Якутский кафедральный Троицкий
собор, построенный в 1708 г.
Григорий ПОПОВ
Миссионерство в Якутском
крае
Продолжение. Начало см.:
«Илин». — 1997, № 3—4, 1998, № 1.
Рукопись передана редакции Л.Н.Жуковой.
При подготовке рукописи к печати
были исправлены явные авторские
анахронизмы и ошибки машинописного
текста, видимо, не вычитанного
автором. Сохранены авторский стиль и
орфография. Фотографии из коллекции
Д.К.Сивцева-Суорун Омоллоона.
ПЕРИОД II-й
Святитель
Иннокентий I, первый епископ
Иркутский. Икона на дереве,
выполненная маслом. Неизвестный
автор. Соттинский музей.
|
Якутская Епархия в ведении
Иркутских Архипастырей (1733) до 1844 г. (учреждения
Походных церквей).
В 1731 г. согласно представлению,
сделанному в Свят. Синоде еще
Иннокентием Кульчицким, I-м Епископом
Иркутским, от Тобольской епархии, был
отчислен в состав епархии Иркутской
— Якутский край (Якутские Епарх. Вед.
1895 г. № 11. «Историч. зап.». 164 стр.).
С этого времени начинается новая
эра в истории христианского
просвещения среди инородцев
Якутского края. Близкий Иркутск уже
более проявлял свою деятельность чем
отдаленный Тобольск, к тому же и
времена наступили другие. Уже реже
слышалось «бряцание оружий» и после,
более полувековой борьбы, начинается
постепенно возстанавливаться мир
между победителями и побежденными. А
это самое благоприятное время для
Церкви. Мир внешний, всегда
гармонировал стремлению к миру «духовному,
внутреннему».
Все дела, по управлению Иркутской
епархией, после кончины Св.
Иннокентия принял на себя
Архиерейский Приказ, помещавшийся в
Иркутском Вознесенском монастыре и
состоявший из Наместника, игумена
Посольского монастыря, Паисия и
приказного надзирателя Алексея
Попова. По распоряжению Митрополита
Антония, Тобольский Архиерейский
Приказ, сообщил таковому же
Иркутскому список нижеследующих
церквей Якутскаго заказа,
отчисляемых в Иркутскую епархию: в г.
Якутске — Соборная Троицкая и
Николаевская, в Монастыре — Спасская,
в Индигирском остроге — Спасская и
Средне-Колымском — Покровская, в
Усть-Вилюйской слободе — Спасская, в
Олекминском остроге — Спасская, в
Амгинской слободе — Спасская,
новопостроенная Рождественская, в
монастыре Покровском1.
Таким образом, до назначения
преемника Св. Иннокентию, епархиею
заведовал Иркутский Архиерейский
Приказ.
Иннокентий II (Нерукович)
Епископ Иркутский
Преосвященный Иннокентий, когда
был еще учителем пиитики в Киевской
Дух. Академии, в сане иеромонаха, в 1727
г. вызывается в Москву на должность
наставника и префекта в Славяно-греко-латинской
Академии. Иеромонах Иннокентий, за
свою честную и умную службу,
удостаивается внимания
Правительства, которое избрало его
на Иркутскую Кафедру, в преемники Св.
Иннокентию. 25 ноября 1732 г. иеромонах
Иннокентий, воспринял благодать
Архиерейства в С.-Петербурге. Еще до
выезда своего к месту служения, в уме
Владыки предносилась цель его
высокой миссии — об обращении в
христианскую веру инородцев Сибири.
С этой целью он 8 октября 1733 г. подал
Св. Синоду свой проект, где главное
место для успеха христианского
просвещения инородцев Сибири,
отводил к проповеди Слова Божия на
языке инородцев: «научить знать Бога
и закон Его потребно на языке того
народа, которому преподается
поучение. Ибо трудно вкоренить новое
учение и веру, когда на своем языке не
говорят и пространно разсуждать не
будут». Далее Преосвященный
осуществление этой меры видели через
самих инородцев и потому
проектировал устройство
инородческих школ, для будущих
миссионеров из туземцев. Просил
также от казны вспоможения на
устройство школы. Наконец, для успеха
дела миссионерского, просил
распространить льготу для
новокрещенных уже далее камчатским и
якутским инородцам и живущим близ
китайских границ. Зная печальное
отношение местной светской власти к
делам церковным, Преосвященный в
заключение просил помощь светских
властей в деле миссии и обеспечить
возможность миссионерских разъездов2.
В Синоде на означенный проект
отнеслись сочувственно и обещали
прислать разрешение. Таким образом,
еще до выезда, у Преосвященного
Иннокентия сложился определенный
план его нового служения в далекой
окраине. И, Правительство, всецело
идя на встречу его желаниям, отметило
его главную задачу нового служения в
Указе Государыни Анны Иоанновны,
повелевающем ему «иметь всякое
радение неленостное о приводе к вере
святой идолаторов, не ведущих Бога»3.
20 октября 1733 г. Епископ Иннокентий
прибыл в Иркутск, к месту своего
служения. После первых своих трудов в
Иркутской епархии, преосвященный
Иннокентий 10 марта 1734 г. снова просил
Синод о тех ходатайствах, которые он
уже представлял пред выездом к месту
служения, а также для возбуждения в
инородцах большей охоты к принятию
христианства, просил даровать, в виде
милостыни, следующие — крестов,
холста, сукна на одежду, на
пропитание хлеба, также о том, чтобы
светские власти, во время поездок по
улусам его Самого и других
миссионеров, для сбережения и для
помощи в трудах проповеди давали
потребное число служилых людей.
Ходатайствуя о всем этом, Епископ
Иннокентий, как бы запасался всем тем,
что необходимо для успешного
проповедания слова Божия и, после
этого, обеспечив себя с этой стороны
смело шел туда, куда призывал его
голос долга. Не осталась без внимания
Владыки и далекая Иркутская окраина
— Якутский край. Как миссионер,
призванный пасти стадо Христово, он
видел, что там, на берегах Лены, также
как и здесь «жатвы много, а делателей
мало». К тому же невеселые вести шли
оттуда. В Якутске творилась
церковная неурядица. Шла борьба
между Соборным протопопом Андреем
Тарлыковым (присланным в Якутск
Митрополитом Антонием из Тобольска в
1730 г.) и Архимандритом Феофаном, из-за
приписки первым доходной
Николаевской церкви к Собору. В 1732 г.
из Иркутского Архиерейского приказа
прибыл в Якутск Герасим Лебратовский
для принятия Якутской области в
состав Иркутской епархии. После
смерти Феофана, Никольские
священники Стефан Попов и Григорий
Васильев, давши ему взятку, настояли
на самостоятельности Николаевской
церкви. В Спасском монастыре
хозяйничал монах Арсений
Баклашевский, восхитив право
строителя и даже заказного
управителя области. По приезде
Лебратовского, диакон Шапошников,
дав первому мзду, попал в помощники
Баклашевскому, а потом, впоследствии,
возгорелась вражда между
Баклашевским и Шапошниковым из-за
власти в обители. В это же время в
Якутске возмущал своими действиями
безуказный поп, завезенный воеводой
Жадовским и вторгался в дома мирян
для исправления треб, в ущерб
приходским священникам. В 1733 г.
возникает борьба между Охотским
начальником Скорняковым-Писаревым в
союзе с поручиком Шкадером и
воеводой Жадовским, на стороне
которого оказывается протопоп
Тарлыков. Иеромонах, приписанный в
экспедиции Беринга, прибывши в
Якутск вместе с экспедицией и
пользуясь расположением Беринга
распоряжается в Спасском монастыре
как начальник и силой, при помощи
солдат, низложив Баклашевского,
назначает самовольно строителем
монаха Якова Хреновского4.
