Россия — Якутия: 370 лет вместе

На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Сергей ЛЫКОШИН

Путешествие Якутии к Тихому океану

Русские писатели посвятили свою экспедицию к берегам Тихого океана памяти Ивана Александровича Гончарова и русско-якутским литературным связям. Эта акция стала событием в литературной жизни России и Якутии.

Сегодня мы публикуем записки участников экспедиции Сергея Лыкошина и Юрия Лошица, которые нам любезно предоставил Союз писателей Якутии. Актуальна тема, прозвучавшая в этих публикациях, и заметке нашего постоянного автора Валериана Иванова, и в связи с постановкой перед российскими властями руководством республики вопроса о придании статуса федеральной автодороге Якутск — порт Аян.

Кто бы мог подумать, что спустя полтора столетия после выхода на тихоокеанский берег Ивана Александровича Гончарова, завершившего свое кругосветное путешествие на фрегате «Паллада», понадобится повернуть историю земного пути писателя до Якутска вспять? Еще год назад подобный поход от Якутска до крохотного портового поселка Аян выглядел краеведческим чудачеством, на которое способны только самые преданные поклонники творчества Гончарова. Что тогдашнему фрегату «Паллада» до наших сегодняшних проблем и что нам, в проблемах заблудившимся, до фрегата «Паллада»? Однако человек предполагает, а Бог располагает...

После весьма тактичного предложения нашего замечательного современника и знатока русской истории писателя Юрия Лощица о том, что не худо бы России вернуться к Тихому океану кратчайшим путем, проложенным нашими великими предками от Якутска до Аяна, сделанного во время поездки по Якутии, в присутствии тогдашнего руководителя акционерной компании «АЛРОСА», — дела повернулись самым неожиданным образом. Во-первых, Вячеслав Анатольевич Штыров стал президентом Республики Саха (Якутия).

Во-вторых, вопрос о кратчайшем пути от Якутска до Великого океана стал вопросом государственной важности для всей России.

И, наконец, в-третьих — Президент России Путин одобрил саму концепцию возрождения исторических трактов в этом направлении.

Как это случается в истории России, совпадение важного и трудно совместимого определило результат.

В Республике Саха (Якутия) с уважением относятся к истории России. Ежегодно в календарь особо значимых дат включаются события новой и давней истории, о которых в центре, подчас, никто и не вспоминает. Так, сейчас, за четыре года до самого события, готовится празднование 300-летия со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова по обширному, утвержденному правительством и президентом, регламенту. Школьные гранты, специальные издания, конференции, художественные конкурсы, литературные премии и стипендии и, конечно же, юбилейные мероприятия с участием самых известных деятелей культуры Якутии и России, — все это направлено на возврат в сознание и утверждение в нем исторически-целостного представления о нашей науке и культуре. В суровых условиях Севера и в политических потрясениях современности важно воспитать детей и молодежь стойкими преемниками великого исторического наследия.

Весной этого года президентом Якутии был издан Указ о мероприятиях, посвященных 370-летию вхождения Якутии в состав Российского государства.

Во исполнение Указа президент Якутии В.А.Штыров и подписал распоряжение об организации творческой экспедиции писателей России и Якутии по памятным местам освоения Северо-Востока России и Русской Америки. Экспедиция обеспечивалась всем необходимым, включая вертолет гражданской авиации. Перспективы будущего развития России и Якутии прямо увязывались с «рекогносцировочными» задачами этой краткой по срокам поездки.

Старый Аянский тракт, по которому И.А.Гончаров возвращался из своего кругосветного плавания на фрегате «Паллада», уже давно заброшен. Нет почтовых станций, ямщиков, отлаженной системы сообщения по реке Мая и перехода через Джугджурский хребет.

