На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Иван СПИРИДОНОВ

Литература в духовном возрождении народа саха

(История и современность)

I. Методологическая основа проблемы

1. Национальное возрождение есть форма изменения главных параметров социального бытия этноса. Программа возрождения должна быть разной у народов. Для одних — проблема выживания, для других — национальное самоуправление и т.д.

2. Национальное возрождение — неотъемлемая составная часть общего процесса формирования гражданского общества.

3. Национальная консолидация — главное в национальном возрождении. Она проявляется во внутреннем сплочении этноса на основе общности интересов, ценностей, исторического прошлого.

Процесс национальной консолидации находит свое выражение в национальном самосознании. Оно не чуждо общечеловеческим ценностям.

4. Главный принцип национального возрождения — принцип единства традиций и прогресса. Именно единство, а не противопоставление.

5. Возрождение и исторические судьбы Якутии. Призыв вернуться к «забытой цивилизации» способен дезориентировать людей. Но должна быть восстановлена в полном объеме самобытность культуры якутского народа. Якутия исторически связана и с западной, и с восточной культурами, представляя весьма своеобразный синтез той и другой. Попытки механического приобщения к чужой культуре способны привести к негативным результатам.

6. Верное понимание суверенизации может стать основой национального возрождения. А неверное толкование может привести к разрушению сложившихся экономических, социальных и культурных связей, к центробежной тенденции.

7. Опасность на пути национального возрождения народов представляют сепаратизм и национализм. Нужно не допускать дискриминации национальных меньшинств, реализации экстремистских призывов.

На пути национального возрождения наряду с догматическим пониманием интернационализма, игнорирующего национальную самобытность, угрозу представляет «вестернизация» культуры и образа жизни, особенно городского населения.

II. Пути национального возрождения и роль художественной
литературы

1. Социально-культурная проблематика — ядро всей системы мер по национальному возрождению Якутии. Первоначальный шаг на этом пути — определение отношения к культурному наследию.

Обоснование

Литература сыграла громадную роль в духовном развитии народа саха на всем протяжении XX века. Она получила ускоренное развитие и достигла впечатляющих успехов. Якутская литература взрастила выдающихся поэтов, прозаиков, драматургов.

Проблемная ситуация

Литература обладает неисчерпаемыми возможностями в деле возрождения общей духовной культуры народов Якутии. Она вобрала в себя все культурные ценности народа саха, накопленные за многовековую его историю.

Провозглашенная руководством Республики Саха политика возрождения вызвала новый интерес к прошлой истории литературы, перспективам ее развития.

Предмет, цели и основные задачи

Литература Якутии вступила в новый этап развития. Выросло новое поколение писателей. Обогатились виды и жанры, глубоко и правдиво отражаются в творчестве литераторов прошлое и настоящее народов.

Предстоит задача исследования исторического пути становления и развития литературы Якутии в соответствии с новым уровнем развития общества и науки, осознание важности сохранения культурных ценностей народов Якутии,защита самобытной литературы от попыток ее недооценки.

2. Проблемы современной литературы, сочетающей в себе как достижения прошлого, так и настоящего. В этой связи с особой ответственностью предстоит решать задачи, поставленные Президентом Республики Саха М.Е. Николаевым по изданию собраний сочинений классиков якутской литературы, теоретического осмысления их сочинений.

3. Вместе с этим настала пора научного изучения творчества репрессированных писателей.

Как и во всех литературах народов бывшего СССР, история литературы Якутии освещается не в полном объеме. Из нее выключены имена и произведения ряда писателей и авторов, репрессированных в годы культа личности в 20—30 годах. К ним прибавляются отдельные произведения писателей, которые признаны «не советскими» и «не отвечающими требованиям». Их имена и творчество составляли так называемые «белые пятна» в истории якутской литературы.

На сегодня созданы все предпосылки для объективного, непредвзятого исследования творчества В.В. Никифорова, В.Н.Леонтьева, Г. Баишева — Алтан-Сарына, К.О. Гаврилова, И.Е. Слепцова-Арбиты и других писателей с целью включения их имен в дальнейшем в историю якутской литературы. В таком случае создается основа для полноценного, объективного научного исследования всего процесса становления и развития литературы Якутии.

