«Способствовала
укреплению мощи Русского
государства...»
Ясачная повинность
инородцев Сибири
Как известно, в 1632
году отряд атамана русских казаков
Петра Бекетова впервые взыскал с
якутов ясак, и в том же году заложил
крепость на правом берегу Лены, ниже
нынешних Соттинцев.
В 1638 году царь официально назначил
Петра Головина воеводой Ленского
края. Он со своим окружением прибыл в
Якутию в 1640 году. В период правления
Головина крепость была перенесена на
левый берег Лены, на долину Туймаада.
Вся земля Ленского края была
объявлена собственностью русского
самодержавия. Ясак узаконили как
дань, взыскиваемый постоянно с
каждого коренного жителя края в знак
признания власти русского царя. Он
должен был обязательно поступать в
собственную казну русского государя.
В XVII в. еще не было нормативно-правовых
актов, регулирующих порядок взимания
ясачной подати. Воеводы и служилые
люди почти в открытую занимались
лихоимством по отношению к ясачным, а
также не чурались и казнокрадства.
Потому поступало много жалоб царю.
Сыщик Ф.Охлопков, посланный для
проверки в Якутию в 1665-1666 годах,
выявил, что воевода И.Ф.Голенищев-Кутузов
различными злоупотреблениями нажил
себе 22920 соболиных шкур, воевода
Лодыженский получил в «почесть» 16000
соболей. Последний, беря взятки у
якутов, присваивал «на год скотин по
200 быков и коров», спекулировал
водкой, хмелем, мукой. Воевода Ельчин
систематически получал взятки. И как
сам признался, в один только
праздничный день он взял «почестных
приносов» на 5—6 тыс. рублей.1
В результате такого отношения
происходило интенсивное истребление
пушного богатства края, а также
разорение самих ясачных.
В связи с этим три знатных
представителя якутских родо-племенных
объединений: кангалассец Мазары
Бозеков (сын Бозека, казненного
воеводой Головиным, внук знаменитого
Тыгына), намский князец Нокто Никин (внук
известного Мымака), мегинский князец
Трек Орсукаев выхлопотали
разрешение представиться царю и в 1676
году приехали в Москву. Они 3 января
1677 года подали царю Алексею
Михайловичу обширную челобитную о
разорении ясачных, о
злоупотреблениях служилых людей.
Родоначальники подчеркивали, что для
полного поступления ясака в казну и
прекращения дальнейшего разорения
ясачных необходимо лишить сборщиков
ясака права на осуществление суда
над ясачными на местах, передать это
право им — родоначальникам, на них же
возложить сбор ясака в пределах
своих родов. За такую службу
челобитчики просили освободить
якутских князцов лично от уплаты
ясака.2
«Суть челобитной якутских
родоначальников соответствовала
фискальным интересам государства.
Потому 9 февраля 1677 года был издан
царский указ, который допустил
якутских «лутчих людей», то есть
родоначальников, к участию в
судебном рассмотрении мелких споров
между ясачными в родах (при сумме
иска до 5 рублей.3 В следующем 1678
году в Якутск поступил другой
царский указ, предоставлявший
якутским «лутчим людям» право на
участие в сборе ясака.4
В 1680 году особым царским указом
было подтверждено, что Мазары
Бозеков и ряд других якутских
родоначальников во всех случаях
имеют право писаться князцами.
Воевода И.В.Приклонский предоставил
Мазары Бозекову полицейские
полномочия. Вскоре и другим князцам,
«лутчим людям» пожаловали такие же
права.5
Итак, самодержавная власть пошла
навстречу просьбам якутской знати,
стала наделять их определенной
властью, льготами и средствами
принуждения ясачных, поскольку
пожелания родоначальников совпадали
с политическими интересами Москвы в
части увеличения поступления ценной
пушнины в казну царя.
Таковы были первые попытки
якутских знатных людей принять
участие в регулировании
общественных отношений в Ленском
крае...
