На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Зинаида ИВАНОВА-УНАРОВА

Художники Якутии

С.Прокопьев. «Свежий ветер». Дерево.

Официальной датой создания Союза художников Якутии, как творческой организации при Союзе художников РСФСР и СССР, считается 24 января 1941 года. После распада Советского Союза коренные перемены коснулись жизни всех творческих организаций.

Постмодернистский этап начинается с активного участия художников в разработке атрибутов, статуса суверенной Республики Саха (Якутия). По результатам конкурса был принят эскиз Государственного флага РС(Я), выполненный Айиной Захаровой, Людмилой Слепцовой, Михаилом Старостиным, а авторами утвержденного Государственного герба республики были названы Владимир Игнатьев, Афанасий Осипов, Сэксэй (Василий) Парников и Иннокентий Потапов .

Большие перемены произошли в самом характере искусства. Художники безболезненно отошли от идеологических принципов социалистического реализма, бывшего тормозом в развитии искусства. При этом большинство художников сохранили традиционно реалистическое направление, основы которого были положены еще в начале XX века первыми профессиональными художниками Иваном Поповым и Михаилом Носовым, вышедшими из среды русского духовенства и изучившими основы живописи в Петербурге еще до революции. Советскую школу изобразительного искусства утвердили П.П. Романов и Г.М. Туралысов, получившие образование в московских вузах в 1920-30-х гг. В дальнейшем сложился общий узнаваемый стиль национальной якутской живописи и графики с его неторопливой созерцательной манерой повествования, чему способствовали особенности этнической психологии и мировосприятия, свойственное якуту осознание гармоничного единства человека и природы, традиции народного творчества.

Живописцы А. Осипов, Э. Васильев, Н. Иннокентьев, В. Петров, Н. Павлов, Л. Слепцова, графики А. Мунхалов, В. Карамзин, М. Рахлеева придерживаются традиционной основы классического искусства. Их произведения отличаются глубиной разработки жизненных проблем и проникновения в духовный мир современника.

Афанасий Осипов, внесший новаторские элементы в якутскую живопись в конце 1950-х годов, и сегодня находится на передовых позициях искусства, оставаясь молодым по духу и мироощущению. Его полотна передают первозданную красоту и свежее дыхание Арктического Севера, Алтая, Монголии и Гималайских гор. Неспешные размышления о жизни вызывают произведения Эдуарда Васильева — художника большой внутренней культуры и сдержанных эмоций.

Живопись Артура Васильева отличают философская глубина и тонкий психологизм образов, перекличка с классическим искусством, сложная игра света и тени в живописи и тональность карандашного рисунка. Его персональная выставка, открывшаяся в конце декабря, стала настоящим событием в художественной жизни республики.

М.Старостин. «Кочевники». 1995 г.

Поиски национального своеобразия в 70-х гг. вызвали интерес многих представителей якутской интеллигенции к древней культуре саха. Тимофей Степанов переложил на язык живописи героический эпос-олонхо и путь шамана. Исай Капитонов, художник иного стилистического направления, тонкий колорист, также часто обращается к философским аспектам народных верований, используя при этом только ему присущие символы и метафору.

В начале 1990-х годов наряду с традиционным реалистическим направлением в якутском изобразительном искусстве появились новые художественные и стилевые течения. По инициативе Марины Ханды, Ольги Рахлеевой, Ольги Скориковой, Сардааны Ивановой и при поддержке многих молодых художников в 1993 году было создано творческое объединение «Флогистон» при Союзе художников Якутии. Молодые художники привнесли новое концептуальное понимание задач пластического искусства. В их живописи причудливо переплелись черты русского и европейского авангарда с особенностями национального мировидения и фольклора с его знаково-символическим мышлением. Последняя выставка бывших флогистоновцев под названием «Параллельные миры» состоялась в 2002 году к 60-летию СХ Якутии. После распада объединения каждый из его участников нашел свой неповторимый путь в искусстве.

