На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Ульяна ВИНОКУРОВА

Культура
в зоне вечной мерзлоты

«Человек — дитя природы», — утверждает якутская мудрость. Такие же по смыслу утверждения имеются и у других народов, населяющих зону вечной мерзлоты планеты. Экологическое сознание этносов, сумевших адаптироваться к экстремальным, с точки зрения современной науки, несовместимым с жизнью человека природным условиям среды обитания, формирует специфические особенности культуры.

Под понятием «культура» мы принимаем определение лауреата Нобелевской премии мира 1952 года А.Швейцера: «Культура — это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу»1. Существует постоянное взаимодействие творцов культуры со средой обитания.

Культуру коренных народов, населяющих территории планеты, содержащие слой вечной мерзлоты и характеризующиеся доминантой холодового фактора на жизнедеятельность человека, можно назвать культурой в зоне вечной мерзлоты, так как первичность среды бытия побуждает к реализации внутренних ресурсов человека в борьбе с холодом и к разработке средств получения крайне затрудненных для добывания ресурсов жизнеобеспечения на покрытой толщей льда, замерзшей земле. Все путешествовавшие по Северу восторженно отзывались о способах выживания народов, якобы находящихся на низкой ступени общественного развития (согласно западным материалистическим теориям). При этом они признавали, что все необходимое для жизни человека в краю снегов создано пытливым умом аборигена. Народы Севера в течение тысячелетий были гегемонами на собственном цивилизационном пространстве.

Основополагающей парадигмой культуры в зоне вечной мерзлоты является ее экологичность, то есть гармоничность с константными требованиями природной окружающей среды.

Характерные особенности культуры в зоне вечной мерзлоты

1. Свобода от воли властвующей страты человеческого сообщества.

История освоения зоны вечной мерзлоты сохранила множество попыток воли мифического сознания человека, воли администраторов и политиков подчинить ее культуру идеологическим функциям своей власти. Обитатели вечной мерзлоты несколько раз подвергались навязыванию моделей, не предполагающих изначальной связи с конкретной природной средой. Последний пример — внедрение интернациональной по форме и национальной по содержанию культуры всех народов Советского Союза. Вопреки официально проводимой политике, творцы и носители культуры вечной мерзлоты сохранили живую связь со средой обитания и развивали адаптированные к социальной и природной среде творческие образцы.

Так, если условно разделить культуру на материальную и духовную, то материальная культура, хотя и является наиболее приспособленной к требованиям среды обитания, подвергалась комплексной модернизации. Перевод от кочевого, полукочевого образа жизни к оседлому, почти завершенный за годы советской власти, основательно разрушил материальную культуру обитателей зоны вечной мерзлоты и ее природную среду. В этих условиях был изобретен новый вид культурной деятельности — агитационно-культурные бригады, — стремившийся сохранить традиционный образ жизни и культуру народов, расселенных по огромной территории Севера. Это — своеобразный подвиг советских работников культуры, аналогов ему нет в зарубежье.

Интернационализация культуры представляла собой модернизацию ее северной модели по экологическим требованиям зоны умеренного климата. В быт обитателей вечной мерзлоты вошли одежда, не защищающая от холода, пища, разрушавшая энергетический и биохимический баланс человеческого организма с ресурсами природной среды, жилище, не сумевшее заменить традиционный чум для кочевников. В нормативно-правовых документах устанавливаются нормативы теплообеспечения, питания, одежды для жителей Крайнего Севера, почти идентичные с нормативами для обитателей средних широт Российской Федерации. Они также определяют размер минимальной оплаты труда для бюджетных работников, пенсии и пособия для социально уязвимых слоев населения. Даже предельный пенсионный возраст установлен в соответствии со средней продолжительностью жизни в более мягких климатических условиях. Таким образом, культура жизнеобеспечения в зоне вечной мерзлоты не стала предметом нормативно-правового регулирования со стороны провозглашенного Российского демократического, правового и социального государства.

Традиционная хозяйственная деятельность вытесняется, погребая под собой и материальную культуру вечной мерзлоты. Создается искусственная материальная культура, обладающая значительной степенью свободы от климатических условий среды обитания. Энергетика теплоснабжения, освещения, транспорта создает в зоне вечной мерзлоты иную материальную среду обитания человека и этнических общностей.

2. Необходимость сохранения гармонии со средой обитания в зоне вечной мерзлоты.