В виде ясака был найден новый
источник государственного фиска,
который надежно покрывал расходы
казны. Уже в 1649 году царь узаконил «Наказ
о градском благочинии», который
положил начало созданию в России
полицейского аппарата.6
В 1653 году царь разогнал Земский
собор — главный орган сословно-представительной
монархии, который ежегодно
рассматривал вопрос об источниках
финансирования государственных нужд.
На Земском соборе бояре всегда
утверждали урезанную «смету»
расходов царской казны, тем самым как
бы ограничивая власть самодержца.
После разгона Земского собора,
бояре, по существу, потеряли свою
власть. Теперь без помех проходит
процесс укрепления, централизации,
бюрократизации всего
государственного аппарата,
создается мощная армия, усиливаются
карательные органы. Это означало, что
царская казна стала достаточно
богатой, что она уже способна нести
подобные огромные расходы. Сословно-представительное
государство превратилось в
абсолютную имперскую монархию.
В этот период одним их самых
значимых источников пополнения
царской казны стало поступление в
нее сибирской пушнины, в том числе
якутской. По сводке Сибирского
приказа, составленной в 1677 году, в
государственную казну из Якутска в
1646-1647 гг. поступило ясаку на 168,7 тыс.
рублей, а за 1667—1677 гг. (по неполным
данным) — на сумму 1,4 млн. рублей.7
Эти данные подтверждаются С.А.Токаревым
в книге «Материалы по истории Якутии
XVII в.» (М., 1970).
И.С.Гурвич в книге «Ясак в Якутии в
XVII веке» пишет, что «якутская пушнина
способствовала укреплению мощи
русского государства».
Д.Флетчер утверждал: «Ежегодный
чистый денежный доход царской казны
составлял 1,4 млн рублей».8 И.Н.Фирсов
приводит данные о том, что царь,
помимо удовлетворения потребностей
казны в мехах, в XVII веке ежегодно
отправлял за границу пушнину на
сумму 400-500 тыс. рублей, что составляло
1/3 всех доходов царской казны. По
мнению Фирсова, ясачные поступления
особо усилились в период
приобретения новых земель в
Восточной Сибири.9
О курсе рубля в XVII веке в России
можно получить представление из
Соборного уложения 1649 года, где в
статье 2 главы XXIV уложения сказано,
что корова и бык стоят по 2 рубля,
мерин — 4 рубля, кобыла — 1,5 рубля,
свинья откормленная — 20 алтын, баран
— 5 алтын и т.д.10 Боярский сын
Яков Похабов, совершивший поход в
Монголию, чтобы вернуть откочевавших
туда балаганских бурят, в 1661 году
писал царю: «Мы, холопы твои, пришедь
в Братский острог, покупали в ......
кони самого дорогого ценою рублев по
пяти...».11
Эти сравнительные данные
показывают реальное значение для
царской казны поступления сибирской
пушнины в виде бесплатного ясака.
И смело можно утверждать, что дань,
собираемая с «инородцев», сыграла
определенную роль в принятии царем
решения о разгоне Земского собора
бояр, а позднее — в объявлении Петром
I России империей, в признании ее
мировыми державами одним из великих
государств планеты.
Исходя из огромной роли ясачной
подати для царской казны, в 20-х годах
XVIII века российские власти
отказались от политики
невмешательства во внутреннюю
общественную жизнь коренного
населения Восточной Сибири. Отныне
социальное положение жителей края
юридически регулировалось по трем
основным направлениям: 1) разработка
обязанностей ясачных подданных; 2)
регулирование религиозных верований;
3) узаконение должностей и власти
родоначальников в ясачном обществе.
Была начата разработка системы основ
общественного управления и суда
ясачных.
В этом отношении первым более-менее
цельным актом явилась Инструкция от
27 июня 1728 года Саввы Лукича
Владиславича-Рагузинского (в свое
время ездившего в Поднебесную
империю послом для заключения
договора о забайкальской границе с
Китаем).12
В XVIII веке стало ясно, что принятые
государством меры не обеспечивают
урегулирования всех проблем ясачной
подати. Не помогли ни неоднократные
издания указов, содержащих угрозы в
адрес воров и обидчиков ясачных, ни
даже случаи демонстративных
репрессий применительно к отдельным
зарвавшимся администраторам. В
частности, публичная казнь в
Петербурге в 1721 г. первого Сибирского
губернатора князя М.П.Гагарина «за
великое воровство», в 1736 году —
Иркутского вице-губернатора
Жолобова.
