Татьяна СТАРОСТИНА
– День
святого Георгия,
или
немного о народных календарях
Якутский
госмузей им. Ем. Ярославского.
Якутский годовой календарь XIX в.
Принадлежал голове Борогонского
улуса Охлопкову Николаю
Ефимовичу.
|
В фондах Якутского
государственного музея истории и
культуры народов Севера хранятся
старинные якутские и эвенкийские
календари XIX—XX вв. Типологически они
близки к русским деревянным
календарям-святцам. Якутские
календари изготовлялись тоже из
дерева. В основном, это были обычные
дощечки, на которые заносились с
помощью зарубок и особых знаков
важная для жизнедеятельности
информация: о начале и ходе
сельскохозяйственных работ, о сроках
охотничьего сезона и рыбной ловли, о
днях церковных и семейных праздников.
Органичное соединение
русского и якутского календаря
превратилось в удобную систему
узнавания времени, а народное
сознание наделило каждого святого
своими обязанностями, за исполнение
которых якуты почитали их1.
В отдельных случаях
якутские календари допускали
значительные отступления: иногда год
начинался с 1 сентября, не
обозначались и некоторые церковные
праздники, так как они не были
связаны напрямую с ведением
хозяйства. Одинаковых, совпадающих
во всех обозначениях, календарей у
якутов не было: в разных местах,
исходя из характера природы и
хозяйства, вносились в календари
свои дополнительные знаки, причем
отбрасывались не нужные для данных
мест символы. Кроме того, как правило,
отмечались дни святых, имена которых
носили члены семьи (хозяин, хозяйка и
др.) Даже в календарях одного и того
же улуса бывают расхождения в знаках.
Эти календари — сугубо
индивидуальные, многое зависело от
уровня развития, интересов и степени
религиозности изготовителя, от
желания заказчика. Еще одна
особенность: календари эти не
составлялись специально для одного
определенного года, они
использовались в любом последующем
году, месяце. Поэтому их называли «вечными
календарями» (ўйэттэн ўйэіэ диэри
барар халандаардар).
Среди этих деревянных
календарей есть экземпляры самой
разнообразной формы и качества
работы: от простых гладких досок до
имеющих вычурную форму и украшенных
тонкой резьбой. Календари делятся на
годовые, месячные и недельные.
Принцип устройства у всех одинаков. В
годовых писали названия месяцев и
количество дней. В месячных и
недельных календарях делались
отверстия соответственно количеству
дней месяца, недели. В эти отверстия
вставляли палочки для обозначения
дня. Иногда эти палочки имели форму
птиц2.
Якутский
годовой календарь XIX в.
Принадлежал Петру Герасимову из
местности Юнкюрь Джебарского
наслега Западно-Кангаласского
улуса. Дерево, резьба.
|
Из коллекции календарей
нашего музея выделяется годовой
календарь, принадлежавший голове
Борогонского улуса Охлопкову
Николаю Ефимовичу. Рамка календаря
украшена растительным орнаментом. В
верхней части, выкрашенной в синий
цвет, записаны названия месяцев,
количество дней в месяце и начертаны
слова «Вечный календарь». В центре
имеются две самодельные железные
стрелки, вращающиеся вокруг
разноцветных концентрических кругов,
на которых отмечены даты и дни недели.
В левом и правом нижних углах указаны
названия месяцев и количество дней.
Еще один интересный
экспонат приобретен музеем в 1911 году
у Петра Герасимова из местности
Юнкюрь Джебарского наслега Западно-Кангаласского
улуса. Этот вечный календарь
представляет собой четырехугольную
деревянную доску. Имеет 12
горизонтальных полос с отверстиями,
каждое из которых соответствует
определенному месяцу и графическим
обозначениям церковных праздников.
Год начинается с сентября (это
перенято от русского народного
календаря, так как у якутов открывает
год май месяц).
Календарь составлен по
старому стилю:
1
сентября — |
|
Семенов день.
Конец летних полевых работ и
начало потребления
заготовленного запаса пищи.
Постепенный переход с летников на
зимники. |
14
сентября — |
|
Исакьев день.
Завершается переезд в зимники. |
1
октября — |
|
Покров день.
