» [7, с. 362]. В текстовой части книги касательно якутского узла автор весьма лаконичен, ограничиваясь замечанием: «с помощью его можно в каком угодно месте веревки сделать постоянную прочную петлю какой угодно величины, но связать два разорванных конца нельзя» [7, c. 361]. Здесь мною приведено почти все, что написано о якутском узле в книге В.Л.Серошевского (рис. 1а).

Итак, фольклорный материал позволяет выделить основные свойства узла, получаемого способом «туомтуу баайыы»:

Рис. 2а. "Калмыцкий узел".

Рис. 2б. "Калмыцкий узел", завязанный по рисуночной технологии.

Рис. 2в. Развязывание "калмыцкого узла". Концовка А закручена вокруг Б на 540 градусов.

— быстро развязывающийся;

— никогда не затягивающийся.

Из описания В.Л.Серошевского можно выделить следующие свойства «якутского узла»:

— можно легко выучиться его делать механически, завязывать не глядя или даже в рукавицах;

— быстро развязывается;

— никогда не стягивается.

Быстрое развязывание достигается путем выдергивания концовки А (см. рис. 1а). Свойство «никогда не стягивается» означает постоянство размера петли, т.е. узел не перемещается по веревке. Свойство «никогда не затягивающийся», на первый взгляд, непонятно. На самом деле свойство «быстро развязывающийся» как бы сводит на нет необходимость его специального подчеркивания.

Современные якуты способом завязывания «туомтуу баайыы» получают и другой узел, отличающийся от «якутского узла», описанного В.Л.Серошевским. Например, 82-летний ветеран колхозного труда из Нюрбинского улуса Саввинов Савва Дмитриевич, ныне проживающий в пос. Племхоз и содержащий на личном подворье крупный рогатый скот, на просьбу показать «туомтуу баайыы» движением руки, доведенным до автоматизма, завязал узел (см. на рис. 2а). На вопрос, кто научил завязывать такой узел, старец ответил: «Научили в раннем детстве, а как завязывать такой узел тогда знал каждый якут».

Таким же узлом завязывали заслуженный тренер ЯАССР по конному спорту, тренер по обучению диких лошадей Петров Иван Павлович, 1934 года рождения, проживающий в пос. Амга и научный работник Института гуманитарных исследований АН Республики Саха (Якутия) Аммосов Сергей Прокопьевич, 1946 года рождения. Здесь приведен наиболее характерный возрастной срез умеющих завязывать «туомтуу баайыы» с широким разбросом профессиональной деятельности.

Изучая литературу по разным областям народного хозяйства, мне удалось найти узел, показанный на рис. 2а под названием «калмыцкий узел». Например, в атласе Григорьева В.В. и Грязнова В.М. «Судовые такелажные работы» (в разделе «Морские узлы») изображен узел, который современные якуты получают способом «туомтуу баайыы», а в комментарии написано: «Калмыцкий узел применяется при подаче различных инструментов, ведер, кистей и других предметов на мачты, трубы и за борт во время выполнения надпалубных и забортных работ; может быть также применен для привязывания бросательного конца к сгону швартова» [8, с.15].

1.2. Исторический ракурс

Борьба за экономическое развитие России привела к Северной войне 1700—1721 гг. за выход к Балтийскому морю, однако война со Швецией объективно подготавливалась созданием русского флота в 1696 г. в Азовском море. Взятие турецкой крепости Азов в устье Дона привело к Константинопольскому мирному договору 1700 г. между Россией и Турцией, согласно которому Азов остался за Россией и была отменена выплата Россией ежегодной дани Крымскому хану. Это был крупный успех политики Петра I. Ключевая роль взятия Азова в этих событиях очевидна. Взятие Азова — закрепление Дона за Россией. Взятие Азова — это торжество русского оружия. Но все это происходило не по мановению волшебной палочки.

Россия в течение всей своей истории соседствовала с кочевыми народами: печенегами, половцами, татарами, башкирами, киргизами, калмыками... Сложная система взаимоотношений кочевых народов с Киевской Русью, а впоследствии и с Московией не всегда определялась факторами экономики или верования. Иногда она диктовалась исторически сложившимся образом жизни, который вносил неожиданные коррективы в эти взаимоотношения.

