«На Амгинской земле
можно заниматься хлебопашеством...»
Первое
крестьянское общество Якутии
«Амга — исконно якутское и
старинное русское поселение,
основанное в 1652 году», —
свидетельствуют документы
Центрального Государственного
Архива древних актов. Этот факт
подтвердил в своих трудах и
профессор Г.П.Башарин.
По заданию воеводы Ивана Акинфова
якутский сын боярский Воин Богданов (до
этого работавший в г.Якутске) в 1652
году был направлен с 6-ю ссыльными в
Амгу с целью развития хлебопашества.
Эта дата и считается годом основания
с.Амги-Слободы. Заселение его
производилось тогда по направлению
Якутской воеводской канцелярии.
По данным Якутской дозорной книги в
1672 году в Амгинской Слободе 4-м семьям:
Кирилла Яковлева, Матвея Семенова,
Якова Касьянова, Петра Афанасьева
выделили государевой земли по 1ј—2ј
десятин ярового. И этот год стал
годом начала хлебопашества в
Амгинской Слободе.
Профессор Г.П.Башарин в своем труде
«История земледелия в Якутии (XVII в. —
1917 год)» писал: «Период с 1652 по 1672 гг.,
когда производились эпизодические
посевы зерновых, можно признать
временем возникновения Амгинской
Слободы и зарождения в ней
хлебопашества» (стр. 26). Московское
правительство знало по сообщению
воевод П.Головина и Голенищева-Кутузова,
что на Амгинской земле можно
заниматься хлебопашеством и, видимо,
поэтому из стольного града в 1695 году
на поселение направили в Амгу-Слободу
12 человек: «в 1695 году из Москвы через
Якутск было сослано 12 человек,
некоторые со семьями благополучно
добрались до Амги-Слободы: Васька
Артемьев с женой Палашкой и с сыном
Иваньком, Климко Немчинов с женой
Марфуткой, Васька Расторгуев с женой
Матренкой и дочерьми Анюткой и
Наташкой, Савелий Цыкунов с сыном
Еремкой» (ЦГАДА, Сибирский приказ,
стлб., л. 361, л. 380) Потомки Артемьевых,
Расторгуевых, Немчиновых и Цыкуновых
более 300 лет занимались и занимаются
хлебопашеством, земледелием в
Слободе. Живут и здравствуют они в
Амге, Якутске, во многих других
регионах страны.
В 1730 г. в Амгу приехали 50 семей
русских крестьян из района Илимска (Иркутская
губерния), а в 1762 году — еще 27. 12
апреля 1772 года Якутская воеводская
канцелярия поселила в Амге-Слободе «охотно-желающих
ссыльных 33 человека из Олекминского
острога»... Ее Императорское
Величество распорядилась выделить
им 500 рублей для покупки скота, кроме
того каждый поселенец получил
продукты: муку, крупы.
Таким образом, к 1780 году в Амге-Слободе
было более 100 хозяйств с 400-500 душами.
Российское государство было
заинтересовано в развитии
хлебопашества в Якутском крае. 5
августа 1790 года вышел Указ царя «О
привлечении якутских крестьян в
мещанское общество или (общество)
крестьян Амгинской Слободы» (Нац.
архив РС(Я), ф. 238, оп. 1, д. 4).
В это крестьянское общество
вступили русские селяне. Старостой
был назначен Иван Ядрихинский. 14
ноября 1791 года последний написал
донесение Якутскому коменданту Г.А.Козлову-Угренину,
где говорилось, что в начале в
мещанском обществе Амгинской
Слободы было 156 душ, а затем осталось
только 39. Многие не платили налог,
поэтому Ядрихинский просил
коменданта принять неоплаченный ими
ясак за счет государства.
С 1790 по 1917 гг. в течение более 120 лет
в Амге-Слободе функционировало
Амгинское крестьянское общество,
которое оказало огромное
воздействие на развитие
хлебопашества и земледелия как в
этом, так и в других регионах Якутии.
В Национальном архиве республики
имеются отчеты и другие документы
крестьянского общества начиная с 1848
г.
Главой общества являлся староста, а
его помощником — старшина. Они
избирались на общем собрании
общества и утверждались в Окружном
полицейском управлении. Избранные
старосты давали письменную клятву «в
честь Его Величества царя» трудиться
и выполнять указы, поручения честно и
добросовестно. Староста занимался
сбором ясака и местного налога.
