На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Айаал Хердам

Якутия – Россия
Перспективы отношений

(Попытка прогноза)

Как будут развиваться отношения между составными частями России?
От этого зависит будущее Российской Федерации


А.Хердам – аспирант Университета г.Бордо. Франция.

Политика в Якутии или по отношению к Якутии может быть осмыслена, как и любой другой феномен, доступный для общего наблюдения. До недавнего времени, во всяком случае, необходимость и возможность такого осмысления в стране были относительно невелики, интерес зарубежных наблюдателей был ограничен: Якутия являлась одной из многих нерусских составных частей советской империи, полностью контролируемой Москвой. Никто серьезно не сомневался в том, что выражение собственной воли или подчеркивание роли самобытной культуры могут быть подавлены Москвой, если они перешагнут определенную грань (в рамках которой они могли служить имиджу Советского Союза).

С появлением Республики Саха Якутия вступила на мировую арену как самостоятельное действующее лицо. И сейчас, пожалуй, пришло время поразмышлять о политической сути республики и о ее перспективах.

Из официальных деклараций, текста конституции и т.д. можно было бы заключить, что суверенитет Якутии вышел непосредственно из волеизъявления народа. Будущее страны соответственно этому могло бы тоже зависеть только от воли ее жителей и от большей или меньшей степени таланта ее руководителей. Такое заключение было бы глубоко нереалистичным: действительная мера суверенитета решается не усиленным декларированием воли, а зависит (к сожалению) от политической ситуации в мире, особенно, если речь идет о стране с малочисленным населением, односторонней экономикой и особыми климатическими условиями. Известно, что теперешняя попытка Якутии самостоятельно определить свой путь является не первой. Подобная попытка, возможно, была предпринята в 20-е годы нашего столетия и закончилась она трагически. И лишь название "Автономная советская социалистическая республика" свидетельствовало еще долго о национально-революционном энтузиазме тех годов. Сегодня, как и тогда, стремление Якутии к суверенитету находится в контексте развития русской империи, который можно наглядно продемонстрировать на модели "Центр Периферия". Возникший исторически политический и экономический центр находится, естественно, в европейской части России. Отсюда исходили колонизаторские движения, которые охватили и сделали русской периферией Сибирь, Крайний Север, Дальний Восток, Центральную Азию, а в 20-м веке на 45 лет даже Центральную Европу и Индокитай. Правда, обширная периферия не обязательно благоприятна для центра. Время от времени может наблюдаться ослабление центра снижается контроль над периферией,— составные части, требующие затрат, отдаются или продаются, у центра сохраняются те составные части, которые особенно необходимы или контроль над которыми не требует особых затрат. В это время центр может провести реорганизацию тогда говорят, например, о революции иди перестройке. Стремление к государственному суверенитету в периферии в этот момент имеет наибольшие шансы. Однако, если в этот период центр сумеет достаточно укрепить себя, то сможет затем вновь взять контроль над периферией или даже, до следующего кризиса, расшириться в еще большей степени. Это означало бы для Республики Саха угрозу для ее суверенитета, подобную судьбе "бумажного" суверенитета Автономной Якутии, суверенитета, не наполненного жизнью.

Нельзя утверждать с уверенностью, что русский центр власти действительно поведет себя так, особенно сейчас, когда происходит его демократическое становление. С другой стороны, нет никаких гарантий того, что демократическая тенденция в России не остановится. Для Республики Саха была бы особенно опасна усиливающаяся недемократическая Россия с твердой националистической, псевдокоммунистической или религиозной идеологией. Перспектива снова сильного русского центра не обязательно плоха для жителей Якутии: в идеальной демократической и экономически сильной Российской федерации могут возникнуть благоприятные предпосылки для культурной самобытности и личного счастья.

Но вернемся к модели: центр, допустим, сильно ослаблен, последняя попытка достижения мирового господства потребовала больших усилий, " лечение похудением" (через потерю веса)потеря западной и восточной периферии было недостаточно радикальным. Центр, возможно, настолько ослаб, что не может удержать и восточную периферию. Окончательный распад России тогда был бы лишь вопросом времени. Для Республики Саха в этом случае было бы, конечно, интересно предвидеть в каком направлении и каким образом будут двигаться составные части России и как будут развиваться отношения между ними. Будут ли соседние густонаселенные области образовывать новые центры власти? Будут ли Сибирь и Дальний Восток новой северной периферией Китая или Японии? В обозримом будущем это маловероятно. Восточная периферия России отличается от западной: она лучше интегрирована, ее лояльность требует меньших затрат, большая часть населения русской национальности, остальное ранее осевшее население не относится к русским враждебно или отрицательно.

Стремление к гомогенизации составных частей Российской Федерации в настоящее время выказывает тенденцию к оживлению русской империи: одинаковыми (по форме) составными частями можно легче управлять или контролировать их.

Перспективы суверенитета Республики Саха, таким образом, неопределенны, относительная реальная зависимость Якутии от своего политического и экономического окружения сохранится, вероятно, на продолжительное время. Есть ли разумная политическая стратегия в этой трудно-предсказуемой окружающей среде? Возможно, это внутреннее, более демократическое развитие, ориентированное на многоукладную экономику и конструктивное мультикультурное совместное проживание, а во внешних связяхна интенсификацию контактов с соседями и со всеми партнерами, желающими наладить связи.

По отношению к центру кажется уместным сохранение бдительной дистанции, сознательное допущение некоторого влияния, а также обоюдовыгодное сотрудничество на четкой договорной основе. Для всех сторон, принимающих участие в этом процессе, важно прежде всего ясное и открытое информирование о реальных затратах и реальной выгоде связей, например, внутри Российской Федерации.

Лучшая информированность может помочь жителям современной Республики Саха в принятии верных решений.

Перевод с немецкого языка Варвары Сысолятиной

Hosted by uCoz