На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Иосиф ПОРТНЯГИН

Кто он,
человек
солнечного улуса айыы?

Раскрытие личности «кўн киhитэ» имеет принципиально важное значение для этнопедагогики якутского народа, которая нуждается в нем для того, чтобы, охарактеризовав сущность, отличия и психологию носителя вечного идеала предков, передать как духовную эстафету молодому поколению для подражания и изучения нравственных основ прошлого

«Кєхсўттэн тэhииннээх кўн сирин дьонноро» — «люди солнечного улуса айыы с поводьями за спиной», «аріаhыттан тэhииннээх айыы сирин аймаіа» — «люди из рода айыы с поводьями за спиной» — в своем алгысе говорят о светлых днях: «Судьбы людские распрямились, дым из балагана раскинулся на просторе, скот разводимый размножился, дети рождаемые приумножились, корни распускаемые унаследовались; появилась возможность проголодавшегося накормить, замерзшего пригреть» — такова мощь благословления наших предков. Люди солнечного улуса айыы не захирели, не зачахли, а, наоборот, приумножились, расцвели, поросль их молодая развила ум, усовершенствовала нравы, обогатила свое хозяйство. «Понятие человек солнечного улуса айыы», означает то же, что «люди — из рода айыы аймаіа», то есть земные из рода человеческого.

Следует уточнить, кто по пониманию наших предков является человеком солнечного улуса айыы с поводьями за спиной. Кто заслуживает определения «человек Земли айыы»? Оба эти понятия адекватны, термин «человек солнечного улуса айыы» выступает синонимом «человеку Земли айыы». Когда речь идет о человеке солнечного улуса айыы, мы уподобляем его человеку Земли айыы. Так гласят якутские легенды, рассказы, тойуки и олонхо.

Человек солнечного улуса айыы — это понятие многозначное, включающее в себя привлекательную внешность, щедрую и отзывчивую душу, твердые моральные принципы, высокую духовность. В педагогической литературе 60—80-х гг. не приводилось не только анализа этого понятия, но даже рассуждений, описаний и характеристик человека улуса айыы. Следует дать определение этому новому для академической науки понятию: какой человек подпадает под эту характеристику? Каков его нравственный портрет, духовный мир и физические качества? Раскрытие личности «кўн киhитэ» имеет принципиально важное значение для этнопедагогики якутского народа, которая нуждается в нем для того, чтобы, охарактеризовав сущность, отличия и психологию носителя вечного идеала предков, передать как духовную эстафету молодому поколению для подражания и изучения нравственных основ прошлого.

Человек солнечного улуса айыы считал себя сыном Природы — айыліа оіото. Кто же мог претендовать на это имя «дитя природы» — айыліа оіото? Раньше якуты, эвены, эвенки, юкагиры жили разбросанно по всей тайге, по отдельным алаасам, долинам рек, речек и вся их жизнь зависела от милости Природы-Матери. Они поклонялись ей в открытой естественной природной среде, постоянно соприкасались с миром стихий, хорошо знали прихоти Великой Матери и ее мощь. Человек связан с природой, дающей людям силу и энергию жизни. Смена времен года имела прямое отношение к деятельности людей. От прихода лета зависела жизнь тўєлбэ, так как человек на зиму вынужден был готовить корм для скота и запастись пищей для себя и членов семьи. В нынешних рыночных условиях сельскому человеку солнечного улуса айыы, имеющему семью из 6 человек, для жизни в среднем достатке требуется иметь 20—30 голов крупного рогатого скота, 8—12 голов лошадей. Человек, имеющий на своем подворье меньше этого количества скота, считается бедным, а больше — богатым. Дополнительным подсобным занятием является охота и рыболовство. Осенью сельские жители охотятся на зайцев и занимаются неводьбой, весной куйууром — рыбалкой с сачком и охотой на уток. Охота и рыбалка обеспечивают якутскую семью дополнительными продуктами, мясом и рыбой. В этих видах трудовой деятельности человек солнечного улуса айыы находится в прямой зависимости от природы и в непосредственном постоянном ежедневном общении с живой природой. Природа обеспечивает его средствами существования: продуктами, материалом для пошива одежды и обуви. Дремучий лес, голубые просторы озер и рек — сосуды, обеспечивающие ему жизнь; родные алаасы, где он обитает, окружающий мир, чистый воздух — его сила и энергия. Без них человек солнечного улуса айыы не существует, поэтому и выказывает почтение Баай Байанаю, Кўєх Боллох Тойону, Аан Алахчын Хотун и греющему, покровительствующему людям духу огня Хатын Тэмиэрийэ и другим, от благородства которых зависит судьба человека, его жизнь и благополучие. Приютившись на лоне природы-матери, человек успешно одолевает суровую холодную зиму, встречает радостью весну и лето. Лето пробуждает растительный и животный мир. Яркая и сочная зелень, прелесть полевых цветов, гомон птичьих голосов... Люди рады переезду на сайылык, веселятся дети, на дворе у дымокуров толпятся стада коров и лошадей, жизнь течет своей полнокровной жизнью — все это совмещается с природой, только она рождает жизнеспособность людей солнечного улуса айыы. Лето человек встречает с воодушевлением, чувством щедрости, благородства; все живое стремится к Солнцу, к миру, к благополучию. Земной простор становится добрее и дарит плодородие и урожай.

