Зоя БАШАРИНА
«Не случайно писал
под псевдонимом
“Бедный Макар”...»
В.Г.Короленко и Н.Д.Неустроев
Известно влияние русских
писателей-классиков на становление
творчества основоположников
якутской литературы: А.Кулаковского,
А.Софронова и Н.Неустроева. Они все
прекрасно знали и любили русскую
демократическую культуру, которая
расширяла их кругозор и возможности
миросозерцания.
Впервые воздействие
психологической прозы В.Короленко на
произведения Н.Неустроева (1895—1929)
отметил профессор Г.П.Башарин.
В монографии «Три якутских
реалиста-просветителя» он не отделял
Н.Неустроева от А.Кулаковского и А.Софронова,
а ставил его как основоположника
якутской литературы в один с ними ряд.
Это важно отметить, так как многие
годы Николай Денисович оставался как
бы в тени своих ярких собратьев по
перу. Г.П.Башарин дал очень глубокий
анализ творчества Н.Неустроева. Он
отметил такие особенности
творчества писателя, как двуязычие,
глубокое знание жизни отдаленных
улусов, психологизм произведений,
гротескность сатирических образов в
комедиях. Выдающийся ученый дал
оценку всем художественным
произведениям Н.Неустроева, в том
числе и впоследствии необоснованно
запрещенным: комедии «Тар»,
рассказам «Ўрўµ кўєлгэ» («На Белом
озере»), «Иирээн» («Скандал», «Куттал»,
«Страх»). Эти произведения дошли до
современного читателя только в 1995
году, когда вышло полное издание
сочинений к 100-летию со дня рождения
писателя «Тєрєєбўт сирбэр,
тапталлаах дьоммор» («Родному краю,
любимому народу»).
Н.Д.Неустроев, превосходно зная и
высоко ценя русскую литературу,
призывал учиться у ее классиков. Он
писал: «Мы, якуты, создающие впервые
литературу, должны учиться у
литературы высокообразованного
русского народа — нашего ближайшего
соседа».1
Огромное желание помочь родному
народу выйти на широкую дорогу света,
знаний, культуры побуждало Николая
Денисовича к титанической работе по
самообразованию и помогало
преодолевать большие трудности. В
письме к известному библиографу И.А.Рубакину
он отмечал, что «обстановка... жизни
чисто якутская. С русским человеком в
год один-два раза поговоришь и то,
конечно, о чем-нибудь, а не
побеседуешь о литературе, политике и
т.п.».2
Эти строки свидетельствуют не
только о голоде общения с
образованными людьми своего времени,
но и о широких интересах начинающего
писателя. Мы также знаем, что именно в
Якутии Короленко понял, насколько
иллюзорны, туманны идеи либеральных
народников, проповедовавших
смирение и покорность. «Чувство
смирения, к которому звал
Златовратский, вызвало во мне
возмущение. Если понадобится, то
нужно восстать против целого народа!
Я уверен, что правда в этом, и только в
этом. Если верен тот голос, который
так ясно говорит во мне, у меня есть
для этого и орудие: литература. Но я
одно время подавлял ее в себе во имя
пресловутой народной мудрости...».3
Короленковский бедный Макар,
который не побоялся обличить
большого Тойона, стал нарицательным
героем. Писатель верил в возможность
пробуждения бедных Макаров, заставил
смотреть на них как на активную силу.
Наверно, не случайно Н.Неустроев
вначале писал под псевдонимом «Бедный
Макар». В очерке «Думы якута» (11
февраля 1919 г., Якутск) он раскрыл свое
отношение к революции и гражданской
войне. Демократическую революцию 1917
г. Неустроев называет медовым
периодом русской революции. Он
раскрывает истомившуюся по свободе
душу гордого человека, хотя и
называет себя бедным якутом: «И вдруг
мне, потерявшему вконец надежду на
лучшую долю, бедному якуту, объявляют,
что я такой же человек, как и все
другие, считавшиеся когда-то выше
меня, что я равноправный гражданин
свободной Российской республики. Вот
тут-то я обрадовался, послал друзьям
привет, а врагам вечное проклятие. Я
торжествовал, я смело говорил на
народных собраниях о тойонах-поработителях
и призывал товарищей на открытую
борьбу с общим врагом за лучшую долю
и за справедливый общественный строй...
Однако недолго мне пришлось
торжествовать и продолжить начатую
линию борьбы. Разыгралась кровавая
буря гражданской войны. Сын пошел
против отца, а последний против
первого».4
Интересно отношение автора,
который подписался «Бедный Макар», к
гражданской войне: «Я не смел
поддерживать эту кровавую бойню, где
погибают бездольно мои товарищи,
потому что она претит моей робкой
натуре; я не способен поднять меч не
только против заблуждающегося брата,
но и против своего заклятого врага. Я
якут, мирный обитатель первобытной
тайги, не думаю достичь желанную цель
мечом, проливая кровь своего же
несчастного брата. Опять я стал
тянуть вьючную лямку рабства и не
суждено, как видно, мне кончить жизнь
свободным гражданином великой
Родины».5
Из очерка мы видим, насколько были
близки политические взгляды
начинающего якутского писателя Н.Неустроева
и В.Короленко, который открыто
выступал против террора.
Николай Денисович первым из
якутских писателей обратился к
изучению якутского периода
творчества В.Короленко. В его архиве
хранится «План критического опыта»
на тему «В.Г.Короленко как певец
якутского края». План состоит из
следующих разделов: «Предисловие;
Личное отношение Короленко к
населению края; Разбор произведений:
«Сон Макара» (1883), «Соколинец» (1885), «Марусина
заимка» (1892), «Ат-Даван» (1892), «Черкес»,
«Огоньки» (1900), «Мороз» (1900-01), «Последний
Луч» (1900); Какие впечатления вынес
Короленко от якутского края; Любовь к
народу и природе; Значение Короленко
для якутского края; Заключение».