Творчество П.А. Ойунского широко исследуется многими литературоведами и кропотливая работа продолжается.

Произведения ряда репрессированных, но продолживших в дальнейшем творческую деятельность писателей также получают широкое освещение в критической литературе. К ним относятся: А.И. Софронов, Д.К. Сивцев-Суорун Омоллоон, Н.М. Заболоцкий, Н.Н. Павлов-Тыасыт, М.Ф .Догордуров, И.Д. Винокуров-Чагылган, С.А. Саввин-Кюн Джирибинэ, B.C. Соловьев-Болот Боотур, А.И. Федоров, B.C. Яковлев-Далан, Н.Н. Спиридонов-Тэкки Одулок и другие.

Остаются несколько авторов, создавших в свое время ряд отдельных произведений, которые еще не отражены в истории литературы.

Ввиду запоздалой полной реабилитации не получило должного литературоведческого исследования творчество выдающегося поэта И.Е. Слепцова-Арбиты.

Этой проблеме посвящена законченная в 1997 г. наша работа «Белые пятна» в истории якутской литературы». Она утверждена и рекомендована к печати(объем — в пределах 10 п.л.)

4. В плане реализации концепции возрождения духовной культуры народа предстоит объемная работа по углублению, совершенствованию истории литературы Якутии. Эта работа должна вестись по 2-м направлениям:

Во-первых, должна быть создана хорошая предпосылка для подготовки истории литературы в полном объеме, без «белых пятен». В качестве первоначального этапа необходимо научно исследовать творчество указанных писателей и авторов.

Во-вторых, для всех литератур народов бывшего СССР стала актуальной проблема исследования творческих направлений и истории их литератур. Пересматриваются оценки творчества писателей, а также главные направления развития литератур. Продолжается пересмотр теоретических положений метода соцреализма, считавшегося основным направлением развития литератур народов бывшего СССР и «стран соц. лагеря». Беда не в бытовании термина «соцреализм», а в приоритетности в оценке литературных произведений заданных идей, догматов, ложной иерархии ценностей.

К этому следует добавить, что в изучении истории якутской литературы остались «задвинутыми» другие творческие направления, такие, как, например, романтизм, просветительский реализм. К сожалению, якутская литература не изучена специально с этих позиций, хотя по проблемам соцреализма написано немало работ.

Исследованию проблем творческих направлений якутской литературы, ее роли в духовном возрождении народа посвящен III раздел. Ему отведена более развернутая программа работы.

III. Творческие направления
в истории якутской литературы

В атмосфере тотальной критики прошлой истории с ее культурой сегодня стала актуальной проблема изучения творческих направлений художественной литературы. Подвергаются критике не только творчество тех или иных писателей, но и главные направления развития литератур.

В самом разгаре — теоретический штурм твердынь метода соцреализма, считавшегося основным направлением развития литератур народов бывших СССР и стран социалистического содружества.

Соцреализм был подготовлен эстетическими суждениями основоположников марксизма-ленинизма. Таково общепринятое в нашем литературоведении представление. Сегодня эта классическая концепция не только поставлена под сомнение, а начисто отвергается.

Известно, что критика в 20—30 гг. настойчиво искала новые эпитеты к слову «реализм». Были предложены понятия: «монументальный реализм», «романтический реализм», «динамический реализм», «пролетарский реализм». Окончательно остановились на «социалистическом реализме».

Что же хотели закрепить в этом определении критики 20—30 годов?

То качество литературы, которое было бы адекватно революционной эпохе. Таким образом этот термин отражал реальную сращенность литературы с политикой.

