Фото П.Ушницкого
|
Четвертое
измерение
Евгения
Пакулова
«Лабиринт
пустоты»
Философия +
«-изм»
SELF MADE MAN
Трезвый и
дерзкий
Ненадоедливый
мольберт
И позвонок
плезиозавра!
Проникновение в Север
По части
искусства примера Жене Пакулову было
не занимать: рисовали и отец (военный
летчик), и старший брат (директор
художественного училища). Поэтому
выбора — учиться в Кубанском
университете или нет, не стояло. Хотя
в конце концов родное прикладное
отделение Пакулов все-таки со
скандалом бросил и дальнейшие
университеты проходил уже на Севере.
Каким же ветром уроженца Адыгеи
занесло в Якутию?
— Мне не хватало собственных
выставок, чтобы вступить в Союз. Это
потом, когда меня туда уже зазывали, я
принципиально отказался. А тогда еще
хотел. Вот и подумал — а почему бы,
собственно, и не Север?
— И какое было первое
впечатление?
— Ошеломляющее. У нас расцвели
уж давно абрикосы в саду, а в Надежном
в это время пурга бушевала. Но Север я
принял сразу, полностью и
безоговорочно.
А Север принял его.
И теперь в кабинете ректора
Мирнинского филиала ЯГУ шаман на
гигантском бубне проникает в другой
мир... По соседству прижился и другой
«собрат» — «Летящий» — вместе с «Домом
предков» (объективности ради надо
сказать, что находились люди, «остерегающие»
ректора от подобного приобретения —
«Держитесь вы от этих шаманов
подальше! На всякий случай»).
А недавно филиаловские стены
вплотную соприкоснулись с двумя
новыми гостями: в «Созерцании» и в «Нирване»
(здесь проходила выставка Е.Пакулова).
Причем в «Нирване», помимо
глобальности внутренней сути, еще и
внешнее выражение нестандартно:
шаман сложен из трех холстов, каждый
— в своей раме.
Зачем? По Пакулову, это — связь с
тремя мирами: верхним, средним и
нижним.
— Судя по картинам, шаманская
тема волнует?
— Во всяком случае, почти вся
литература, которая только
существует, подробно мною изучена.
— А есть знакомый ЖИВОЙ шаман?
— Насколько я знаю, последний
шаман повесился в 35-м году, когда его
не приняли сородичи — за то, что он
учился ездить на тракторе...
А вот «Старый чорон» Пакулова
остался в Якутии в одиночестве —
всех других его собратьев, идущих под
«кодовым» названием «Деревянная
посуда» с руками оторвали иностранцы
(«При этом они слыхом не слыхивали,
что такое Якутия, но покупались на
новизну формы и необычность техники.
И с кумысницами в форме копыт то же
самое произошло»). Ну, пусть хоть
так о нашем крае земли узнают...
Гулливеровские лики
Как слово наше отзовется? Никто
не скажет наверняка. Вот и с кистью то
же самое. Еще при Советской власти
Пакулов, открыв для себя
уникальность наскального рисунка
Ленских писаниц, вдохнул в него новую
жизнь — в картине второго
тысячелетия. В итоге «Вечность»
продублирована четырежды: для
президента республики и главы
местной администрации, на оставшиеся
две положила глаз заграница.
Что же в ней такого вечного, в этой «Вечности»?
А вы на герб якутский посмотрите —
один к одному. С маленькой разницей:
Пакулов картины свои написал зна-ачительно
раньше...
Но, конечно, не единой якутской
темой жив художник. Взять хоть три
первые попавшиеся работы — «Сад
камней» (интерпретация
медитативного Сада в Японии, где 14
камней видно с любой точки, а
последний, пятнадцатый, всегда
прячется), «По ком звонит колокол» (колокол
в центре, а по краям — маленькие
человечки с веревками в руках,
тянущие каждый в свою сторону, но при
этом никто из них не знает, кто же
добился колокольного звона), «Сизиф»,
катящий в гору ком своих проблем, —
все они интернациональны.
Потому что философия, она и в Африке
философия. Зря, что ли, музеи и «частники»
США, Англии, Франции, Италии, Израиля,
ЮАР, Японии и т.д. и т.п. из 25 стран мира
счастливы тем, что имеют Пакулова в
своих коллекциях?!
