На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Петр КОРЯКИН

О заселении якутами Аянского тракта

К середине XIX века на северо-восточном рубеже Российского государства был основан тихоокеанский порт — Аян1, который стал еще одним форпостом для освоения россиянами Охотско-Камчатского края. Для сообщения нового порта с метрополией в г. Якутске должна была быть проведена кратчайшая дорога, так как функционировавший до этого Охотский тракт находился на значительном удалении от Аяна. Уже в 1845 году, по пока еще неустроенному Аянскому тракту, к побережью Охотского моря начали прибывать транспорты с необходимыми товарами для аянских поселенцев. Протяженность тракта составила 1200 верст2.

Инициатором строительства и главной заинтересованной стороной в содержании Аянского тракта выступала Российско-Американская компания: «Российско-Американской Компании Аянской фактории для доставки от Якутска до Аяна и обратно разных припасов и прочаго имеет надобность в заселении людей, по тракту начиная от Амгинской Слободы, на Алдан, на реке Мая и урочищу Нелькану; мест там для заселения людей со скотом много и в особенности между Нельканом и Аяном, луга отличные для скотоводства»3. Тяжелые условия передвижения по тракту указывали на необходимость в проведении прежней политики создания постоянного притрактового населения, как и в случае с Охотским трактом4. Кроме русских и якутов, сосланных «за учиненные ими проступки», тракт заселялся добровольными переселенцами. Большинство составляли якуты5.

Главное Правление компании в донесении министру финансов Российской империи от 8 июня 1845 года указывало на большую роль, которую должны будут сыграть якутские переселенцы в освоении Аянского тракта: «...это переселение, совершенное с пожертвованием со стороны компании, послужит некоторым оживлением промышленности той стороны и может со временем побудить другие улусы якутов переселиться туда же и тем доставить окрестностям Аяна то значительное влияние на Юго-Восточную часть Сибири, которое по удобству тамошнего порта и водяного сообщения по р.р. Лене, Алдану и ему назначено самою природою»6.

Несмотря на трудности, возникшие при заселении якутами Охотского тракта (увеличение количества беглых вследствие голода), власти рекомендовали в качестве поселенцев по Аянскому тракту брать именно якутов. В своем письме земскому исправнику Гостинову начальник Якутской области Илья Дмитриевич Рудаков писал: «...о содействии с Вашей стороны к приисканию охотников из якутов с семействами согласных на переселение, тем более я полагаю, что в виду Вашем есть малоземельные наслеги, в коих живущие якуты терпят крайность в землях и в продовольствии, каков например: 2-й Соттинский наслег»7. В этом же письме приведены «выгоды и требования» семьям переселенцев, которые давала Русско-Американская компания: «...Компания же к первоначальному поселению предлагает следующие выгоды каждому семейству, а именно: по одному парому, по две лодки и право взимать в свою пользу за перевозы по 30 коп. с лошади, по 24 коп. с быка и коровы, с человека по 6 коп., со вьюка по 50 коп. медью, и сверх того по три коровы на семью, по топору, лопатке, все огородные семена. Всякий год, до открытия перевозов, со времени их прибытия к реке Алдану, единовремянно по 4 пуда муки на семью, и на обзаведение в щет перевозной платы в ссуду им половиной суммы, от перевоза собираемой. С требованием, чтобы эти переселенцы исполняли следующее: построили себе приличныя крестьянския избы, содержали паромы и лодки в исправности, к каждой весне их поправляли и в последствии времени заменяли новыми, перевозили проезжающих и провозили перевоза посылаемых от Фактории людей за прогоны по 5 коп. медью за версту, а ежели пожелают иметь занятие зимою, то выдается им по 3 лошади, чтобы они перевозили почту»8.

Предоставляемые якутам льготы должны были по расчетам Главного Правления Российско-Американской компании увеличить численность желающих переселиться на Аянский тракт. Для полной уверенности в положительном исходе дела Главное Правление планировало увеличить масштабы переселения якутов. Поэтому в донесении Департаменту мануфактур и Внутренней торговли от 11 августа 1845 г. писало: «...Министр внутренних дел, на первое представление правления компании о поселении 3-х или 4-х улусов якутов, ныне уведомил господина Министра финансов, что по объяснению господина Генерал-Губернатора Восточной Сибири, можно для предложенной цели переселить из Якутской округи один наслег, из Кангаласского улуса Немючинской, состоящий из 84 душ мужскаго и такого же числа женскаго пола, при 1200 штуках конскаго и 1500 головах рогатого скота, с тем чтобы переселение это было произведено в полном составе помянутого наслега, а не по частям из других наслегов, и по распоряжению самих якутов, ибо нельзя ожидать от них собственнаго на то согласия, по закоренелому их упрямству противу всякаго полезнаго для них предприятия»9. К счастью, переселения якутов «в полном составе» наслегов на малопригодные для заселения земли не произошло.

