На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Айсен ДОЙДУ

Мастер

Справка
Ф.И.О. Бродников Афанасий Викторович
Место рождения: Якутская АССР, Чурапчинский район, Телейский наслег
Дата рождения: 14 июля 1928 года
Образование: 4 класса
Профессия: художник
Звание: народный мастер
По сути земной: Человек

ВВЕДЕНИЕ

Год 1989-ый. Село Павловское Мегино-Кангаласского района.

Зимний пейзаж: снежные улицы, черные заборы, сугробы до окон. Отчаянно дымят трубы домов, и поселок будто висит между белой землей и серым небом на толстых призрачных канатах.

В доме Бродниковых тепло, по-деревенски уютно. Хозяйка, Евдокия, стоит у пышущей жаром печки, помешивает ложкой аппетитно шипящую на сковородке жеребятину. Запах жареного мяса заполняет все комнаты. Подняв трубой пушистый хвост, ходит вокруг стола рыжий кот. На столе все готово для обильного ужина "по-якутски", расставлена посуда, блестит боками медный самовар.

Мы сидим с Афанасием Викторовичем в проходной комнате (мастерской), где на стенах висят всевозможные инструменты, на рабочем столе банки с красками, бумаги, карандаши и кисти. Вокруг нас громоздятся фигуры и поделки из дерева: фантастические звери и птицы из веток и корней, узорчатая резьба и барельефы на досках, скульптуры из мощных комелей и чурбанов, портреты людей реальных и придуманных автором, дальше, за головой Ойунского, девушка-красавица и парень в кепке с удивленными глазами, а налево, в углу, поднял свой бубен шаман. Здесь целая галерея лиц и характеров, удивительно живых, выполненных Бродниковым с большой любовью и мастерством.

ДУМА О ДЕРЕВЕ

"Я очень люблю дерево. С деревом работать приятно, не как с железом или цементом. Кусок пахнущего смолой дерева держать в руках удовольствие есть, и душа отдыхает. Оно, дерево, теплое, ласкает пальцы. Я работаю когда мне хорошо с материалом. В этом вся штука. И работа по душе для человека есть отдых. Не устаю. Иногда так увлекаюсь, что забываю про еду и сон, за что меня и ругает жена. Говорят, что дерево лечит человека, снимает всякие прочие боли. Я верю, что именно так оно и есть. И когда я вижу зеленое цветущее в поле дерево радость охватывает меня... Притягивает это дерево, зовет меня к себе, манит, говорит: вот, смотри, человек, на меня. И я смотрю на это зеленое чудо и боюсь сорвать даже листочек один. Вот каков оно Дерево! Но зачем режу деревоиспользуя! Так это я работаю с сухим, засохшим деревом. Мертвое дерево нахожу в лесу и оживляю. Через руки эти мои проходит оно, дерево сухое, и я воскрешаю дух, продлеваю жизнь его... Оно ведь вечность потом обретает. Через форму новую свою. Форма не придумывается художником, она живет в материале всегда. Только надо нутром почуять ее, узнать ее голос, дыхание."

...Ощущение формы при этом есть всегда ощущение протекания (а стало быть, изменения) соотношения подчиняющего, конструктивного фактора с факторами подчиненными. В понятие этого протекания, этого "развертывания" вовсе не обязательно вносить временной оттенок. Протекание-динамика может быть взято само по себе, вне времени, как чистое движение. Искусство живет этим воздействием, этой борьбой. Без ощущения подчинения, деформации всех факторов со стороны фактора, играющего конструктивную роль, нет факта искусства.
(Л.Г.Выготский. "Психология искусства")

Мы переходим в соседнюю комнату, где на стенах висят картины Бродникова, написанные им в разные годы масляными красками: осенний пес, покой забытых аласов, журавли, ледоход на Лене, красный летний закат лик священного солнца! Вот они эти незабываемые с детских лет мгновения, запавшие в душу краски природы...

РЕТРОСПЕКЦИЯ № 1

Сухое, голодное пето 1942 года. Остров на Лене. Сенокос. Дым вечернего костра синим шлейфом стелется, медленно ползет меж рядами копен в сторону протоки.