А между тем, вряд ли кто-то из его
стародавних друзей мог такое
предвидеть. Поскольку делал на своем
веку Пакулов и диаметрально
противоположное. Не потому, что любил.
Просто иначе тогда денег было просто
не заработать. Но зато и какой «размах
крыла» в заказах присутствовал порой!
Один портретище Брежнева — метров
эдак 9 на 9 - чего стоит!
— И как, тест на гигантоманию был
пройден успешно?
— Ну, разумеется!
— Сколько же ведер краски Вам
понадобилось?
— Ой, не сосчитать!
— Что же это за кисть должна
быть?
— Да щетка сапожная обычная, на
швабру надетая.
— А рисовали как? Ведь одна
бровь в полметра, поди, выходила!
— Вот так и рисовал — по
клеткам, каждая - метр на метр. Целых
три месяца. В ангаре цементного
завода. А приятель метров с
пятидесяти наблюдал и корректировал.
Мораль: мастерство не пропьешь. И
никакими вождями не испортишь.
«Православный дзэн-буддист»
Вы удивлены? Честно говоря, мне
тоже всегда казалось, что это вещи
несовместные. Как-то не верилось, что
буддист может быть:
а) крещеным в Православной церкви;
б) Иерусалимским паломником.
Тем не менее и крест у сердца, и
удостоверение пилигрима на стене не
придуманы. Как и «Триединство» (символизирующее
прошлое, настоящее и будущее, три
мира — верхний, средний и нижний и,
наконец, триединство христианства).
Как совершенно неожиданное «Снятие с
креста», голографический «Лик Христа»
и моисеевские скрижали, полученные
им на горе Синай («Сальвадор Дали»),
которые надо видеть, ибо как можно
пересказать, где господствует Бог,
где правит бал Сатана и существует
человек? А главное — как пересказать
глаза того, кому все это посвящено?!
— Евгений Васильевич, придется
объясниться.
— В мире настолько все
взаимосвязано, что разные религии
внутри человека сами точки
соприкосновения найдут. Аналогия —
компьютер: загрузи его файлами, а они
там улягутся, как им надо, каждый на
свою «полочку», только и всего.
Да, я и у Гроба Господня был, и в
церкви Девы Марии — то есть я почитаю
христианские святыни. Но
одновременно я и Дзэн-буддизм
воспринимаю, который даже религией
не назову — это просто великолепные
советы. Но если им следуешь — живешь
иначе.
Органичен ли подобный жизненный
параллелизм для знающих Дзэн изнутри?
Оказывается, вполне: «Во время
династии Сун жил один учитель Дзэна.
Однажды он появился на трибуне с
намерением прочесть проповедь .
Началась она примерно так: «Вчера
вечером я думал, что прочту сегодня
утром хорошую проповедь, но сейчас
она совершенно вылетела у меня из
головы. Как ни стараюсь, никак не могу
вспомнить». Он помолчал немного, а
затем сказал: «Сейчас я помолюсь, и,
может быть, вспомню». Затем
последовала примерно такая молитва:
«О, Господи, помилуй меня!»
Вы можете заметить, что это
христианская молитва и что странно
слышать ее от учителя Дзэна. Однако в
одном и том же океане и мелкая, и
крупная рыба чувствуют себя
превосходно».
(«Дзэн-буддизм», Д.Судзуки, К.Кацуки).
«Лабиринт пустоты»
«Пока пот не потечет у вас
ручьями по спине, лодка не
поплывет против ветра. Пока ваша
одежда не станет мокрой от пота, вы не
можете надеяться на то, что увидите
жемчужный дворец на травинке». («Дзэн-буддизм»,
Д.Судзуки, К.Кацуки).
Цитата — к тому, что, по признанию
Пакулова, над своим «Лабиринтом» он
думал... восемь лет.
— А делал?
— А делал часов пять. После
того, как он мне приснился. Весь. От и
до.
Один увидит в его «Лабиринте»
лишь геометрический примитивизм,
голый и безобъемный. Другой сходу
продиагностирует, что автор —
потенциальный клиент
психиатрической больницы. Но третий (родственник
по духу!) согласится, что в глубине
авторской правоты не видно дна,
процитировав Дзэновское:
«Тридцать спиц входят в одну
ступицу,
но не будь она пуста посередине —
не было бы и колеса.