Помимо обеспечения провоза грузов переселенными на тракт якутами, существовала также договорная система, способствовавшая круглогодичному (исключая время распутицы и разлива рек) функционированию Аянской дороги. В Национальном архиве РС (Я) имеется документ договора «Батурусской Инородной Управы Старосты 2-го Скорокоульскаго Родового Управления» Василия Дычковского с Якутским комиссионерством Российско-Американской компании. Он обязывался содержать несколько станций по тракту, т.е. иметь там некоторое число лошадей, ямщиков, сторожей и предоставлять проезжающим по делам компании проводников10.

Но добровольное переселение не стало достаточным аргументом в пользу постоянного проживания на указанной властями территории—якуты бежали с тракта. Одной из причин был произвол властей: так, например, за неправильное управление лодкой, намокание переметной сумы, «испуг во дворе лошади и разбулиение (?) чрез то жены господина Завойко»11, плохо вымытые полы станционного дома, «неприготовление дров..., за задрание волком подводнаго оленя» наказание было одно — битье розгами12. Бежавших якутов приводили обратно13, «наказывали ударами плети»14 и т.д.

Фактически началом переселения якутов на Аянский тракт можно считать время выхода Указа императора о поселении якутов по Аянскому тракту от 5 марта 1846 г.15. Сведения о переселении якутов на Аянский тракт в архивных материалах прослеживаются до 31 мая 1849 г..16 Переписка же Якутского Земского суда с инородными управами о беглецах с тракта продолжалась до 1850 года17. Якутское население до сих пор проживает на территории Приморья.

К 1920 году якуты среди прочих национальностей в районе порт-Аяна составляли 18,9 %18. Поэтому вполне обоснованным можно считать протест правительства ЯАССР против проектировавшегося Дальревкомом и Иркутским Губревкомом отторжения части территории республики от 21 февраля 1924 г., где говорилось: «Отторжение...Тунгиро-Алданского района, побережья Охотского моря... поведет к...вырождению и вымиранию якутского народа, что не в интересах нацполитики Соввласти»19. А в письме Краевого Географического Общества ЯАССР в Плановую комиссию при Совнаркоме от 24 февраля 1924 г. подчеркивалось, что: «Отторгаются якуты Колымского и части Якутского округа и тем самым разъединяются от своей родной республики в момент пробуждения национального самосознания. ... якуты в период гражданской войны, искусственно разъединяемые узко националистическими вторжениями, вновь подвергаются распылению и разъединению, что противоречит принципам автономии нации в целом»20.

Вклад якутов в дело освоения новых территорий — это еще одна страничка в истории Российского государства. После заселения Аянского тракта в этих местах возникает хлебопашество и огородничество. Для многих из переселившихся край с суровым климатом становится второй родиной.

Источники и литература

1. Первые здания в заливе Аян появляются в 1843 г. Указ императора о наименовании нового поселения «Аянским портом Российско-Американской компании» вышел в сентябре 1846 г.

2. Сафронов Ф.Г. Тихоокеанские окна России: Из истории освоения русскими людьми побережий Охотского и Берингова морей, Сахалина и Курил. Хабаровск: Кн. изд-во, 1988. С.105.

3. НА РС (Я). Ф.180-и. Оп. 1. Д.1147.

4. Там же. С.80.

5. Там же. С.106.

6. Там же. Л.14-14 (об.).

7. Там же. Л.7 (об.).

8. Там же. Л.8-8 (об.).

9. Там же. Л.96 (об.).

10. Там же. Д.1676. Л.3.

11. Завойко Василий Степанович—лейтенант, в 1840 г. назначен управляющим Охотской факторией Русско-Американской компании.

12. НА РС (Я). Ф.180-и. Оп. 1. Д.1526. Л.149 (об.).

13. Там же. Д.1526. Л.82 (об.)—83.

14. Там же. Л.114 (об.).

15. Там же. Д.1147. Л.91-92 (об.).

16. Там же. Л.244-245 (об.).

17. Там же. Д.1870. Л.30.

18. Там же. Ф.50. Оп.1. Д.4623. Л.18.

19. Там же. Л.7.

20. Там же. Л.75.


Петр Иванович Корякин, ст. научный сотрудник Национального архива РС (Я).

Hosted by uCoz