О заселении якутами
Аянского тракта
К
середине XIX века на северо-восточном
рубеже Российского государства был
основан тихоокеанский порт — Аян1,
который стал еще одним форпостом для
освоения россиянами Охотско-Камчатского
края. Для сообщения нового порта с
метрополией в г. Якутске должна была
быть проведена кратчайшая дорога,
так как функционировавший до этого
Охотский тракт находился на
значительном удалении от Аяна. Уже в
1845 году, по пока еще неустроенному
Аянскому тракту, к побережью
Охотского моря начали прибывать
транспорты с необходимыми товарами
для аянских поселенцев.
Протяженность тракта составила 1200
верст2.
Инициатором строительства и
главной заинтересованной стороной в
содержании Аянского тракта
выступала Российско-Американская
компания: «Российско-Американской
Компании Аянской фактории для
доставки от Якутска до Аяна и обратно
разных припасов и прочаго имеет
надобность в заселении людей, по
тракту начиная от Амгинской Слободы,
на Алдан, на реке Мая и урочищу
Нелькану; мест там для заселения
людей со скотом много и в особенности
между Нельканом и Аяном, луга
отличные для скотоводства»3.
Тяжелые условия передвижения по
тракту указывали на необходимость в
проведении прежней политики
создания постоянного притрактового
населения, как и в случае с Охотским
трактом4. Кроме русских и
якутов, сосланных «за учиненные ими
проступки», тракт заселялся
добровольными переселенцами.
Большинство составляли якуты5.
Главное Правление компании в
донесении министру финансов
Российской империи от 8 июня 1845 года
указывало на большую роль, которую
должны будут сыграть якутские
переселенцы в освоении Аянского
тракта: «...это переселение,
совершенное с пожертвованием со
стороны компании, послужит некоторым
оживлением промышленности той
стороны и может со временем побудить
другие улусы якутов переселиться
туда же и тем доставить окрестностям
Аяна то значительное влияние на Юго-Восточную
часть Сибири, которое по удобству
тамошнего порта и водяного сообщения
по р.р. Лене, Алдану и ему назначено
самою природою»6.
Несмотря на трудности, возникшие
при заселении якутами Охотского
тракта (увеличение количества беглых
вследствие голода), власти
рекомендовали в качестве поселенцев
по Аянскому тракту брать именно
якутов. В своем письме земскому
исправнику Гостинову начальник
Якутской области Илья Дмитриевич
Рудаков писал: «...о содействии с
Вашей стороны к приисканию охотников
из якутов с семействами согласных на
переселение, тем более я полагаю, что
в виду Вашем есть малоземельные
наслеги, в коих живущие якуты терпят
крайность в землях и в
продовольствии, каков например: 2-й
Соттинский наслег»7. В этом же
письме приведены «выгоды и
требования» семьям переселенцев,
которые давала Русско-Американская
компания: «...Компания же к
первоначальному поселению
предлагает следующие выгоды каждому
семейству, а именно: по одному парому,
по две лодки и право взимать в свою
пользу за перевозы по 30 коп. с лошади,
по 24 коп. с быка и коровы, с человека
по 6 коп., со вьюка по 50 коп. медью, и
сверх того по три коровы на семью, по
топору, лопатке, все огородные семена.
Всякий год, до открытия перевозов, со
времени их прибытия к реке Алдану,
единовремянно по 4 пуда муки на семью,
и на обзаведение в щет перевозной
платы в ссуду им половиной суммы, от
перевоза собираемой. С требованием,
чтобы эти переселенцы исполняли
следующее: построили себе приличныя
крестьянския избы, содержали паромы
и лодки в исправности, к каждой весне
их поправляли и в последствии
времени заменяли новыми, перевозили
проезжающих и провозили перевоза
посылаемых от Фактории людей за
прогоны по 5 коп. медью за версту, а
ежели пожелают иметь занятие зимою,
то выдается им по 3 лошади, чтобы они
перевозили почту»8.
Предоставляемые якутам льготы
должны были по расчетам Главного
Правления Российско-Американской
компании увеличить численность
желающих переселиться на Аянский
тракт. Для полной уверенности в
положительном исходе дела Главное
Правление планировало увеличить
масштабы переселения якутов. Поэтому
в донесении Департаменту мануфактур
и Внутренней торговли от 11 августа 1845
г. писало: «...Министр внутренних дел,
на первое представление правления
компании о поселении 3-х или 4-х улусов
якутов, ныне уведомил господина
Министра финансов, что по объяснению
господина Генерал-Губернатора
Восточной Сибири, можно для
предложенной цели переселить из
Якутской округи один наслег, из
Кангаласского улуса Немючинской,
состоящий из 84 душ мужскаго и такого
же числа женскаго пола, при 1200 штуках
конскаго и 1500 головах рогатого скота,
с тем чтобы переселение это было
произведено в полном составе
помянутого наслега, а не по частям из
других наслегов, и по распоряжению
самих якутов, ибо нельзя ожидать от
них собственнаго на то согласия, по
закоренелому их упрямству противу
всякаго полезнаго для них
предприятия»9. К счастью,
переселения якутов «в полном составе»
наслегов на малопригодные для
заселения земли не произошло.