Составлял учет членов общества, вел
учет уплаты ясака, учет незаконных
отлучек крестьян, рассматривал
жалобы, организовывал проведение
прививок детям против оспы,
заботился о здоровье населения, о
перевозке соли, стекла для
строительства нового здания церкви.
Кроме того, староста решал вопросы
приема в члены общества, распределял
пашни, сенокосные угодья и пастбища.
Организовывал посевные кампании и
уборку урожая. Он же собирал
статистические данные о пашнях,
сенокосных угодьях, пастбищах,
занимался учетом населения, скота,
имущества, посевной площади и
собранного крожая. Ежегодно староста
отчитывался в письменной форме перед
Якутским окружным полицейским
управлением. В разные годы
старостами были избраны: 1841 год —
Терентий Кливенский, 1845 год —
Кузнецов, 1846 год — Николай Рогожин,
1848 год — Селиверст Кармилин, 1853 год —
Матвей Немчинов, 1870 год — Александр
Лобанов, 1877 год — Н.И.Рогожин, 1894 год
— Митрофан Артемьев, 1895 год —
Константин Артемьев, 1896 год — Федор
Артемьев.
Ниже приводим данные
статистического отчета о населении
общества:
|
1848 |
1880 |
1896 |
1. Дворяне |
— |
5 |
3 |
2. Духовенство
|
— |
27 |
13 |
3. Разночинцы |
25 |
9 |
— |
4. Крестьяне |
467 |
859 |
663 |
5. Поселенцы |
37 |
446 |
— |
6. Скопцы |
— |
4 |
— |
7. Мещане |
18 |
11 |
— |
8. Татары |
1 |
— |
— |
9.
Новорожденные |
22 |
37 |
28 |
10. Умерло |
11 |
18 |
22 |
Всего |
552 |
1346 |
708 |
А по переписи 1897 года в Амге-Слободе
было русских крестьян 408 чел., якутов
— 195, евреев — 5 и прочих — 30 человек.
В середине XIX века в Амгинской
Слободе проживали люди разного
вероисповедания. Вот данные переписи
1858 года;
|
мужчин |
женщин |
Православные |
436 |
439 |
раскольники |
95 |
39 |
католики (римские) |
3 |
— |
евреи |
3 |
2 |
магомеды (мусульмане) |
95 |
48 |
В связи с распространением
христианской веры на местах в Амге-Слободе
в 1680 году была построена часовня. В 1732
году возвели церковь, которая вскоре
сгорела. 10 декабря 1742 года Иркутский
епископ Иннокентий III дал указание о
строительстве новой церкви. Она
приняла прихожан в 1745 году. Со
временем и это здание пришло в
ветхость, взамен его в 1819 г. была
возведена новая церковь (сгорела в 1935
г.)
Зданий церкви было два:
Преображения Господня — летний храм,
во имя Святого Иннокентия Иркутского
— зимний. Расходы на строительство
церкви составили при священнике
Дьячковском 21 462 руб. 34 коп. В 1868 году
при церкви открылась школа, в это
время священником служил Алексей
Благалин.
Количество прихожан из нескольких
улусов в 1845 г. составляло: крестьян —
650 чел., якутов — 6731, тунгусов — 2934. В
80-ые годы XIX века количество
населения резко увеличилось. Тогда
прибыло много ссыльных. Например, в
1880 г. ссыльных было 446 чел., в 1884 г. — 467,
а в 1890 г. — 473. Если распределить этих
людей по категориям, то на 1 февраля
1897 г. среди них было: каторжников — 6,
ссыльных-поселенцев — 76, сосланных
за бродяжничество — 5, сосланных
алкоголиков-переселенцев по
приговору обществ — 108, высланных по
распоряжению административных
властей — 48 человек.
В 1880 г. прибыло много ссыльных татар,
башкир, которые занимались здесь
конокрадством, воровством, взломом
амбаров местных жителей. Поэтому
Якутское окружное полицейское
управление было вынуждено выселить
их главарей из Амгинской земли.
Оставшаяся часть татар образовала
поселение Татарка возле Покровки.