Жаловалась и Покровская Пустынь,
разоренная Архимандритом Феофаном,
прося возвратить ей вещи, взятые
покойным Архимандритом, вместе с тем,
ходатайствуя о возстановлении
прежней самостоятельности. Жалобы
подавались, как Архиерейскому
Приказу, так и самому Преосвященному
Иннокентию. Несколько позднее,
подвергся расхищению и Спасский
монастырь со стороны подъячего
Лебратовского.
Эти церковные настроения дошли до
слуха Епископа Иннокентия и не могли
не возмущать его. Желание положить
предел Якутским смутам, а главное
принести Евангельскую весть
непросвещенным инородцам края,
вынудили Преосвященнаго посетить
Якутск... Еще до поездки туда, 6 января
1734 г. Епископ Иннокентий, на место
умершего архимандрита Феофана,
назначил в Якутск архимандрита
Нафанаила, но последний по оговору
дворянина Литвинцева, должен был
покинуть Якутск, не прослуживши в нем
и году. Посылая в Якутск архимандрита
Нафанаила, Преосвященный Иннокентий
дает ему следующее назначение: «повелеваю
тебе ведать Якутской десятиной, над
всеми церквами и священно-служителями»
и дает ему полную инструкцию, с
указанием всего, что нужно сделать.
Пункты инструкции, главным образом
касаются церковно-административной
деятельности, навеянные, вероятно
неурядицами в церковных делах. Есть
пункты о всевозможных сборах,
аккуратной отчетности и пр5.
Вообще, по характеру инструкции
можно судить, что Нафанаил послан был
в Якутск для упорядочения Якутской
церковной жизни. В 1735 г. в марте
месяце, Преосвященный Иннокентий,
возвратившись из Забайкалья,
уведомил Иркутское гражданское
начальство, что он намерен ехать в
Якутск, и прося зависящих
распоряжений, между прочим, просил
выдать ему из Провинциальной
Канцелярии «для подарку Якутскаго
ведомства иноземцам», которых будет
приводить в «Христову веру» 10 пудов
китайского табаку, но Провинциальная
канцелярия распорядилась, через
Якутского воеводу Заборовского,
выдать табаку только 1 пуд, мотивируя
тем, что «подарки давать Ея
Императорского Величества указа не
имеет, токмо велено, по присланному
Ея Императорским Величеством указу и
Сибирскому Приказу... давать ясаку
облегчение на 10 лет, а в Якутске... на
пять лет6.
Примечание: между тем Указами
Императора Петра I, от 1 сентября 1720 г.
и 23 августа 1721 г. и Анны Иоанновны от 3
апреля 1731 г. предписано давать
каждому новокрещенному якуту
подарки, которые состояли из
следующего: каждый крестившийся якут
получал медный крест в 5 зол. для
ношения, из одежды: холщевой рубахой
с портами, сермяжным зипуном, шапкой
с рукавицами. Кто был познатнее родом,
тому давался серебряный крест в 4 зол.,
зипун суконный цветом по желанию
новокрещенного, сапоги. Женщины
также получали кресты, рубахи, чирки
и кроме того — волосники и осельники.
Сверх того давались деньги: мужчинам
— не моложе 15 лет — по 1 р. 50 к., моложе
15 и старше 10 лет по 1 р., а детям — ниже
10 лет по 50 к., женщинам: старше 12 лет по
1 р., а моложе по 50 к. Всему семейству
новокрещенного давалось: Образ
Спасителя или Богоматери. (Ирк. Еп.
Вед. 1875 г. № 4, стр. 38—39).
6 июня 1735 г. Преосвященный
Иннокентий попросился в Якутск с
своим Архиерейским Приказом,
состоявшим из Наместника иеромонаха
Корнилия, приказного надзирателя
Алексея Попова и писчика Рещикова.
Сопровождали Владыку также: Якутский
Архимандрит Нафанаил и перехожий поп
Григорий, последний для очистки себя
от оговоров в Якутске. Гражданское
Начальство представило бесплатно
Владыке, для сплава по р. Лене, один
досщанник в Усть-Куте, по тракту же
были представлены десять подвод, без
задержания и 15 подвод с монастырских
крестьян. Для охраны в пути, вместо
просимых 5 солдат, были предоставлены
только трое, с обязательством не
употреблять их для работ. В начале
июля 1735 г. Якутск впервые увидел у
себя Архиерея. По приезде Владыко
сразу принялся за церковныя дела.
Рукоположил в Соборе во диакона сына
протопопа Тарлыкова, Николая,
который был там пономарем, а на
последнюю должность назначил
Парфения Ноговицына, происходящего
из духовного звания. По просьбе
Скорнякова-Писарева рукоположил в
Удской острог священником Иосифа
Хмылева, с обязательством последняго,
из часовни, имеющейся в означенном
остроге, устроить церковь, прорубив
алтарь... По просьбе прихожан
Зашиверскаго острога, в виду
отсутствия там священника в их
церкви во имя Нерукотвореннаго
Спасова Образа и вследствие крайне
неблагоприятных условий жизни для
христианина без совершения
необходимых треб, Преосвященный
Иннокентий, по выбору самих
обывателей Острога, по взаимному
договору для содержания, рукоположил
во священника дьячка Соборной церкви
Алексея Слепцова. То же самое было и в
Троицкой церкви в Колымске,
прихожане котораго, просили, по
смежности приходов, поручить
заведывание их церковью вновь
назначенному Зашиверскому
священнику Алексею Слепцову,
котораго также они обещали содержать,
что и было исполнено Преосвященным
Иннокентием. В указе, данном
священнику А.Слепцову, между прочим,
говорится: «прибыв в ту волость
объявить Ея Императорского
Величества Всемилостивейший Указ о
льготе иноземцам, крещающимся в
Православную веру, с котораго тебе
точная копия и дается и всякия
прилежнорадетельным тщанием таковых
крестить, и во всякую верность
приводить по оному указу, по Апостолу
временно и безвременно... Иметь
записныя книги, аще кто крестится с
именами, как он в язычестве и в книгах
ясачных сборщиков написан, так ожде
записывать и русское имя отца его
крестнаго и те книги присылать в
Якутский заказ по годно, вторыя же
книги отсылать в Якутскую Канцелярию,
для того, что бы не просили они ясак
по силе указа... Притом же иметь
всякое попечение и о Колымском
Остроге, о прихожанах церкви, что в
табели поставлена Покровская — а
именно она Троицкая... и о всякие там
прилучающихся нуждах рапортовать к
заказчику Нафанаилу... увещевая
примерно, что новокрещенные в
прежнем не обращались к заблуждению
и шаманству и не слушали бы шаманов и
ниже, аще возможно, и не смотрели бы
на их действия... богомерзкое не
признавали бы, но Единаго, Истиннаго
Бога и Спаса Нашего, иже есть
Спаситель всем. Постов им тяжких не
налагать, но учи их брашнаго
всегдашняго воздержания7».
Таким образом мы видим, что
священник А.Слепцов назначается туда
с миссионерскими целями, среди
живущих там инородцев: якутов,
ламутов, чукчей и юкагиров.
6 августа, Епископ Иннокентий, по
просьбе прихожан Николаевской
церкви рукоположил им во священника
служиваго человека Ивана Васильева
Оконешникова, вместо дряхлого
священника Алексея Степанова.
Обратил свое внимание Преовященный
Иннокентий и на далекий Охотск, где в
то время, по письму к Владыке
Шпанберга «священника нет, а
христиан имеется множество» и
назначил туда священника Анисима
Абрамова, из свиты Филевскаго.