В 1657 г. четверо калмыцких тайшей прислали русскому царю грамоту, которая, в частности, содержала следующие пункты:

— чтобы великий государь велел тайшам давать жалованье, а их родства есть еще три улуса, и они, увидя к себе государеву милость и жалованье, и те улусы станут призывать под царскую высокую руку;

— указал бы государь идти им в Крым войною и с ними бы послать Астраханских служилых людей.

Последний пункт грамоты был весьма кстати при тогдашних обстоятельствах, сложившихся в Московии, и в 1661 г. граф Горохов отправился к калмыкам. В результате было достигнуто соглашение, подписывая которое тайша Мончак сказал: «Как бумага склеена, так бы калмыцким людям с русскими людьми вместе быть вечно» [9, с. 580]. Тогда в черноморских степях началась война между монгольскими и турецко-татарскими племенами. Русское правительство оберегало своих новых кочевых соседей. Например, когда в 1677 г. началась ссора между калмыками и донскими казаками, вышел указ царя: «На калмыцкие улусы войною не ходить, поворотиться в свои казацкие городки и жить с калмыками в миру, потому что они служат государю» [10, с. 233]. А вот документ 1701 года, где гетман И.С.Мазепа передает генералу А.М.Головину слова ханского визиря: «Где ваш царь? На Воронеже корабли строит, понапрасну трудится! Для чего ваш царь пренебрегает ханом и всем государством крымским? Для чего нам не хочет казны давать по-прежнему? Если надеется на силу, так и хан так же силен: как сядем на коня, то будет с ним двести тысяч сабель. Если надеется на калмыков, то и та надежда даровая; это цыгане, только бы им казну от царя брать, а с нами никогда по правде не будут биться...» [10, с. 635].

Надежда оправдалась: калмыки участвовали во взятки Азова и тем самым — в укреплении российского флота. Вероятно, этот военный союз периода становления российского флота своеобразно выражен в термине «калмыцкий узел», вошедшем в учебники по такелажным работам на кораблях [11, 12].

2. Постановка задачи

Рис. 3. Стадии завязывания калмыцкого и якутского вариантов распускного узла по рисуночной технологии.

Итак, в письменных источниках зафиксированы изображения двух узлов:

— «якутский узел» в книге В.Л.Серошевского;

— «калмыцкий узел» в учебниках по такелажным работам.

Якуты знают способ завязывания узла под названием «туомтуу баайыы». Известна пословица: «Кэпсэтииттэн сўбэ ордук, баайыыттан туомтуу ордук». Этот способ переводится на русский язык либо как «якутский узел» (В.Л.Пекарский), либо как распускной (эпос «Строптивый Кулун Куллустуур»). Представление современных якутов о «туомтуу баайыы» оказывается тождественным способу завязывания «калмыцкого узла». Поскольку свойства узла, завязанного способом «туомтуу баайыы», достаточно определены в письменных источниках, то можно задаться вопросами:

— к какому узлу («якутскому» или «калмыцкому») приводит способ завязывания «туомтуу баайыы»?

— существует ли принципиальная разница между «якутским» и «калмыцким» способами завязывания узлов?

3. Рисуночные технологии

Рис. 4. Зеркальное отражение "якутского узла".

Изображения узлов, представленные в вышеуказанных работах, дают возможность восстановить способы их завязывания. Очевидно, простейший способ восстановления механизма завязывания узла состоит в воспроизведении движения конца веревки. Подобная технология, таким образом, обязана своим появлением чертежу, т.е. в широком смысле — культуре письма. Следуя этой технологии, завяжем узел, описанный Серошевским («якутский узел»), и приступим к его исследованию (рис. 1а). Если его затянуть, то получим узел (см. на рис. 1 б).

При небольших усилиях, направления которых показаны векторами, свойства, выделенные Серошевским и Пекарским, действительно имеют место. Если потянуть за конец А, наблюдается быстрое развязывание. В то же время при значительных растягивающих усилиях малая петля О’ вместе с концовкой А выворачивается по часовой стрелке на один оборот вокруг левой части большой петли О’’ (наблюдатель смотрит со стороны концовки Б). В результате такой трансформации получается новый узел.

Этот узел подвижен, т.е. петля стягивается, правда, для этого необходимо приложить усилие (см. рис. 1в) — относительно закрепленной концовки Б. Если теперь потянуть за концовку А, то имеем результат, показанный на рис. 1 г., т.е. сохраняется простейший узел, тем самым увеличивается время окончательного развязывания «якутского узла».

