Людмила
Жукова,
кандидат исторических наук.
Утай... Это слово обладает каким-то
особым звучанием, в нем будто
присутствуют покой, тишина и
умиротворенность. В сентябре 1998 года
мне удалось посетить Утайшань, одну
из самых священных гор Азии, с
группой монгольских паломников,
отправившихся по двухнедельному
маршруту Утай — Гумбум. За 3 дня
пребывания в городке Тайхуай Таун (центр
Утай) мы посетили некоторые из
многочисленных святынь массива горы
Утайшань: ступу «Дабайта» (Большая
белая ступа — Гэрэлтэ Сагаан Субарга)
с мощами Будды Шакьямуни, храмы
Пусадин, Лохоусы, Далудин, Черного
Маньжушри, источник «Тумэн Булагай
Аршаан».
Но самой запомнившейся и волнующей
была поездка к пещере «Фо Му Лун» (Пещера
Матери Богов), по-монгольски «Эхын
Умай» (Чрево матери), посещению
которой посвятили почти целый день.
Она расположена в 15 км к югу от центра
Утая, на южном склоне северо-восточного
отрога южной вершины Утая. Сначала
туда ведет асфальтированное шоссе —
по течению речки Циньшуй. Потом нужно
свернуть направо на проселочную
дорогу, идущую вверх по ущелью
бокового ручья и оканчивающуюся
возле слияния двух маленьких падей.
Далее по гребню маленького отрога
длиной 2,5 км, заросшего кустиками
облепихи, ведет на подъем глубокая
пешеходная тропа и упирается в склон,
чуть ниже скальных выходов.
На склоне тропа выложена камнями и
серпантином поднимается вверх к
небольшим строениям; выше них
расположена ровная каменная
площадка с перилами, откуда
открывается хороший обзор на юго-восток,
на волнистые гребни остроконечных
вершин. На этой площадке построен
небольшой храм (павильон)
прямоугольной формы, закрывающий
вход в пещеру. В центре павильона
стоит алтарь с тремя бронзовыми
статуями женских божеств в китайском
стиле, перед которыми горят свечи и
курительные палочки. Сделав
подношения, поклоны и обходы, мы
прошли через маленькую дверь на
задней стенке павильона во
внутреннюю площадку (непосредственно
перед пещерой), где видно небо в
просвет между задней стенкой храма и
потолком пещеры.
Пещера состоит из двух частей:
наружной и внутренней, соединенных
между собой узким лазом. Наружная
пещера высотой в 3, длиной в 10 метров
постепенно сужается и оканчивается в
темноте единственным лазом;
пространство в ней разделено на
лабиринты перилами из деревянных
жердочек, сплошь перевязанными
шелковыми хадаками; в конце пещеры,
перед отверстием лаза, справа и слева
устроены полочки для складывания
снятой верхней одежды и обуви — за
этим строго следит служитель храма.
Сам лаз представляет собой
горизонтальное сквозное отверстие
размером примерно 20х40 см и длиной
около 1,5 м, продолжением которого
становится внутренняя тупиковая
пещерка овальной формы размером 2х1 м.
Поручиться за точные размеры нельзя,
это ведь лишь мои субъективные
ощущения, а не точные промеры
исследователя.
Как всегда в подобных местах,
каждого охватывают необъяснимое
волнение, неуверенность, страх.
Протиснувшись в это узкое отверстие
боком, через некоторое время я
оказался плотно сдавленным со всех
сторон, мои руки и ноги оказались в
пустоте. Пошарив в темноте руками,
наткнулся на выступы камней внизу,
подтянувшись за них, оказался во
внутренней части пещеры в полной
темноте. Позже служитель храма (старик-китаец)
подал мне снаружи 3 свечи, которые я
зажег. В верхней дальней части пещеры
установлена маленькая бронзовая
фигурка Матери, а под ней находится
ящик для подношений. Искать на полу
пещеры что-нибудь «на память»
бесполезно, потому что за
тысячелетия паломники не оставили и
пылинки, камни там будто
отполированы руками, попадаются лишь
огарки от свечей.
Обратный путь легче, хотя и не
всегда, вероятно, в зависимости от «заслуг»
каждого отдельно взятого человека.
После этого мы вышли снова на
открытую площадку перед храмом,
поджидая остальных товарищей из
нашей группы. В ущелье стоял грохот —
будто там шел бой с применением
крупнокалиберных пулеметов. Это
снизу поднималась группа туристов-китайцев,
по традиции отмечающих подъем к
пещере стрельбой из длинных
ленточных петард (целых полчаса
длился этот грохот). Дождавшись
отставших, мы спустились вниз на 200 м
к беседке, где из земли бил святой
источник — аршан. После посещения
пещеры все выглядели очень
радостными и довольными, будто
сбросили с души какую-то тяжесть.
После пережитых волнений и
переживаний мы стали не спеша
умываться — совершали обряд
очищения и купания после «нового
рождения». Этим и закончилось наше
посещение «Пещеры Матери Богов»...
Обычай поклонения и почитания
пещер как местопребывания божеств
Матери Земли распространен среди
всех народов мира без исключения. В
древности у некоторых кочевых
народов Центральной Азии, в
частности, у хойху (тогуз-огузов),
посещение пещеры Матери, очищение и
обряд «повторного» (нового) рождения
носили не только сугубо
индивидуальный характер, но иногда
обретали общегосударственный
уровень и масштаб: перед возведением
на престол будущий правитель
проходил обряд «нового рождения» в
пещере и после этого утверждался на
троне.