Афоня выронил из рук тяжелые грабли, привычно погладил ноющую от боли поясницу. От надоедливых, ненасытных комаров все лицо, и шея мальчика были в крови. Рубашка, залатанная матерью во многих местах, промокла от пота. В горле пересохло, но еще больше Афоне хотелось есть. И есть ему хочется постоянно, даже ночью, во сне. За весь долгий изнурительный день кусок сухой лепешки пожевать перед сном единственная радость для него. Воды хотя бы глоток. Почему не зовут к колхозному стану? Нет, еще, должно быть, рано: по норме полагается еще три больших копна поставить. "Каждое колхозное копно это смертельный выстрел по немцам", говорит бригадир. Афоня нагнулся, хотел было поднять с земли грабли, но тут увидел чудо: огромный раскаленный шар вечернего солнца низко завис над сиреневым зеркалом реки, и ярко-огненное его отражение словно волшебным мостиком перекинулось до острова через всю Лену к нему. Вот солнце осторожно коснулось воды, сейчас погрузится в реку, исчезнет...

Афоня, забыв об усталости, о копнах, о голоде, разом сорвался с места и побежал. Он побежал, не чувствуя боли, босиком по жесткой щетине скошенного луга. Казалось, что солнце позвало его к себе... Только бы успеть стучало в сердце успеть! Мальчик знал, теперь уже наверняка, что его спасет (спасет!) лишь это розовое небо, золотая река, этот синий песок у воды и это огромное красное чудо Солнце живое, горячее, такое прекрасное... Подожди... Не исчезай!

"...В конце концов, главная задача культуры, ее подлинное обоснование защита нас от природы...
Природа противостоит нам всей своей мощью, величественная, жестокая, неумолимая, колет нам глаза нашей слабостью и беспомощностью, от которых мы думали было избавиться посредством своего культурного труда".
(Зигмунд Фрейд, "Будущее одной иллюзии"
)

ДУМА О КРАСКАХ

"В красках есть сила Природы, и я просто следую за ними. За красками. Выдумывать нечего. Вижу жизнь, то есть Жизнь в цвете и свете облаков, неба, воды... Мои картины и наполнены этой очевидной штукой нашего общего бытия. Только хорошо присмотреться всем надо. Что есть природа? Природа это есть я сам. Я сливаюсь с лесами и полями полностью. Но не с городом. С городом я не согласен. Почему? Да потому, догор, что в нем много красок... таких ненастоящих что ли, выдуманных. Химия это, большая неправда! А краска живая есть кровь Природы, а может быть и бога Тангара!"

РЕТРОСПЕКЦИЯ № 2

Маленький Афоня сидит у камелька, смотрит на пылающий огонь. Но что это? Ему показалось, что в ярком пламени он видит порхающих желтых бабочек, пестро-крылых птиц, юрких зверюшек... Вот выгнула рыжую спину белка, оскалила зубки лисица, выглянула голова медвежонка, и много причудливых лиц и рож незнакомых существ: дразнят, кривляются, смеются и плачут. Рука мальчика сама тянется к остывшему угольку, и он начинает быстро рисовать эти фигурки на гладкой поверхности полена. Уголек крошится в руке, рассыпается... Но он берет другой кусок, наносит четкие черные линии, стараясь достичь наибольшего сходства. Вот спина, вот ушки, острая мордочка, лапы с когтями... Как интересно! Все ярче, веселее разгорается пламя в камельке, вот появилась рыжая борода, всклоченные волосы, морщины на лице... сам дух огня Бырдьа Бытык!

