И
мастерство, и вдохновение...
Необыкновенно.
Непостижимо. Невероятно.
Поразительно. Невозможно поверить...
Только такие слова способны
выразить впечатление от концерта
учащихся Высшей школы музыки
Республики Саха (Якутия).
В нашем сознании за многие
десятилетия укоренилось, и не без
основания, понятие «провинция»,
особенно в вопросах образования,
культуры, исполнительства в
частности. Да и у автора этих строк,
много лет проработавшего в
республике, в том числе и в качестве
преподавателя Якутского
музыкального училища, за многие годы
сложилось определенное
представление о том, что возможно и
что невозможно в местных условиях. И
поэтому то, что прозвучало в
московских концертах ВШМ (в
Концертном зале имени П.И.Чайковского
и в зале Российской музыкальной
академии имени Гнесиных)*, — это
невозможно было себе представить,
это надо воспринимать — в совершенно
другом измерении, по совершенно иной
шкале ценностей.
Маленькие дети, приехавшие
на учебу из самых отдаленных районов
республики (многим из ребят на вид
можно дать не более 10 лет), играют на
фортепиано, скрипке, виолончели, на
духовых инструментах, играют в
ансамбле, в камерном оркестре, и как
играют! Невозможно даже заикнуться
не только о «провинции», но и вообще о
таких понятиях, как «школа», «ученичество»
и прочее. Впечатление было такое, что
в зале шел настоящий филармонический
концерт, что на сцене выступали
настоящие зрелые профессиональные
музыканты-исполнители. И при этом
столько по-настоящему детской
непосредственности, темперамента,
увлеченности музыкой!
Юным исполнителям
подвластно всё: и старинная
итальянская классика (концерт
Вивальди для двух скрипок с
оркестром), и изящная танцевально-концертная
миниатюра для двух фортепиано (вальс
Аренского в исполнении
фортепианного дуэта — воспитанниц
выдающейся якутской пианистки и
педагога Юноны Упхоловой), и строгая
венская классика (фортепианный
квартет Бетховена), и исполненные
виртуозного блеска «Цыганские
напевы» Сарасатэ (лауреат многих
российских и международных
конкурсов и фестивалей Екатерина
Рахимова, класс Л.И.Габышевой), и
концертная импровизация на темы
популярных опер, и певучая лирика, и
якутская национальная музыка.
Нельзя не сказать особо о
таком сложнейшем виде
исполнительского искусства, как
ансамблевое музицирование или игра в
оркестре. В концерте выступили
ансамбль скрипачей и камерный
оркестр ВШМ (руководители С.М.Афанасенко
и Л.И.Габышева), и такой необычный,
редко встречающийся ансамбль, как
квартет виолончелистов (руководитель
О.Г.Кошелева). Опять-таки не хочется
писать о таких вещах, как слаженность
звучания, ансамблевый слух, чувство
партнера, безупречная интонация, «единое
дыхание», и ансамбля, и оркестра. Это
все — как бы давно «пройденный этап».
Звучит Музыка — это единственное,
что царит на сцене, что западает в
душу и остается в памяти.
И что особенно характерно, —
при всей слитности, единстве
ансамблевого звучания, при всем том
— на сцене солисты! Да, именно
солисты, каждый из которых буквально
«одержим» музыкой, каждый — личность,
артист, и это не только слышно, это
видно — видно по выражению лиц, по
светящимся глазам каждого юного
музыканта и даже в пластике, — каждое
движение, каждый жест, каждый взгляд,
каждый поворот головы — от Музыки!
Какие разные, контрастные
произведения прозвучали в
исполнении ансамбля скрипачей:
строгая, величественная чакона
Витали и огненно-неистовый,
сверкающий, любимый всеми «Венгерский
танец» Брамса. Казалось, что юные
скрипачи и скрипачки вместе со
своими инструментами вот-вот
пустятся в пляс, а за ними и вся
публика в зале! И при этом какая
красота звучания, исполнительское
мастерство, тонкий вкус!
В чем же основа, в чем
источник поистине феноменальных
успехов учащихся школы? Конечно,
слагаемых успеха очень много, и не в
последнюю очередь — самоотверженный
труд и высокое мастерство педагогов (ректора
школы В.А.Босикова, проректора по
учебной и концертной работе Т.П.Сафроновой,
завуча и методиста учебного отдела В.И.Дьячковской,
руководителей обучения на
фортепиано Ю.М.Упхоловой и А.И.Герасимовой,
на скрипке — С.М.Афанасенко и Л.И.Габышевой),
и особая одаренность детей (из девяти
тысяч (!) прослушанных по всей
республике детей в первый год было
принято на обучение 110 учащихся).
Школа постоянно проводит
мастер-классы и приглашает для этого
самых выдающихся музыкантов-педагогов
из России, из стран содружества и из
многих стран мира. Вот только
некоторые имена: скрипачи Эдуард
Грач и Наталья Фихтенгольц,
виолончелист Даниил Шафран, певицы
Валентина Левко и Галина Олейниченко,
кларнетист Иван Мозговенко,
профессор камерного ансамбля
Московской консерватории Татьяна
Гайдамович, выдающийся японский
музыкант, профессор многих
консерваторий мира Такаши Ямазаки и
многие другие.
И еще два фактора, без
которых невозможен был бы тот
высочайший профессиональный уровень,
которого достигла школа за пять лет (всего
лишь) своего существования.
Первый. Школа была создана
по личной инициативе президента
республики М.Е.Николаева в 1993 году, и
все эти годы ощущает постоянную
поддержку, постоянную заботу высшего
руководства республики и лично
президента.
И второй. Педагоги школы
имеют полную свободу творчества, они
составляют по своему усмотрению
индивидуальный план обучения для
каждого учащегося, в зависимости от
его способностей, склонностей,
интересов. И вот этот дух настоящего
творчества, творческой свободы
окрыляет не только педагога, но и в не
меньшей степени самого ученика.
И напоследок. За пять лет
своего существования ВШМ Якутии
воспитала свыше ста(!) лауреатов
всероссийских и международных
конкурсов и фестивалей. Лауреатские
звания были завоеваны (помимо Сибири
и Дальнего Востока) в Санкт-Петербурге
и Тольятти, в Греции и Польше, Франции
и Японии.
Валерий КАЦ,
композитор. |