Успокоился и Спасский монастырь
после действий всякаго рода
интриганов — туда Епископ
Иннокентий назначил снова
Архимандрита Нафанаила и строителем
иеродиакона Гавриила Притчина, с
обязательством усчитать прежних
строителей и казначеев... Среди всего
этого, Преосвященный Иннокентий не
забывал самого главного —
просвещения якутов светом
христианской веры. С самого начала
приезда своего, до конца отъезда,
крестил в Якутске и его окрестностях,
приходивших к нему якутов; он
представил список, под заглавием «реестр
новокрещенным, которые крестились в
бытие Его Преосвященства в граде
Якутске, а именно: июля 5, крестился
княжий сын Отгюней, в крещении
Афанасий, 20 лет; 8 июля — якут
Кангаласской волости Барох, в
крещении Владимир, 11 лет; 9 июля —
сестра его Бата, в крещении Евфимия, 22
лет; сестра его Чарона — в крещении
Рина, 17 лет; 10 июля Бетюнской волости
девица Толбон, в крещении Марфа, 20 лет;
якут Кангаласской волости Бясие, в
крещении Антон, 18 лет; брат его
Багдара, в крещении Михаил, 18 лет; 29
июля — Кангаласской волости Стефан 55
лет, Намской волости — Куняк, в
крещении Василий, 50 лет; Кангаласской
волости — Салара, в крещении Евдоким
— 40 лет; якут Абонор — в крещении
Антоний 48 лет; Васильева жена —
Лабахта, в крещении Олимпиада, 40 лет;
дочь ея Комольто — в крещении
Евпраксия 5 лет; жена Евдокима
Катукуп — в крещении Параскева 48 лет;
Кангаласской волости якут Манудка 60
лет и сын его 8 лет, сестра Стефана —
Хадархай, в крещении Анна — 50 лет; в
августе месяце: 2 числа: Намской
волости, Ундел — в крещении Василий;
Мегальской волости Стефан 30 лет,
девица Евдокия 13 лет; 4 числа: Намской
волости Манчерда — в крещении Петр 22
лет; Батулинской волости — якутка
Хомого, в крещении Евфимия 13 лет; якут
Бигенес, в крещении Лаврентий, 35 лет,
якут Намия — в крещении Павел, 59 лет; 7
августа: якутка Хотоло, в крещении
Анна, 50 лет; якутка Иджыль в крещении
Анна, 22 лет, сын ея Санбрай, в крещении
Стефан; Борогонской волости, якут
Ихостуй — в крещении Матвей 66 лет;
якутка Евдокия, 20 лет; Марфа;
Кангаласской волости, Кетынь, в
крещении Андрей, жена его Кобоес, в
крещении Мария, 50 лет; якутка Кентыль,
в крещении Марфа, 50 лет; якут Тордогдо
— в крещении Лука 5 лет, Курсян, в
крещении Иван, 4 лет; девица Емик, в
крещении Евдокия, 17 лет, Бакана 13 лет;
12 августа: сирота Идкуян, в крещении
Емилиан, 1 г. Бутурусской вол.
Ябигиней 50 лет; Оспецкой волости —
Бакта 60 лет; Спасской волости, Андрей
— 30 лет, Кангаласской волости
Махтубай — в крещении Савва
Григорьев; Кангаласской волости
Сутур, в крещении Петр, 46 лет, Андрей
— 40 лет; Сыланской волости — Уханов,
в крещении Андрей Алексеев — 70 лет;
Олекминскаго Присутствия: 22 августа:
Нерюктейской волости, Матвей — 40 лет,
тунгуска Наталия Григорьева 29 лет и т.д.
Всего крестилось с 5 июля по 24 августа
64 человека8.
Епископ Иннокентий, повидимому,
живя в Якутске делал разъезды. Так
известно, что в 30 вер. ниже Якутска, в
урочище «Кильгемм» у 3-х лиственниц,
он крестил якутов обоего пола (вероятно
Намской волости); и поставил на том
месте крест; 12 августа 1735 г.
Архимандрит Нафанаил просил
Преосвященного на этом месте
соорудить часовню «для собрания и
молебствия оных новокрещенных.. дабы
они оные новокрещенные от
благочестия в прежнее свое нечестие
не впали». 23 августа Преосвященный
разрешил Нафанаилу построить на
вышеозначенном месте часовню и по
построении, дать сюда дьячка, который
бы их поучал помалу святой вере и
нравам чистым христианским, пока
оные утвердятся. Олекминских
инородцев (якутов и тунгусов)
Преосвященный просветил на обратном
пути, так как из Якутска он выехал 19
августа. Плывя обратно в Иркутск,
Преосвященный Иннокентий погоревал
над Покровским монастырем и,
впоследствии, согласно ходатайству
Архимандрита Нафанаила от 31 августа
1735 г., разрешил сбор в пользу
недостроенной церкви во имя Покрова
Пресвятой Богородицы, строющуюся
иждивением благотворителей, вместо
старой, сгоревшей в 1730 г.9. Новая
церковь была выстроена и освящена в
1730 году10.
При крещении инородцев,
Преосвященный Иннокентий, для
придания им большей охоты, наделял
табаком, тратя на это свои
собственные средства, так как
отпущенный Правит. Канцелярией 1 пуд
табаку был вручен Преосвященному 18
августа, накануне его выезда из
Якутска и потому, как пишет
Преосвященный, «табак остался не в
употреблении»11 и, просил, чтобы он не
был вписан в расходы на его имя. Кроме
этого он из своего жалованья шил
новокрещенным: кафтань, камзол, шубу,
сапоги, чирки, рубахи, шапки и пр. (Дело
Ир. Дух. Конс. 1742 г.).
Таким образом, поездка Владыки в
Якутск была весьма продуктивна для
церкви, в смысле приобретения новых
членов в ея ограду. Назначением свящ.
Ал. Слепцова в Зашиверск и Колымский
остроги положено начало к
систематическому просвещению
северных инородцев. Наконец, в самом
Якутске урегулирована, страдавшая
нестроениями, церковная жизнь,
несомненно мешавшая делу проповеди
христианства. С отъездом
Преосвященнаго не замерла церковная
жизнь в Якутском крае. Оставленный им,
архимандрит Нафанаил показал себя
ревностным служителем Церкви. Еще в
1734 г. в данной ему инструкции, при
назначении в Якутск, между прочим,
значилось: «собрать тебе во всем
заказе твоем по указу Ея
Императорского Величества, как
священнических, так и причетнических
в монастырь твой от 7 до 18 лет, обучая
грамоте славяно-российской»12, чтобы
дать возможность духовенству иметь
своих грамотных преемников.
Содержание же для школы,
Преосвященный рекомендовал
изыскивать от самих священников и
причетников, через разъяснение той
пользы, какую принесет им школа.
Действительно, школа была открыта. С
самого начала ея, туда поступили дети
священников, отправляемых в Охотск:
Абрамова и Мих. Трифонова — три
мальчика. Сын Трифонова — Прокопий
впоследствии был миссионером среди
чукчей. Кроме их в школу поступило 6
мальчиков из новокрещенных якутов.
Таким образом, трудами
Преосвященного Иннокентия и
Архимандрита Нафанаила, было
положено в Якутске начало
христианского просвещения через
школы. Семя, брошенное Преосвященным
Иннокентием в Якутском крае, не
пропало, а приносило дальнейшие
плоды. Оставленный им, Архимандрит
Нафанаил, приложил свои труды не
только для школы, но и для
просвещения инородцев светом
Христианской веры через проповедь. К
началу 1736 г. он подготовил к крещению
77 якутов13. 37 муж. и 40 женщ.