Энергетическая модернизация и новые технологии материальной культуры задают новый импульс для творческой индивидуальности, для воспроизводства этнической культуры общностей, населяющих Север. Становится явью грядущая экологическая катастрофа, пусковым механизмом которой служит зона вечной мерзлоты. Культурой обращения с последней владеют лишь обитатели этой территории, также поставленные перед угрозой вымирания. Спасая себя, мы можем и должны спасти Мать - Землю и землян в целом. Ценности культуры зоны вечной мерзлоты поднимаются на высший уровень иерархии ценностей совокупного духовного опыта человечества. Сила гуманитарного интеллекта и экологической культуры народов сформирует планетарное обустройство жизни людей. Суть культурного творчества народов Якутии сводится к поиску модели устойчивого развития мира.

Перед нами четко встал вопрос: как творить культуру на нашей земле? Материальная база разрушается — исчезают кочевой образ жизни, олень, природное сырье, экологическая культура. Импортированные ценности и идеология приобрели монопольный статус, подавляя этническую культуру и духовность коренных народов. Беда народов обновленной России состоит в том, что они пытаются войти в европейскую цивилизацию в момент ее глубочайшего морального кризиса.

Культура народов оказалась под давлением множества дуальностей глобального и локального порядка: глобализация и стремление сохранить обособленность территории: информатизация и изоляция из-за языковых и технологических барьеров в местах обитания жителей зоны вечной мерзлоты; модернизация и консерватизм экосоциогармоничного баланса; индустриализация и экологическая аграрность; урбанизация и сельский, кочевой образ жизни; интернационализм и стремление сохранить этничность; территориальная экспансия и укорененность со средой обитания; универсализация и самобытность малочисленных народов; активность техногенной цивилизации и пассивность экологической культуры; мультикультурность и полиэтничность; масс-культура и творческая индивидуальность экогармоничного Севера; многополярность мира и уникальность циркумполярной цивилизации; неотчуждаемые права человека и неравенство статуса народов по отношению к различным видам власти и т.д. К дуальности организации современного человеческого сообщества прибавляются дуальности существования культур: интеграция и дезинтеграция; агрессивность и толерантность; адаптивность и отторжение; открытость и закрытость, виртуализация и реальность, вестернизация и девестернизация, полистиличность и моностиличность, плюрализм и эгалитаризм, элитарность и демократичность и т.д.

Перед деятелями, творцами и носителями культуры зоны вечной мерзлоты поставлена ясно осознаваемая цель поиска серединного пути из этих дуальностей, своеобразного компенсационного механизма обеспечения баланса противоборствующих вызовов. Только при условии рождения жизнеспособного третьего можно избежать грядущих локальных и глобальных катастроф.

Культурное творчество народов, проживающих в зоне вечной мерзлоты, осуществляется в единстве двух направлений: мобилизации внутренних ресурсов инновационного традиционализма самой культуры и государственного социокультурного протекционизма как фактора стабилизации условий культуротворчества.

Принципами культуротворческой деятельности являются:

— всеобщая взаимозависимость культур;

— мыслить глобально, действовать локально;

— движение от чувства принадлежности к нации к чувству принадлежности к роду людскому;

— свобода выбора или самовыбор народа;

— оптимизм как источник энергии добра;

— моральное воздаяние;

— принцип постепенности, преемственности.

Мобилизация внутренних ресурсов для культуротворчества в зоне вечной мерзлоты

Целью мобилизации является обеспечение инновационного традиционализма культуры в зоне вечной мерзлоты.

Перестройка, разрушившая советскую политическую и культурную идентичность, привела к изменению всего культурного ландшафта. Культурные стили регионального и локального характера, пребывавшие в латентном, зародышевом состоянии, получили импульс к развитию творческой интеллигенцией. Начался активный поиск своей культурной идентичности. Известно, что идеология Перестройки в значительной мере разрабатывалась писателями, учеными, театральными режиссерами, журналистами. И Якутия не исключение. Потребность в выработке нового образа жизни, способного обеспечить устойчивую идентификацию и перспективное будущее, привела к возникновению различных культурных форм на выбор расслаивающегося по многочисленным стратам общества.