Ученым энциклопедистом XI века аль-Бируни
описан немусульманский обряд «чудесного
нового рождения тюрка-правителя» у
мусульманских правителей
Афганистана и Северной Индии из
династии Газневидов. Последние
происходили из тогуз-огузов (хойху),
переселившихся в Среднюю Азию в VIII
веке из Монголии: «...Первым из них
пришел Бирха Такин (Борак Тегин?). Он
вошел в пещеру в Кабуле, в которую
нельзя было войти иначе, как боком и
ползком, там была вода, и он положил
еду на несколько дней. После того как
Бирха Такин вошел в пещеру, вдруг
выходит кто-то из нее... как бы
рождается из чрева матери. Народ
воздал ему почести как чудесному
существу, предназначенному на
царство». Подобный обряд «повторного
рождения» при возведении на престол,
хотя и в измененном виде, также
существовал у киданьских
императоров, в Южной Маньчжурии.
Далее немного об Утае. Массив горы
Утайшань с его комплексом
построенных храмов, пагод, колодцев и
кладбищ, с его вершинами, скалами,
пещерами и источниками был известен
с древнейших времен далеко за
пределами собственно Китая. В
китайской религиозной литературе
гора Утай часто имеет другое
название — «Цин Лян» (Чистая и
Прохладная), ее же тибетское
наименование — «Рибоцена» (Пятивершинная
Гора), а монгольское — «Табан
Уцзугурту Агуула» (Пятивершинная
Гора).
По буддийской традиции она
считается местопребыванием (страной)
бодхисаттвы Маньжушри, божества
Мудрости — как в обычном
человеческом понимании (на
феноменальном уровне), так и в
мистическом (т.е. в другом измерении).
Она находится на востоке
относительно центра буддийской
космологии Ваджрасаны (Бодхгайя), так
же как страна Авалокитешвары — на
юге, страна Лакинь Ургьен — на западе,
страна Шамбалы — на севере. По
китайской религиозной традиции Утай
входит в число 5 самых священных
языческих, а также 4 самых священных
буддийских гор страны, и кроме этого
она является единственной горой
такого уровня на землях севернее
реки Хуанхэ.
С незапамятных времен святую гору
Утай посещали многие патриархи,
махасиддхи, святые, иерархи и адепты
различных религий, течений и сект не
только со всего Китая, но и из Индии,
Кашмира, Тибета, Западного края (Восточного
Туркестана), Монголии, Кореи и Японии.
Раньше у монголов посещение горы
Утай считалось равноценным
поклонению святыням Лхасы и во
многих случаях предпочтение
отдавалось Утаю; мечта многих
верующих — участь быть погребенным
на земле Утая, хотя бы в виде цаца —
урны с прахом. И сегодня святыни Утая
также популярны среди верующих
монголов. В их духовном устремлении
сюда, возможно, присутствует давно
забытая, неосознанная, древняя связь
монголов с этим районом.
В далекие времена, которые почти
уходят за рамки достоверной
письменной истории, горные районы,
расположенные восточнее большой
излучины Хуанхэ и севернее ее
нижнего течения (в том числе и район
горы Утайшань), принадлежали
северным кочевым племенам. С начала I
тысячелетия до н.э. китайцы с долины р.Хуанхэ
стали постепенно захватывать эти
земли и строить укрепленные стены,
вытесняя местные племена на север.
При императоре Цинь Шихуанди эти
стены были соединены в единую
систему «Великой китайской стены», а
территории внутри нее стали
считаться китайскими. А снаружи
Великой стены, в районах, прилегающих
к Утайшаню с севера и с запада, с III
века до н.э. находились центры
кочевых империй и племенных союзов
хунну, сяньби, гаогюй (хойху), тоба (Тоба
Вэй), восточных тюрков, киданей. В
последующие века (вплоть до
сегодняшних дней) именно эти районы
являлись основными местами кочевий и
расселения южных и восточных
монголов.
У нас, на территории этнической
Бурятии, тоже есть священная гора,
Алхана, находящаяся в Дульдургинском
районе Агинского национального
округа Читинской области, издавна
посещаемая верующими и паломниками
из дальних мест.
В массиве горы Алхана расположены
многочисленные «дворцы и храмы,
построенные самой природой» —
группы скал, пещеры и гроты
естественного происхождения,
посвященные различным божествам,
защитникам религии и дакиням. По
склонам и падям текут многочисленные
источники — аршаны, есть и субурганы,
небольшие каменные сумэ — молельни,
построенные человеческими руками.
Также имеется комплекс, созданный
природой, и выбранный людьми для «очищения
и повторного (нового) рождения» в
виде ворот, окошка, лаза и, собственно,
пещеры «Эхын Умай». В отличие от
Утайшаня, где святыня представлена в
виде единого цельного комплекса, на
Алхане паломники сначала проходят
через «Уудэн Сумэ» (Ворота Счастья),
затем выше по склону через «Загууридын
Хабсагай» (скалы Бардо) — подъем на
скальную стенку (небольшую) через «окошко»
на скальном гребне; далее (чуть
повыше) горизонтальная тропа по
южному склону отрога приводит к
пещере «Эхын Умай», где обычно царят
оживление, всеобщее веселье, шутки,
смех и отдых...
Отсюда тропа спускается вниз на дно
небольшой пади, где течет целый ручей
— аршан, водой которого можно
совершить омовение — ритуал,
завершающий обряд пройденного «очищения
и нового рождения»... А через ручей, на
противоположном склоне, возвышаясь
среди леса в виде огромной
вертикальной скалы, безмолвно
смотрит на нас сама «Наро Хажид»,
Красная Дакиня...