50 лет системе государственного
управления и регулирования в сфере культуры и искусства Республики Саха (Якутия)
1 Назовите три события за минувшие 50 лет, с Вашей точки зрения, оказавшие значительное влияние и давшие импульс для дальнейшего развития культурной жизни республики.
2 За прошедшие полстолетия какой период Вы считаете наиболее плодотворным в истории культуры республики (или наиболее важным, значимым для ее дальнейшего развития)? И почему?
3 Ваше отношение к так называемой «массовой культуре»...?
4 В условиях глобализации каким Вы видите перспективы развития национальных культур,
в том числе, якутской?
Лугинов Николай Алексеевич,
вице-президент Академии духовности, директор Государственного Литературного музея им. П.Ойунского.
1. Попытки постановки Олонхо каждый раз выводили культуру на новый уровень осознания, осмысления национальной культуры вообще.
2. За последние два десятка лет наша культура уверенно заявила о себе, вышла на мировой уровень. Главным достижением считаю успехи Саха театра, который стал локомотивом всей культуры республики.
3. Я считаю главным пороком «массовой культуры» упрощение, принижение и в итоге — опошление подлинной культуры.
4. Любая национальная культура должна стремиться найти свою нишу в мировой культуре и утвердиться в ней.
Габышева Лира Львовна,
заведующая музеем Гостеатра оперы и балета им.Д.К.Сивцева-Суорун Омоллоона, директор Всероссийского фестиваля балета «Стерх».
1. Период «оттепели», перестройка, падение «железного занавеса».
2. С начала 90-х — наиболее последовательный и наступательный период, связанный с «пробуждением» человеческой осознанности: кто ты, откуда и куда идешь?.. Появление ярких личностей в разных сферах жизни, способных реализовать свои талантливые идеи.
3. Три анти: — художественности (дело вкуса); — духовности (можно пережить); — гуманности (а это страшно!).
4. Во взаимообогащении и взаимовлиянии профессионального искусства и традиционного народного творчества. В интеграции республики в общероссийском и международном пространстве через профессиональное искусство и народное творчество, благодаря которой традиционная самобытность национальной культуры выйдет на новый качественный уровень.
Павлова Анастасия Кирилловна,
исполнительный директор Национального фонда возрождения «Баріарыы», заслуженный работник народного хозяйства Республики Саха (Якутия), отличник образования и охраны природы Республики Саха (Якутия), Почетный гражданин г.Вилюйска и Вилюйского улуса, действительный государственный советник Республики Саха (Якутия) I класса.
1. Победа в начале 70-х годов на конкурсе в Мюнхене Анегины Ильиной, что дало толчок развитию вокального и оперного искусства; 2. Дни культуры Якутии в г.Москве, где удостоились высокого звания народных артистов СССР Дмитрий Федорович Ходулов и Василий Васильевич Местников; 3. Постановка Юрием Григоровичем балета «Лебединое озеро».
2. Думаю, что последнее десятилетие. Успешные выступления на престижных фестивалях Ивана Степанова, Айталины Адамовой, Саха театра. Возрождение и поддержка национальной культуры. Открытие хореографического училища и Высшей школы музыки, где продолжается индивидуальная работа с одаренными детьми.
3. Положительное. Без «массовой культуры» нет развития. Мы должны активно использовать имеющийся потенциал в селах, городах и улусах для развития культуры и искусства.
4. Надеюсь, что при поддержке Президента и Правительства республики мы не растворимся и не потеряем свою культуру. Пока в каждой школе, Доме культуры, библиотеке работают энтузиасты, люди, преданные своему делу, нам не грозит «глобализация».
Харлампьева Наталья Ивановна,
народный поэт Якутии, лауреат литературной премии им. А.Твардовского, академик Академии духовности РС(Я).
1. Дни литературы и искусства в Москве в 1957 году. 2. Возрождение имен А.Кулаковского, Н.Неустроева, Алампа и П.Ойунского. 3. Выход в свет романа Далана «Тыгын Дархан».
2. Каждый период был по-своему значительным и несущим в себе особый заряд творчества. Но 90-е годы прошлого столетия останутся в истории как время полета творческой фантазии, связанной с ростом самосознания народа саха.
3. «Массовая культура», насаждаемая извне, не всегда находит верных поклонников, она — одноразова; употребил и забыл. Тревожит другое — методы и жанры «массовой культуры» пытаются заполнить национальным содержанием и выдать за гениальное творение. Вот это опасно!
4. Как однажды пошутил мой умный друг, «все когда-то будем китайцами». Но! Есть опасение, что будем все же якутскими китайцами, т.е. национальная культура будет жива, пока есть генная память носителей данной культуры.
Федоров Владимир Николаевич,
гл. редактор «Якутии», заслуженный работник культуры РС(Я),
лауреат Государственной премии им. П.Ойунского, член Союза писателей России, академик Академии духовности РС(Я).
1. Дни Якутии в Москве в 1957 г. 2. Появление Музыкального театра, затем — Театра оперы и балета. 3. Приход Андрея Борисова гл. режиссером в Саха театр.
2. Последние 15 лет. Именно в этот период произошло возрождение национальной культуры и ее выход на новый уровень, за пределы республики и страны.
3. Она имеет право на существование, но не должна доминировать и занимать столько места, сколько занимает сегодня.
4. В любом случае надо пытаться сохранять своеобразие, чтобы не раствориться и не исчезнуть в общем потоке.
|