На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Лира ГАБЫШЕВА

«Во имя исцеления души человека...»

Национальный театр танца Республики Саха

Национальный танцевальный фольклор составляет основную ветвь в разнообразии якутской хореографии. На волне высокого уровня самодеятельного народного танцевального творчества и был создан в 1980 г. Государственный ансамбль танца Якутии, который через 12 лет в 1992 году преобразовался в Национальный театр танца Республики Саха (Якутия).

Основополагающая роль художественно-эстетических принципов театра принадлежит научной концепции, разработанной авторами А.Е.Захаровой, А.Г.Лукиной, задачи которой — найти пути обновления якутского танца на драматургическом уровне спектакля. За годы своей деятельности в новом статусе Национальный театр танца утвердил себя в таком многогранном и сложном измерении, как театр. И это самобытно, интересно, увлекательно! Музыка, танец, вокал, слово, сплетенные драматургическим стержнем в единое целое, создают на сцене синкретичное действо, яркое и впечатляющее.

Показатель любого театра — прежде всего репертуар. В разные годы молодой театр поставил более 20 спектаклей. От спектакля к спектаклю театр движется через поиск к своей образности, к своему художественному лицу, и сформированный репертуар отражает его творческий диапазон и новый потенциал. Так, в первой постановке «Уруу» («Земное родство») композитора А.Самойлова удалось донести многоплановость старинного свадебного обряда, его эпичность; впечатляющая картина рождения жизни и мирового древа народа саха воплощена в «Легенде о племени Айыы» (режиссер Ю.Филонов); жанровой колоритной зарисовкой сцен народной жизни является спектакль «Атыыр мунха» («Большая рыбалка») Н.Берестова.

В этом ряду постановок, связанных с многоплановым осмыслением народного фольклора и духовного наследия прошлого, особо выделяется по воплощению замысла этнобалет «Бохсуруйуу» («Исцеление души») В.Ксенофонтова, который стал крупной творческой победой театра. Присутствие ярко выраженной мысли раздвигает рамки темы и сюжета, выплескивается в современной день с его глобальной проблемой: Человек в этом мире. Высшая стадия искусства шамана — бохсуруйуу достигается главным героем самообречением на страшные страдания, его великой жертвенностью. Таков удел людей, свыше избранных во имя возвращения, исцеления души человека, отнятой злым духом. Театр вызывает интерес в российском культурном пространстве, высокую оценку «Бохсуруйуу» дала профессор Российской Академии музыки им.Гнесиных Зоя Глядешкина.

В 1998 году по приглашению Министерства культуры, Союза театральных деятелей РФ и Государственного театра Наций якутский Театр танца познакомил москвичей с двумя спектаклями на сцене Российского Академического Молодежного театра. Крещение на столичной сцене оказалось успешным, москвичей покорила «эмоциональнаая энергетика» и экзотика «Бохсуруйуу»; высокая «эстетизация» якутской «Лолиты», которая явилась «первым подарком к приближающемуся столетию Владимира Набокова». Были отмечены яркость ведущих солистов, профессионализм оркестра, поиск нового сценического языка и своеобразие почерков постановщиков Геннадия Баишева («Бохсуруйуу») и Лиры Габышевой («Лолита»), а также работа режиссера Афанасия Федорова и художников Марии Ядрихинской, заслуженного деятеля искусств РФ Геннадия Сотникова, Дарии Дмитриевой, которые при минимальных средствах создали выразительное театральное зрелище. Эти два спектакля, без сомнения, являются этапными в творчестве театра.

Являясь по своей сути национальным, театр верен интернациональному духу искусства, и вот почему в афише театра присутствуют такие постмодернистские постановки, как экшен-рок «Дао» и рок-данс «Анатомия революции» в режиссуре З.Мирсолиева и хореографии Г.Баишева. Бунтарский пафос этого диптиха окунул исполнителей в стихию рок-музыки, в «слои пространства и времени» Америки, а затем российской революции, что явилось неожиданной гранью в творчестве театра. Одним словом, театр не стоит на месте, он развивается, впитывая в свое творчество явления современной жизни. Толчком к новой работе может быть самый разнообразный материал, в том числе и зарубежные впечатления, выливающиеся на сцене в неповторимую радугу танцев мира от филиппинского до американского степа в обширной концертной программе, включающей и богатство северного фольклора народов республики.

В своем репертуаре театр уделяет внимание и детскому зрителю, это спектакли «Волшебник Изумрудного города», «Волшебная флейта», «Куклы мастера Тяп-Тяп» на музыку Альберта Попова и Егора Федотова в постановке Ольги Андреевой, китайская сказка «Волшебная кисточка» в постановке Александра Титигирова и «Маугли» в постановке Зафара Мирсолиева.

Театр развивается, впитывая в свое творчество явления современной жизни. Толчком к новой работе может быть самый разнообразный материал, в том числе и зарубежные впечатления, выливающиеся на сцене в неповторимую радугу танцев мира от филиппинского до американского степа в обширной концертной программе, включающей и богатство северного фольклора народов республики.

«Волшебная кисточка». Режиссер А.Титигиров. Танец с веерами.

Большую роль в деятельности театра играет оркестр народных инструментов во главе с талантливым главным дирижером Николаем Петровым. Ярко проявляется дар молодого дирижера Альберта Попова. В создании своего оркестра — несомненная заслуга художественного руководителя театра, заслуженного артиста РС(Я), лауреата Госпремии РС(Я) им. П.Ойунского Геннадия Баишева и директора Александра Алексеева. Оркестр можно назвать творческой лабораторией современной якутской музыки, им проделана огромная работа по накоплению репертуара и повышению исполнительского мастерства, он является лауреатом IV Всероссийского конкурса музыкантов в Нижнем Новгороде.