Не сохранился и старый Охотский тракт, служивший прямой дорогой к океану для всех известных исследователей Русской Америки. По нему доставлялся металл и изделия для строительства и ремонта парусников, находившихся в Охотске и бывших прообразом нынешнего Тихоокеанского флота России, провиант да и сами участники великих и малых морских плаваний к берегам, тогда уже русской, Аляски, наших же островов и прибрежной части Калифорнии. По Охотскому тракту путешествовал и, крестивший народы Америки, Святитель Иннокентий (Вениаминов). Кстати заметить, он провидчески говорил о лучших перспективах порта в Аяне, предсказывая тракту от Аяна на Якутск — великое будущее. Позже, уже в советское время, третьим по счету и первым по значению стал порт Магадан, с протянувшимся от него Колымским трактом. Одним из проектов соединения Якутска с океанским берегом считается продолжение и укрепление именно Колымского тракта.

Обо всех проектах развития транспортного сообщения с Тихоокеанским регионом, об экономических перспективах Якутии и России, возникающих в связи с новой дорожно-строительной политикой края, подробно рассказал писателям Вячеслав Анатольевич Штыров. Президент — коренной якутянин, крупный во всех отношениях руководитель и экономист. К его заслугам можно отнести и стойкое руководство АК АЛРОСА, не рухнувшей в пасть всесильному Де Бирсу и достойно представляющей Россию на мировом алмазном рынке, и неоценимый вклад в возрождение смытого наводнением Ленска, в котором, помимо школ и домов, Штыров присутствовал на освящении, построенного АЛРОСОЙ, первого (!) в Якутии Храма Святителя Иннокентия. У церковной ограды этого великолепного, рубленного из солнечной лиственницы, Храма положен камень с памятной надписью, что поставлен Храм в знак будущего торжества Веры Православной по всей земле Российской.

Начало экспедиции оказалось добрым и совпало с великим Праздником Успения Богородицы. Уже утром следующего дня на борт вертолета авиакомпании «Илин» поднялись по-походному снаряженные Николай Лугинов, Юрий Лощиц, Александр Сегень, Владимир Карпов, Сергей Лыкошин, Анатолий Алексеев — все люди бывалые и не утратившие с годами походных и экспедиционных навыков. (Как выяснилось позже, столь необходимых в ходе путешествия!). Писательский отряд взял за основу маршрута гончаровский путь на Аян, рассчитывая чудом летной техники, конным и речным ходом добраться к портовому поселку вечером третьего дня. Остановки предполагались в Амгинском и Усть-Майском улусах, ночевки в Чагде на реке Мая и в стойбище на речке Арка в предгорьях Джугджурского хребта. Амгинский улус, где повстречались с родственниками и потомками ямщиков, поминаемых в романе «Фрегат Паллада» добрым словом, полюбовались красотами Амги, хлебными полями и хозяйством, рачительно управляемым тружениками и администрацией района (улуса), руководимого В.Пахомовым, недолго, но гостеприимно поддерживал экспедицию. Перелет и следующая стоянка на берегу величественного Алдана в городке Усть-Мая. Глава здешнего улуса, потомок, как нам показалось, всех ямщицких семей, поминаемых Гончаровым, энергичный устроитель жизни горожан и земель окрестных Владимир Васильевич Топорков сам на некоторое время присоединился к экспедиции, оказавшись словоохотливым рассказчиком и незаурядным знатокам местного края. В Усть-Мае прошла встреча с горожанами и школьниками, где у экспедиции поубавились первопроходческие амбиции, когда местные учителя и краеведы рассказали о постоянных походах на лодках и пешком по гончаровскому пути. Старшеклассники, как выяснилось, участвуют в них едва ли не ежегодно и за краеведческие изыскания получили грант Правительства республики. Погода портилась и на следующей стоянке пришлось задержаться, понемногу подкармливая злую осеннюю мошку и любуясь таежными и речными красотами реки Маи. По ней Иван Александрович проделал 600 верст, сплавляясь на лодках и переночевав в том самом месте, где ныне в ожидании чистого неба ловили рыбу его нынешние последователи. К сожалению, полета на Аян и Охотск так и не состоялось. Погода окончательно ухудшилась, а с побережья утром следующего дня пришло трагическое известие о гибели пассажиров самолета, упавшего в бухте Аяна.

