Отзывы, рецензии

На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

«Люди солнечных лучей
с поводьями за спиной»

Недавно вышедшая в свет книга Е.Н.Романовой «Люди солнечных лучей с поводьями за спиной» (судьба в контексте мифоритуальной традиции якутов) (Москва, 1997) представляет собой ценное, на высоком современном уровне написанное исследование. В области якутской этнографии, фольклора, мифологии и ритуала трудились многие крупные ученые, получившие весьма существенные результаты. Е.Н.Романова органично усвоила эти результаты и пошла дальше, продемонстрировав (автор как бы совмещает в себе исследователя и носителя традиций, строго различая две эти ипостаси, не смешивая субъект исследования с его объектом) весьма обширное знание новых методов исследований и нового круга идей.

Нередко бывает, что увлеченность идеей способствует ослаблению интереса к конкретному материалу, а иногда и своего рода насилию над ним. Е.Н.Романова в обращении с материалом никогда не теряет из виду здравый смысл, и чем больше она обращается к материалу (а она вводит в науку немалое количество неопубликованных архивных данных), тем более детальной и глубокой оказывается общая картина, тем органичнее вырисовываются связи между эмпирией и общими идеями и тем шире становится кругозор исследователя — настолько шире, что многое и разное прорастает в некое цельноединство.

Книга состоит из четырех разных и вполне самостоятельных очерков, но все они нацелены на ту, с первого взгляда вовсе не очевидную перспективу, в конце, точнее — в глубине, которой находится Судьба, объединяющая и глину-плоть, и горшок-тело, и гончара-демиурга, и путь-дорогу, и путника, и сценарий жизни, и самую Судьбу, и подступ человека к ней через стратегию «игры» с нею и гадание о ней. Автору приходится выступать в этой книге и этнографом (материальная культура, вещи, технология), и специалистом в области социальной антропологии (уровень системы), и семиотиком (область знаковости), и фольклористом, и мифологом.

Особенно следует оценить частое обращение исследователя к данным языка, к тому его уровню, на котором вскрывается смысловая мотивировка слова, взгляд носителя языка на то, какой стороной вещь обращается к нему и какой смысл возникает от этой тройственной встречи — вещи, носителя языка и слова-смысла. Такое обращение к языковым данностям часто позволяет заглянуть вглубь за ту кромку, которая отделяет носителя «данного» состояния языка и «разыгрываемых» им смыслов от предшествующего состояния, которое нужно раскрыть, если только нас интересуют «начала», генезис, развитие. Подобный подход, несомненно, отвечает и главной задаче исследователя — реконструкции ритуальной и символической системы якутской традиции, начиная с миров творения (автор хорошо понимает, что ни скотовод, ни земледелец, ни охотник не могут сравниться с горшечником в функции демиурга), с космогонического процесса, уплотнения мира, появления недостачи, выработки средства ее восполнения (проблематика т.наз. «основного» мифа). Вся эта линия отчетливо вырастает из четырех очерков, составляющих книгу. Автору делает честь, что он не поддался соблазну пойти дальше как в область типологии (экстенсивный аспект), так и в сферу правдоподобных, но в данном случае нарушивших бы равновесие, предположений о более глубоком, уже выходящем за предел возможностей материала, уровне, последней глубине начала (интенсивный аспект исследования).

Эта небольшая по объему, но глубокая по содержанию и смыслу работа должна быть оценена по достоинству. Первый большой шаг Е.Н.Романовой в науке сделан. Шаг — уверенный.

В.ТОПОРОВ,
академик РАН


«Этнопедагогика «Кут-сюр»: педагогические воззрения народа саха»

Книга о неисследованных проблемах народной педагогики

Все более активное и осознанное усвоение и освоение духовных ценностей родного народа, вхождение человека в мир национальной культуры является важнейшим условием формирования личности, ее гражданского становления.

Книга «Этнопедагогика «Кут-сюр»: педагогические воззрения народа саха» (Москва, Academia, 1998 г.) посвящена анализу и обобщению этнопедагогических идей, вытекающих из традиционного мировоззрения и мировосприятия народа саха. Следует подчеркнуть, что теоретическая разработка этнопедагогических проблем развития школьного образования (шире — всей системы народного образования) относится к числу важнейших направлений педагогической науки (шире — гуманитарных наук). Это связано с усложнившимися требованиями повышения не только образовательного, но и всего культурного, интеллектуального и духовно-нравственного уровня подрастающего поколения.

«Повышение национального самосознания побуждает работников народного образования обращаться к вековым народным традициям, в которых нашли отражение многие общечеловеческие ценности. Традиции и обычаи, сохранившиеся до настоящего времени, передающиеся из поколения в поколение, являются важным источником культуры любого народа, превращаясь в прочные нормы их поведения», — так начинает свою новую книгу доцент Якутского госуниверситета Иосиф Семенович Портнягин.

Автор весьма скрупулезно исследовал роль и место этнопедагогического учения айыы (бук. перевод этого слова на русский означает творение, от слова ай — твори; боги — творцы) и школы «кут-сюр» (слово кут — дух, душа, духовный потенциал человека; сюр — жизненная сила, энергия, передается по наследству) в народной педагогике с точки зрения использования и реализации принципов и положений айыы и кут-сюр учителями, воспитателями и родителями в своей нелегкой и ответственной работе. Вот что пишет о книге ее научный редактор, академик РАО, заслуженный работник народного образования Республики Саха (Якутия), заслуженный учитель Республики Чувашия Г.Н.Волков: «...Мы вправе утверждать, что в многообразном полиэтническом мире, тем более, в многонациональной России, в том числе и в Республике Саха, педагогика эффективно может функционировать преимущественно лишь в качестве этнопедагогики. Эта ключевая идея определяет в конечном счете общий настрой настоящей книги. Убежденно полагаю, что этнопедагогика «кут-сюр» в контексте целостной системы воспитания у саха представляет собой феноменальное явление педагогической культуры. «Кут-сюр» можно рассматривать как заметный вклад народа саха в мировую педагогику».

Книга состоит из четырех глав. Первая глава посвящена этнопедагогическим ценностям народов Якутии. В главе рассмотрены: проблемы народного воспитания в историко-этнографической литературе; вопросы философско-педагогического обоснования концепции учения айыы и школы «кут-сюр»; особенности педагогических основ народных традиций, обычаев и обрядов. В главе также осмыслены этнопедагогические аспекты фольклора народа саха, раскрыт идеал совершенного человека. Во второй главе иссследуются: идеи учения айыы и школы «кут-сюр» в воспитательной работе, где на основе большого фактического материала рассмотрены вопросы умственного, нравственного, трудового и физического воспитания по системе учения айыы; соотношения народных представлений о прекрасном и учения айыы об эстетическом воспитании. Третья глава раскрывает роль и значение школы «кут-сюр» в подготовке будущих учителей. В главе рассмотрены вопросы: формирования этнопедагогической культуры будущего учителя; саморазвития личности педагога на основе изучения этнопедагогики «кут-сюр»; затронуты социальные, научные и педагогические аспекты подготовки будущих учителей. И, наконец, четвертая глава посвящена проблемам саморазвития личности учащихся на основе этнопедагогического учения айыы.

Заканчивая эту краткую рецензию, необходимо еще раз подчеркнуть, что новая книга И.С.Портнягина — серьезное научное исследование новых, ранее неизученных проблем этнопедагогики народа саха, имеющее большое теоретическое и практическое значение. Уверен, что она станет заметным явлением в ряду исследований методических и культурологических аспектов народной педагогики саха.

Ким ДЬЯЧКОВСКИЙ,
кандидат философских наук

Hosted by uCoz