|
Айаал Хердам
Якутия – Россия
Перспективы отношений
(Попытка прогноза)
Как будут развиваться отношения
между составными частями России?
От этого зависит будущее Российской
Федерации
А.Хердам
– аспирант Университета г.Бордо.
Франция.
|
Политика в Якутии или по отношению
к Якутии может быть осмыслена, как и
любой другой феномен, доступный для
общего наблюдения. До недавнего
времени, во всяком случае,
необходимость и возможность такого
осмысления в стране были
относительно невелики, интерес
зарубежных наблюдателей был
ограничен: Якутия являлась одной из
многих нерусских составных частей
советской империи, полностью контролируемой
Москвой. Никто серьезно не
сомневался в том, что выражение
собственной воли или подчеркивание
роли самобытной культуры могут быть
подавлены Москвой, если они
перешагнут определенную грань (в
рамках которой они могли служить
имиджу Советского Союза).
С появлением Республики Саха
Якутия вступила на мировую арену как
самостоятельное действующее лицо. И
сейчас, пожалуй, пришло время
поразмышлять о политической сути
республики и о ее перспективах.
Из официальных деклараций, текста
конституции и т.д. можно было бы
заключить, что суверенитет Якутии
вышел непосредственно из
волеизъявления народа. Будущее
страны соответственно этому могло бы
тоже зависеть только от воли ее
жителей и от большей или меньшей
степени таланта ее руководителей.
Такое заключение было бы глубоко
нереалистичным: действительная мера
суверенитета решается не усиленным
декларированием воли, а зависит (к
сожалению) от политической ситуации
в мире, особенно, если речь идет о
стране с малочисленным населением,
односторонней экономикой и особыми
климатическими условиями. Известно,
что теперешняя попытка Якутии
самостоятельно определить свой путь
является не первой. Подобная попытка,
возможно, была предпринята в 20-е годы
нашего столетия и закончилась она
трагически. И лишь название "Автономная
советская социалистическая
республика" свидетельствовало еще
долго о национально-революционном
энтузиазме тех годов. Сегодня, как и
тогда, стремление Якутии к
суверенитету находится в контексте
развития русской империи, который
можно наглядно продемонстрировать
на модели "Центр —
Периферия". Возникший исторически
политический и экономический центр
находится, естественно, в
европейской части России. Отсюда
исходили колонизаторские движения,
которые охватили и сделали русской
периферией Сибирь, Крайний Север,
Дальний Восток, Центральную Азию, а в
20-м веке на 45 лет
даже Центральную Европу и Индокитай.
Правда, обширная периферия не
обязательно благоприятна для центра.
Время от времени может наблюдаться
ослабление центра —
снижается контроль над периферией,—
составные части, требующие затрат,
отдаются или продаются, у центра
сохраняются те составные части,
которые особенно необходимы или
контроль над которыми не требует
особых затрат. В это время центр
может провести реорганизацию —
тогда говорят, например, о революции
иди перестройке. Стремление к
государственному суверенитету в
периферии в этот момент имеет
наибольшие шансы. Однако, если в этот
период центр сумеет достаточно
укрепить себя, то сможет затем вновь
взять контроль над периферией или
даже, до следующего кризиса,
расшириться в еще большей степени.
Это означало бы для Республики Саха
угрозу для ее суверенитета, подобную
судьбе "бумажного" суверенитета
Автономной Якутии, суверенитета, не
наполненного жизнью.
Нельзя утверждать с уверенностью,
что русский центр власти
действительно поведет себя так,
особенно сейчас, когда происходит
его демократическое становление. С
другой стороны, нет никаких гарантий
того, что демократическая тенденция
в России не остановится. Для
Республики Саха была бы особенно
опасна усиливающаяся
недемократическая Россия с твердой
националистической,
псевдокоммунистической или
религиозной идеологией. Перспектива
снова сильного русского центра не
обязательно плоха для жителей Якутии:
в идеальной демократической и
экономически сильной Российской
федерации могут возникнуть
благоприятные предпосылки для
культурной самобытности и личного
счастья.
Но вернемся к модели: центр,
допустим, сильно ослаблен, последняя
попытка достижения мирового
господства потребовала больших
усилий, "
лечение похудением" (через потерю
веса) — потеря
западной и восточной периферии —
было недостаточно радикальным. Центр,
возможно, настолько ослаб, что не
может удержать и восточную периферию.
Окончательный распад России тогда
был бы лишь вопросом времени. Для
Республики Саха в этом случае было бы,
конечно, интересно предвидеть в
каком направлении и каким образом
будут двигаться составные части
России и как будут развиваться
отношения между ними. Будут ли
соседние густонаселенные области
образовывать новые центры власти?
Будут ли Сибирь и Дальний Восток
новой северной периферией Китая или
Японии? В обозримом будущем это
маловероятно. Восточная периферия
России отличается от западной: она
лучше интегрирована, ее лояльность
требует меньших затрат, большая
часть населения —
русской национальности, остальное
ранее осевшее население не относится
к русским враждебно или отрицательно.
Стремление к гомогенизации
составных частей Российской
Федерации в настоящее время
выказывает тенденцию к оживлению
русской империи: одинаковыми (по
форме) составными частями можно
легче управлять или контролировать
их.
Перспективы суверенитета
Республики Саха, таким образом,
неопределенны, относительная
реальная зависимость Якутии от
своего политического и
экономического окружения сохранится,
вероятно, на продолжительное время.
Есть ли разумная политическая
стратегия в этой трудно-предсказуемой
окружающей среде? Возможно, это
внутреннее, более демократическое
развитие, ориентированное на
многоукладную экономику и
конструктивное мультикультурное
совместное проживание, а во внешних
связях — на
интенсификацию контактов с соседями
и со всеми партнерами, желающими
наладить связи.
По отношению к центру кажется
уместным сохранение бдительной
дистанции, сознательное допущение
некоторого влияния, а также
обоюдовыгодное сотрудничество на
четкой договорной основе. Для всех
сторон, принимающих участие в этом
процессе, важно прежде всего ясное и
открытое информирование о реальных
затратах и реальной выгоде связей,
например, внутри Российской
Федерации.
Лучшая информированность может
помочь жителям современной
Республики Саха в принятии верных
решений.
Перевод с немецкого языка
Варвары Сысолятиной |
|