ДУМА ОБ ОГНЕ

Огонь есть самая сильная в мире Сущность. Огонь может все уничтожить и все возродить, жизнь воссоздать. После пожара в тайге обильно растут цветы и деревья. Огонь, как божество, надо уважать. Ухаживать за ним надо и пищей делиться, кормить. Жизнь саха всегда зависит от Огня. Он помогает нам, продлевает дни наши. Огонь есть и красное Зло. Война это тоже Огонь! Все зависит от отношения человека к Огню. Вот случился на днях в Павловске пожар: сгорел дом нашего соседа. До тла. И елочки зеленые у дома тоже сгорели. Как после выяснилось, случилось это от неуважения, полного равнодушия к Огню. Забыли законы предков своих. Огонь всегда рядом с человеком находится, и может иногда беда полыхнуть не только в твоем доме, но и по всей матушке-Земле. Помни, что древние люди все хорошие дела свои через Огонь совершали, обращались к божествам через Духа огня. И шаманы без огня не камлали, не единялись с духами. Все есть Огонь! Через Огонь. Солнце есть тоже огонь, самый большой огонь в мире человека.

РЕТРОСПЕКЦИЯ № 3

Школа. Урок арифметики. Учительница объясняет у доски какую-то нудную задачку. Дети склонились над тетрадками, старательно выводят ручками цифры, считают. Афоня тоже склонился над тетрадкой и старательно... рисует. Он рисует человека идущего по лесу с ружьем. Это старик Уйбааскы.. "Он хороший охотник. Он убил большого медведя." В это время кто-то одергивает его, и Афоня возвращается в мир реальных ценностей. Это учительница! Кажется, она ругает его, грозит пальцем, говорит ему о каких-то цифрах. О, боже мой! Опять... И зачем эти цифры, "арихметика" эта?.. Мука одна!

"...Жить значит пробуждать к жизни абсурд… Абсурдный человек исчерпывает все и исчерпывается сам; абсурд есть предельное напряжение, поддерживаемое всеми его силами в полном одиночестве".
(Альбер Камю, "Миф о Сизифе. Эссе об абсурде")

"Движущаяся лента жизни влечет нас куда-томы сами не знаем куда. Являешься скорее вещью, предметом, нежели живым существом".
(Франц Кафка, "Из дневников").

РЕТРОСПЕКЦИЯ № 4

Якутск. Сороковые, послевоенные "радостные" годы. В магазинах появились масло и белый хлеб. Из окон запыленных деревянных домов вырываются звуки патефонов: лихо бацают фокстроты, наяривают гармошки, гремит хор Пятницкого.

Улица Лагерная, 2. Здесь в двухэтажном деревянном доме жили артисты, художники, писатели местная интеллигенция. Афоня часто приезжал сюда из Хаптагая к отцу Виктору Афанасьевичу Саввину, артисту якутского драмтеатра.

Однажды юноша увидел во дворе спокойного светлоликого человека с красивой пышной шевелюрой, который писал красками огромный портрет Ленина. Вот здорово! Но кто это?.. Да, это был известный в республике художник Петр Петрович Романов. Афоня подошел к нему. Разговорились. И сразу поняли друг друга. Романов подарил ему масляные краски, две колонковые кисточки и грунтованный картон. Художник показал как класть мазки, научил его азам техники живописи. Эта встреча большого мастера и простого деревенского парня решила всю его дальнейшую судьбу, выявила, наконец, его истинное "божье предназначение". Уус буоллун! Твори!

Через несколько лет Афоня Бродников переезжает в город, поступает на работу в краеведческий музей в качестве художника-оформителя. Так он шагнул в большую жизнь, в мир интересных начинаний.

