На
великой Туймааде, меж священных гор...
Некоторые вопросы этногенеза
якутов
по данным археологии
Сложные этнические процессы,
приведшие к окончательному
оформлению якутского народа в XVI-XVII
вв., происходили на территории
Центральной Якутии в среднем течении
р. Лены. В исторических преданиях
уточняется также конкретная
местность, где поселились
прародители якутов Омоіой Баай и
Эллэй Боотур — долина Туймаада. По
фольклорным данным, Омоіой Баай,
имевший монгольское (бурятское)
происхождение, и Эллэй Боотур,
происходящий, возможно, от
татарского племени, приплыв с юга,
поселились в долине Туймаады между
двумя мысами Священных гор Ытык-Хая (Кангаласским
и Табагинским мысами). Сюда прибыл
также родоначальник якутских
хоринцев Улуу-Хоро, поселившийся в
южной части Туймаады.1
В истории Якутии долина
Туймаада всегда играла особую роль.
Археологические исследования
показали, что на ее территории
человек жил еще в палеолите.2 На
сравнительно небольшой территории (длина
долины 100 км, ширина — не более 12 км)
обнаружено более 70 археологических
памятников, датируемых временем
неолита — небывалая плотность!
Примерно такое же количество
объектов относится к эпохе
бронзового и раннего железного веков.
Таким образом, пришлые племена
скотоводов бесспорно должны были
столкнуться в Туймааде с местным
аборигенным населением. Это
подтверждает новую концепцию
этногенеза якутов, где одним из
основных компонентов в формировании
современных якутов-саха выступают
автохтонные народы — потомки
ымыяхтахцев позднего неолита и усть-мильцев
бронзового века.3
К средневековой эпохе в долине
Туймаады относятся находки керамики
с поселения Орбита-16 км, датируемой
сырдыкским этапом (XV-XVI вв.) Кулун-атахской
палеоэтнографической культуры. В 1999
г. Якутским отрядом археологической
экспедиции госуниверситета, при
обследовании поселения Орбита-16 км,
находящегося на 16 км Покровского
тракта, было обнаружено 5 фрагментов
Кулун-атахской керамики. Стенки
сосуда были прямые, бортик округлый,
толщиной 0,5-0,6 см. Под венчиком
располагался горизонтальный
налепной валик, рассеченный
полукруглым отступающим штампом.
Ниже валика отмечался налеп в виде
непрерывных арок, а ниже арок — еще
один горизонтальный налепной валик,
рассеченный полукруглым штампом. По
классификации орнамента сосудов
Кулун-атахской культуры,
разработанной А.И.Гоголевым (1990, 1993),
фрагменты керамики поселения Орбита-16
км относятся к третьему типу, для
которого характерно сочетание
горизонтальных и арочных налепных
валиков. Такая керамика датируется
сырдыкским этапом Кулун-атахской
культуры конца XV-XVI вв. Поселение
располагалось в южной части долины
Туймаады, где, судя по преданиям,
поселился Улуу-Хоро со своими людьми.
Интересные сведения о погребениях
XV-XVI вв. были приведены известным
краеведом И.Г.Березкиным в книге «По
следам наших предков и современников»
(1987). Первые два были найдены в южной
части Туймаады, остальные — в
близлежащих районах. Во всех случаях
погребенные были обнаружены в
берестяных мешках, сшитых волосяными
нитками. Среди инвентаря обнаружены
железные и костяные наконечники
стрел, копья. В этой связи уместно
отметить аналогичный обряд,
существовавший в курумчинских
погребениях XI-XII вв., относящихся,
вероятно, к средневековым хори.
Поселение Хоро, датируемое от
неолита до позднего средневековья,
было открыто А.П.Окладниковым в 1945 г.
Памятник расположен на левом берегу
ручья Хоро, у подножия Табагинской
террасы Лены, в 24 км от Якутска,
напротив развилки Покровского
тракта и дороги, ведущей в Табагу. В
1996 г. А.С.Кириллиным здесь было
обнаружено 16 фрагментов
толстостенной керамики позднего
средневековья. Судя по фрагментам
венчика, сосуд был орнаментирован
двумя полукруглыми в сечении
налепными валиками. Толщина
массивного прямого бортика
составляла 1,3 см. По классификации
орнамента якутских сосудов, эту
керамику можно датировать XVII в.