Начало настоящего зимнего сезона,
с этого дня скот держат в хотоне,
кормят сеном. Начинается рыбная
ловля на мелких озерах. |
26
октября — |
|
Дмитриев день.
Забой скота (идэhэ). Возвращение
охотников из тайги. Начало сезона
«городчиков», везущих на продажу
в город мясо, масло, дичь и т.д. |
1 января
— |
|
Новый год (перенят
от русских). |
18 января
— |
|
Середина зимы. |
25 марта
— |
|
Благовещение (чыычаах
уйа туттубат кўнэ). |
23 апреля
— |
|
Дьєгўєрэйэп (Егорьев
день), День святого Георгия —
покровителя скота. |
9 мая — |
|
Ньукуолун (Николин
день). Переход на лето. Начало
весенних полевых работ. Начало
найма батраков на летние полевые
работы. Начало ледохода и летнего
плавания. |
29 июня — |
|
Бєтўрўєп (день
Петра и Павла). Начало сенокоса и
сезона летних работ. Этот
праздник всегда проходил
многолюдно с национальными
танцами и играми. |
8 июля — |
|
Боропуокайап (Прокопьев
день). Начало массового сенокоса. |
20 июля — |
|
Ылдьыын (Ильин
день). |
1
августа — |
|
Бастакы Ыспааhап
(1-й Спасов). Полное вызревание
хлебов и массовой его уборки.
Появляется мучная пища нового
урожая. Сбор голубики и черной
смородины. |
6
августа — |
|
Ортоку Ыспааhап
(2-й Спасов). Время метания стогов и
скирдования хлеба... |
Эвенкийский годовой календарь
начала ХХ в. Поступил из
Булунского улуса. Моржовая кость,
резьба.
|
Существует еще одна
разновидность годового календаря —
Пасхалиц («сибээскэ»). Обычно они
изготавливались из кости или дерева.
Рассматриваемый эвенкийский
календарь поступил из Булунского
улуса в 1913 году, вырезан из моржовой
кости. Имеет форму 6-гранной палочки с
утолщением посередине. Оба конца
заострены. Каждая грань показывает 2
месяца. Дни отмечены рубцами на
гранях, а праздники — значками на
полях между гранями. Одна грань на
данном календаре читается справа
налево, следующая — слева направо и т.д.1.
Графический знак на 18
января ()
означает Солнце («Кўн тахсар ыйа»).
После 3 месяцев полярной ночи солнце
снова начинает выходить. 23 апреля ()
фигура животного означает день
Святого Георгия — покровителя скота.
В апреле начинается отел оленей («Тугут
тєрўўр ыйа»). 29 июня ()
отмечен рисунком в виде растения,
травы. Этот знак обозначает начало
сенокоса.
Такие календари
встречаются не только на Севере, но и
в южных районах Якутии.
Якутский недельно-месячный
календарь
конца XIX в. Дерево, резьба.
|
Практически все месячные и
недельные календари имели круглую
форму. В некоторые, как украшение,
вставлялись кусочки слюды. Эти
календари имелись почти в каждой
якутской семье. Наряду с отдельными
были и совмещенные недельно-месячные
календари. По внешнему кругу были
расположены отверстия, обозначающие
дни, месяцы, а по внутреннему кругу —
количество дней недели.
Таким образом, с принятием
христианства изменилось
летоисчисление якутского народного
календаря. Были внесены церковные
праздники, но не все, а лишь те,
которые были связаны с хозяйственной
деятельностью якутов.Коллекция
якутских и эвенкийских календарей,
хранящаяся в нашем музее, помогает
исследователям в изучении не только
старинных календарей, но и
традиционной культуры народов
Севера в целом.
Источники
1. Национальный архив
Республики Саха. Фонд 1403, оп. 2, ед. хр.
56, л. 28.
2. И.В.Заборовская. Искусство
художественной обработки дерева у
якутов (по материалам музеев ЯАССР). //
Сборник научных статей Якутского
республиканского краеведческого
музея. Выпуск 2. — Якутск, 1957. — с. 157.
СТАРОСТИНА Татьяна Гаврильевна,
старший научный сотрудник Якутского
государственного музея истории и
культуры народов Севера им. Е.Ярославского. |