ДУМА О БОГЕ

Да, я всегда верил в идеалы партии, коммунизма. Любил и верил в Сталина. Жил как все простые советские люди, не выделяясь. Вышил цветными нитками портрет Ленина, который сейчас находится в фондах республиканского музея. Там много моих работ имеется. Но все теперь разрушено, от прежних путеводных вех ничего не осталось... Пусто! И холодно как-то на сердце. Но что теперь может спасти нас, обманутых, заблудившихся! Бог! Да, может быть бог Тангара. Надо только сильно верить в силу синего неба, в то, во что верили предки. Айыы живет в любой работе, в творчестве особенно. Ведь "айыы" значит творить! Кто есть Тангара! Я понимаю так: это и Мужчина и Женщина в великом лоне Природы. Тангара как Сила и вся Красота вокруг, это как могучая музыка. Вот я во время работы люблю слушать прекрасную песню, спокойную, входящую в суть плоти грешной моей. Вот я этими руками сделал свыше десяти старинных якутских музыкальных инструментов табыки, дьака, кюп-сюры. Сделал пятнадцать шаманских бубнов. И это тоже музыка. Звуки бубна я очень люблю. В этом я слышу много разных тонких оттенков, голосов, жизней. Но бить колотушкой надо тихо, осторожно. Люблю слушать пластинку Сергея Зверева, он все делает очень музыкально и грамотно. Он сочетает удары со звоном подвесок-кыасанов: дзинь-дзинь-дзинь... Это прекрасно! В этом я слышу звуки айыы. И Тангара есть ритм единый для всех. Звуки бубна дают человеку силу, как бы очищают его разум и душу от черных разрушителей. Поднимают человека к небесам. Бубен лечит, и я следую за ним. Я каждый день хоть раз да ударю в бубен. Бум-бум... Хорошо! Тангара зовет человека, силу дает, делает каждого лучше чем он есть.

"...В боге и провозглашена вражда жизни, природе, воле к жизни! Бог формула клеветы на "посюсторонность", формула лжи о "потусторонности"! В боге Ничто обожествлено, воля к Ничто освящена!.."
(Фридрих Ницше. "Антихристианин")

ДУМА О ШАМАНАХ

...Ну, шаман это кто! Он же и человек. Человек! Но стоит он от истинного Айыы Тангара как бы в стороне. Шаман, для меня, как отличный музыкант, как артист, как исцелитель. Он снимает с человека дух болезни. Учтите, у каждого есть этот самый "дух болезни". И шаман, великий сей творец, пугая, через страх и остолбенение прогоняет, изгоняет из человека недуг его. О белых шаманах я молчу. Это другое. Вот сейчас есть ли у нас шаманы) Кругом высокие дома, бегают машины, ракеты летают, но шаманы, однако, не умерли. Знаю женщину одну, удаганку. Имя сейчас не говорю. Она рассказывала мне: когда закрываю глаза, пою, то летаю по небу меж облаками. Вот и выходит, что они ближе к богу, чем мы, простые люди. Ближе все-таки. Однако, какие они, шаманы! Вот думаю, что они с нижним миром тоже общаются, так как их духи-помощники больше похожи на абаасы, чем на ангелов. Но я не боюсь ни чертей, ни шаманов. Ведь издревле повелось: кузнецов они не трогают, не обижают. А я по работе связан с Огнем. Так вот, расскажу, эта моя удаганка сначала ударила в мой бубен из коровьей шкуры, мы сидели в сторонке, на опушке леса, а она ходила вокруг сэргэ и била сильно в бубен. Сначала не было никого. А потом, смотрим, прибежало очень много целое стадо коров. И встали рогатые вокруг нее и вид их преобразился совершенно: уши торчком, спинки осанисто выгнуты, глаза как фонари сверкают. Стоят и смотрят на нее. Так она камлала около часа. Это удивительно! И тут она взяла в руки другой бубен из шкуры лося, стала бить, что-то напевая. И тут эти коровы встрепенулись, заметались и как по команде прочь побежали с ревом разбежались! Только пыль столбом, и через минуту все тихо стало. Ни одной коровы вокруг! Будто ничего и не было. Что я думаю! Сила есть какая-то. Шаманы люди очень даже не простое, сильные, я думаю.