Кувшин лепят из глины,
но не будь он пуст внутри —
на что был бы пригоден?
В доме делают окна, двери и стены,
но не будь пустоты между ними —
где тогда жить?
Во всем главное — внутренняя
пустота». (Лао Цзы).
Что же сам Пакулов?
— Как-то меня спросили: «Почему
такое название? Разве в пустоте можно
заблудиться? Ведь пустота — она и
есть пустота». Да, если человек верен
стандартной схеме восприятия жизни,
в которую всех нас усиленно пыталась
втиснуть социалистическая система.
Но тот, кто обратит взгляд прежде
всего на самого себя (и не столько «на»,
сколько «в»), у него и «внешний» угол
зрения изменится, и мир в его глазах
станет уже совершенно другим.
Вспомните известное: «На травинке
есть капелька росы, которая может
поглотить человека».
Философия + «-изм»
Пакулов сердится, если
спрашиваешь об энергетике его картин:
— Да чушь все это! Все зависит от
того, что в подсознании. Тут есть
только два подхода: понимаю - не
понимаю, принимаю - не принимаю. А
нравится - не нравится нету. Потому
что это не колбаса, это несколько
другие категории.
— То есть, если, предположим,
слепой подойдет к Вашей картине,
никакой энергетики он не почувствует?
— Я Вам на это замечательный
анекдот расскажу: «Старому слепому
еврею на праздник подарили пресную
лепешку — мацу. Он ее щупал, щупал, а
потом говорит: «Это кто ж такую херню
написал?»
Пакулов негодует, когда его
сравнивают, желая потрафить, с
Сальвадором Дали: «Да вы сначала
найдите у него «Утекающую тень», как
моя, тогда и поговорим!»
Но в таком случае как автор
определяет свой стиль сам?
— Как философский. При разном
способе выражения: это может быть и
символизм, и сюрреализм, и любой
другой «-изм». Но основа все же
философская. То есть не «пришел,
увидел, победил», бросил взгляд — и
понял насквозь. Здесь надо немножко
голову напрячь, мозгами поработать.
А не так, когда человек заранее
настроен, что ему все разжуют, в рот
положат, да вдобавок за него еще и
проглотят! Хотя и такие не редкость.
На эту тему анекдот есть хороший: «Застрелили
нового русского. И телохранителю
восемь пуль в голову запустили. Врач
выходит: «Хозяин умер, а
телохранитель жить будет». — «Как?!
Ведь восемь пуль! И все — в голову!!»
— «Да. Но мозг не задет».
— А вы не боитесь при таком
подходе остаться один? Без зрителей?
— Я показываю то, что думаю, и
так, как могу. И абсолютно никого
ничему не учу. Но если это кому-то
интересно, если это задевает и,
возможно, даже созвучно с чем-то
внутренним — своим, значит, я не один.
— А какие зрители вам особенно
симпатичны?
— Думающие. Например, мне как-то
очень понравилась одна женщина на
выставке, абсолютно необычная,
которая смотрела на работы издалека.
Я ее спросил: «Почему Вы выбрали
именно такой ракурс?» Она ответила: «Я
сначала картину осмысливаю, а потом
подхожу и читаю название. И сравниваю,
насколько точно совпадение».
— Ну, а если человек уходит с
выставки, просто пожав плечами? Как
вы к этому относитесь?
— Индифферентно. Это его право
и его выбор — сделать шаг по моей
дороге или остаться на своем пути.
— А не обидно?
— Знаете, я бы на это вспомнил
Эренбурга. Когда он был депутатом
Верховного Совета и почтальон
приносила ему корреспонденцию, она
как-то раз в порыве откровенности
поинтересовалась, действительно ли
ему нравится картина Пикассо,
которая висит за его спиной, или она
повешана ради «выпендрежа». Так вот
Эренбург пишет: «Тот же самый вопрос
я задал Пикассо. И он ответил: «В
школе вас азбуке учат, а искусство
понимать?» Поэтому на что обижаться?
На общество, что ли?
SELF MADE MAN
Судя по всему, Пакулов — кот,
который гуляет сам по себе.
