Из семейного альбома

На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо


Представители разных улусов, съехавшиеся в феврале 1902 г. по предложению якутского губернатора Владимира Николаевича Скрипицина для обсуждения правил об упорядочении землепользования

«Помни и храни...»

Когда мы начинали публикации старых фотоснимков, не надеялись, что в частных руках, собраниях остались хоть какие-либо значительные коллекции дореволюционных фотографий. И были не правы. Сегодняшняя публикация тому подтверждение. В них, в этих, местами пожелтевших, иногда мятых, порванных фотографиях сохранился лик времени. Времени, безвозвратно ушедшей эпохи. И только благодаря этим фотодокументам, мы видим живые лица той российской Атлантиды, державной России, которой, уже никогда не быть. Мы видим лица якутян — и радостные, и грустные, молодые, и старые, то, как они тогда предпочитали одеваться, и чтобы запечатлеться на века, торжественно замирали перед камерой.

А сегодняшняя коллекция, которую нам в редакцию принесла учительница из Якутска Марианна Николаевна Иванова, и которую мы представляем, является уникальной. Уникальной — по тому, как она сохранилась, по тому, как сегодняшнее поколение родственников начинает не только собирать по крупицам воспоминания старшего поколения, но и искать свидетельства в архивах, воссоздавать генеалогическое древо. Возвращение памяти. Наглядное подтверждение этих высоких слов.

Марианна Николаевна познакомила нас с матерью Марией Ивановной и тетей Музой Михайловной. Эти женщины, несмотря на солидный возраст, сохранили ясный ум и стремление передать своим детям и внукам, правнукам сохранившиеся в памяти воспоминания о былой славе их рода.

Жил знаменитый в те времена род. Род Васильевых и Александровых. Жил да поживал, добра наживал. Но революция и войны раскидали детей и внуков. И только сохранили их вместе фотографии из семейного альбома.


Васильев И.Г.

«Мой дедушка Иван Гаврильевич Васильев был грамотным интеллигентным человеком. Был почетным гражданином города Якутска, крупным домовладельцем. Работал судьей. Ездил несколько раз в Санкт-Петербург и был награжден нашейным орденом, знаком. Мой отец Иван Иванович был у него единственным сыном. Мама Мария Васильевна работала кассиром в магазине у купца Никифорова — Манньыаттаах уола. Мои родители умерли от болезни, когда я была совсем маленькой. Все это я знаю со слов родного брата дедушки Василия Гаврильевича — БоЇууда, который меня воспитал», — вспоминает Мария Ивановна Васильева, много лет проработавшая в медицинских учреждениях республики. Она помнит, что была у них именная швейная машинка с портретом царя Николая II, подаренная И.Г.Васильеву, по легенде, лично императором. На фотографии 1902 года рядом с губернатором Скрипицыным сидит Иван Гаврильевич — участник собрания представителей улусов, обсуждавших проблемы упорядочения землепользования.

А вот красивая фотография дореволюционной свадьбы донесла до нас знаменательное событие в жизни родителей Марии Ивановны. Сохранился документ: «Васильев Иван Иванович, 23 года, уроженец Восточно-Кангаласского улуса, Александрова Мария Васильевна, 16 лет, уроженка Восточно-Кангаласского улуса, вступила в брак 30.08.12 г. в Предтеченской церкви г. Якутска. Свидетели со стороны жениха уроженец Восточно-Кангаласского улуса Нахаринского наслега Михаил Прокопьевич Илларионов, а также уроженец II Мальжегарского наслега Николай Николаевич Пудов. Свидетели со стороны невесты Якутский мещанин Павел Петрович Шестаков и казак Якутского полка Иннокентий Яковлевич Березкин».


Свадебная (Фотография подарена 1913 г. тете Павловой Татьяне Михайловне)

Тут несколько слов надо сказать и о Василие Петровиче Александрове, человеке незаурядном, посещавшем знаменитую Нижегородскую ярмарку, объездившем Сибирь и Дальний Восток. И возможно, имевшем связи с японскими купцами. Свидетельством тому — фотография якутских женщин, в том числе его любимой дочери Мани и его жены — Александры Георгиевны — в японских кимоно. На его родине в Оннесе, построенный им дом, стал в советское время сельским клубом. Марианна Николаевна нашла в республиканском архиве любопытные документы о нем и его родственнике Белолюбском Егоре Петровиче, просивших вернуть им избирательные права. Но, согласно нравам того времени, они получили следующий ответ от Центральной Избирательной Комиссии Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов Раб., Крест. и Красноарм. Депутатов: «Возвращаются законченные дела за 1932 г. на лиц, лишенных избирательных прав, ходатайство которых было ОТКЛОНЕНО, для рассылки их в соответствующий исполнительный комитет». И это — история для следующей статьи. Добавлю только, что в 1930 году земляки В.П. Александрова на своем общем собрании отметили его положительную деятельность в бытность старостой наслега. Он в 1911 году в пользу бедноты решил вопрос о земляных наделах, организовал кооператив, боролся с алкоголизмом и игрой в карты, ставшими подлинными бичами того времени.

Отец М.А. Александровой-Васильевой Василий Петрович от второго брака с Даниловой Александрой Георгиевной имел дочь Ольгу. И сегодня дочь Ольги Васильевны Муза Михайловна жива-здорова. И на фотографии мы видим Ольгу Васильевну, совсем маленькую девочку, с мамой, Александрой Георгиевной. Ее в народе называли за высокий рост УЇун Саша... На обороте фотокарточки родственница, сохранившая фотографию подписала Музе Михайловне: «Дорогая Муза! Дарю на память фотокарточку твоей мамы и бабушки. Помни и храни, потом передашь своим детям. Тетя Калисса». Детство Музы Михайловны, как внучки раскулаченного, было полно лишений. Но впоследствии она сумела окончить институт, стала учительницей, отличником народного образования РСФСР, ветераном педагогического труда.

Вот такими людьми были Васильевы, Александровы, Белолюбские.

Олег СИДОРОВ

Hosted by uCoz