В этих же годах, Охотский командир
Скорняков-Писарев доносил духовному
и гражданскому начальству, что из
тунгусов Охотскаго ведомства
приняли крещение 5 оленных и пеших
тунгусских князцов, один шаман и иных
человек до 50 обоего пола14.
Трудами Писарева, в 1735 г. в Охотске,
вместо часовни, была начата
постройка церкви, которая была
окончательно готова к 1740 г., когда
туда приехал иеродиакон Гавриил
Притчин с антиминсом и прочими
церковными принадлежностями.
Преосвященный Иннокентий, покинув
Якутск, тем не менее не оставлял его
своими мудрыми указаниями и мерами,
особенно клонящихся к благу
новокрещенных. Так, указом на имя
Якутскаго Архимандрита Паисия от 6
ноября 1738 г. приказал: «с
новокрещенных всяких родов с
венечных памятей пошлинныя за лист и
за письмо денег не брать ни под каким
видом, но токмо по указам одни
лазаретныя имать без упущения, о чем
послать указы всем священникам»15.
Особенно Преосвященный боролся
против нарушения ясачными
сборщиками указа Ея Императорскаго
Величества о льготе новокрещенных от
сбора ясаку и прочих повинностей. Сам
давая им льготы, от всевозможных
церковных повинностей, как указано
выше, он не мог хладнокровно выносить,
как сборщики нарушали Царский указ, в
ущерб новокрещенным. Не успел
Преосвященный приехать в Иркутск,
как архимандрит Нафанаил уже доносил,
что новокрещенные подвергались со
стороны сборщиков вымогательствам.
Так, с якута Банко Эсахова,
крещеннаго самим Преосвященным 15
августа 1735 г. и получившаго
свидетельство льготное от рук самого
Епископа, ясачный сборщик Чириков, не
только взял с него ясак, но и корову.
Когда Эсахов обжаловал это воеводе
Заборовскому, через архимандрита, то
воевода велел бить Эсахова батогами,
зачем, де, ты делаешь такие доносы к
заказным делам? Два других
новокрещенных заплатили, кроме ясака,
один — кобылу, а другой жеребенка и
жаловаться уже не посмели. Поэтому,
говорил архимандрит, якуты, боясь
раззорения, крещения принимать не
смеют. Воевода Заборовский,
встретивший приветливо и с почетом
Епископа Иннокентия, после его
отъезда, как мы видим, совершенно
переменил политику, которая явно
клонилась к ущербу дела
миссионерства. Из-за его грубых
отказов содействовать к
благоустроению церковных дел,
Архимандрит Нафанаил принужден был в
Феврале месяце 1739 г. переехать в
Селенгинский монастырь. 18 апреля 1738 г.,
вместо Нафанаила, в Якутск был послан
Архимандрит Паисий16.
Якуты, в своих обидах жаловались
Преосвященному, прося у него защиты
от сборщиков. Но не смотря на жалобу
Владыки в Провинциальную Канцелярию
на якутских сборщиков, с требованием
возвратить неправильно взятый ясак,
Канцелярия ничего не предпринимала,
а сборщики, по словам Епископа, по
прежнему брали с новокрещенных ясак17.
Возмущенные таким нарушением
законов якуты говорили «что де, нас
обманывают русские и сказуют, аще кто
окрестится то на 5 лет в ясаку льгота
будет, а сами берут же» и добавляет
Преосвященный «тем проповеди слова
Божия чинится великое препятствие и
противность»18.
Об этом Преосвященный доносил в
Синод и также в Сенат от 15 июля 1736 г.,
прося зависящих распоряжений.
Ссылаясь на указ Императора Петра I
от 1720 г. 1 сентября относительно
вспомошествования строющимся
церквам для инородцев и для
награждения принимающих веру
православную по тысяче рублей в год,
Преосвященный просил Сенат учинить и
по этому надлежащее распоряжение.
В своем докладе Синоду,
Преосвященный обрисовал печаль про
положение церковной жизни в Якутском
крае, где, за отсутствием священников
и за дальностью приходов, замечаются
внебрачные сожительства, сношения с
«идолаторами» и даже участие русских
в «богомерзком шаманстве» и сплошь и
рядом не исполняют своих
христианских обязанностей. Сообщая
об этом, Преосвященный Иннокентий
просит Св. Синод наложить на
неисповедающихся штраф и указом
подтвердить о том, чтобы христиане в
свои дома не принимали шаманов19.
26 мая 1741 г. Преосвященный
Иннокентий совершает вторичное
путешествие в Якутский край, куда
прибыл 5 августа. По преданию,
Преосвященный Иннокентий, большей
частью прожил на Вилюе и доныне
указывают место на «Коромынах», где
было его становище, — ныне Верхне-Вилюйская
Инородная Управа, где он жил в
походных палатках зимой и летом. Что
эта поездка имела миссионерский
характер, показывает то, что
Преосвященный в январе 1742 г. купил в
Якутске для новокрещенных якутов 200
медных крестов по 2 копейки и 300 арш.
тканцу нитяного по 50 копеек. 12
августа 1741 г. дан был им указ сыну
боярскому Канаеву и отставному
служилому Луке Санникову о постройке
в Верхневилюйском зимовье церкви по
имя Св. Николая чудотворца, о чем он
также просил разрешения Св. Синода от
22 августа 1741 г. Церковь была заложена
«ради многих новокрещенных из
иноверцев, как указано в акте20. Синод
в своем указе от 7 августа 1745 г., по
соглашении с Пр. Сенатом, дал
согласие на построение деревянной
церкви, с отчислением необходимой
суммы денег из Иркутских доходов для
хлебнаго и денежнаго жалования
священно-церковно-служителям и на
прочия церковныя потребы, чтобы
священники насильно от народа
возданияния требовать не могли.
Также Синод распорядился о снабжении
новой церкви утварью и книгами. Но, мы
видим, что 28 августа 1742 г.
Преосвященный Иннокентий уже дает
указ об освящении означенной церкви
священнику Григорию Чупрову, с
священником И.Оконешниковым. По-видимому,
церковь строилась под личным
наблюдением Преосвященного, чем и
объясняется его долгое пребывание на
Вилюе и на первое время содержалась,
вероятно, средствами прихожан. В 1742 г.
Преосвященный дал указ о построении
церквей: в Якутске — холодный храм во
имя Тихвинской иконы Божией Матери
при Николаевской церкви, часовни в
Жиганском зимовье во имя Св. Николая
и Преображенской церкви в Амгинской
слободе. В 1743 г. освящена в Якутске
вновь построенная церковь во имя Св.
Иоанна Предтечи. Среди многих его
рукоположений и назначений,
заслуживает внимания указ 31 августа
1742 г. и грамота рукоположенному в
церковь Пресвятой Богородицы в
Колымских зимовьях священнику
Григорию Ноговицыну (будущий
веропроповедник).
Капитан флота Беринговой
экспедиции, Димитрий Лаптев,
возвратясь в Петербург сообщил, что
на протяжении 5000 вер. по р.р. Лене, Яны,
Индигирки, Колымы и Анадыру живут с
давних лет многия русския люди, там
же, кочуют тунгусы, якуты, юкагиры,
ламуты и в нынешние годы многие с
женами и детьми крестились, и еще
многие готовы были креститься. Но для
удовлетворения духовных
потребностей на таком большом
расстоянии существует только одна
церковь при Зашиверском остроге и
представлял свои соображения о
необходимости постройки церкви: в
Жиганах, при р. Синтике, Яны, Анадыри и
две в Колыме, и при существующих
тяжелых условиях жизни, обеспечить
церковь и духовенство содержанием от
Правительства. Св. Синод от 21 апреля
1744 г. запросил у Епископа Иннокентия
сведения о Зашиверской церкви, а
также просил представить свои
соображения относительно постройки
и содержания вновь предполагаемых
церквей, в тех местах, где указал
Лаптев. Но все это не могло быть сразу
осуществлено при жизни
Преосвященного Иннокентия и
результаты этих сношений уже
окончательно выработались при
Архиепископе Иркутском Михаиле,
вступившем на кафедру в 1815 году.
