Архив

На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

В порядке обсуждения

О мероприятиях
по развитию якутской национальной культуры*

Коллегия НКПЗС в порядке выполнения директив Правительства и партии приняла мои тезисы по данному вопросу за основу.

Ввиду особой важности, а также неизученности всех этих вопросов развития якутской национальной культуры, в частности национального искусства, считаю необходимым опубликовать данные тезисы для широкого обсуждения и внесения поправок и дополнений по отдельным вопросам знатоками, специалистами, работающими в Якутии.

Все поправки, дополнения будут иметь большое значение в особенности при практической разработке программ и производственных планов по каждому отделу, а также будут учтены Правительством при обсуждении данных тезисов.

Принятые или одобренные материалы — поправки и дополнения — будут опубликованы в очередных номерах бюллетеня НКПЗС.

Общие принципы

1. Якутия вступила в полосу культурной революции, являющейся предпосылкой дальнейшего движения к коммунистическому обществу. Поэтому необходимо на основе марксизма и ленинизма наметить впервые первоначальные пути развития национальной культуры и национального искусства в частности.

2. В условиях отсталой, скотоводческой Якутии на основе директив ЦК ВКП(б) по вопросам национального искусства — необходимо особо осторожно подходить к наличным силам и умело их переводить на рельсы пролетарской идеологии, отнюдь вытравляя из их творчества национальных, крестьянских литературно-художественных образов, являющихся необходимой предпосылкой для влияния на национальные, крестьянские массы.

3. Всемерно поддерживая ростки пролетарской литературы и ведя решительную борьбу с контр-революционными идеологиями в национальном искусстве, необходимо проявить терпеливость и терпимость к промежуточным идеологическим формам, изживая таковых путем тесного и товарищеского сотрудничества.

4. Учитывая положение марксизма, что ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, — не должно быть допущено легкомысленного и пренебрежительного отношения к старому культурному наследству, а равно и к специалистам художественного слова.

5. Основными нашими требованиями в вопросах культуры и искусства должно быть, чтоб они отражали общественную жизнь, чтоб они являлись формированием социального духа своей эпохи, а в отношении к работникам культуры и искусства должно быть, чтоб они не проявляли никакого пренебрежения, являющегося признаком варварства и упадка, к вопросам технических приемов и художественной форме. Искусство бывает на высоте своей существенности, где давление жизненности как-бы превращается в самодавляющую форму.

6. Исходя из вышеустановленных принципов считать более целесообразным наметить в первую очередь ряд практических мероприятий для ближайшего времени, с установкой на обслуживание широких трудящихся масс.

Установка вопросов

1. Общие мероприятия по развитию якутской национальной культуры должны обеспечить выполнение задач социалистического и коммунистического воспитания широких трудящихся масс, а в частности, должны удовлетворить задачи улучшения и оздоровления быта и труда населения.

2. Одним из основных мероприятий по развитию национальной культуры является создание и укрепление письменности, а также широкое развитие печатного дела на более твердой материальной базе, и, в частности, выработка и установление единого государственного, литературного языка.

3. В целях правильного развития общелитературного языка и выработки официальной, научно-технической и политической терминологии необходимо усиление работы по языку и письменности, в частности, необходимо создать полную, твердую грамматику языка и теорию словесности.

4. Все мероприятия по развитию национального искусства, как одной из наиболее нуждающейся в особой поддержке и поощрении области культуры, должны быть направлены в сторону выработки необходимого кадра работников и подведения соответствующей материальной базы по развитию искусства.

5. Мероприятия по развитию национального искусства должны дополнять собою все мероприятия партии и советской власти по культурному и хозяйственному развитию трудящихся масс, формируя общественно-трудовые и бытовые навыки населения, а также в целях борьбы с отсталостью и замкнутостью, пьянством и картежными азартными играми, организуя массовые культурно-воспитательные развлечения.

Исходя из вышеизложенного необходимо поставить перед собой следующие задачи:

По музыке

1. Во всех школах повышенного типа, а также во всех школах 2-го концентра, в особенности в театрах и клубах — должно быть обеспечено музыкальное воспитание и обслуживание широких трудящихся масс и молодежи.

Для чего необходимо: 1) снабдить все вышеуказанные воспитательные учреждения всеми видами музыкальных инструментов; 2) создание и издание якутских национальных нот вплоть до оперных; 3) подготовка кадра музыкальных работников высшей квалификации, в особенности массовиков (оркестристов).

По пению и декламации

2. Во всех школах, театрах, клубах и ликпунктах должно быть широко поставлено дело организации пения и декламации для обслуживания революционных и национальных празднеств от частушки на злобы дня вплоть до оперной пьесы.

Целевая установка: 1) коллективное участие широких масс в творчестве искусства, 2) борьба с религией и шаманизмом, 3) отвлечение широких масс от азартных картежных игр и пьянства.

Для чего необходимо: 1) изучение мотивов живых и нотных песен, 2) издание сборников песен, частушек, рассказов юмористического характера, 3) выработка декламаторов, 4) организация массовых видов пения и 5) выработка кадра работников по этой части.

По изобразительному искусству

3. Во всех школах Якутии необходимо твердо поставить рисование и лепку с постепенным повышением требования и постановки в последующих высших группах и классах (от элементарных чертежей до узора и орнаментики, от списания с модели до зарисовки с натуры, от карандаша к углю, от туши до краски).

Для чего необходимо: 1) все эти виды искусства могли быть для всех школ обязательными предметами воспитания, 2) необходимо по ним разработать программу в соответствии с типами учреждений, с повышением постановки с переходом на высшие группы и классы, 3) воспитывая в школах по этим предметам дать себе задачу обслуживания широких масс, используя все торжества и съезды, 4) выработка и подготовка кадра работников.