Таким образом, имеем явное несовпадение свойств «якутского узла» со свойствами узла, описанного Серошевским. Даже значительные усилия, приложенные на концовку Б и на большую петлю О’’ (рис. 1в), не приводят к стягиванию петли О’’, что следует из строения нового узла. В тоже время усилие, приложенное к узлу снаружи относительно неподвижной концовки Б, приводит к смещению. Нетрудно заметить, что концовка А после вхождения в петлю имеет два варианта движения (рис. 3, стадии 2, 3 и 3’).

Второй вариант приводит к узлу, совпадающему с «якутским», а первый вариант — к изображенному на рис. 2а. Если теперь затянуть узел, имеем результат, показанный на рис. 2 б. Полученный узел, независимо от величины растягивающих усилий, накладываемых как на концовку Б, так и на большую петлю О’’, не стягивается и не меняет свою геометрию. Потянув за концовку А, легко развязываем полученный узел (рис. 2в).

Условно разбивая технологию завязывания узлов на отдельные стадии, можно показать, что «якутский» и «калмыцкий» варианты узлов по этому показателю отличаются незначительно. Можно выделить пять основных стадий завязывания узлов, причем две первые и две последние стадии для обоих вариантов завязывания совпадают по характеру движения концовки А (рис. 3). Незначительное отклонение наблюдается на третьей стадии завязывания. Существуют еще два варианта «завязывания узлов», которые являются их зеркальными отражениями (рис. 4 и 5). Безусловно, техника завязывания правых вариантов узлов (рис. 3) существенно отличается от техники завязывания левых вариантов (рис. 6).

Таким образом, анализ рисуночных технологий завязывания узлов приводит к следующему заключению: «туомтуу баайыы» как способ завязывания имеет своим результатом узел, совпадающий с «калмыцким узлом».

4. Реально действующие технологии завязывания

4.1. Технология завязывания «калмыцкого узла»

Различные стадии завязывания по рисуночным технологиям очень близки, что дает основание ожидать подобного же результата при реально действующих технологиях завязывания. Ниже приводится технология завязывания узла С.Д.Саввиновым, совпадающая с таковой «калмыцкого узла».

Возьмите веревку длиной 1 м, один конец привяжите спереди к своему ремню, а второй пропустите через предмет, имитирующий скобу. Часть веревки от пояса до «скобы» ради удобства будем называть просто «веревкой».

Рис. 5. Зеркальное отражение "калмыцкого узла".

Рис. 7. Результат незначительного отклонения реальнойтехнологии завязывания "калмыцкого узла".

1. Возьмите свободный конец веревки левой рукой так, чтобы большой палец прижал веревку к указательному, а конец веревки торчал примерно на 5 см, образуя как бы продолжение предплечья вашей левой руки.

2. Возьмите правой рукой «веревку», потяните поперек большого пальца левой руки и сделайте один оборот вокруг кисти левой руки.

3. Перехватите правой рукой свободный конец веревки, разжав большой палец левой руки.

4. Кисть левой руки продолжайте выворачивать так, чтобы малая петля, образовавшаяся вокруг пальцев левой руки, прошла сквозь большую петлю. Таким образом кисть левой руки вместе с малой петлей должна окончательно выйти из большой петли.

5. Притяните к себе левую и правую руки так, чтобы малая петля, образовавшаяся вокруг кисти левой руки, и большая петля соприкасались друг с другом только через узел.

6. Левой рукой перехватите конец веревки, сгибая пополам правой рукой так, чтобы его можно было протащить сквозь малую петлю.

7. Вытаскивая загнутый конец веревки сквозь малую петлю, тяните «веревку» правой рукой так, чтобы малая петля, стягиваясь, зажала согнутый пополам конец веревки.

Вы получаете узел, приведенный в учебниках по такелажным работам под названием «калмыцкий». Этот же способ завязывания современные якуты называют «туомтуу баайыы». Если же пропустить 5-й пункт способа завязывания, то можно получить узел, показанный на рис. 7. Этот узел легко развязывается путем протаскивания концовки А, если потянуть за петлю О. Таким образом, рассматриваемая технология требует визуального контроля за ходом завязывания. Достаточно лишь небольшой ошибки, чтобы получить неожиданный результат, т.е. можно говорить о своеобразной «нестабильности» рассматриваемой технологии.