Преосвященный Иннокентий прожил в
Якутском крае до 1843 г., живя то в
Якутске, а большей частью, на Вилюе, и
до тех пор, пока местные жители не
стали уже гласно выражать пред ним,
что присутствием тяготятся21.
Вторичная поездка Преосвященнаго
Иннокентия в Якутский край, в смысле
просвещения инородцев, по-видимому,
мало дал плодов, так как на запрос
Синода в 1741 г. о числе новокрещенных в
Иркутской епархии, Преосвященный
Иннокентий распорядился выслать в
Синод реестр новокрещенных в первую
его поездку в Якутск, не прибавив
ничего за вторую поездку. Тем не
менее и эта поездка Преосвященнаго
Иннокентия была не безплодна. Как мы
уже видим, в Якутском крае Владыка
больше теперь обращает внимание на
устройство церковной жизни среди
новокрещенных, созидая приходы и
храмы. Особенно в эту поездку
Преосвященный обратил внимание на
дальний север Якутской области, где в
Жиганах, Зашиверске и Колыме открыл
приходы, и тем дал возможность
успешному распространению
христианства среди якутов, юкагиров,
ламутов и др. инородцев глубокого
севера области. В то время, когда
оживлялись миссионерской
деятельностью берега Лены, Яны,
Индигирки и Колымы, не остался в
стороне и Охотский край. С середины 30-х
годов церковь обратила внимание на
Камчатку и формировала несколько
миссий под начальством Филевского и
Занкевича, но все они кончились
неудачно. Наконец третья миссия под
начальством ученого монаха Иосафа
Хотунцеского, сформированная в 1742 г.,
благоприятно совершила свой
миссионерский подвиг среди
камчадалов. Проезжая Камчатку в 1744 г.
Хотунцевский посетил Охотск, где на
первых порах занялся постройкой
церкви, вместо сгоревшей в 1743 г.
Поездка его за 100 верст, от Охотска на
р. Иню к тунгусам увенчалась большим
успехом. Здесь он окрестил до 150
человек тунгусов и, по их просьбе,
разрешил построить часовню. В 1745 г.
совершив вторичную поездку по
кочевьям тунгусов, Хотунцевский
опять крестил 365 человек. В Охотске
Хотунцевский освятил церковь и
оставил в помощь тамошнему
священнику своего казака, в качестве
дьячка и одного из студентов в
качестве учителя в школе. В 1745 г.
часть его свиты отправилась в
Камчатку и по дороге туда они
окрестили «оленных», «сидячих» и «пеших»
тунгусов и коряков 679 чел. В июне
месяце Охотск покинул и сам
Хотунцевский, направляясь в Камчатку22.
В 1747 г. Преосвященный Иннокентий
был вызван в Петербург и вскоре
скончался... Обозревая его труды,
необходимо сказать, что он был «один
из величайших миссионеров» с сильной
волей и упорным стремлением
осуществить раз намеченную
программу. Для Якутскаго края он
сделал многое и его трудами здесь
обозначился значительный сдвиг в
сторону христианского просвещения...
Он дал миссионеров, построил церкви,
крестил инородцев, обеспечил приходы
содержанием, но... не хватало людей и
средств, а главное — его труды не
находили достаточного отклика в
соответствующих кругах, а в местных
правящих сферах — наоборот
замечалось явное противодействие к
его «святому» делу. С уверенностью
можно сказать, что он один, с своими
средствами... нес светочь
миссионерского просвещения. Но что
мог сделать один человек, при
подобных неблагоприятных условиях?..
Преемником Преосвященного
Иннокентия был назначен
Преосвященный Софроний (Кристалевский),
прибывший в Иркутск 20 марта 1754 г.,
родом из малороссов Полтавской
губернии. Семилетнее отсутствие
Епископа в Иркутске крайне
неблагоприятно отразилось на деле
епархии и, по отзывам современников,
дела Восточно-Сибирской миссии
пришли снова в упадок, или по крайней
мере, в большое расстройство23.
В это время мы почти ничего не
встречаем об оживлении
миссионерства в Якутском крае. С
приездом Преосвященного Софрония
дело миссии снова начинает
оживляться. Одни разъезды его в
Забайкалье, по Иркутскому уезду и
другим местам, показывают, что в
новом Архипастыре, является
достойный преемник Преосвященнаго
Иннокентия Неруковича. Летом 1855 г.
Преосвященный Софроний посещает
Якутский край и, главным образом,
занимается церковными делами. В этой
поездке сопровождал Преосвященного
новый Архимандрит для Якутска,
вызванный им из России, Нафанаил II,
родом Устюжанин; он был назначен
преемником архимандрита Паисия,
умершего до этого в Якутске и
управлял Якутским Спасским
монастырем до 1760 г. При нем монастырь
пришел в цветущее состояние и его
трудами был вновь выстроен храм в
честь Преподобного Михаила Малеина,
богато снабженный утварью и ризницей.
На ряду других беспорядков, при
Софронии, по приезде его в Иркутск,
было замечено, что в течении 10 лет, с
1744 по 1755 г. в Консистории не было
никаких сведений о новокрещенных и
потому Преосвященный Софроний,
предписал закащикам — немедленно
представить реестры за означенные
годы, с подробными сведениями и в
будущем представлять ежегодно «неотменно».
18 августа 1775 г. Преосвященный
Софроний узнал, что в Якутском и
Нерчинском округах находится много «идолаторов»,
разослал по всей епархии послание в 16
пунктах: 1) призывать идолаторов к
познанию Истинного Бога, принявших
св. крещение учить вере по правым
догматам, как возможно кратко,
применяясь к деяниям Св. Апостолов,
чтобы желающих крестили,
начальнейших (новокрещенных) людей
учили бы грамоте и показывали бы, что
есть закон христианский; 2) об
уведомлении светских властей о
даровании льготы новокрещенным и
выдаче последним билета для этого; 3)
об отвращении новокрещенных от
шаманов; 4) об обучении кратким
молитвам для вседневного
употребления; 5)не налагать тяжких
постов и о научении воздержанию; 6) о
исповедании и причащении Св. Таин...
7-8) увещания о делах милосердия; 9) о
разговоре с новокрещенными о делах
веры; 10) об отвращении от волшебства и
суеверия; 11-12) о восприемниках у
новокрещенных; 13) о благовейной
христианской жизни; 14) об увещании
двоеженцев;15) о нечинении обид и
угроз нежелающим принять крещения,
ибо «сердце человеческое
насильствуемо быть не может»24.
Мы видели, что еще и при Епископе
Иннокентие Неруковиче,
новокрещенные терпели обиды от
ясачных сборщиков, которые,
игнорируя закон о льготах,
выколачивали ясак с «презентом» т.е.
с подарком. На это зло обратил
внимание Преосвященный Софроний и
донес о нем в Сенат, откуда в 1755 г.
пришел указ, где предписывалось
воеводам и сборщикам податей: 1)
существующую недоимку, значущуюся за
новокрещенными, сложить; 2) впредь
данную новокрещенным 3-х летнюю
льготу от ясака давать и никакого «теснения
новокрещенным не чинить»25.
Что бы сильнее повлиять на дела
миссии и новокрещенных, а также своим
личным присутствием устрашить тех,
кто чинил обиды новокрещенным,
Преосвященный Софроний в 1758 г.