Люди солнечного улуса айыы благополучно встречают осень с улыбкой на устах, с радостью на душе — дары лета убраны, получен хороший урожай. Осень своим очарованием, золотой листвой дарит людям радость, удовлетворение жизнью. Человеческий кут-сюр обновляется, человек с удвоенной энергией берется за устройство своей жизни.

Эти порывы, устремления окрыляют человека, развивают его ум, укрепляют тело и душу, он становится могущественнее и энергичнее. Природа покровительствует ему, содействует его росту, становлению «киhилии киhи — «гуманного человека». Человек считает себя частью природы. Все ее явления, пространство, стихии — имеют живительную силу, решают судьбы людей. Из года в год у человека усиливается любовь к родным местам, отчему дому, домашнему очагу, потому и называет он себя дитём природы — «айыліа оіото».

Людей, имеющих высокий общественный статус, в народе называют «дыгыновыми детьми». К ним относятся такие люди, как зачинатель якутской литературы А.Е.Кулаковский-Єксєкўлээх Єлєксєй, лидер якутской интеллигенции В.В.Никифоров-Кўлўмнўўр, исследователь истории, краевед Г.В.Ксенофонтов, писатель, общественный деятель П.А.Слепцов-Ойунский. Это настоящие национальные лидеры. Они были всесторонне развитыми, талантливыми представителями якутского народа. Жили полнокровной творческой жизнью, став первыми учеными-исследователями родной Якутии. «Дыгыновыми детьми» называли самых лучших, прославивших свой народ, людей исключительной одаренности и таланта.

Отличающихся своим умом, получивших всенародное признание, люди называли «тииµ мэйии» — сообразительный, живой, как белка. Сообразительность человека сравнивается с живостью ума белки; это говорит о том, что природный ум высоко ценится у северных людей, и прежде всего это относится к «дитя природы» — айыліа оіото.

Наши предки придавали большое значение воспитанию мальчиков и девочек. Юноша — продолжатель рода, наследник хозяина-отца, в дальнейшем становится защитником, покровителем семьи, хранителем добрых традиций народа. Девушка — ее назначение «омук анала», это значит, как только выйдет замуж, поедет на родину мужа. Юноша — уолан бэрдэ — славный, хороший; девушка — прекрасная кыыс куо. Детей воспитывали в отдельности по половому признаку: одевали мальчика как мужчину, он должен был играть в свои мальчишеские подвижные игры, готовили его быть хозяином; а девочка играла в девичьи игры, ее готовили как будущую хозяйку, невестку.

Сейчас, принимая во внимание наставления предков, в школах проводятся учения Юрюнг Уолан для мальчиков, Кыыс Куо для девочек — раздельное воспитание, учитывающее особенности пола. Составлена программа и проводится обучение «Урааµхай саха оіото» как самостоятельный предмет, учитывающий психологические и национальные особенности детей якутского народа.

Если у человека прямой искренний нрав, если человек отзывчив, открыт чужому горю и неудачам, не злопамятен и не раздражителен — «даже не поднимет лежащую корову» — таких людей в народе называют «сытыары сымнаіас кєнє киhи» — замечательно чистый, мягкий по характеру человек.

Особое почтение оказывается якутами матери, ее уважительно называют «кўн кўбэй ийэ», что означает «как солнце ласковая, с чистым сердцем, относящаяся ко всем приветливо, мило»; сравнивают ее с богиней плодородия Айыысыт и с Иэйэхсит — покровительницей семьи, детей и родственников. Возле такой женщины постоянно обитают счастье, благополучие и Уруй—Туску.

Человек солнечного улуса айыы связан судьбой с Одун-хааном, нитью жизни — с Джылга-хааном, сроком жизни — с Чынгыз хааном.

