Лира ГАБЫШЕВА
«Во имя исцеления души человека...»
Национальный
театр танца Республики Саха
Национальный танцевальный
фольклор составляет основную ветвь в
разнообразии якутской хореографии.
На волне высокого уровня
самодеятельного народного
танцевального творчества и был
создан в 1980 г. Государственный
ансамбль танца Якутии, который через
12 лет в 1992 году преобразовался в
Национальный театр танца Республики
Саха (Якутия).
Основополагающая роль
художественно-эстетических
принципов театра принадлежит
научной концепции, разработанной
авторами А.Е.Захаровой, А.Г.Лукиной,
задачи которой — найти пути
обновления якутского танца на
драматургическом уровне спектакля.
За годы своей деятельности в новом
статусе Национальный театр танца
утвердил себя в таком многогранном и
сложном измерении, как театр. И это
самобытно, интересно, увлекательно!
Музыка, танец, вокал, слово,
сплетенные драматургическим
стержнем в единое целое, создают на
сцене синкретичное действо, яркое и
впечатляющее.
Показатель любого театра — прежде
всего репертуар. В разные годы
молодой театр поставил более 20
спектаклей. От спектакля к спектаклю
театр движется через поиск к своей
образности, к своему художественному
лицу, и сформированный репертуар
отражает его творческий диапазон и
новый потенциал. Так, в первой
постановке «Уруу» («Земное родство»)
композитора А.Самойлова удалось
донести многоплановость старинного
свадебного обряда, его эпичность;
впечатляющая картина рождения жизни
и мирового древа народа саха
воплощена в «Легенде о племени Айыы»
(режиссер Ю.Филонов); жанровой
колоритной зарисовкой сцен народной
жизни является спектакль «Атыыр
мунха» («Большая рыбалка») Н.Берестова.
В этом ряду постановок, связанных с
многоплановым осмыслением народного
фольклора и духовного наследия
прошлого, особо выделяется по
воплощению замысла этнобалет «Бохсуруйуу»
(«Исцеление души») В.Ксенофонтова,
который стал крупной творческой
победой театра. Присутствие ярко
выраженной мысли раздвигает рамки
темы и сюжета, выплескивается в
современной день с его глобальной
проблемой: Человек в этом мире.
Высшая стадия искусства шамана —
бохсуруйуу достигается главным
героем самообречением на страшные
страдания, его великой жертвенностью.
Таков удел людей, свыше избранных во
имя возвращения, исцеления души
человека, отнятой злым духом. Театр
вызывает интерес в российском
культурном пространстве, высокую
оценку «Бохсуруйуу» дала профессор
Российской Академии музыки им.Гнесиных
Зоя Глядешкина.
В 1998 году по приглашению
Министерства культуры, Союза
театральных деятелей РФ и
Государственного театра Наций
якутский Театр танца познакомил
москвичей с двумя спектаклями на
сцене Российского Академического
Молодежного театра. Крещение на
столичной сцене оказалось успешным,
москвичей покорила «эмоциональнаая
энергетика» и экзотика «Бохсуруйуу»;
высокая «эстетизация» якутской «Лолиты»,
которая явилась «первым подарком к
приближающемуся столетию Владимира
Набокова». Были отмечены яркость
ведущих солистов, профессионализм
оркестра, поиск нового сценического
языка и своеобразие почерков
постановщиков Геннадия Баишева («Бохсуруйуу»)
и Лиры Габышевой («Лолита»), а также
работа режиссера Афанасия Федорова и
художников Марии Ядрихинской,
заслуженного деятеля искусств РФ
Геннадия Сотникова, Дарии Дмитриевой,
которые при минимальных средствах
создали выразительное театральное
зрелище. Эти два спектакля, без
сомнения, являются этапными в
творчестве театра.