Не состоявших в обществе якутов
называли «инородцами», их было всего
28 человек. В Амге-Слободе общество
имело в 1848 г. 73 дома, в 1880 г. — 190, в 1896 г.
— 82. Кроме того было 194 якутских
балагана (юрт).
Ниже приводим количество скота,
имевшегося у членов общества (по
годам):
|
1848 г. |
1880 г. |
1896 г. |
1. Лошади |
233 |
650 |
276 |
2. Крупный
рогатый скот |
703 |
1200 |
826 |
3. Овцы |
— |
102 |
23 |
4. Олени |
— |
30 |
— |
5. Собаки |
— |
160 |
— |
6. Свиньи |
— |
— |
2 |
Итого |
935 |
2142 |
1125 |
Как видно из таблицы, скота
сравнительно больше имелось в 1880 г. —
в соответствии с количеством
населения того периода.
К 1896 г. большая группа крестьян
выехала за пределы улуса, поэтому
уменьшились и посевные площади.
В крестьянском обществе
пользование землей в десятинах по
категориям выглядело следующим
образом (1 десятина = 1,33 га):
|
1848 г. |
1880 г. |
1896 г. |
1. Усадебная
земля |
— |
120 |
120 |
2. Пастбище |
— |
801 |
3180 |
3. Пашня |
300 |
1015 |
467,5 |
4. Сенокосные
угодья |
260 |
3180 |
470 |
5. Лес,
кустарник |
— |
27 |
2169 |
6.
Неиспользованная земля |
— |
763 |
— |
В Национальном архиве Республики
Саха (Якутия) хранится ведомость «По
разделу сенокосных угодий
Амгинского крестьянского общества
от 11 июня 1853 г.» (ф. 145, оп. 1. д. 108). В
документе говорится о распределении
377 семьям русских крестьян
сенокосных угодий в окрестностях
Слободы. Ведомость скреплена печатью
и подписана Матвеем Лобановым,
Семеном Артемьевым, Романом
Артемьевым, Михаилом Пинигиным,
Александром Алексеевым и Филиппом
Боярским. Документ написан по их
просьбе письмоводителем
крестьянином Филиппом Заборцевым.
Имеется там же и составленная
позднее схематическая карта «Геометрический
специальный план Слободы в 1859 году».
На копии карты написано так: «Областной
землемер Степанов, с подлинным
полевым, межевым делопроизводством
свидетельствовал и об оказавшемся в
рапорте и в записке при деле:
землемерный черчежник Губернский
секретарь Александр Худяков». Кроме
того, на копии написано следующее: «С
подлинным планом свидетельствовал
Якутский землемер коллежский
регистратор Григорий Сороковиков».
Карта-подлинник хранится в Амгинском
музее гражданской войны.
Получено урожая (в пудах) в
крестьянском обществе с 1762-го до 1815
года
(из книги Ф.Г.Сафронова «Русские
крестьяне в Якутии XVII-XX вв.».
|
Годы |
Посеяно
в пудах |
Получено
урожая в пудах |
|
|
рожь |
ярица |
пшеница |
ячмень |
овес |
рожь |
ярица |
пшеница |
ячмень |
овес |
1 |
1762 |
— |
150 |
— |
34 |
17 |
— |
166 |
— |
28 |
14 |
неурожай |
2 |
1763 |
— |
— |
— |
41 |
— |
— |
—м |
— |
73 |
— |
неурожай |
3 |
1780 |
— |
234 |
1 |
125 |
31 |
— |
620 |
6 |
442 |
39 |
|
4 |
1800 |
26 |
12 |
— |
18 |
6 |
195 |
73 |
— |
114 |
100 |
средние |
5 |
1802 |
15 |
16 |
1 |
15 |
4 |
75 |
80 |
0 |
75 |
24 |
средние |
6 |
1804 |
10 |
13 |
1 |
15 |
4 |
10 |
всего 33-4 |
|
|
|
|
7 |
1805 |
2-4 |
19 |
— |
17 |
2 |
40 |
250 |
— |
200 |
20 |
хорошие |
8 |
1807 |
5 |
35 |
1 |
25 |
4 |
52 |
380 |
12 |
315 |
45 |
хорошие |
9 |
1808 |
5 |
35 |
2 |
25 |
5 |
50 |
350 |
12 |
200 |
40 |
хорошие |
10 |
1810 |
5 |
25 |
7 |
10 |
2 |
50 |
390 |
15 |
130 |
30 |
хорошие |
11 |
1815 |
— |
14 |
— |
31 |
6 |
— |
15 |
— |
55 |
25 |
хорошие |
Отсюда видно, что в конце XVIII века
были неурожайные годы, в начале XIX
века прошли средние, а затем в
течение 4-х лет были хорошие урожаи.