4.2. Технология завязывания «якутского узла»

На основе предыдущего способа завязывания можно восстановить способ завязывания «якутского узла». Легко убедиться, что общий характер движения рук в обоих способах завязывания достаточно близок. Способ завязывания «якутского узла» получается путем замены пунктов (2-5) предыдущего способа на нижеследующие:

... 2. Возьмите правой рукой «веревку» и натяните ее поперек большого пальца левой руки. Не отрывая «веревку», сделайте пол-оборота до тыльной стороны кисти.

3. Зафиксировав положение правой руки, выверните кисть левой так, чтобы «веревка» легла на тыльную сторону пальцев.

4. Перехватите правой рукой свободный конец веревки, разжав большой палец левой руки.

5. Кисть левой руки продолжайте выворачивать так, чтобы малая петля, образовавшаяся вокруг пальцев левой руки, прошла сквозь большую петлю. Таким образом, кисть левой руки вместе с малой петлей должна окончательно выйти из большой петли. В отличие от предыдущего, способ завязывания «якутского узла» обладает высокой «стабильностью», т.е. его можно завязывать даже вслепую, наощупь.

4.3. Свойства узлов, получаемых в результате действующих технологий

Реально действующая технология завязывания «калмыцкого узла», в отличие от рисуночной технологии, приводит к «нестабильному» результату. Хотя собственно узел в обоих случаях сохраняет свои замечательные качества. Действующая технология завязывания «якутского узла», в отличие от рисуночной технологии, приводит к качественному изменению свойств самого узла. Естественно, что обе технологии приводят к одному и тому же строению узла. По крайней мере, визуальным наблюдением невозможно увидеть разницу. Тем не менее, «якутский узел», получаемый с помощью реальной технологии, не трансформируется под действием сил, показанных векторами на рис. 1б, т.е. малая петля О вместе с концовкой А уже не выворачивается вокруг левой части большой петли О. По существу, «якутский узел» демонстрирует все замечательные свойства «туомтуу баайыы», включая и свойства, описанные В.Л.Серошевским.

Итак, реально действующие технологии по факту завязывания приводят к узлам, свойства которых достаточно хорошо согласуются со свойствами, описанными в литературных источниках.

Правомерен вопрос: существует ли разница между свойствами «якутского» и «калмыцкого» узлов? В.Л.Серошевский отметил следующую особенность «якутского узла»: «Он по типу близок к башкирскому узлу, но превосходит его быстротой в развязывании». Поскольку и башкиры, и калмыки кочевники, то вполне вероятно, что термины «башкирский узел» и «калмыцкий узел» — синонимы.

Развязывая «якутский узел», петля которого заправлена в сэргэ, выдергиванием концовки А получим степень закручивания А вокруг Б равную 0° или 180° в зависимости от того, с какой стороны сэргэ подана концовка А (см. рис. 1 г). Развязывая же «калмыцкий узел», получим степень закручивания концовки А вокруг Б равную соответственно 720° или 540° (рис. 2в), т.е. превосходство «якутского узла» по быстроте развязывания очевидна. Итак, сопоставляя свойства «якутского» и «калмыцкого» узлов, получаемых действующими технологиями, приходим к выводу, что узлу, получаемому способом «туомтуу баайыы», наиболее близки свойства «якутского узла».

Таким образом, анализируя разные технологии завязывания, приходим к диаметрально противоположному заключению. Вместе с тем рисуночная технология завязывания не может конкурировать с реальной технологией, поэтому очевидно, что реальная технология завязывания «якутского узла» и есть «туомтуу баайыы».

5. Съемная тетива

Рис. 6. Стадии завязывания зеркальных вариантов "калмыцкого" и "якутского" узлов по рисуночной технологии.

Остаются неясными два момента: во-первых, почему современные якуты называют способ завязывания узла, совпадающего с «калмыцким узлом», «туомтуу баайыы»; во-вторых, в чем суть свойства, выделенного Э.К.Пекарским как «никогда не затягивающийся». Серошевский метко заметил: «Его (якутский узел. — А.С.), несомненно, изобрели люди, для которых отвязать возможно скоро лошадей, ускакать или настичь кого-то было нередко вопросом жизни и смерти», т.е. появление узла — жестокая необходимость, диктуемая образом жизни. Спектр этой необходимости, безусловно, включал в себя различные аспекты быта кочевников. В частности, завязывание петли тетивы лука.