И.Капитонов. «Рыбаки». 2001 г. Н.Федулова. «Башня Тыгына». 
Конский волос. 1994 г.
А.Зверева. «Прозрачное утро». Н.Комаренко. «Парадный портрет».

Лидером среди молодых художников на рубеже тысячелетий стал Михаил Старостин. Мифологему Старостина отличает острая выразительность, энергия движения, идущая от европейского экспрессионизма и абстракционизма и стилевые приемы нарочито наивного примитивизма.

Любовь к первозданной природе Севера с ее яркими красками и духовное богатство народов Арктики отражены в живописи Юрия Спиридонова, директора картинной галереи «Ўргэл», избранного председателем правления СХ Якутии на XI съезде художников в 2002 году.

Некоторая часть современных живописцев исповедует иллюзорно-реальную манеру изображения действительности с четким моделированием формы предметов, но при этом создается ощущение некоей виртуальности видимого мира, за рамками которого существует иная реальность (Андрей Чикачев, Марина Лукина, Александр Ходулов). У других реальный мир предстает в неожиданном ракурсе, полный поэзии и романтики и подсознательных ощущений (Галина Окоемова, Наталья Николаева, Евдокия Романова, Ирина Мекумянова, Вера Ноева). Полотна-притчи с использованием аллегории создает Александра Иннокентьева-Бочкарева. Тонкие нюансы цвета, игра текучих линий в акварелях и пастелях Туйаары Шапошниковой сопоставимы с музыкальной аранжировкой.

В 1960-70-х годах якутская графика стала визитной карточкой культуры и искусства республики. Классикой стали произведения Элляя Сивцева, Валериана Васильева, Афанасия Мунхалова, Владимира Карамзина, Юрия Вотякова, Сэксэя (Василия) Парникова. Сегодня успешно работают такие мастера графики как Мария Рахлеева, Николай Курилов, Михаил Старостин и Туйаара Шапошникова.

Скульпторы расширили жанровое разнообразие. Если раньше ограничивались созданием портретов и небольших сюжетных композиций, то сейчас они вместе с архитекторами перешли к решению городских площадей и скверов не только в Якутске, но и в улусных центрах и даже в других городах. Государственной премией им. П.А. Ойунского отмечены Эдуард Пахомов за памятник А.Т. Гагариной — матери первого космонавта Ю.А. Гагарина, установленный на его родине, и Петр Захаров за памятник П.А. Ойунскому в Якутске. Острота и выразительность отличают станковую скульптуру Семена Прокопьева, Прокопия Слепцова, Николая Огонерова.

В секцию народного искусства СХЯ входят косторезы и мастерицы по национальному шитью. В творчестве современных косторезов появились новые приемы миниатюрной резьбы и тенденция к декоративности.

Новыми видами для якутского профессионального декоративно-прикладного искусства стали художественный текстиль (Елена Атласова, Ольга Рахлеева, Евдокия Сотникова), дизайн интерьера и оборудования (Ольга Скорикова, Георгий Решетников), художественное моделирование одежды (Августина Филиппова, Екатерина Заболоцкая). На основе традиций народного искусства создаются произведения современного декоративно-прикладного искусства (Ольга Гуляева, Ирина Иванова, Анна Зверева, Надежда Федулова, Жанна Хунгеева).

Сценографы, члены Союза театральных деятелей, составляют отдельную секцию при СХЯ. Лена Гоголева, главный художник Саха Государственного драматического театра имени П.А. Ойунского, Николай Попов, главный художник Русского Академического драмтеатра имени А.С.Пушкина, Екатерина Шапошникова, главный художник Театра оперы и балета имени Д.К. Сивцева — Суорун Омоллона определяют визуальный художественный образ республиканских театров.

В целом якутское изобразительное искусство представляет собой органический сплав национальных традиций и опыта мирового искусства.

Hosted by uCoz