вторично посетил Якутский край. И так,
мы видим, что заботы Преосвященного
Софрония касаются, главным образом,
защиты новокрещенных от обид и
притеснений всякого рода сборщиков и
др. лиц.
Архимандрит Якутский Нафанаил II-й
заявил себя ревностным
распространителем христовой веры
среди якутов. Так, из записной книги
Якутского Спасского монастыря, в
бытность Архимандрита Нафанаила
видим следующий список
новокрещенным якутам с 1 января 1757
года.
1) Борогонской волости девка Манька
Адтююхова, 25 лет, обмолитвена и
окрещена, имя в крещении Татьяна
Алексеева Дьячкова. 2) Кангаласской
вол. якутская женка Аяга Телягина 34
лет; 4 января крещена, имя в крещении
Домникия Андреева Кудриных. 3) Той же
волости 18 января крещена якутка
Отконосова; 2 лет, имя — Ксения
Федорова Андросова; 4) тогда же и той
же волости крещен якут Олоас
Отконосов, 24 лет, имя — Афанасий
Михайлов Новгородов; 5) той же волости
и тогде же крещен якут 20 л. Василий
Михайлов Новгородов; 6) тогда же
Алагирской вол. крещена якутка 21 года
— имя Татьяна Меркурьева Микулина.
Восприемником был казначей
монастыря Меркурий Микулин; 7)
Атамайской волости, 27 января крещен
якут 30 лет. Климент Алексеев Необутов;
8) 26 января крещена якутка
Кангаласской волости 30 лет, имя Мария
Петрова Шергина. Восприемником —
пономарь монастыря Петр Шергин; 9)
тогда же крещен якут Мегинской
волости 30 лет, имя Ксенофонт Петров
Шергин; 10) 30 января крещена той же
волости якутка 18 лет, имя — Анна
Тимофеева Паршенникова; 11) тогде же
крещен Борогонской волости якут 53
лет, имя Иван Степанов Мортинцев; 12)
тогда же крещена Батагальской
волости, якутка 33 лет, имя — Мария
Васильева Пентяева. Восприемник
новокрещенной Василий Пентяев; 13) 11
февраля крещена Кангаласской
волости якутская девка 20 лет, имя —
Анна Петрова Шергина; 14) тогда же и
той же волости — якутская девка 22 лет,
имя — Анна Григорьева Явловская; 15) 27
февраля крещен Мегинской волости
якут 40 лет, имя — Прокопий Григорьев
Прянишников; 16) тогда же крещена
Атамайской волости, якутка 45 лет, имя
Евдокия Степанова Подрядина.
Восприемник — монастырский служка
Степан Подрядин и т.д. Всего 64
человека. Крещение совершено по 27
ноября26.
Из другого списка с отдельной
нумерацией для мужчин и женщин видно,
что с 6 ноября по 25 декабря крещено 11
человек27.
Таким образом в 1757 г. Архимандритом
Нафанаилом крещено в Якутске якутов
обоего пола 75 человек.
60-е годы XVIII века известны как годы
либеральных веяний, Екатериновских
реформ и в церковном отношении
означенные годы характеризуются
заметным индеферантизмом к
религиозным вопросам; заметны
тенденции со стороны высшего
правительства противодействовать
делам миссии и все это привело к тому,
что вместо организованных миссий,
учреждены были должности
специальных проповедников
христианства среди инородцев.
ВРЕМЯ ПРОПОВЕДНИКОВ
В силу Сенатского Указа от 20
октября 1764 г. в Иркутской епархии
были учреждены две должности
веропроповедников по 150 руб. в год
жалованья каждому. Один для Иркутска,
а другой для Якутского края. Указом
Иркутской Духовной Консистории от 4
сентября 1765 г. веропроповедником для
Якутского края назначен был
священник Верхневилюйского зимовья
Григорий Ноговицын. Он еще 31 августа
1741 г. был назначен Преосвященным
Иннокентием Неруковичем священником
при Колымских зимовьях, а позднее
перешел в Верхневилюйское зимовье.
Выбор пал на него, как на более
достойного для несения обязанностей
веропроповедника, он, как сказано в
указе, был трудолюбив, прилежен и не
мало якутских инородцев обратил в
христианство и уже священствует
свыше 20 лет28. К тому же он по якутски
говорил достаточно29.
Как раз в Ноговицыне были все те
качества, которые требовались
Сенатским указом для
веропроповедника: «веропроповедники
должны быть из людей ученых и
честного жития»30.
В 1766 г. священник Григорий
Ноговицын для руководства получил из
Консистории нижеследующую
инструкцию, которая вкратце имеет
следующее: 1) проповедник должен
строго соблюдать христианскую
чистоту телесной и нравственной
жизни. А «учити долженствует
новокрещенных христианского закона
по вся дни, паче же, во дни недельные
якоже повелевает 6-го Вселенскаго
Собора 19 правило, и не инако сия
толковати, но якоже церковные
светила и учинение великим согласием
истолковаша; а прежде восприявших
веру греческаго исповедания — чтобы
они жили по христианскому закону,
утверждати и любезными словесы
наказывати, а не суровостию, дабы они
будучи огорчены строгим поступом, не
могли и вовсе оставить то и жить по-прежнему,
во идоляторстве, а, отчаявся, в горшее
впадут прегрешение». 2) Всякому вновь
обращающемуся в христианство
миссионер преподает все догматы
христианской религии, а в
особенности главные из них. Каждого
из них нужно выучить главнейшим
обыденным молитвам «Богородице Деве»,
«Отче наш» и др... некоторых даже
Символу веры, если то окажется
возможным и удоб... должен зорко
следить за каждым новокрещенным
после крещения и при каждом удобном
случае все более и более утверждать
их в новопринятой вере. 3) по прибытии
своем в улус или Острог проповедник
должен прежде всего позаботиться об
обращении князца, головы, старшины и
др.начальников улуса или острога, а
потом уже прочих. Новокрещенным
полагается уже известная 3-х летняя
льгота. Для мальчиков их
приказывается при каждой
миссионерской церкви основать школы.