Подобный тип орнамента встречается и
на керамике XIV-XVI вв., но толщина
стенок Кулун-атахских сосудов не
превышает 0,7 см, а в данном случае
толщина стенок достигала 1,2 см.
До середины 1930-х гг. в пригороде
Якутска существовало 3 наслега —
Багарадский, Хоринский и Орсюдский,
которые в период коллективизации
были упразднены, а на их основе
создан колхоз «Хатасский». Поселение,
относящееся к Хоринскому наслегу,
было обнаружено нами в 13 км юго-западнее
Якутска, под коренным берегом р.Лены,
и включало в себя два отдельных
пункта. В одном из них отмечались ямы,
оставшиеся от жилых построек наслега
и остатки берестяных туесков, сшитых
волосяными нитками. В подъемных
сборах на втором пункте
зафиксировано большое количество
толстостенной керамики. Часть
фрагментов относилась к венчикам
сосудов с массивными отогнутыми
наружу бортиками, что характерно для
керамики XVIII в. Толщина стенок
составляла 0,5—1 см, бортиков 1,4—1,7 см.
Подобная керамика встречается
повсеместно на якутских поселениях
XVIII—XIX вв.
Раскопки хоринских погребений XVIII в.
на территории долины Туймаады были
проведены известным археологом и
этнографом Е.Д.Стреловым в 1914—1922 гг.
В двух статьях Стрелова (1927, 1937) были
опубликованы материалы 5 наиболее
богатых инвентарем погребений. На
основании письменных источников,
исследователь полагает, что на
территории Хоринского наслега в XVIII в.
жили только якуты, то есть никаких
особенностей для хоринских могил,
отличавших бы их от типично якутских,
не было отмечено. Можно
констатировать, что за сравнительно
небольшой срок хоринцы были
полностью ассимилированы и
растворились в якутской среде.
Известная якутская поговорка «не по-хоролорски
тебе говорю, а по-якутски», в смысле «говорю
понятно», указывает на то, что в
древности у хоринцев был свой особый
язык, не понятный якутам. Уже
впоследствии, видимо, в процессе
сосуществования, хоролоры — хоринцы
полностью переняли якутский язык,
который, в свою очередь, обогатился
монгольскими включениями.
Большое внимание ученых
традиционно уделялось вопросам
проникновения в Якутию тюркских
племен. Вопрос участия хоринцев в
этногенезе якутов является
малоизученным. Хоринцы,
представлявшие последний слой
монголоязычных групп, вошедших в
состав якутов, прибыли на долину
Туймаады ранее XVII в., на что указывает
предание о борьбе Тыгына с хоринцами,
приводимое Г.В.Ксенофонтовым в «Эллэйаде»
(1977). По данным бурятского археолога Б.Б.Дашибалова,
средневековые племена хори заселяют
Байкальскую Сибирь на рубеже XI-XII вв.,
частично вытеснив и ассимилировав
курыкан. Поздний этап Курумчинской
археологической культуры,
отождествляемый этнически с хори,
продолжался до XIV в., а это значит, что
переселение небольшой части
хоринских племен на Среднюю Лену
могло произойти в промежутке между
XIV-XVI вв., во время существования в
Центральной Якутии Кулун-атахской
культуры. По всей видимости, это
перемещение произошло в первой
половине XVI вв., что подтверждается
фольклорными данными, где отмечено,
что старик Улуу-Хоро на быстроногом
быке с большим количеством людей и
скота прибыл в Туймааду после Омогоя
и Эллэя.4 Этническая
идентификация Кулун-атахской
культуры не может отождествляться
только с тюркскими племенами. Среди
пришлых скотоводов в район Средней
Лены в эпоху средневековья могли
проникать и монголоязычные группы.
Последние крупные исследования в
области этногенеза якутов (Гоголев,
1993; Алексеев, 1996) заставляют по-новому
взглянуть на этот сложный и
неоднозначный вопрос. Предложена
новая концепция этногенеза якутов,
согласно которой основными
компонентами в сложении якутского
этноса были местные аборигенные
племена — потомки древнейших
автохтонных народов Якутии, а также
пришлые тюркоязычные и
монголоязычные скотоводческие
племена. Именно эти три компонента
стали основой для формирования
смешанного антропологического типа
якутов.
Примечания
1. Ксенофонтов. Исторические
предания и рассказы якутов, 1960. Ч. I;
1977.
2. Мочанов. 1992; Елисеев, Соловьев, 1992.
3. Алексеев. 1996.
4. Исторические предания..., с. 103.