Маршрут был категорически изменен на менее опасный в сторону нагорья Оймякон и ледниковой вершины Мус Хая, типологически схожей с заснеженными горами Джугджурского хребта. Моросил холодный дождь, порывы ветра с каждым часом усиливались, однако полет до Мус Хаи, с ее неописуемой красоты глетчерами, и над суровыми горами Оймякона все-таки закончился благополучно. Ночевка в палатках у оленеводов, на прикрытых лиственничным лапником, камнях, долгие ночные разговоры о бедах и надеждах нашего времени, рассказы о прошлых путешествиях и споры о возможностях развития России. Промозглая сырость не мешала приводить в порядок первые дорожные впечатления и определяться с планами написания и издания будущих материалов.

Уже утром, прихватив с собой мальчугана Алика, явно и слезно не спешившего в Якутск к началу школьных занятий, полетели в сторону Магаданского тракта, на Горячий Ключ, где снова и снова встречались с жителями поселка, слушали рассказы о бедах современной золотодобычи и надеждах, связанных с продолжением трассы на Якутск...

Наверное, благоустроенному москвичу трудно поверить, что подавляющее большинство россиян в Якутии живут и мыслят как истинные патриоты и государственники. Местные разговоры не лишены проблем благоустройства, но каждый осознает себя сыном Отечества — Великой России, любит и знает свой родной дом — Якутию, понимает, что его личные проблемы не разрешатся без общих трудов на укрепление экономики, хозяйства, сферы образования и воспитания, развитие транспортной схемы страны и сбережение природных ее богатств. Местный — якутский, и государственный — общероссийский патриотизм здесь не различимы. Идея православной общности якутов и русских, их взаимной любви и славы не раз звучали на встречах и у костров. Иногда с обидой, но говорилось о пренебрежении — там, в Центре — интересами северян, о неполноценности нового законодательства в отношении народов севера, но говорилось это так, как жалуются порой на нерадивого близкого родича, мол, поблуждает и поймет, а поняв, исправится.

Уже в Якутске состоялась замечательная беседа с Архиепископом Якутским Германом, рассказавшим писателям о возрождении приходской жизни в Якутии, о трудностях церковного строительства в здешних условиях, о нелегкой и радостной пастырской жизни человека и священнослужителя, молитвами и делами которого число приходов в Якутии возросло от двух до сорока семи! Получив благословение от владыки на написание очерков и книги о якутском путешествии к океану и попрощавшись с хозяевами, писательская группа вернулась в Москву к своим привычным делам и надеждам.

Уже в конце октября, о чем совершенно не знают ни москвичи, ни «гости столицы», состоятся праздники, посвященные одному из величайших событий в истории Государства Российского — вхождению в его состав огромного и богатейшего Якутского края. Писатели видели и представляют, с какой надеждой и верой относятся к предстоящему празднеству в Якутии. Как ждут приближающегося, отнюдь, не «круглого», юбилея и сознают всю ответственность перед согражданами и потомками за наше историческое братство. В своем коротком соприкосновении с жизнью современной Якутии мы успели ощутить силу общегосударственного единства, устремленность народа в будущее и уверенность в процветании родной страны.

Романтическое путешествие Якутии к Великому океану продолжается. Суть его не только в строительстве новых и возрождении подзабытых трактов, но и в жажде и деятельном стремлении открытия возможностей и новых радостей духовного величия и процветания России.

И последнее, в Якутии мы в полной мере почувствовали, что значит мудро переданная народом власть. Из рук в руки, несмотря ни на что, от созидателя и патриота Михаила Николаева созидателю и патриоту Вячеславу Штырову...

Октябрь, 2002 г.


«Новая книга России», №12, 2002.

Hosted by uCoz