13, 4, 5, 6 и 7 п.п. инструкции миссионер
обязывается чаще внушать
новокрещенным, чтобы они оставили
все свои прежния привычки и жили бы
теперь по христиански: посещали храм,
хотя не каждый праздник, что бы не
утруждать сил новокрещенных. Вообще
советуется, чтобы проповедники,
внушая чаще исподволь законы
христианской жизни, не утруждали бы
их строгим, буквальным исполнением
заповедей Господних и всех
христианских постановлений. Если в
улусе найдется, хотя один, грамотный,
то дать ему вечерния и утренния
молитвы. 8) Священник не должен
замедлять исполнением треб, особенно
если в доме есть опасно больной или
слабый новорожденный и т.п. 9) Внушать
новокрещенным все добрыя дела,
которыя можно в той стране оказывать
с пользою для других и без особенного
вреда для себя. 10, 11... 12) На
обязанности миссионера лежит забота
о спасении всякого новокрещенного от
опасности уклониться с истинного
пути христианской жизни. 13) Крестным
отцом и матерью может быть один из
близких родственников. Но брак
вообще между родственниками
воспрещается. У миссионера должна
быть запись о том, кто такой
новокрещенный с показанием всех его
родственных связей и ясачный ли он
или нет, и как его в язычестве зовут,
когда именно окрещен и кто был
восприемниками его; запись должна
заключать в себе также имя и фамилию
бракосочетавшихся, родившихся и
умерших. В конце года, а то и
полугодия, миссионер должен посылать
подобную запись или к местному
Архиерею или в Якутское Духовное
Правление. 14) Должно внушить
новокрещенным, что, тот кто грешит
после причастия Св. Тайн, оскорбляет
Святость Таинства Причащения, а это
великий грех. Поэтому должно
стараться воздерживаться от греха
после причастия. 16) Если окажется, что
новокрещенный, или уже решившийся на
то, вздумает вдруг отступить от
Истинного Бога, то скорее нужно
узнать причину этого, а потом,
сообразно с нею, поступить так, что бы
заблудшая овца возвратилась в стадо
Христово. Если же виновным в таком
поступке (т.е. в совращении
новокрещенного с истинного пути)
окажется русский ли то или же какой
инородец, то такового предать суду. 17
и 18) Обращение иноверцев в
христианство должно начинать с
обличения тех вымыслов и обманов, на
которых основаны все вообще
языческия религии и в частности та
именно, какую исповедует
новокрещенный. Потом, разъяснивши
ему христианское учение, доказать,
посредством сравнения, лживость
первой религии и божественную
святость другой. Но при обращении
строго воспрещается употреблять
какое бы то ни было насилие и угрозы,
а действовать на сердце иноверца
силою убеждения и красноречивой
проповедью Слова Божия, в таком
порядке, какой показан выше. 19) В
случае какого либо замешательства,
миссионер за разрешением его
обращается к местному Архиерею или в
Консисторию. 20) В своих разъездах по
миссии проповедник, по выданной ему
из Консистории подорожной, требует
именно тех животных, на каких ездят и
сами инородцы. Прогоны на разъезды,
как и подорожная, высылаются из
Консистории. 21). Во время своих
разъездов для проповеди слова Божия
миссионер должен хорошенько
замечать характер всех вообще
религий язычников его миссии и в
частности каждой из них. Смотреть, до
какой степени они сходны между собою
или различны. Все такия наблюдения
тщательно записывать и присылать в
Иркутскую Губернскую Канцелярию. 22) В
частных письмах не должно отправлять
государственных дел, тем более таких,
которыя должны почему либо, быть
сохранены в тайне»31.
В ведении свящ. Гр. Ноговицына было
все Якутское ведомство и он,
руководствуясь вышеозначенной
инструкцией, должен был начать
миссионерскую деятельность на
протяжении всего огромнейшего
района края. Как раз до этого, общим
мнением Правит. Сената и Св. Синода ,
утвержденным Императрицей
Екатериной 20 февраля 1763 г. (указ об
этом получен 20 октября 1764 г.)
произошло некоторое изменение в
одаровании новокрещенных подарками.
Денежные и одежные подарки были
отменены, а оставлены крестики и
иконы, вместе с 3-х летней льготой по
квитанции, которая, состояла в том,
что новокрещенный, со дня крещения,
избавлялся на три года от всех
государственных повинностей: от
платежа подушных податей, от
рекрутчины, от ясачной гоньбы и др.
Если новокрещенный был не ясачный (напр.
женщины и не ясачные дети мужского
пола) то имел право отдавать свою
квитанцию о льготе, кому хотел. По
окончании льготных лет,
новокрещенный приписывался к
государственным крестьянам на
одинаковых правах с ними32.
Священник Григорий Ноговицын,
утружденный долгим служением в самом
крайнем севере Якутского края,
чувствовал себя разстроенным, что
понудило его 24 декабря 1765 г. просить
Консисторию о присылке ему в помощь
другого священника, потому что «он
той должности проповеднической
отнюдь понесть не может, ибо имел
внутреннюю грыжную болезнь, которая
то во все члены, а вящее в голове
размножилась и что часто бывает
неподвижным недели по три и более и
за то в Господние праздники и в
воскресные и в викториальные дни и в
царских панихидах служение с немалою
нуждою исправляет»33. Когда же бывал
здоров, то, как он писал «усердно и со
всякою ревностью тщание свое имея и
прилагая душеполезные к тому способы
заблудших от идоляторства отвращал и
к познанию христианского закона по
должности своей службы прилагать и
следовать в отдаленныя места не
отрекся»34.
Таким образом мы видим, что он,
когда чувствовал себя здоровым, то
посещал даже «отдаленныя» места. В
бытность его веропроповедником, он с
20 сентября 1765 г. по 20 августа 1766 г.
крестил якутов — мужескаго пола 219
чел., а женского пола 28 человек. Итого
247 чел.35.
Указом Иркутской Духовной
Консистории от 14 апреля 1766 г. за №397,
священник Гр. Ноговицын был
освобожден от обязанности
веропроповедника и на его место был
назначен брат его, закащик при
Якутском Правлении, священник
Гавриил Ноговицын; закащиком же был
назначен священник Евсевий Степанов
Протопопов, служивший до этого в
Иркутском Богоявленском Соборе. Этим
указом предписывалось Гавриилу
Ноговицыну сдать все дела заказа
означенному Протопопову и быть
веропроповедником по Якутскому
ведомству.
Новый веропроповедник, священник
Гавриил Ноговицын заявил себя
ревностным и неутомимым
проповедником Слова Божия. В ноябре
1771 г. он был на р. Алдан и
Баягантайской волости. В 1772 г.
собирался в Олекминский острог и для
поездки туда нуждался в подводах36.
Для разъездов веропроповеднику, как
было указано в инструкции,
полагалась подорожная из
Консистории, но часто, по неизвестным
причинам, таковая не высылалась, или
высылалась с запозданием, от чего
происходила некоторая заминка в
делах. Так, из указа Иркутской
Духовной Консистории, от 28 марта 1772 г.
за №458, видно, что священник Гавриил
Ноговицын намеревался «для
проповеди Слова Божия» посетить
Олекминский Острог и Вилюйския
зимовья, но не имея подорожной
встретил препятствие со стороны
Воеводской канцелярии, которая
ответила, что без подорожной и
повеления Главной Команды «никакой
резолюции получить не уповательно»,
хотя Иркутская Консистория объявила,
что Якутская Воеводская канцелярия
препятствий к поездке чинить не
должна. Во время разъездов
священника Ноговицына, согласно
постановления Иркутской Губернской
Канцелярии от 8 мая 1773 г., представлен
ему для «охранения и прочей
надобности» один казак, с
производством последнему жалованья
из казны и с тем, чтобы он, казак, по
возвращении в Якутск не задерживался
и немедленно был возвращен обратно к
своему начальству, — в казачью
команду. Так, во время разъездов
Ноговицына сопровождал его казак
Тарабукин.
Что труды веропроповедника
Гавриила Ноговицына были для Церкви
весьма успешны и продуктивны, мы
имеем сведения о числе новокрещенных
за первые годы его миссионерства. Так,
в 1766 г., с сентября месяца по январь 1767
— крещено им 17 мужского пола и 23 чел.
женского пола; с 1 января 1767 г.по 11
июля того же года — 56 человек
мужского пола и 33 чел. женского пола,
с января 1768 г. по 6 июля — 84 человек
мужского пола и 40 человек женского
пола; в том же 1768 г. с 26 июля по 11
декабря 109 человек мужского пола и 80
человек женского пола; в первой
половине 1769 г. 132 чел. мужского пола и
111 человек женского пола, во второй
половине того же года — 64 чел.
мужского пола и женского пола 89
человек. Итого за 2 года 8 месяцев
просвещено им якутов обоего пола 838
человек37. За поздние годы его
служения, мы точных цифр его крещений
не знаем, но известно, что он
представил в Иркутскую Духовную
Консисторию реестр новокрещенным за
2-ю половину 1774 г., вместе с
присланными реестрами новокрещенных
от 7 церквей за 1773 г. После смерти
священника Верхне-Вилюйского
зимовья Григория Ноговицына,
управлял приходом с 1768 г. священник
Димитрий Гоголев, который со дня
своего назначения по 1773 г. крестил
якутов мужского и женского пола 1831
человек38. За 1774—75 годы представлены
реестры новокрещенных священником
Удского Острога Иваном Конюховым, но
сколько — неизвестно. Также
упоминается, что «проповедник»
священник Стефанов в 1768 г. крестил 2
якутов, а в 1769 г. — 1 якутку. (Этот
Стефанов не Протопопов-ли,
назначенный закащиком вместо
Гавриила Ноговицына и названный
здесь по отчеству?).