В процессе роста и развития своей личности «урааµхай саха оіото» (дитя) должно достойно пройти этапы, свойственные определенному возрасту, пережить испытания и выдержать неблагоприятные изменения судьбы. Полноценным человеком признается лишь тот, кто отважно прошел все этапы становления личности солнечного улуса айыы, усвоил целостную систему учения айыы. Человек, достигший полноценной жизни, выделяется своими интеллектуальными способностями, высокой нравственностью и гармоничным физическим развитием. Такая личность может развиваться только в трудовой, общественно полезной и общественно значимой деятельности. Киhилии киhи — человек гуманный — самая высокая оценка личностных качеств человека его сородичами, к этой высокой цели стоит стремиться, ради нее стоит преодолеть собственные недостатки. Путь превращения ребенка из существа биологического в киhилии киhи необычайно труден и тернист, чтобы пройти по нему нужно испытать всю полноту жизни и всю ее тяжесть, много трудиться и много прочувствовать.

Немногие, прошедшие все этапы школы кут-сюр, пользуются особым уважением и почетом за их способности предугадывать будущее и разрешать судьбоносные проблемы своего народа; их называют «сир быта» — «вездесущие, всезнающие, умело находящие пути и выходы из житейских испытаний». Если человек наделен большим жизненным опытом, знанием человеческой психологии, способен предугадать человеческие поступки и их последствия, такого знатока могут назвать и «сир тўннўгэ» — «мудрый предсказатель событий жизни».

Существует еще одна группа — «сээркээн сэhэн», в которую объединяются люди с философским складом ума, толкователи примет, непревзойденные рассказчики народного героического эпоса — олонхо, рассказов, сказок, легенд, притч и преданий, передающие устный опыт народной мудрости слушателям.

Людей, прошедших большую жизненную школу, отдавших всю сознательную жизнь заботам о благе и процветании народа, уважительно именовали «саха саарына, киhи кэрэмэhэ». Учитывая степень развития личностных качеств, достойным представителям народа саха, прошедшим школу жизни без ущерба для своего доброго имени, добившимся определенного уровня мастерства в труде или ремеслах, безукоризненно относившимся к людям, Матери-Природе, наделенным даром высокой мысли соплеменники присваивали эти почетные имена, характеризующие личность человека солнечного улуса айыы.

От расположения трех кут зависит не только земной жребий человека, то есть его положение в этой жизни, но также последующее развитие и самосовершенствование личности уже будущего поколения. Поэтому старшие не только раскрывали перед своими последователями и учениками врата мудрости, но и обеспечивали преемственность, связывая воедино поколения и обеспечивая своеобразную духовную эстафету.

В повседневной жизни, полной проблем и забот, никогда не бывает полного покоя, дуализм жизни, противостояние добра и зла проявляются и в людской среде. Антиподом «киhилии киhи» — человека гуманного является «кэп киhи» — человек дурной. В зависимости от негативных качеств личности, можно дифференцировать кэп киhи следующим образом: «тимир тиµилэх» — «железная стопа»; «сыа уллуµах» — «мягкая стопа»; «аhыылаах» — «ершистый»; «ньэгэй, ньўдьў балай» — «отвратительный человек», «сэлээрчэх» — «гулящая»; «содур» — «развратный»; «дьэбэрэ» — «темный человек»; «ўс хара кўлўктээх» — «человек с тремя черными тенями» и т.д. Люди подобного типа отличаются от обычных соплеменников как носители концентрированного зла, и оно по-разному преломляется в изъянах их душ, их поведения.

Для воспитания полноценного жителя солнечного улуса айыы родителям и близким родственникам необходимо с раннего детства планомерно заниматься воспитательной работой, исправляя недостатки в зародыше. Если ростки зла, эгоизма и высокомерия в сознании и поведении обнаружены в ранние сроки и с ребенком много работали, вполне возможно откорректировать негативные стороны его сознания и поведения, поставив на путь исправления своих недостатков.

Человек солнечного улуса айыы — по учению айыы — человек совершенный, но земной, живущий и работающий среди своих соплеменников. Его сознание, ум и поведение должны быть чисты от соблазна недостойных желаний, нрав — благороден, а тело и душа —гармонично развиты. Тогда у него от природы проявляются задатки стать «толору чєллєєх» — полноценным человеком. Если он использует все силы своего ума и все потенциальные возможности, не боится тяжелого труда на благо общества и ради воспитания себя, то из него может выйти киhилии киhи — человек гуманный, а значит у народа саха будут свои саха саарыннара, киhи кэрэмэстэрэ, и таким будет менталитет лучших представителей народа саха XXI века.

В условиях становления демократического общества и свободного развития личности человек по-новому воспринимает окружающий его мир и формирует новое, соответствующее времени, мировоззрение; меняется не только система взглядов и убеждений, меняется и сам идеал человека новой эпохи, желающего не только воспользоваться появившимися у него правами, но и достойно выполнить свой долг по дальнейшему совершенствованию и развитию своей личности.


Иосиф Семенович ПОРТНЯГИН, кандидат педагогических наук, доцент Якутского госуниверситета.

Hosted by uCoz