|
БЛЕСК
+ СНЕГ
СЕВЕР
В Центре Международной торговли в
Москве прошла выставка-продажа
предметов народного промысла,
представленных Центром культуры и
торгов” ли народов Севера. Она
пользовалась огромным успехом.
Культура
и торговля, на мой взгляд, понятия
мало совместимые(не путать с
культурой торговли!). Но поскольку
одному из деятелей культуры это
удалось блестяще, я решил выведать
секреты.
Президент и Генеральный директор
Центра “Сияние Севера” Ольга
Дмитриевна Иванова уже успела
произвести фурор в Старом и Новом
свете. И не мудрено. Первое, что
поражает посетителя Центра -
обилие экспонатов: расшитые
национальным орнаментом шкуры,
резные изделия из кости и дерева
редкостной по мастерству ручной
работы. Каждый предмет - произведение
искусства, какие только изредка
можно встретить в художественном
салоне.
Разве можно, например, не
восхищаться работами знаменитых
косторезов по мамонтовой и моржовой
кости Федора Маркова и Константина
Мамонтова из Республики Саха (Якутия),
искусством художника Леонида Лара из
Салехарда, Нины Валейской из Нарьян-Мара,
Марии Глухих и Екатерины Рультынзум
с Чукотки и многих, многих других
талантливых народных умельцев,
которые свято сберегли традиции
предков. В экспозиции Республики
Саха (Якутия) -
гребни, заколки для волос, женские
украшения, различные сувениры.
Привлекает благородство работы
народных мастеров, тонкость,
филигранность резьбы.
Перед удивительной красоты
самоцветами женское сердце, конечно,
просто тает. В памяти надолго
остается великолепие и утонченность
ювелирных изделий из камня.
Сиреневый узор чароита, синь
лазурита, зелень малахита и перелив
коричнево-шоколадных тонов яшмы...
Мастера Ненецкой АО, Ямало-Ненецкой
и Долгано-Ненецкой АО представили
изделия из дерева и меха оленя,
бисерное шитье, женские украшения из
кожи, работы по кости. Восхищает
мастерство тувинских камнерезов,
чукотских резчиков по кости и дереву,
работы из меха оленя забайкальских
мастеров. Выявились и наболевшие
проблемы: стандартизация -
неизбежный спутник поточного
производства, перебои с поставками
материалов.
Мастерицы с Таймыра, из Читы, с
Чукотки, жаловались на нехватку меха
оленя, говорили охотно и о том, что с
радостью передают свои знания
молодежи в специальных школах
искусств, в кружках, которые есть
почти в каждом поселке. Но проблемы с
материалами, появившиеся в последнее
время, грозят поставить крест на
традиционных женских рукоделиях.
Даже обычный бисер куда-то пропал.
Вся эта рукотворная красота, словно
несет в себе дыхание северного
сияния. Начинаешь осознавать, глядя
на нее, как животворны родники
искусства северных народов.
Выставка проводилась в рамках
решения Генеральной Ассамблеи ООН,
объявившей 1993 г.
годом коренных народов мира. И
организаторы стремились привлечь
внимание общественности, деятелей
культуры и искусства, российских и
зарубежных предпринимателей к остро
стоящим перед народами Севера
проблемами. А также познакомить
людей с самобытным, древним,
волшебным искусством малочисленных
народов, искусством бережно хранимым
и передаваемым из поколения в
поколение.
Ольга
Дмитриевна Иванова:
— Культура в нашем государстве
всегда финансировалась по
остаточному принципу, поэтому Центр
“Сияние Севера” с самого начала
ориентировался на самоокупаемость. И
вот сейчас мечта стала принимать
реальные и осязаемые формы. Стоит ли
говорить, что этому делу я посвящаю
себя без остатка.
Центр “Сияние Севера” в Москве
удобен для партнеров географически.
Многие дороги приводят сюда людей со
всего света. Среди них немало
продюсеров, коммерсантов,
интересующихся этническими
ансамблями и живописью, ювелирными
изделиями и скульптурой. Да мало ли
чем еще. Иллюстрацией к моим словам
может служить то, чтo нашим Центром
живо заинтересовались бизнесмены
Канады и Гренландии. У северных
народностей этих стран жизненная
ситуация схожа с нашей. Было бы
неразумно отказываться от помощи и
совета людей, уже вычисливших путь к
успеху.
А наш путь к материализации идеи
был отнюдь не простым. Кому
обратиться? Где достать
первоначальный капитал? Вопросов
много, а ответ найдешь не на каждый.
В этот довольно затруднительный
момент меня выручило то, что раньше я
работала на телевидении и была
близко знакома с руководителями
Республики Саха.
Знакомство зарубежных партнеров с
нашим Центром началось с выставки. На
нее прибыло более 200
человек -работников
культуры и искусства Республики Саха.
Многие приехали в Москву за свой счет
- коллективы
художественной самодеятельности,
профессиональные артисты...
Никого не оставили равнодушным
дебютанты. Горловое пение, камлание
шаманов, цирк Расторгуева, -
было потрясающе. Недаром якутских
артистов пригласили в Гонконг и
Австралию. О Якутии зачастую говорят
как о кладовой алмазов, золота,
самоцветов, но мало кто знает наших
талантливых артистов -
самое ценное сокровище Республики.
Кстати,
о самоцветах. Наш Центр намерен
создать техническое училище, где
детей будут обучать ювелирной
технике обработки камня. Кроме того
на территории Всероссийского
выставочного центра будет сооружен
Международный дом дружбы, культуры и
бизнеса народов Севера. Землеотвод
уже произведен.
ЖУРНАЛ “ТЕРРИТОРИЯ” №1 1994
А. Холин |
|