В это время озарялся светом
Христова учения и Охотский край. В 1754
г. после смерти священника Хмылева,
послан был в Охотск Епископом
Софронием священник Гавриил Громов.
Он с успехом распространял
христианство среди Охотских
тунгусов, а при сыне его — священнике
Александре Громове довершено было
окончательное просвещение Христовой
верой всех тунгусов Охотского края. И
в настоящее время многие из Охотских
тунгусов носят фамилию Громовых39. В
60-х годах XVIII, столетия трудился на
миссионерском поприще священник
Сунтарской церкви на Вилюе о. Василий
Попов, на долю которого выпало
просвещение святым крещением
местных жителей якутов40. Кроме
особых назначенных
веропроповедников и приходских
священников миссионерскими делами
занимались и священномонашествующие
Якутского Спасского Монастыря. В
своем донесении в Иркутскую Духовную
Консисторию священник Гавриил
Ноговицын от 21 декабря 1766 г. сообщал,
что иеромонах монастыря Ириней Орлов
крестит приходящих к нему ясачных и
совершает между ними требы, о чем он и
жаловался, якобы он, Орлов, все это
совершает без ведома его, закащика,
священника Ноговицына. Духовная
Консистория, одобряя действия
иеромонаха Орлова, особенно нужные
во время отлучек священника
Ноговицына, тем не менее
распорядилась о том, чтобы Орлов
совершал крещение во время отлучек
Ноговицына и, по приезде последнего,
представил ему реестры
новокрещенным41.
Веропроповедническая должность
Гавриила Ноговицына закончилась уже
после смерти Преосвященного
Софрония (1771 г.) в 1773 г. при Епископе
Михаиле I Минкевиче (1772 — 1789 г.г.),
когда он занял место Якутского
Соборного Протоиерея. И в этой новой
должности он не оставлял своей
миссионерской работы, и как было
указано выше, — он в 1774 г. представил
реестр новокрещенным, нужно
предположить, что он, до самой своей
смерти 13 ноября 1777 года, продолжал
свое миссионерское служение42. Указом
Иркутской Духовной Консистории от 4
апреля 1778 г. за № 383, протопопу
Димитрию Перхурову повелено быть «для
управления Якутским заказом, быть в
Якутске закащиком, так и для
обращения тамошнему ведомству
иноверцев в христианскую веру
проповедником, во всем на таком
основании, на каком прежде бывший там
проповедник Гавриил Ноговицын
находился43. Ему предписывалось также
пользоваться той же Инструкцией,
какая была дана Гр. Ноговицыну.
Протопоп Перхуров, как закащик
больше внимания уделял
административным делам и потому мы
видим, что его проповедническия
обязанности, протекали, главным
образом, в г. Якутске. Так, в 1781 г. им
представлен реестр 2 новокрещенным
якуткам, просвещенным в г. Якутске44. В
1779 г. он доносил Консистории, что он
за оспенным поветрием, не выезжал в
улусы для проповеди Слова Божия, а
крещенным в г. Якутске он
своевременно представил реестр.
Подробностей служения прот. Д.Перхунова
не имеется и, можно предположить, что
он как миссионер, едва ли выделялся,
так как его заботы, имели главным
образом, характер административный.
Известно, что Перхунов, в бытность
его в Якутске, занимался разбором
жалоб новокрещенных якутов,
обращавшихся к нему, как к закащику.
(Продолжение следует).
Примечания
1. Ирк. Епарх. Вед. 1865 г. № 7, 74
стр.
2. Архиепископ Гурий. Христ. миссия
среди ламутов. Казань. 1915 г. стр. 42—45.
3. См. там же стр. 42.
4. Ирк. Епарх. Вед. 1866 г. № 12 (Приб.)
146—152 стр.
5. Дело Ирк. Дух. Консистории 1735 г.
6. Ирк. Дух. Конс. 1735 г.
7. Дело Иркутской Дух. Конс. 1735 г.
8. Дело Иркутской Дух. Конс. 1735 г.
9. Дела Ирк. Дух. Консистории 1735 г.
10. А.Ник. Путевыя записки ч. I, стр. 307.
11. Дело Ирк. Дух. Конс. 1735 г.
12. Дела Ирк. Дух. Конс. 1735 г.
13. Сумароков. Миссионерство в
Сибири. Христианские Чтения. —1884 г. ч.
I, 658 стр.)
14. Громов. Путь от Иркутска в
Камчатку. Прибавление к Ирк. Еп. Вед.
1869 г. № 9, стр. 110.
15. Дело Ирк. Конс. 1738 г.
16. Ирк. Еп. Вед. № 25. «Еписк. Иннок.
Нер. 315—320 стр.
17. Дело Ирк. Дух. Конс: 1742 г.
18. Прибавление к Ир. Еп. Вед. 1866 г. №
50.
19. Прибавление к Ир. Еп. Вед. 1866 г. №
50, стр. 589—562.
20. Прибавление к Ирк. Еп. Вед. 1870 г. №
38, стр. 467.
21. Прибавл. к Ирк. Еп. Вед. 1869 г. № 26,
стр. 325.
22. Сумароков. Миссионерство в
Сибири. Христианския Чтения. 1884 г. ч. I,
стр. 667.
23. Чафраков. «Блаженный Софроний».
166 стр.
24. Чафраков. «Бл. Софроний». 171—174
стр.
25. Там же, стр. 184.
26. Список, представленный
преподават. Як. Дух. Семинарии
Парышевым.
27. Список, представленный С.Е.Парышевым.
28. Чафраков. Софроний, стр. 238.
29. Дела разного содержания Ирк.
Вознесенскаго монастыря с 1753—1806 г.
Указ Ир. Дух. Конс. от 14 Апреля 1766 г. за
397.
30. Чафраков Софроний. Стр. 239.
31. Прибавление к Ирк. Еп. Вед. 1875 г. №
5, стр. 47—51.
32. Приб. к Ирк. Еп. Вед. 1875 г. № 4, 39—40
стр.
33. Дела разн. содержания Ирк.
Вознесен. Монастыря. Указ Ирк. Дух.
Конс. от 14 Апреля 1766 г. за № 397.
34. Там же.
35. Там же.. Указ Ирк. Дух. Конс. от 26
мая 1770 г.
36. Дела разнаго содерж. Ирк. Возн.
Монастыря. Указ Ир. Д. Конс. от 29
февраля 1772 г.
37. Дела разн. содерж. Ирк. Возн.
Монастыря. Указ. Ирк. Дух. Конс. от 26
мая 1770 г.
38. Журнал Ирк. Дух. Конс. 1773 г. стр. 91
об.
39. Прибавление к Ирк. Еп. Вед. 1869 г. №
91, стр. 111.
40. Якутския Еп. Вед. 1898 г. № 3, стр. 44.
41. Дела разн. содерж. Ирк. Возн.
Монастыря. Указ Ирк. Дух. Конс. от 31
Июля 1767 г. за № 486.
42. Журнал Ирк. Дух. Конс. 1773 г. 305 стр.
43. Дела разнаго содержания Ирк.
Вознес. Монастыря с 1753 г. по 1806 г.
44. Дело Ирк. Дух. Конс. 1742 г. |