ДУМА О ЖИЗНИ СЕГОДНЯШНЕЙ

Я вот не понимаю наших молодых. Не понимаю их привычек, всяких жестоких действий, поступков очень бездумных. Отчего у них так! Нет стержня главного у них, будто они потеряли "ийэ-кут" мать-душу свою. Раньше человек жил со всеми желанием главным одним, мыслью и целью одной, а сейчас все разбрелись, как те коровы в поле в разные стороны. И плевать они хотели на беды и горести твои! Сейчас люди не знают друг друга, не тянутся, не верят никому. Идет разлад по миру. Зло, как я думаю берет верх, побеждает. Добро пока отступает. Раньше верили старикам, слушали сказителей и олнхосутов, а сейчас молодые учатся у телевизора как жить, как убивать людей, воровать да насильничать. Как бить человека другого в кровь! На селе у нас сейчас молодежь в клуб и не ходит. У многих в голове бутылка сидит. Ведь говорили раньше якутские шаманы: "с мешком денег за плечами с голоду помрете" и "на могилах, мертвым завидуя, плакать будете". Опомниться всем нам пора бы. Да, мы сейчас живем в мире Обмана. Торжествует волшебство обманщиков. Обманули русские цари, потом большевики, и теперь "демократы"... так называемые. Нет истины твердой. А что нас спасает? Теперь только Вера спасет. Вера в Добро и Будущее наше. И вот почему я стараюсь делать в работах своих, создавать только Красивое и Чистое, Лучшее... Вот оно что!

"...А нам все ни к чему1 Мы молоды, сильны, живем в полную силу, мы, футуристы! А ну-ка, где там славные поджигатели с обожженными руками? Давайте-ка сюда! Давайте! Тащите огня к библиотечным полкам! Направьте воду из каналов в музейные склепы и затопите их!.. И пусть течение уносит великие полотна! Хватайте кирки и лопаты! Крушите древние города!"
(Филиппо Томмазо Маринетти, "Первый манифест футуризма".)

ДУМА О РАБОТЕ

"Как художник я поднялся как-то внезапно, неожиданно... В молодости увлекся вышивкой цветными нитками и вот в 1949 вышил гладью большой портрет Сталина, который отправили на большую выставку в Бурят-Монголию. Заметили, оценили. Так сразу и прославился. Вообще, я вышивал тогда много, сделал свыше ста работ. Сейчас это забыли, забросили вовсе. Но самым радостным событием в жизни я считаю участие 1 Российской выставке в Москве, на Манеже. Туда для показа взяли у меня бюст колхозника из дерева, и про это написали в 1974 году в центральной всесоюзной газете. Вот была радость! Вообще, я сделал около пятисот работ по дереву, еще наберется шестьсот с лишним работ по чучелам зверей и птиц (таксодермия). И свыше тысячи картин красками нарисовал. Большинство своих работ я раздарил, мало чего осталось у меня. Мои поделки из дерева теперь видели не только в Москве, но и в Токио, и в Нью-Йорке. Увезли, говорят, их туда заморские гости. Так вот, догор. Веришь ли? Верь. Все это так. Но счастлив ли я? Для счастья, я думаю, в душе твоей всегда работа должна гореть. В делах, в творениях время человека должно существовать. От пустого пустое и получается. От злого только злое порождается. Вот я работаю, и, как помню себя с малых лет, всегда работа и только работа. Руки-то хотят, тянутся. Нет дня, чтобы я не сделал чего-нибудь... А дел-то много теперь надвинулось, планов великое множество лишь бы успеть. Успею ли только! Эх!..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я покидал дом Бродниковых с чувством какого-то подъема, радости. Стабильность завидная в этом человеке живет и сипа духа. И действительно, слово "айыы", как сказал Афанасий Викторович, кроме основного понятия "светлое божество", означает и "творение". Творчество!

Еще есть у якутов слово "уран", что значит искусный, мастерский, художественный. И самоназвание народа нашего "уранхай саха", как я считаю, можно перевести на русский как "искусные саха", то есть народ способный к творческим занятиям кузнечному и плотницкому делу, песнопениям и танцам, поэзии и музыке, к рисованию и прикладному искусству. Вот эти качества саха, вероятно, и выделяли их всегда от остальных народов Центральной Азии и Сибири. О высоком художественном вкусе древних умельцев доказывают сохранившиеся чороны, чепраки, женские украшения из серебра, изделия из кости и дерева. Мастерство всегда передается потомкам, и Афанасий Бродников, человек айыы, общепризнанный художник и есть тот настоящий наследник таланта древних мастеров. Он является бесспорно для меня одним из ярких выразителей творческого гения своего народа.

Hosted by uCoz