Получено урожая в пудах по годам (по
данным профессора Г.П.Башарина).
Годы |
Посев в
пудах |
Урожай
в пудах |
Урожайность
в раз |
1843 |
894 |
9815 |
11 |
1850 |
2010 |
1819 |
0,9 |
1856 |
2624 |
22,582 |
8,65 |
1857 |
2702 |
17969 |
6,65 |
1860 |
2720 |
5440 |
2 |
1864 |
748 |
3992 |
5,3 |
1867 |
1480 |
74,160 |
50 |
1868-73 гг. |
неурожай |
|
|
1883 |
1763 |
13,083 |
7,4 |
1884—88 и 90 гг. |
неурожай |
|
|
1900 |
1907 |
14,990 |
7,8 |
1917 |
2467 |
22,890 |
9,1 |
На основе данной таблицы можно
сделать вывод, что русские крестьяне
в Амге занимались хлебопашеством
беспрерывно, хотя и бывали годы
неурожайные. После каждого
неурожайного года посевная площадь
сокращалась. Бывали очень хорошие
урожаи, например, в 1843, 1867, 1883, 1900, 1917 гг.
Основным орудием труда для
возделывания земли в то время была
соха. Первыми соху использовали
русские. В XVI-XVII вв. из Европейской
России соху завезли в Западную
Сибирь (Тобольск), а затем и в
Восточную. В 1649 г. с отправленными на
Лену ссыльными прислали 114 сошников-отрезов.
Это была помощь, оказанная
земледельцам Якутии в 1652—1698 гг. В
дальнейшем сохой пользовались уже по
всему Якутскому округу и в Амге (Г.П.Башарин.
«История земледелия в Якутии»).
Вторым важным орудием труда
крестьянина считалась борона. В
первое время борону делали из дерева:
к квадратной треугольной раме
прикрепляли деревянные зубья. Затем
стали делать последние из железа.
Имея такие отсталые, примитивные
орудия труда, русские крестьяне
занимались хлебопашеством усердно и
постоянно. В 1899 году в Амгинском
крестьянском хозяйстве было 105 сох и
97 деревянных борон. В обществе
состояло 100 человек, а спустя
некоторое время приписали еще 51
человека.
Количество домов в обществе (по
годам).
Села |
1848 г. |
1860 г. |
1895 г. |
1914 г. |
1. Амга-Слобода |
— |
89 |
69 |
66 |
2. Верхняя
Деревня |
— |
30 |
31 |
26 |
3. Нижняя (Чапчылган) |
— |
31 |
28 |
30 |
4. Новопокровка |
— |
— |
12 |
21 |
5. Церковь |
1 |
— |
2 |
— |
Всего |
1 |
150 |
142 |
143 |
При императоре Павле I был издан
Указ от 28/XI 1799 г. «Об устроении
сельских запасных магазинов». Такие
магазины выдавали крестьянам по
списку зерно на питание и семена, в
основном, в неурожайные годы. По
списку Амгинского крестьянского
общества от 10/V 1850 г. было выдано
семенного зерна на посев: Кузнецовым
— 2 семьям, Емельяновым — 6,
Артемьевым — 38, Немчиновым — 17,
Моисеевым — 9, Неустроевым — 3,
Цыкуновым — 5, Боярским — 3,
Алексеевым — 14, Расторгуеву — 1. 3
марта 1860 года оттуда же получили хлеб
(по деревням): Амга-Слобода — 89 семей;
Нижняя (Чанчылган) — 39 семей; Верхняя
деревня — 41 семья; Бологурское
селение — 8 скопцов; поселенцы — 21.