Интересным событием в якутской хореографии стало обращение театра к произведениям классиков мировой культуры: это постановка классического действа по знаменитому роману В.Набокова «Лолита» В.Шадрина и Н.Петрова, в режиссуре и хореографии Л.Габышевой. Ей же принадлежит и удачное либретто (второй хореограф — Л.Антипина).

Своеобразна и оригинальна хореографическая зарисовка по произведению якутского классика А.Е.Кулаковского «Семь портретов якутских женщин» (композитор В.Шадрин, постановщик Л.Габышева). К 100-летию народного сказителя, певца, танцора, яркого хранителя и знатока якутского фольклора Сергея Зверева поставлен этнобалет по легенде Сунтарского улуса «ОЇуор туос» (композитор В.Зырянов, постановщик Г.Баишев).

Театр танца привлекателен и своими одаренными артистами, которые во многом определяют творческий уровень театра на сегодня: это Дмитрий Артемьев, Паша Сидорова, Афанасий Афанасьев, Филипп Фомин, Зоя и Афанасий Соловьевы, Василий Друзьянов, Ольга Скобелева, Долаана Федотова, Семен Иванов и другие. О признании творчества артистов говорит и почетное звание заслуженной артистки РС(Я), присвоенное Марианне Дмитриевой в начале 90-х годов. Думается, что этой высокой чести достойны многие ведущие, любимые якутянами, артисты, отличающиеся яркой индивидуальностью и мастерством сценического перевоплощения.

С большой творческой отдачей работают в театре выходцы из танцевальной труппы репетиторы-балетмейстеры Людмила Антипина, Юрий Федоров, помощник режиссера Светлана Бессонова, художник театра Мария Ядрихинская, заведующий производственным и постановочным цехами заслуженный работник культуры РС(Я) Анатолий Николаев и многие другие.

Открытие 10-го театрального сезона ознаменовалось тем, что танцевальную труппу пополнили 11 выпускников специализированного народного отделения республиканского хореографического училища.

Творчество Национального театра танца РС(Я) хорошо известно и любимо как в нашей республике, так и за ее пределами. Театр достойно представлял самобытную культуру родного народа на многих сценах мира: в Германии, Польше, Франции, Испании, Канаде, США... Это сотни концертов, миллионы зрителей, и повсюду якутяне являются лидерами многих знаменитых международных фестивалей танца. Поиски новых форм работы, идей и замыслов новых спектаклей — это то, чем живет сегодня театр.

Последняя работа театра впервые обращена к юкагирской мифологии. «Ярхадана» заслуженного деятеля искусств РФ Захара Степанова в постановке Геннадия Баишева на либретто кандидата исторических наук Людмилы Жуковой продолжает поиск выразительных средств в пластах танцевального фольклора северного народа.

Так через осмысление национальных традиций и приобщение к мировой культуре открываются дальнейшие перспективы молодого театра, который прочно утвердил по-своему уникальное творчество в мире искусства.

Музыкальные инструменты Национального оркестра Театра танца
Республики Саха (Якутия)

Якутские музыкальные инструменты имеют свои традиции и особенные свойства.

Наиболее древними являются хомус (варган), кырыымпа (род скрипки), дюнгюр (род шаманского бубна) и несколько ударных инструментов. Намного позже, под влиянием русского искусства, появились новые музыкальные инструменты: тансыр (прототип домбры), кылысах (прототип балалайки).

Национальный оркестр Театра танца обладает большой коллекцией якутских национальных инструментов, в которую входят все вышеназванные инструменты.

Хомус — это древний язычковый инструмент, род наиболее совершенного варгана (дугообразный, изготовлен из металла высокого качества).

Кырыымпа — струнный инструмент (4 струны). Тембр этого инструмента немножко неясный и гнусавый. В оркестре он является соло или служит аккомпаниатором певцов.

Тансыр — трехструнный инструмент, его прототипом является русская балалайка. Различают такие кылысахи: первый, второй, альт, бас, контрабас.

Шаманский дюнгюр (род бубна) — очень старинный ударный инструмент, который использовали во время шаманских церемоний как односторонний менбранофон. Инструмент представляет собой узкий деревянный круг, покрытый кожей и украшенный металлическими колокольчиками, которые позвякивают во время игры. Звучание бубна зависит от качества использованной для оболочки кожи. Все мастера обладают своими секретами обработки кожи. Бубны различаются своими диаметрами: маленький, средний, большой. Бубен шаманского культа — это круг, соединенный с большой ручкой с широким краем, который украшен многочисленными подвесками-колокольчиками, лентами и т.д. Дюнгюры сопровождают танцы, ритуальные песни.

Кюпсюр (род литавры) — ударный инструмент, сделанный из дерева. Покрыт сверху донизу кожей. Различают средний, маленький, большой.

Мас хобо — ударный инструмент, который представляет собой маленькие пустые коробочки, соединенные между собой тонкой веревкой. Различают маленькие, средние (3—4 коробочки) и большие хобо, диапазон которых — октава.

Табык — род мас хобо, кружащийся инструмент.

Хабарджа — это тоже вращающийся инструмент, который представляет собой деревянную пустую коробку, внутри которого находятся колокольчики, маленькие камешки, соединенные веревкой. Для игры его встряхивают.

Дьана — круглый или удлиненный вращающийся инструмент, окруженный маленькими пустыми коробками или костями. Для игры его встряхивают.

Атаара — вращающийся инструмент в форме треугольника. Внутри имеются маленькие кусочки металла и камешки.

Hosted by uCoz