Потому было решено провести в
Сибири ясачную реформу. Основным
правовым документом здесь стала
Инструкция Екатерины II от 4 июня 1763
года, данная лейб-гвардии
Семеновского полка секунд-майору
Щербакову.13
После проведения реформы окладом
ясака облагался уже не отдельный
ясачный, как раньше, а весь род, улус в
целом. Сбор ясака возлагался на
родоначальников, «лутчих людей»
родов и улусов. Институты сборщиков
ясака и аманатства отменялись.
Новый размер оклада ясака,
установленный Ясачной комиссией,
считался отныне окончательным и
никто, кроме Сената России, не имел
права его изменить или отменить.
Предусматривалось, что ясак можно
внести в казну «зверем и деньгами».
По завершении сбора натурального
ясака в местах сосредоточения
местного населения, в том числе и в
Якутске, Инструкция предусматривала
организацию и проведение ярмарки.
Где дозволялась продажа пушнины,
оставшейся у ясачных после уплаты «царского
налога». С тех пор в Якутске ежегодно
проводились ярмарки.
Основными задачами ясачной реформы
были: выявление действительного
числа ясакоплательщиков Сибири и
определение нового оклада ясачной
подати, которую можно было бы
взыскивать в царскую казну без
недоимок и переобложения. Ясачная
комиссия в основном справилась с
возложенной на нее задачей. Она
определила, что во всей Сибири
проживают 132 тысячи ясачных мужского
пола, на которых был наложен ясак в
сумме 165 тысяч рублей. Общая сумма
нового ясака в результате
увеличилась по сравнению с ранее
взимаемым почти на 40 тыс. р.
Якутских ясачных мужского пола
насчитывалось к тому времени 38022
человека (на 12 тысяч больше, чем до
реформы). И они обязывались платить
46,6% ясака, собираемого со всей Сибири.
При этом на их долю приходилась
большая часть натурального (пушного)
ясака.
Примечания
1. Колониальная политика
Московского государства в Якутии. XVII
в. Л., 1936, с. 56—63.
2. ЦГАДА, фонд Сибирского приказа.
Столбец 899, л. 1, 2, 7.
3. Там же. Л. 30.
4. Дополнение к актам историческим (ДАИ).
Т. VIII, С.-Пб., 1859, с. 152, 153, 154.
5. Архив Ленинградского отделения
Института истории АН СССР. Ф.
Якутские акты, оп. 215. д. 31, л. 35.
6. Полное собрание законов
Российской империи. Первое собрание.
С.-Пб., 1830. Т. I, № 6, с. 164—166. (Далее — ПСЗ
(I).
7. ЦГАДА, фонд 214, столбец 899, л. 13-26.
Сумму ясака, поступившего из Якутска
за 1647—1677 гг. нельзя считать полной:
из-за повреждения текста показатели
за 1659-1663, 1673 и 1674 годы не сохранились;
за 1654-1655, 1657, 1664-1665, 1670-1671 годы цифры
поступления ясака не показаны;
данные за многие годы сохранились
частично (М.Ф.).
8. Флетчер Д. О государстве русском.
С.-Пб., 1906, с. 47.
9. Фирсов И.Н. Чтения по истории
Сибири. М., 1920, с. 38.
10. ПСЗ (I), т. I, № 1, с. 157.
11. ДАИ, т. IV, С.-Пб., 1851, № 97, с. 238.
12. ПСЗ(I), т. VII, № 5143, с. 840-841; т. VIII, №
5286, с. 49-53.
13. Булычев И. Путешествие по
Восточной Сибири. Часть I, С.-Пб., 1856, с.
251-268.