Из этих документов видно, что
крестьяне получали от 4 до 20 пудов
зерна соответственно количеству
членов семьи. А 1 мая 1894 года общество
получило хлеб на семена и
продовольствие по количеству семей (всего
117 семей). Например, Иван Николаевич
Алексеев имел в семье 12 человек,
содержал в хозяйстве 4 лошади, 5 голов
крупного рогатого скота и получил 8
пудов круглого зерна, 10 пудов
молотого (муки) хлеба; Григорий
Семенович Артемьев имел 4 человек в
семье, 25 лошадей, 16 голов скота —
получил 8 пудов зерна на семена; Федор
Петрович Немчинов (3 чел. в семье) имел
2 лошади, 4 головы скота — получил 3
пуда молотого зерна (муки);
Константин Иннокентьевич Расторгуев
(2 чел. в семье) имел 1 лошадь, 2 головы
скота — получил 8 пудов зерна на
семена; Захар Цыкунов (3 чел. в семье)
имел 2 лошади, 5 голов скота — получил
16 пудов зерна, 3 пуда молотого хлеба (муки)...
Таким образом, в 1894 г. получили хлеб
всего 379 человек, они имели лошадей —
273, крупного рогатого скота — 373
головы. Всего было выдано им 703 пуда
зерна, 285 пудов молотого зерна (муки).
В 1871 году Амгинскому крестьянскому
обществу приписали селения Усть-Майское
и Новопокровка. Теперь входили в
крестьянское общество Амга,
Чапчылган, Верхняя деревня, села
Новопокровское, Булун, Арыылаах,
Бологурское. В таком составе
общество просуществовало до 1917 года.
Первая школа, открытая в 1868 году,
была церковно-приходская, она
работала при Амгинской
Преображенской церкви (священник
Алексей Ясенецкий). В школе училось 25
мальчиков. Основным предметом
преподавания был Закон Божий.
Просуществовав 2 года, школа была
закрыта из-за отсутствия учащихся. «Первые
шаги к распространению образования
среди улусного и сельского населения
последовали со стороны Министерства
народного просвещения только в 70-х
годах XIX века. Первым по времени
открытия было училище Баягантайское
в 1870 году, вторым Амгинское в 1871 году»,
— писал И.И.Майнов.
В 1887 г. в Амгинской Слободе вновь
была открыта церковно-приходская
начальная школа. Якутский мещанин
Михаил Иванов-Корякин был церковным
старостой и он пожертвовал на
церковно-приходскую школу 55 рублей.
Сосланный в Амгу В.Г.Короленко
занимался педагогической
деятельностью, обучал детей местных
жителей. В октябре 1882 года от открыл в
своей юрте начальную школу, которая
работала в течение двух лет. Его
ученик Н.Е.Афанасьев впоследствии
стал одним из активных организаторов
народного образования в Якутии,
составил с С.Новгородовым первый
якутский букварь. Афанасьев был
заслуженным учителем Якутской АССР.
В 1891 г. в Слободе на средства
крестьянского общества было
построено первое здание школы.
Спустя год эту школу посетил генерал-губернатор
из Иркутска и проверил знания
учащихся.
В Амге отбывали ссылку члены тайных
обществ «Народная воля», «Северное
общество», участники польского
восстания 1861 г. и другие «возмутители
спокойствия».
Русский писатель В.Г.Короленко в
своих воспоминаниях «История моего
современника» в главе «Слобода Амга
и ее обитатели» отмечает, что
амгинские пашенные крестьяне в
сильной степени успели утратить
черты, присущие русской
национальности. В рассказе «Сон
Макара» Захар Цыкунов (герой
рассказа) «просил меня впоследствии,
когда я получу возможность вернуться
в Россию, прислать ему всю
крестьянскую одежду, как носят в
России». Перед смертью Цыкунов
намеревался одеться по-русски, чтобы
явиться на тот свет как приличному «пашенному».
В силу полного объякучивания
потомки русских крестьян почти
полностью утратили свой родной язык,
культуру. Из учтенных 86 жителей Амги
еще в начале ХХ века 56 чел. совсем не
понимали по-русски, 19 чел. говорили на
родном языке с большим трудом, 7 чел.
были малограмотны и только 4 чел.
умели писать и читать. Они гордились
только своим происхождением, называя
себя «бааhынай» — пашенный.
