На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Владимир ДАНИЛОВ

«Вылечивает дух и тело человека...»

Осуокай — один из самых популярных и любимых жанров устного народного творчества народа саха.1 Возникший в далекой древности, осуокай занимал исключительное место в духовной жизни наших предков. Он является одним из самых архаичных видов народного творчества, воплотившим в себе зачатки всех трех литературных жанров и тем самым заложившим предпосылки создания современной, полной национального своеобразия, письменной литературы народа саха.

Вспомним, как разложил синкретизм А.Н.Веселовский: обряд, хор, корифей. Выступление корифея представляет из себя зародыш эпоса (о героях, охоте...). Припевы хора, как проявление эмоций (радости, печали, страха) по поводу выступления корифея, говорят о возникновении лирики. Выражая ответные эмоции хора, припевы как бы «закругляются» в строфу. Недаром строфа в переводе с греческого означает кружение, оборот (происходит от обозначения древними греками пения хора на сцене, сопровождавшегося его передвижением справа налево). А драма появляется как результат обмена репликами, когда возникает действие.2

И тут можно провести объективные аналогии с якутским осуокаем, где песнь запевалы может восприниматься как эпос, ответная песнь хоровода — как лирика, а весь обмен песенными репликами — как драма. У саха составной частью народного празднества ысыах были и есть круговые танцы с пением, без них не обходится ни один ысыах, ни малый, ни большой. Круговые танцы сыграли важную роль в развитии материальной культуры (национальная одежда) и песенного творчества якутов. Они сохранили эстетическую ценность и свое значение по сей день.

Академик Международной тюркской академии Н.Е.Петров писал: «...произносимое как «ом», это есть самое священное из всех священных слов, этим словом создана Вселенная, и оно является матерью всех имен и форм. Слово «осуокай» связано с великим словом «ом» («дом»)... Хоровод осуокая очищает, вылечивает дух и тело человека, помогает принятию энергии с земли и космоса, восстанавливает биополе, делает так, что человек становится добрее».3

«Круговые танцы различаются между собой не только по типу своего основного движения — шага, по стилю напева песни, но и по словесным песенным текстам. Во время танца исполнялись песни разных жанров: и ритуальные, и заклинательные».4

Таким образом, якутский круговой танец — осуокай, как отдельный жанр устного народного творчества народа саха, помог с древнейших времен сохранить и донести до наших дней духовную и материальную культуру, древнюю религию тенгрианство (веру в Айыы таµара). Осуокай, как принято считать, состоит из трех частей. Первая из них — шаг с поклонами (сўгўрўйўўлээх ўµкўў). Я впервые осуокай с поклонами увидел (и услышал) в 1940 году в Хаданском наслеге Сунтарского улуса на местности Агдаары. Запевалой осуокая был Георгий Захаров (КайгаЇыйа уола — Кўўстээх Захаров). Я очень заинтересовался зрелищем и поэтому с самого начала до конца осуокая затаенно следил за каждым движением танцующих.

Корифей танца спел тойук — дьиэрэтии протяжно, громко, с кылысахами. Поклон делал через шаг, продолжалась это действо 7—10 минут. Потом началась основная часть, и шла она примерно 2 часа: шаг — приставка (хаамыы ўµкўў) с песней — дьэгэрэµ. После этого идет ускорение темпа шага — приставки (хаамыы ўµкўў тўргэтиир) в продолжение 15—20 минут. Затем постепенно начинаются прыжки (кєтўтўў). Завершился осуокай не резко, а с перехода на спокойный шаг с приставками (хаамыы ўµкўў). Как говорится, запевала дал танцующим отдышаться в течение 2—4 минут, прежде чем осуокай закончился.

В 1942 в Хадане запевалы осуокая К.М.Бытыканов—Сиэдэрэй Силиппиэн (1887—1944 гг.) и Г.Г.Данилов—Килэччин (1880—1969 гг.) придерживались таких же правил ведения кругового танца.

Выясняется, что архаичный якутский осуокай состоит не из трех, а из пяти частей:

1) шаг с поклонами — сўгўрўйўўлээх ўµкўў;

2) основная часть: шаг — приставка (хаамыы ўµкўў), темп медленный;

3) ускорение темпа шага — тўргэтээЇин;

4) прыжки — кєтўтўў;

5) переход на медленный шаг — уоскуйуу и конец осуокая.

Я, как запевала осуокая, тоже стараюсь придерживаться вот этих пяти частей якутского кругового хоровода.

С древнейших времен все запевалы осуокая использовали при пении вертикальные и горизонтальные аллитерации. Например:

1. Аан дойду аµаарсыйда,

2. Улуу дойду унаарсыйда,

3. Кэриир тыа киэркэйдэ,

4. Тумул тыа тубуста,

5. Тиитим оіото

6. Титирик ойуур силигилээтэ,

7. Хатыµым оіото

8. Хахыйах ойуур хаµаата,

9. БэЇим оіото

10. Бэрдьигэс ойуур бэйбэрийдэ,

11. Ўєтўм оіото

12. Талах ойуур намылыйда.

(Якутские народные песни. Якутск. 1976, ч. 1. — С. 154—155).

Перевод:

Родной край нарядился,

Обширная страна заблистала,

Опушка лесная разукрасилась,

Роща на мысах принарядилась,

Дитя лиственниц —

Чаща из листвяшек распустилась,

Дитя берез —

Роща из березок загустела,

Дитя сосен —

Сосняк молодой зачастил,

Дитя ив —

Поросль тальниковая нависла.

В песне вертикальной разнозвуковой аллитерацией охвачены 7 строк из 12 (или 58,33%), а горизонтальной аллитерацией — 6 строк (или 50%). Аллитерация — повтор любых качественно сходных звуков. Определяющую роль при образовании этого вида звукового повтора играет закон сингармонизма, действующий в якутском (тюркских) языках. Эта разновидность созвучия встречается в пределах отдельных слов, а также стихов, тойуков и слов осуокая по горизонтали и вертикали. Выполняет в основном фонико-стилистическую функцию, иногда выступает как структурный элемент, имеющий определенное значение в интонационно-ритмическом движении произведений устного народного творчества. Под указанное понятие также подпадают традиционные национальные элементы якутского фольклора, такие, как звукоподражательные, образные и парные слова, обильно украшающие импровизации осуокая и выполняющие в них разнообразные стилистические функции.

Литература

1. Илларионов В.В., Николаева В.М. Осуокай Сунтара. Якутск, 1994. — С. 3.

2. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л., 1940. — С. 648.

3. Петров Н.Е. Кыым. 10.02.1998 г.

4. Мухоплева С.Д. Якутские народные обрядовые песни. Новосибирск, 1993. — С. 82.


Владимир Дмитриевич Данилов (Бэhэлэйдээх Болуодьа), народный певец, ветеран труда и спорта.

Hosted by uCoz