— Скорее одинокий волк. Я уже 15
лет на «свободной охоте». Потому что
практически все делаю себе в
удовольствие. Это даже не работа —
хобби, за которое иногда платят
деньги.
— Картины уходят в лет?
— Крайне редко покупаются.
— К сожалению?
— К сожалению, ибо жить-то на
что-то надо. К счастью — оттого, что
жалко отдавать.
— А слово «вещизм» Вам знакомо?
— Одна из самых больших
глупостей человеческих. Есть у меня
такие знакомые. И «тачки» у них
крутые, и от шампанского пучит уже. Но
что интересно — когда они попадают
ко мне в мастерскую, при всех своих
внешних понтах они вдруг становятся
совершенно нормальными людьми!
Однако стоит сесть в «джип» — куда
что девается!
— Вас это раздражает?
— Да нет, просто смешно. Я
знаком со многими богатыми людьми «там»,
так вот их богатство совсем не меняет.
Они одинаковы просты и естественны
как у меня в мастерской, так и в «джипе».
И очень открыты. В этом разница.
— А как насчет «доступа к телу»?
— Совершенно свободный доступ.
Фильтрации, как таковой, не
существует. Другое дело, что не
каждый придет. Потому что запросы
другие, им это просто не нужно. То
есть, натурально, выбор только один :
«SELF MADE MAN» — сделай себя сам.
Альтернатива — мышление члена
профсоюза.
— Ну, а хоть с кем-то Вам
интересно бывает?
— Конечно. У меня уже давно
свой круг. И руководящие работники
приходят, не без того, по рюмке чая
выпить. И так называемые члены
профсоюза. Но хорошие — думающие.
Причем можно даже не говорить «о
высоком», просто в преферанс
поиграть и получить удовольствие.
При этом все — разных профессий.
Потому что художники как друг с
другом общаются? Я что-то сделал —
показал, он что-то сделал — показал.
По рюмке выпили, обсудили всех
художников всего мира...
— То есть кости всем перемыли...
— Ну, да. Это всегда было, есть и
будет. Что у нас в стране, что у них.
Вот я за рубежом сел как-то с одним
художником текилы выпить, так он тут
же всех стариков в округе обгадил.
Посидели и разошлись,
удовлетворенные.
Трезвый и дерзкий
— Кстати, о текиле. Вам с похмелья
как работается?
— А я с похмелья не работаю. У
буржуев научился.
— Не хочется или не можется?
— А зачем голову засорять? Если
собрался выпить, то это должно быть в
удовольствие. А не так, чтобы к станку
утром бежать. Тогда уж вообще лучше
не пить!
— А как в плане «травки»? Чтоб
лучше творилось...
— Да вы поймите, мне это не надо!
Я могу вообще все сделать со своей
головой. А вводить туда что-то
постороннее, чтобы чувствовать себя
полным идиотом, это, по меньшей мере,
глупо. Эмоции должны быть
контролируемы.
— Говорят, что-то такое
открывается...
— Да глупости все это!
— А как же всякие
психоделические штучки?
— На пустом месте все равно
ничего не возникнет. А если место не
пусто, то человеку и не надо. Он
вполне обходится тем, что
трансформирует имеющееся. Опять же,
если допустить какие-то
благополучные галлюцинации, так если
ты в нормальном состоянии рисовать
не можешь, разве получится что-то в
таком виде? Да ни за что! При всем
желании. Просто технических
возможностей не хватит передать то,
что приходит.
— Скажите, а Вам чего-нибудь не
хватает в жизни?
— Абсолютно все есть.
— И в творчестве? Все могу, что
хочу?
— То, что касается ремесла,
техники, я все могу. Есть только одна
вещь, не дающая покоя. В конце 60-х —
начале 70-х годов один итальянец
написал картину. И математики
сказали, что ему через абстракцию
удалось передать четвертое
измерение. Вот оно мне пока не
поддается.