Идеология Перестройки и свободы совести востребовала философские взгляды Н.К.Рериха, понимающего изначальную ценность культуры как творчества, направленного на спасение посредством одухотворенной красоты. Защита культурных ценностей народов Якутии стала целью культурной модели республики. Содержание этой модели во многом соответствует миссии культуры, разработанной Н.К.Рерихом. Девиз его философии: «Мир через Культуру» реализовывался на принципах сочетания индивидуального, национального характера культуры с ее универсальностью и международностью; принятия культуры как мерила качества жизни; гармонизации и гуманизации жизни в условиях кризиса; энтузиазма, оптимизма, сотрудничества и ответственности в культурном труде; синтеза многообразных культурных ценностей и творческого историзма.

Формирование культурной модели Якутии соответствовало высоким принципам «Мира через Культуру» Н.К.Рериха, в своем мировоззрении синтезировавшего культуры Запада и Востока. Картина мира народа саха строится на стремлеии к Добру, Красоте и Свету. По Н.К.Рериху, культура есть почитание Света. Его мировоззрение во многом созвучно национальному видению мира народами, обитающими в зоне вечной мерзлоты. Поэтому и провозглашение культурного суверенитета Республики Саха востребовало воссоздания исконных культурных ценностей народов Якутии.

В зеркале социального мира стали отражаться картины прошлого, ценностей жизни на исконной среде обитания. Так, в Якутии сформировался интерес к фольклору, шаманизму, к восстановлению исторической памяти, воспринимаемым как механизмы экогармоничного сосуществования. Одной из первых международных конференций была конференция по шаманизму, одним из новых изданий был журнал «Илин», одними из первых республиканских программ были программы по культуре — олонхо, хомус, ысыах, народное творчество. Деятели культуры были «рекрутированы» для разработки и реализации государственной политики. К настоящему времени в Якутии сформировалась своеобразная культурная модель. Чем она характеризуется?

Во-первых, культурный фактор стал обоснованием суверенитета республики. И остался одним из неизменных за период трансформации политического, экономического аспектов суверенитета. Движущим механизмом культурного фактора был процесс возрождения целостных национальных культур. Начало было положено движением «Саха омук», способствовавшим ревитализации многовековых традиций народов Якутии.

Во-вторых, государственная политика в области культуры изначально провозгласила инновационный многокультурный ландшафт как один из ведущих принципов. Саха театр стал этноинтегрирующим механизмом, поставив спектакль по повести Ч.Айтматова «Пегий пес, бегущий краем моря». Он отвечал процессу формирования новых культурных стилей открытого общества, провозглашающего живую этику. Поиск национального культурного идеала был направлен на создание сценического образца истинных духовных ценностей человеческого сообщества. Из двух возможных путей развития национализма — политического и культурного, энергию освобожденного творчества направили в русло культурной самоидентификации, реализовав экологический и этический потенциал культуры вечной мерзлоты.

В-третьих, характерной особенностью процесса формирования культурной модели является ее презентативность. Она выражается в том, что прежде всего были созданы места презентации культурных мероприятий. Наконец-то был построен Саха театр, завершив логическую цепочку: пл. Дружбы народов — Театр оперы и балета, пл. Ленина — Русский театр, пл. Орджоникидзе — Саха театр. Местность «Ус Хатын» объявляется республиканским культурным ландшафтом Ысыаха, появились творческие коллективы, получившие статус государственных и специальные помещения для своего творчества. Построен Дом Арчы — центр традиционной духовной культуры народа саха в столице республики, в улусах появляются дома с аналогичными функциями. Стала массово производиться якутская национальная одежда. Создались творческие союзы по различным направлениям культуры. Усилилась издательская деятельность. Созданы «Саха фильм», музеи хомуса, фольклора и т.д.

Презентативность как характерная особенность культурной модели проявилась также в проведении мероприятий, направленных на демонстрацию образцов культурных достижений самобытной истории народов Якутии за пределами республики — начиная с дней Ойунского в Юнеско (Париж). Развивается выездной туризм, появились точки этнографического туризма в республике. Все это воспринимается как уникальное, благодаря созерцательной духовности культуры вечной мерзлоты, созданной на красоте холода, снега, льда, полярного сияния, оленя, гармонии человека и природного ландшафта.