Являясь по своей сути национальным,
театр верен интернациональному духу
искусства, и вот почему в афише
театра присутствуют такие
постмодернистские постановки, как
экшен-рок «Дао» и рок-данс «Анатомия
революции» в режиссуре З.Мирсолиева
и хореографии Г.Баишева. Бунтарский
пафос этого диптиха окунул
исполнителей в стихию рок-музыки, в «слои
пространства и времени» Америки, а
затем российской революции, что
явилось неожиданной гранью в
творчестве театра. Одним словом,
театр не стоит на месте, он
развивается, впитывая в свое
творчество явления современной
жизни. Толчком к новой работе может
быть самый разнообразный материал, в
том числе и зарубежные впечатления,
выливающиеся на сцене в неповторимую
радугу танцев мира от филиппинского
до американского степа в обширной
концертной программе, включающей и
богатство северного фольклора
народов республики.
В своем репертуаре театр уделяет
внимание и детскому зрителю, это
спектакли «Волшебник Изумрудного
города», «Волшебная флейта», «Куклы
мастера Тяп-Тяп» на музыку Альберта
Попова и Егора Федотова в постановке
Ольги Андреевой, китайская сказка «Волшебная
кисточка» в постановке Александра
Титигирова и «Маугли» в постановке
Зафара Мирсолиева.
Театр
развивается, впитывая в свое
творчество явления современной
жизни. Толчком к новой работе
может быть самый разнообразный
материал, в том числе и зарубежные
впечатления, выливающиеся на
сцене в неповторимую радугу
танцев мира от филиппинского до
американского степа в обширной
концертной программе, включающей
и богатство северного фольклора
народов республики. |
|
«Волшебная кисточка». Режиссер А.Титигиров. Танец с веерами. |
Большую роль в деятельности театра
играет оркестр народных
инструментов во главе с талантливым
главным дирижером Николаем Петровым.
Ярко проявляется дар молодого
дирижера Альберта Попова. В создании
своего оркестра — несомненная
заслуга художественного
руководителя театра, заслуженного
артиста РС(Я), лауреата Госпремии РС(Я)
им. П.Ойунского Геннадия Баишева и
директора Александра Алексеева.
Оркестр можно назвать творческой
лабораторией современной якутской
музыки, им проделана огромная работа
по накоплению репертуара и повышению
исполнительского мастерства, он
является лауреатом IV Всероссийского
конкурса музыкантов в Нижнем
Новгороде.
Интересным событием в якутской
хореографии стало обращение театра к
произведениям классиков мировой
культуры: это постановка
классического действа по
знаменитому роману В.Набокова «Лолита»
В.Шадрина и Н.Петрова, в режиссуре и
хореографии Л.Габышевой. Ей же
принадлежит и удачное либретто (второй
хореограф — Л.Антипина).
Своеобразна и оригинальна
хореографическая зарисовка по
произведению якутского классика А.Е.Кулаковского
«Семь портретов якутских женщин» (композитор
В.Шадрин, постановщик Л.Габышева). К
100-летию народного сказителя, певца,
танцора, яркого хранителя и знатока
якутского фольклора Сергея Зверева
поставлен этнобалет по легенде
Сунтарского улуса «ОЇуор туос» (композитор
В.Зырянов, постановщик Г.Баишев).
Театр танца привлекателен и своими
одаренными артистами, которые во
многом определяют творческий
уровень театра на сегодня: это
Дмитрий Артемьев, Паша Сидорова,
Афанасий Афанасьев, Филипп Фомин, Зоя
и Афанасий Соловьевы, Василий
Друзьянов, Ольга Скобелева, Долаана
Федотова, Семен Иванов и другие. О
признании творчества артистов
говорит и почетное звание
заслуженной артистки РС(Я),
присвоенное Марианне Дмитриевой в
начале 90-х годов. Думается, что этой
высокой чести достойны многие
ведущие, любимые якутянами, артисты,
отличающиеся яркой
индивидуальностью и мастерством
сценического перевоплощения.
С большой творческой отдачей
работают в театре выходцы из
танцевальной труппы репетиторы-балетмейстеры
Людмила Антипина, Юрий Федоров,
помощник режиссера Светлана
Бессонова, художник театра Мария
Ядрихинская, заведующий
производственным и постановочным
цехами заслуженный работник
культуры РС(Я) Анатолий Николаев и
многие другие.