Амгинские крестьяне влачили жалкое
существование, их изнурял тяжелый
физический труд земледельца. Хлеб
сеяли, собирали, обмолачивали
вручную, все самым примитивным
образом. Изнуряло их и социально-экономическое
положение, пашенные постоянно
платили разные подати, налоги и сборы.
В 1903 г. на Амгинской земле было 1524
русских крестьянина, из них
хлебопашеством занимались 860 человек.
В административном отношении Амга-Слобода
подчинялась непосредственно г.Якутску
— окружному полицейскому управлению.
По переписи 1917 года в Амгинской
Слободе было 274 семьи, в Новопокровке
— 77, Чапчылгане — 53, Верхней Деревне
— 43, Булуне — 46, Арылахе — 39.
В Амге жили династии русских
крестьян Артемьевых, Алексеевых,
Климонтовых, Кузнецовых, Лобановых,
Моисеевых, Немчиновых, Пинигиных,
Рогожиных, Санниковых, Цыкуновых,
Черняк (евреи), Витковских,
Вырембовских (поляки) и др. В Верхней
Деревне — династии Артемьевых,
Алексеевых, Немчиновых, Неустроевых...
В Чапчылгане — династии Артемьевых,
Боярских, Бояркиных, Расторгуевых,
Пекарских, Трифоновых... В
Новопокровке — Кривошеины,
Кармановы, Матвеевы, Соловьевы и
Балаганские.
В этих деревнях были построены
бревенчатые дома «городского типа»
со ставнями, палисадниками, высокими
заборами с воротами и кирпичными
печами. Кроме того, были там и старые
постройки и якутские балаганы.
Черняк, Сосновские, Вырембовские и
Афанасьевы имели свои магазины.
Таким образом, Амгинское
крестьянское общество оказало
большую практическую помощь в
развитии хлебопашества в Амгинском и
других улусах Якутии. Выращенный
урожай пашенные продавали жителям
наслегов своего и ближних улусов, г.
Якутска.
Кроме того, Амгинское общество
сыграло определенную роль и в защите
Российского государства.
Правительство призывало на военную
службу русских крестьян — членов
крестьянского общества. Согласно
списка 1895 года, из Верхней Деревни,
Амги-Слободы, Чапчылгана и
Новопокровки проходили военную
службу в царской армии всего 31
человек. В их числе от династии
Алексеевых — 5 чел., Расторгуевых — 4,
Боярских — 4, Матвеевых — 3, Петровых
— 3, Рогожиных — 1, Артемьевых — 1,
Емельяновых — 3 и Лобанов Гавриил (черкес
Ганя).
В Первой мировой войне приняли
участие и амгинцы. Василий
Константинович Расторгуев вернулся
кавалером Георгиевского Креста,
Матвей Лобанов (отец братьев-артистов
Матвея и Федора), Пинигин, Ф.В.Кривошеин
(селекционер, выведший сорт пшеницы «Победа»)
были активными участниками «империалистической»...
Так жили, трудились, выполняли свой
гражданский и общественный долг
скромные, трудолюбивые, упорные,
настойчивые «пашенные» Амгинского
крестьянского общества
Литература
1. Г.П.Башарин. История
земледелия в Якутии (XVII—1917 г.), тома I
и II. Якутск, 1989-90.
2. В.Н.Иванов. Социально-экономические
отношения у якутов XVII в. в Якутии. 1966.
3. Ф.Г.Сафронов. Русские крестьяне в
Якутии (XVII—XX). 1961.
4. Е.С.Шишигин. Распространение
христианства в Якутии. 1981.
5. Нац. архив РС(Я), ф. 145, оп. 1, д. 108, ф.
145, оп. 1, д. 579, ф. 54, оп. 1, д. 74, 81, 10, ф. 145,
оп. 1, д. 56, 17, 23, 18, 8, 1024, 997.
6. Именной список крестьян
Амгинской Слободы, просящих хлеба на
обсеменение и продовольствие 1 мая 1894
г. (Нац. архив РС(Я), фотокопия).
7. В.Ф.Иванов. Письменные источники
по истории Якутии XVII века.
8. Воспоминания М.А.Расторгуева, В.В.Расторгуева,
С.В.Климонтовой, Л.Н.Аммосовой, Е.Ф.Кривошеиной,
В.Лобановой.