Культура — как мерило качества жизни и способ спасения в сложном кризисном периоде трансформации общественных отношений — выразилась в творчестве якутских театральных коллективов, многие из которых появились именно в этот период, в создании культурной атмосферы — спектакль в обществе и общество в спектакле. Общественная реальность воплощалась в творчестве деятелей культуры и искусства, и эти же деятели являлись творцами реальных исторических событий. В этом плане особенно ярко проявился гражданский и творческий облик А.С.Борисова, председателя «Саха омук», народного депутата Верховного Совета СССР, художественного руководителя Саха театра и министра культуры Республики Саха. Влияние его личности на постперестроечную историю Якутии несомненно позитивное, так как его культура сердца, по выражению Н.К.Рериха, воплощает содержание девиза «Мир через Культуру».

В-четвертых, интеграция с русской и западной культурной моделью.

Вектор развития культурного пространства Якутии в советское время традиционно был направлен к Западу. Ныне действующие творческие деятели культуры республики являются носителями русского культурного стиля и сохраняют его в более чистом виде, чем в культурных центрах России. Вместе с тем, картина культуры быта становится более прозападной, приобретая черты американизированной культурной колонизации посредством СМИ, Интернета и образцов масс-культуры. Происходит дистанциирование от культуры быта образцов западного и русского искусства, формируется народное творчество на этнических образцах.

Модернизация объективной республиканской культуры субъективно сопровождается отставанием индивидуальной культуры. Последняя переживает культурный шок, выражающийся в гетторизации, люмпенизации, ассимиляции различной степени и аккультурации. Она приобретает все большее стилевое разнообразие в пассивном признании образцов культуры.

В-пятых, опережающий характер создания культурных стилей циркумполярной цивилизации.

В настоящее время вектор развития культурной модели начинает поворачиваться к Северу. Географически Якутия расположена в Северной Азии, занимая огромный культурный ландшафт. Задачей деятелей культуры здесь становится освоение культуры вечной мерзлоты, которая характеризуется не только особым влиянием ландшафта среды обитания, но и сильной связью с исторической памятью предыдущих поколений людей. Исторически Якутия является форпостом освоения человеком циркумполярной зоны. В настоящее время она стала практически единственным местом, где сохранены и развиваются культуры коренных этносов Арктики. И в этом состоит уникальный вклад культурной модели Якутии в планетарную цивилизацию. Будущее человечества тесно связано с состоянием Арктики, и наша задача состоит в убедительном освоении великого наследия наших предков — циркумполярной цивилизации как твердой духовной опоры, чтобы достойно войти в мировое сообщество.

Усиление государственной тактики избирательного социокультурного протекционизма

Целью государственной политики является обеспечение стабильности культуры в зоне вечной мерзлоты. Если раньше государством проводилась державная политика, не учитывающая экологические условия и культурные ценности жизнеобеспечения народов, а усилия творцов этнических культур направлялись на поиск компромиссов для выживания, то в современных условиях полярность этих векторов будет изменяться. Задача сохранения культуры на вечной мерзлоте требует от государства создания условий ее стабильности, чтобы аккумулировать энергию творчества для мобилизации внутренних резервов носителей данной культуры. Забота государства по повышению адаптивных ресурсов культуры предполагает комплексную политику инвестирования в ее носителей и создания соответствующей инфраструктуры. Сутью государственной политики должна стать позитивная этнополитика по отношению к народам, живущим в зоне вечной мерзлоты, чтобы предотвратить гибель их культур. Потеря этнокультурной идентичности, распада экогармоничной картины мира может привести здесь к гуманитарной катастрофе. По утверждению Н.А.Бердяева, возврат к природе есть вечный мотив в истории культуры.

Динамика движения к экогармоничному будущему предполагает, с одной стороны, создание и распространение социокультурной модели арктического человека как творческой индивидуальности, целостной и ответственной личности, обладающей культурой гармонии со средой обитания; с другой стороны, свободу народов зоны вечной мерзлоты стать субъектами своей исторической судьбы. От культуры к духовности — следующий этап развития культурной модели Якутии. Наша республика предлагается в качестве модельной территории для создания эффективной системы устойчивого развития регионов Арктики. В ближайшей перспективе будет разработана Арктическая доктрина Российской Федерации, Арктика будет признана регионом международного значения и особых интересов человечества. Культурная модель Якутии должна способствовать укреплению циркумполярного духовного мира в зоне вечной мерзлоты. Она поможет нести в мир этику благоговения перед жизнью на земле.

1 А.Моль. Социодинамика культуры. — М.: Прогресс, 1973. - С. 46.


Ульяна Алексеевна Винокурова, доктор социологических наук.

Hosted by uCoz