Между прочим, его «Измерения»
вышли из реальности: лосиный череп,
положенный в основу картины, Пакулов
нашел на берегу лесного озера. А сам
решил пройтись по болотным кочкам, да
оскользнулся. И впервые в жизни
почувствовал, что значит «засасывает
трясина». («Я, конечно, про это слышал,
но когда засасывает ТЕБЯ — это
совсем другое!») В общем, если бы не
друг, выдернувший Пакулова из
трясины, словно пробку из бутылки, не
видать бы нам сегодня ни «Измерений»,
ни самого автора (обувку и большую
часть брюк которого в секунды «съела»
злополучная трясина, и полтора
километра до машины пришлось ему по
иголкам лесным топать босиком,
причем ноги от грязи были будто
черным лаком покрыты, кое-как потом
их отскреб!).
Но череп тот до сих пор рядом с его
входной дверью присутствует — «замочной
скважиной» в четвертое измерение...
Ненадоедливый мольберт
— Насколько я знаю, Ваше участие
замечено все больше в выставках
заграничных. Отчего так?
— Все очень просто: на Западе с
этим гораздо легче. Вот и сейчас
большая выставка на Кипре.
— Интересно: Вы — тут, а она —
там?
— Да. Утомляет.
— ?!
— Там так все хорошо, аж
противно, даже настроение никто не
испортит. А я насквозь советский,
просто ужас. Как же там долго прожить
можно, если ни словом по-русски не
перемолвиться, ни водки выпить! А вот
работать у них классно. Хотя бы
потому, что и кисти, и краски на
порядок выше. Я за полтора месяца 14
работ сделал. То есть когда темечко
загорало на пляже, под темечком
кипели идеи.
— Ваши работы рано или поздно
находят новых хозяев. Но, по крайней
мере, каталоги, буклеты у Вас
сохраняются?
— А зачем? То, что сделано, уже
пройдено. А сидеть, разглядывать
любовно — это не для меня. Вот брат
мой двоюродный, заслуженный мастер
спорта, он это дело очень уважал:
вытащит все свои грамоты и просто
упивается восторгом! А мне это не
близко.
— Творчество — вещь
благодарная?
— Совершенно неблагодарная.
Потому что не творчество кормит
художника, а художник творчество. Но
при этом есть одно существенное: я
делаю то, что Я хочу.
— Сейчас многие художники
меняют кисть на компьютер. А Вы?
— Компьютер — это, конечно,
колоссальные возможности.
Неиссякаемость выбора. Эксперимент.
Парадоксальность. Универсальность. И
все-таки холст — лучше.
— Почему?!
— Он не надоедает.
И позвонок плезиозавра!
И действительно, как он может
надоесть, мольберт, если не только
кисть в ход идет, но и карандаш
серебряный (с одной, правда,
оговоркой — бумага должна быть
специальной, ручного изготовления,
чаще всего английская или
французская). Если и ракушки на
картинах не редкость, и косточки
персиков, и камешки...
А еще — аммониты. (Те самые
знаменитые моллюски из группы
хищников-головоногих, появившиеся с
начала девонского периода и
исчезнувшие в конце мела, которым
почти 180 миллионов (!!!) лет, чьи
раковины походят на свернувшихся
змей и на бараний рог, а название
произошло от древнеегипетского бога
Аммона, как раз с такими рогами и
изображавшегося. Когда-то они
продавались в аптеках как «чудодейственные
змеиные камни», помогавшие от всех
болезней. Благодаря им появился «Рог
изобилия»...)
А кроме всего прочего, Пакулов
исключительно в корыстных
художнических целях использует деки
контрабасов и виолончелей — очень
красивые женские тела на них
прорисовываются.
Кроме того, «на досуге» он вырезает
маски. И мастерит из железного дерева,
растущего в Нигерии,под водой
календари — древнеславянские и
якутские. (Для НЕзнатоков: это
название дерево получило за свою
беспримерную крепость — топоры и
ножи ему как мертвому припарка,
справиться с ним можно только с
помощью бормашинной фрезы. Интересно
железное дерево и тем, что постоянно
«плачет» маслом. Не зря из него
делают втулки для подводных лодок...).
Ну, и, наконец, Пакулов
коллекционирует старину. Настолько
древнюю, что собственным глазам не
веришь — позвонок плезиозавра,
например. Или скелет рыбки на сколе
камня. Или отпечаток папоротника...
Но над столом прибита все-таки
самая что ни на есть обыкновенная
подкова. На счастье.
Татьяна Данилевская
|