Помимо обеспечения провоза грузов
переселенными на тракт якутами,
существовала также договорная
система, способствовавшая
круглогодичному (исключая время
распутицы и разлива рек)
функционированию Аянской дороги. В
Национальном архиве РС (Я) имеется
документ договора «Батурусской
Инородной Управы Старосты 2-го
Скорокоульскаго Родового Управления»
Василия Дычковского с Якутским
комиссионерством Российско-Американской
компании. Он обязывался содержать
несколько станций по тракту, т.е.
иметь там некоторое число лошадей,
ямщиков, сторожей и предоставлять
проезжающим по делам компании
проводников10.
Но добровольное переселение не
стало достаточным аргументом в
пользу постоянного проживания на
указанной властями территории—якуты
бежали с тракта. Одной из причин был
произвол властей: так, например, за
неправильное управление лодкой,
намокание переметной сумы, «испуг во
дворе лошади и разбулиение (?) чрез то
жены господина Завойко»11,
плохо вымытые полы станционного дома,
«неприготовление дров..., за задрание
волком подводнаго оленя» наказание
было одно — битье розгами12.
Бежавших якутов приводили обратно13,
«наказывали ударами плети»14 и
т.д.
Фактически началом переселения
якутов на Аянский тракт можно
считать время выхода Указа
императора о поселении якутов по
Аянскому тракту от 5 марта 1846 г.15.
Сведения о переселении якутов на
Аянский тракт в архивных материалах
прослеживаются до 31 мая 1849 г..16
Переписка же Якутского Земского суда
с инородными управами о беглецах с
тракта продолжалась до 1850 года17.
Якутское население до сих пор
проживает на территории Приморья.
К 1920 году якуты среди прочих
национальностей в районе порт-Аяна
составляли 18,9 %18. Поэтому
вполне обоснованным можно считать
протест правительства ЯАССР против
проектировавшегося Дальревкомом и
Иркутским Губревкомом отторжения
части территории республики от 21
февраля 1924 г., где говорилось: «Отторжение...Тунгиро-Алданского
района, побережья Охотского моря...
поведет к...вырождению и вымиранию
якутского народа, что не в интересах
нацполитики Соввласти»19. А в
письме Краевого Географического
Общества ЯАССР в Плановую комиссию
при Совнаркоме от 24 февраля 1924 г.
подчеркивалось, что: «Отторгаются
якуты Колымского и части Якутского
округа и тем самым разъединяются от
своей родной республики в момент
пробуждения национального
самосознания. ... якуты в период
гражданской войны, искусственно
разъединяемые узко
националистическими вторжениями,
вновь подвергаются распылению и
разъединению, что противоречит
принципам автономии нации в целом»20.
Вклад якутов в дело освоения новых
территорий — это еще одна страничка
в истории Российского государства.
После заселения Аянского тракта в
этих местах возникает хлебопашество
и огородничество. Для многих из
переселившихся край с суровым
климатом становится второй родиной.
Источники и литература
1. Первые здания в заливе Аян
появляются в 1843 г. Указ императора о
наименовании нового поселения «Аянским
портом Российско-Американской
компании» вышел в сентябре 1846 г.
2. Сафронов Ф.Г. Тихоокеанские окна
России: Из истории освоения русскими
людьми побережий Охотского и
Берингова морей, Сахалина и Курил.
Хабаровск: Кн. изд-во, 1988. С.105.
3. НА РС (Я). Ф.180-и. Оп. 1. Д.1147.
4. Там же. С.80.
5. Там же. С.106.
6. Там же. Л.14-14 (об.).
7. Там же. Л.7 (об.).
8. Там же. Л.8-8 (об.).
9. Там же. Л.96 (об.).
10. Там же. Д.1676. Л.3.
11. Завойко Василий Степанович—лейтенант,
в 1840 г. назначен управляющим Охотской
факторией Русско-Американской
компании.
12. НА РС (Я). Ф.180-и. Оп. 1. Д.1526. Л.149 (об.).
13. Там же. Д.1526. Л.82 (об.)—83.
14. Там же. Л.114 (об.).
15. Там же. Д.1147. Л.91-92 (об.).
16. Там же. Л.244-245 (об.).
17. Там же. Д.1870. Л.30.
18. Там же. Ф.50. Оп.1. Д.4623. Л.18.
19. Там же. Л.7.
20. Там же. Л.75.