Открытие 10-го театрального сезона
ознаменовалось тем, что танцевальную
труппу пополнили 11 выпускников
специализированного народного
отделения республиканского
хореографического училища.
Творчество Национального театра
танца РС(Я) хорошо известно и любимо
как в нашей республике, так и за ее
пределами. Театр достойно
представлял самобытную культуру
родного народа на многих сценах мира:
в Германии, Польше, Франции, Испании,
Канаде, США... Это сотни концертов,
миллионы зрителей, и повсюду якутяне
являются лидерами многих знаменитых
международных фестивалей танца.
Поиски новых форм работы, идей и
замыслов новых спектаклей — это то,
чем живет сегодня театр.
Последняя работа театра впервые
обращена к юкагирской мифологии. «Ярхадана»
заслуженного деятеля искусств РФ
Захара Степанова в постановке
Геннадия Баишева на либретто
кандидата исторических наук Людмилы
Жуковой продолжает поиск
выразительных средств в пластах
танцевального фольклора северного
народа.
Так через осмысление национальных
традиций и приобщение к мировой
культуре открываются дальнейшие
перспективы молодого театра, который
прочно утвердил по-своему уникальное
творчество в мире искусства.
Музыкальные
инструменты Национального оркестра
Театра танца
Республики Саха (Якутия)
Якутские музыкальные
инструменты имеют свои традиции и
особенные свойства.
Наиболее древними являются хомус (варган),
кырыымпа (род скрипки), дюнгюр (род
шаманского бубна) и несколько
ударных инструментов. Намного позже,
под влиянием русского искусства,
появились новые музыкальные
инструменты: тансыр (прототип домбры),
кылысах (прототип балалайки).
Национальный оркестр Театра танца
обладает большой коллекцией
якутских национальных инструментов,
в которую входят все вышеназванные
инструменты.
Хомус — это древний язычковый
инструмент, род наиболее
совершенного варгана (дугообразный,
изготовлен из металла высокого
качества).
Кырыымпа — струнный инструмент (4
струны). Тембр этого инструмента
немножко неясный и гнусавый. В
оркестре он является соло или служит
аккомпаниатором певцов.
Тансыр — трехструнный инструмент,
его прототипом является русская
балалайка. Различают такие кылысахи:
первый, второй, альт, бас, контрабас.
Шаманский дюнгюр (род бубна) —
очень старинный ударный инструмент,
который использовали во время
шаманских церемоний как
односторонний менбранофон.
Инструмент представляет собой узкий
деревянный круг, покрытый кожей и
украшенный металлическими
колокольчиками, которые позвякивают
во время игры. Звучание бубна зависит
от качества использованной для
оболочки кожи. Все мастера обладают
своими секретами обработки кожи.
Бубны различаются своими диаметрами:
маленький, средний, большой. Бубен
шаманского культа — это круг,
соединенный с большой ручкой с
широким краем, который украшен
многочисленными подвесками-колокольчиками,
лентами и т.д. Дюнгюры сопровождают
танцы, ритуальные песни.
Кюпсюр (род литавры) — ударный
инструмент, сделанный из дерева.
Покрыт сверху донизу кожей.
Различают средний, маленький,
большой.
Мас хобо — ударный инструмент,
который представляет собой
маленькие пустые коробочки,
соединенные между собой тонкой
веревкой. Различают маленькие,
средние (3—4 коробочки) и большие хобо,
диапазон которых — октава.
Табык — род мас хобо, кружащийся
инструмент.
Хабарджа — это тоже вращающийся
инструмент, который представляет
собой деревянную пустую коробку,
внутри которого находятся
колокольчики, маленькие камешки,
соединенные веревкой. Для игры его
встряхивают.
Дьана — круглый или удлиненный
вращающийся инструмент, окруженный
маленькими пустыми коробками или
костями. Для игры его встряхивают.
Атаара — вращающийся инструмент в
форме треугольника. Внутри имеются
маленькие кусочки металла и камешки. |