В 1965 г. сотрудниками Института языка, литературы и истории ЯФ СО РАН СССР были проведены раскопки позднеякутских погребений в ряде районов республики [1]. В одиннадцати мужских погребениях (из двадцати трех), датированных периодом ранее XVII века, были обнаружены луки: «В гробу костяк мужчины, завернутый в орнаментированную бересту. На костяке лежат связанные вместе лук в налучнике, колчан с тринадцатью стрелами...» [1, с. 38]. (В наиболее поздних погребениях луков не было). Далее идет следующий текст: «Сохранилась одна тетива из погребения 27. Она представляет шнур диаметром 0,8 см., скрученный из полоски сыромятной кожи. При общей длине лука в 175 см, длина тетивы равна 158 см. Следовательно, изгиб лука в рабочем состоянии был довольно большим. Петля тетивы завязывалась очень простым, на первый взгляд, но оригинальным узлом. Через обычное кольцо одинарного узла пропущен конец тетивы как бы вторым заходом, оставляя широкую петлю. Кольцо затягивается и прихватывает конец тетивы. Торчащий конец поднят и в нескольких местах привязан жильными нитками к одной стороне получившейся петли. У самого узла поперек продета короткая полоска кожи, предупреждая возможное соскальзывание конца тетивы. Торчащий конец второй петли срезан коротко и укрепление ограничивается аналогичной кожаной поперечиной. Образованные таким образом петли очень широкие, накидные. В натянутом состоянии их длина доходит до 18—19 см. Таким образом, тетива свободно одевалась и снималась, что также необходимо для сохранения упругости лука на длительное время» [1, с. 115, 116].

Нетрудно заметить, что речь идет о «калмыцком узле», несколько измененном в соответствии с назначением узла. В самом деле, если обрезать петлю по месту, показанному стрелками (рис. 2а), то получим узел, описанный в тексте И.В.Константинова. Если подобным образом обрезать петлю «якутского узла», то получим известный «прямой морской узел» [13, 14]. Итак, для завязывания петли тетивы использовался несколько измененный «калмыцкий узел», у которого устранено свойство «быстро развязывающийся» и сохранены свойства «никогда не стягивающийся» и «никогда не затягивающийся». Именно при завязывании петли тетивы проясняется смысл специального подчеркивания последнего свойства. Действительно, для развязывания узла, скажем, с целью изменения размера петли тетивы, достаточно растянуть стороны петли в направлениях — от узла, что приводит к его расслаблению. Видимо, это обстоятельство и сформулировано в выражении «никогда не затягивающийся». Вероятно, для предупреждения возможных последствий этого свойства применяется укрепление узла кожаной поперечиной.

Съемная тетива сохраняет баллистические свойства лука, благодаря прочности узла. Например, Е.Д.Стрелов пишет: «Она (тетива. — А.С.) делалась из сырого ремня, вырезанного из кожи, очищенного от шерсти и скрученного затем так сильно, что ременная лента превращалась в совершенно круглую нить толщиною в среднем 5 миллиметров» [15, с. 70]. Профессор Н.К.Антонов пишет: «Тетиву делали так: из шкуры коня вырезали длинную ленту. Ее очищали от шерсти, замачивали в кровяной массе, затем скручивали и сушили до определенной твердости. Изготовление тетивы обычно длилось девять суток» [16, с. 23]. Круглая форма, маленький диаметр и сушка уменьшают трение поверхности, увеличивая тем самым подвижность узла. Чтобы сохранить постоянным длину рабочей части тетивы, необходимо завязывать ее нестягивающимся узлом, каковым является «калмыцкий узел», но ни в коем случае — не «прямой морской узел».

Отметим, что хозяин сохранившейся тетивы был не обычным воином или охотником, о чем свидетельствует количество стрел в колчане, ибо «по обычаям того времени, слабому стрелку полагалось иметь три стрелы, среднему — семь, а лучшему — девять стрел» [16, с. 23]. Съемная тетива, вероятно, была довольно распространенной, что видно из фольклорного материала. Например, у С.И.Боло читаем: «Ол киирэллэригэр (тоµустар — А.С.), хара тыанан сырайданан кэлэн, Тыгын тойон бэйэтэ баарын билэннэр, аріаа мыраан кэтэіэр тохтоон, охторун лыµкыначчы тардан, кэтэЇэ сыталлар» (тунгусы, узнав присутствие господина Тыгына, остановились за западной возвышенностью, подойдя туда под прикрытием темного леса и стерегли его, туго натянув луки). В данном случае выражение «охторун лыµкыначчы тардан» означает «туго натянув луки», т.е. надев тетиву на луки [17, с. 53].