По физической
культуре

4. Цели и задачи физической культуры должны поставить себе вопросы оздоровления населения, улучшения быта и труда трудящихся.

Все школы повышенного типа и школы второго концентра в улусах, в особенности Якутская Национальная военная школа и Советско-партийная школа, а также в педтехникумах и в школах с педагогическим уклоном, должны дать массовых работников по физической культуре,

Для чего необходимо: 1) во всех указанных школах физическую культуру поставить как необходимый предмет, 2) во всех клубах, в особенности в клубах физкультуры открыть двери для массового воспитания национальной якутской молодежи, для чего любительский характер этих клубов изжить и превратить в школу для массы, 3) оборудовать во всех этих учреждениях залы по указаниям совета физической культуры, 4) необходимо в соответствии с климатическими условиями разработать типовые формы зимних костюмов и обуви.

По общественным
играм

5. Общественные игры должны собою дополнить задачи физического воспитания и оздоровления быта населения, и ставить себе задачи завоевания всех трудящихся масс от влияния религиозных культов и шаманизма.

Общественные игры должны собою формировать также новый быть и коллективистические навыки, отражая все общественные, бытовые и трудовые явления.

Общественные игры, базируясь на существующих национальных играх, должны их переформировать в сторону привития коммунистических навыков.

Для чего необходимо:

а) все театры, клубы и народные дома должны стать очагами и организаторами общественных игр и состязаний, их рационализаторами под руководством художественных советов и советов физкультуры;

б) все эти учреждения должны воспитать и подготовить по определенной программе преподавателей — организаторов массовых общественных игр и состязаний, и изжить узко-любительский, замкнутый характер клубно-театральных работ;

в) на основе отдельных национальных игр, состязаний и танцев, являющихся отражением бытовых и трудовых процессов населения — создать более сложные, более высокие виды игр, состязаний и танцев, не внося из буржуазно-европейской культуры эротические элементы;

г) игры, танцы и состязания должны быть базированы в основном на летних сборах молодежи в улусных центрах, используя все ысыэхи на местах, организуя малые и большие олимпиады;

д) необходимо все основные мероприятия по физическому оздоровлению населения и физической культуры обеспечить средствами как от государства, так и от отчислений добровольных общественных организаций.

По театрам,
клубам и кино

6. Основной установкой всех мероприятий по развитию национальной культуры должно явиться массовое обслуживание интересов широких трудящихся масс, с идеологическим направлением художественного воспитания в духе эпохи, в духе социалистического строительства и социалистической культуры.

Задачами кино- театров и клубов должны быть: 1) организация и обслуживание революционных и национальных празднеств, 2) пропаганда на сцене и экране идеологии социалистической культуры и коммунистического строя, в особенности художественная и видовая ее постановка, 3) революционная и социалистическая фантастика путем организации волшебных световых картин и устройства художественно обработанных массовых карнавалов, 4) театры, клубы и кино должны быть не узко социальными учреждениями, а должны быть широко развернутыми массовыми учреждениями, совмещая с искусством общественные культурные развлечения и трибуну для массы, 5) для идеологического и методического руководства, для правильной постановки и организации необходимо создать художественные советы и усилить материальную базу этих учреждений, 6) одним из главнейших мероприятий по этой части является выработка профессионалов — артистов, методистов и педагогов.

По письменности, языку
и литературе

7. Основным орудием массовой пропаганды и руководящего направления общественной мысли и организатором общественной инициативы является создание национальной письменности, в частности создание обще-литературного языка.

Исходя из вышесказанного необходимо поставить следующие задачи:

1) на основе унификации якутской транскрипции с ново-тюркским алфавитом необходимо добиться окончательного установления национальной письменности и полного завершения всех мероприятий по ее усовершенствованию, 2) установление общелитературного языка, как языка государственной письменности, может происходить на основе полного использования всех слов якутского языка вплоть до использования всех слов эти слова были незнакомы и неизвестны отдельным группам интеллигентских слоев населения, что является неизбежным для всего бесписьменного народа, 3) основным требованием по созданию общелитературного и государственного языка должно быть следующее: вести пропаганду и воспитание на чистом материнском языке, не затемняя и не сводя на нет целой массовой пропаганды ввиду применения непонятных иностранных слов, 4) необходимым условием при установлении государственной, научно-технической, торгово-коммерческой терминологии должно явиться сохранение корней, принимаемых термином с приспособлением к якутскому произношению («география»), 5) в целях обеспечения марксистского воспитания широких трудящихся масс необходимо перевести на якутский язык популярные, но основные труды по марксизму и ленинизму, в особенности усилить издание якутской художественной литературы, в частности детской, 6) в целях обеспечения якутской литературы научной и художественной, достаточным кадром работников, необходимо разгрузить таковых от других видов общественной работы, в первую очередь от канцелярской и административно-технической работы в учреждениях, 7) для рационального использования молодого и количественно-незначительного кадра литературных сил необходимо их обеспечить путем твердых заказов и договоров на определенные темы с твердой целевой и идеологической установкой, в соответствии с запросами национальной культуры, 8) улучшение постановки методики и преподавания якутского языка во всех школах повышенного типа, 9) считать необходимым объединение всех литературных сил края в единый союз писателей во главе с научно-художественным советом, а также считать необходимой командировки в центр на квалификацию особо заслуженных лиц.

Ойунский


* Статья П.Ойунского была опубликована в №№ 11—12 «Бюллетеня Наркомпросздрава ЯАССР» за 1928 год. Орфография и пунктуация текста сохранены.

Hosted by uCoz