Этот детально продуманный план
свидетельствует о недюжинных
исследовательских способностях Н.Неустроева.
Он прекрасно понимал структуру
научного исследования, глубоко
изучил исследуемый материал. Это
была бы одна из первых работ о
якутском периоде творчества В.Короленко
— гуманиста и интернационалиста.
Владимир Галактионович в «Истории
моего современника» отмечал,
насколько важным в становлении его
как писателя был якутский период
жизни. Так что Н.Неустроев имел право
считать его первооткрывателем
якутской темы в русской классической
литературе. К сожалению, работа не
была осуществлена из-за тяжелой
болезни писателя.
Воздействие В.Короленко, так
глубоко ценимого и понятого Н.Неустроевым,
на творчество последнего было
органическим. Оно сказалось, прежде
всего, на сознательном освоении
якутским писателем традиций
критического реализма.
Драматические и прозаические
произведения Н.Неустроева
разоблачали патриархальщину,
подневольное положение женщин,
семейный деспотизм, тлетворное
влияние нарождавшейся буржуазии на
нравы общества. Николай Денисович,
будучи выходцем из гущи народа,
хорошо знал жизнь якутского улуса и
правдиво воспроизводил положение
бедноты. Тонкий психолог, мыслитель,
он в образах простых людей из глухих
наслегов сумел раскрыть их душевное
богатство, природный ум, доброту,
глубину и тонкость чувств.
Одним из лучших произведений
Неустроева является рассказ «Рыбак»
(1926), где героем выведен одинокий
старик Платон, поселившийся на
берегу отдаленного озера. Это не
романтический отшельник или
таинственная, загадочная личность.
Писатель психологически мотивирует
поступки Платона и в трагической
судьбе одинокого рыбака раскрывает
явление, характерное для
дореволюционной Якутии. В небольшом
по объему рассказе автору удалось
показать убогую жизнь старика,
доживающего свой век в вынужденном
заточении. Основной прием,
раскрывающий характер героя, —
художественная деталь. Здесь каждый
предмет, окружающий его, как бы
говорит своим языком. Автор
подчеркивает слияние героя с
окружающей природой. Рыбак Платон
сравнивается то с озерной птицей, то
с завядшим камышом. В лирическом
отступлении писатель называет его
даже «лесным пугалом».
Примечательно, что «одичавший»
человек не потерял интереса к жизни и
людям. Он способен думать и
рассуждать об отвлеченных, далеких
от него предметах. Об остром уме
Платона, о тяге к жизни
свидетельствуют «ясные, лучистые
глаза, не потерявшие своей былой
ястребиной зоркости». В этой
способности найти в забитом,
угнетенном, суеверном существе
человеческое, в активной, искренней
любви автора к народу мы видим
продолжение традиций В.Короленко,
который именно в якутский период
жизни осознал, что главная задача
писателя: любить народ, бороться за
его счастье, помочь ему выйти на
широкую дорогу свободы.
Финал рассказа «Рыбак» проникнут
жизнеутверждающим пафосом. Спустя
несколько лет после смерти старика
на берегу озера кто-то раскорчевал
небольшой участок земли и засеял его
ячменем. Буйно зазеленевшая пашня,
озеро, расцвеченное яркими лучами
летнего солнца — свидетельство
продолжения жизни. Этот светлый
оптимизм, надежда на возрождение
духовных сил и созидательную
жизнеспособность народа также
сближает двух писателей.
Учеба у В.Короленко повысила
художественное мастерство писателя,
способствовала расцвету дарования
Неустроева. Огромную роль в
раскрытии идейного содержания у
обоих писателей играет пейзаж. М.Азадовский
отмечал, что Короленко в
произведениях якутского цикла «к
каждому явлению в жизни и человеку
подходит через природу».6 Такой
подход обусловлен органической
связью жизни якутов с природой. Герои
произведений В.Короленко и Н.Неустроева
с самого рождения неразрывно связаны
с тайгой, рекой, озером, которые
кормят их. Они многому учатся у
стихийной природной жизни, поэтому
пейзажные картины несут не только
нравственное, но и философское
содержание. Красочные описания
якутской природы в их произведениях
создают особую лирическую
тональность повествования.
В произведениях В.Короленко и Н.Неустроева
общечеловеческое содержание
социального положения героев и
национальный характер обуславливают
их поступки и мотивы, понятные и
присущие любому аналогичному
национальному сообществу — с его
проблемами и эстетическими
художественными нормами.
Сопоставление произведений русского
и якутского писателей-гуманистов
дает возможность, с одной стороны,
установить их идейное единство,
общность творческих принципов, а с
другой стороны, — и это особенно
важно — яснее увидеть самобытность,
неповторимость творчества мастеров
слова.
Литература
1. Архив ЯФ СО АН, ф. 5, оп. 2, д. 79,
л. 34.
2. Письмо к Рубакину. — В кн. Н.Неустроев.
Родному краю, любимому народу. — Я.,
1995, с. 276.
3. Короленко В.Г. Собр. соч., 1955, т. 7, с.
350.
4. Неустроев Н.Д. Думы якута. — В кн.
Родному краю, любимому народу. — Я.,
1995, с. 215.
5. Там же, с. 216.
6. Азадовский М.К. Поэтика «гиблого
места» //Статьи о литературе и
фольклоре. М.-Л., 1980, с. 524.
Зоя Константиновна Башарина,
кандидат филологических наук, член
Союза писателей РС(Я), профессор ЯГУ. |