Попытки применить марксистскую философию к практике литературного творчества не удались именно потому, что литература рассматривалась как побочная функция материалистического метода, как продукт политики — в обход ее специфики. Здесь главенствует стремление четко определить желательный для писателя угол обзора — от «должного». Так закладывались основы нормативной теории литературы. У нее была своя логика, она всегда чувствовала свою социальную защищенность и потому была чрезвычайно агрессивна. У теоретиков нормативности было деформировано само представление о художественном творчестве. Внутренний мир художника был сведен к нулю. В самой природе нового типа государства был заложен потенциал развития именно такого, играющего подчиненную, зависимую роль, искусства. Проявилось стремление активизировать искусство — за счет грубой тенденции. Злободневность темы, календарная современность были возведены в ранг не только политической, но и эстетической добродетели.

Литература схемы, литература тезиса, как правило, обслуживала заданную идею, не всегда ложную, но — заданную идею. Правда жизни при таком методе извлечения оказывалась суше и беднее. Когда писатели шли от тезиса, это приводило к творческим поражениям.

А она могла быть и стала в определенных случаях богаче, вернее, художественнее при более органичном методе.

В органическом искусстве главенствует внутреннее убедительное слово. Именно так были созданы лучшие произведения А. Кулаковского, А. Софронова, Н. Неустроева, П. Ойунского, А. Кюндя, также «Весенняя пора»(1 вариант) А. Аччыгыйа, «Сайсары» (1 вариант) С. Омоллоона, «Исполнение завещания» Э. Эристина, «Ымыы и Налбысах» К. Урастырова, лирика Элляя, С. Данилова...

Необходимо рассмотреть эти две линии развития якутской художественной литературы. Различие между ними не стилистического толка. Это есть две модели творчества, два метода извлечения правды. Нормативный метод всегда стремился занять господствующее положение в искусстве. Истинное искусство в свою очередь всегда противостояло схеме и нормативности.

Не всегда совпадает идея «социального заказа» с внутренней настроенностью писателя. Результат — появление холодных, умозрительных произведений, которые были и есть произведения социалистического реализма. Концепция соцреализма как «высшей ступени» в развитии мировой литературы неизбежно приводила к ложной иерархии ценностей.

История литературы подтверждает, что соцреализм не был выдумкой отдельных личностей. Мы имеем дело с историческим явлением, логичной и организованной системой. В период ее господства якутская литература прошла сложный путь развития. Там, где писатели не ограничивали себя постулатами этого метода, одержаны были творческие победы, а там, где ограничивали себя трафаретами его канонов, руководствовались заданными идеями — налицо неудачи. Беда не в бытовании термина «соцреализм», а в бытовании самого явления.

История якутской художественной литературы за сравнительно короткий срок развития, к счастью, изведала не только соцреализм. В своей ранней стадии проявили себя критический реализм, просветительский реализм. При этом критический реализм в творчестве трех дореволюционных якутских писателей продемонстрировал свои громадные возможности правдивого изображения действительности, исчерпывающе реализовал свою аналитическую функцию.

Якутская критическая мысль, следуя общепринятой схеме, подходила к оценке литературной жизни советского периода с точки зрения теории соцреализма. Потому допускались «подтягивания» произведений трех классиков и отдельных ранних произведений Ойунского, Кюндя и других к зарождающемуся соцреализму.

Наряду с этим отвергалось наличие других методов, направлений в творчестве якутских писателей послеоктябрьского (в особенности, начиная с 30-х годов) периода. Между тем имелось романтическое направление, в особенности, в творчестве многих поэтов. К тому же отмечается соединение реалистических и романтических начал в творчестве одного и того же писателя, даже встречаются случаи, когда они сплавлены воедино в одном и том же произведении.

К сожалению, якутская литература не изучена с этой стороны, хотя по проблемам соцреализма в якутской литературе имеется немало работ, в том числе статьи автора этих строк. Освещение истории якутской литературы с точки зрения ее художественных направлений представляет не только теоретический интерес, но и практический смысл. Оно восполнило бы известный пробел в изучении нашей литературы, показало бы ее многообразие и богатство.


Иван Григорьевич СПИРИДОНОВ, председатель правления Союза писателей Якутии, лауреат Государственной премии РС(Я) им. П.Ойунского.

Hosted by uCoz