Таким образом, якуты с давних времен использовали в повседневной жизни узлы, зафиксированные в письменных источниках современности как «якутский» и «калмыцкий», узлы под общим названием «туомтуу баайыы», акцентируя тем самым внимание людей на общем характере движения рук завязывающего.

Заключение

1. Итак, возникает парадоксальная ситуация: разные технологии изготовления предметов могут иметь результатом объекты, визуально неразличимые по внешнему строению, но обладающие разными функциональными свойствами. В самом деле, принято считать, что строение предмета однозначно определяет его свойства.

Возникает вопрос: почему «якутские» («калмыцкие») узлы, завязанные рисуночной и реальной технологиями, имеющие одинаковое строение и выполненные из одного и того же материала, обладают разными свойствами?

Разные функциональные свойства «якутских» («калмыцких») узлов обусловлены их различными способами завязывания, обеспечивающими разное распределение напряженно-деформированного состояния отдельных участков узла.

2. Перевод способа завязывания узла «туомтуу баайыы» на русский как «якутский узел» или как распускной узел, вероятно, является следствием сопоставления двух разных культур, психологических особенностей восприятия действительности, традиций. Так, европейская культура, возникшая на древнегреческих традициях, акцентирует свое внимание на конечном результате. В нашем случае — на узел. Культура кочевников фиксирует технологию, процесс. В самом слове «баайыы» (имени действия, образованного от глагола «баай») содержится значение процесса — «завязывание», «привязывание», «вязка». В нашем случае — способ завязывания узла, а не собственно узел.

3. Сохранение распускного узла у кочевников европейской части России под названием «калмыцкого узла» можно объяснить влиянием «культуры письма», которая диктует «рисуночную технологию». Тогда как у якутов сохранились оба варианта распускного узла, благодаря реально действующим технологиям завязывания. Последние, в свою очередь, сохранились в условиях отсутствия влияния «культуры письма».

Литература

1. Константинов И.В. Материальная культура якутов XVIII века. (По материалам погребений). — Якутск: 1971. — 212 с.

2. Кыыс Дэбэлийэ: Якутский героический эпос. — Новосибирск; 1993. — 330 с.

3. Ядрихинский П. Дьырыбына Дьырылыатта Кыыс богатырка: Якутское олонхо / Запись, послесловие и комментарии П.Н.Дмитриева. — Якутск: 1981. — 200 с. — (На якут. яз.).

4. Строптивый Кулун Куллустуур. Якутское олонхо. // Эпос народов СССР. — М. 1985. — 608 с.

5. Якутские народные песни. /Под ред. Н.В.Емельянова. — Якутск: 1983. Ч. 4 — 283 с. — (На якут. яз.).

6. Пекарский Э.К. Словарь якутского языка. — М.: 1959. — Т. 3. — с. 2509-3858.

7. Серошевский В.Л. Якуты (Опыт этнографического исследования). — М., 1993. — 736 с.

8. Григорьев В.В., Грязнов В.М. Судовые такелажные работы. [Атлас]. — М.: 1967. — 208 с.

9. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. — М.: 1963. — Кн. 6. — Т. 11, 12. — 684 с.

10. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. — М.: 1963. — Кн. 7. — Т. 13, 14. — 727 с.

11. Кирдан И.Л. Такелажные работы в судостроении. [Учебное пособие]. Л.: 1964. — 304 с.

12. Уколов Д.П. Судовой такелажник [Учебное пособие для рабочих]. — Л.: 1967. — 176 с.

13. Энциклопедический словарь / Репринт; воспроизведение изд. Ф.А.Брокгауз — И.А.Ефрон. — СПб., 1890. — Т. 68.

14. Большая Советская Энциклопедия. — М.: 1956. — Т. 44. 664 с.

15. Стрелов Е.Д. Лук, стрелы и копье древнего якута (Материалы по археологии якутов) // Сборник тр. иссл. общ-ва «Саха кэскилэ». — Якутск: 1927. — Вып. 1 (4) — С. 58—74.

16. Антонов Н.К. Предание об обряде посвящения в охотники // Сборник ст. и матер. по этнографии народов Якутии. Якутск: 1961. — Вып. 2.. — С. 23—25.

17. Боло С.И. Прошлое якутов до прихода русских на Лену/ По преданиям якутов бывшего Якутского округа. — Якутск: 1994. — 352 с.


Андрей Саввич Саввинов, доктор философских наук.

* Статья была подготовлена к печати в 1994 г.

Hosted by uCoz