На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

“Саха омук”:
1925 – 1928 гг.

Егор Антонов

В 1924-25 гг. бюджет всей Якутии составлял 600-700 тыс. руб. и не мог удовлетворить нужды просвещения даже в половинном размере. Поэтому Совнарком принял решение о том, что комиссариат финансов, учитывая тяжелое положение Якутии, обязан 2/3 расходов на зарплату учителям выделить из общегосударственных средств. Постановлением сессии СНК и ЦИК СССР для помощи в деле культурно-хозяйственного развития наиболее отсталых автономных областей и республик был образован особый фонд при СНК СССР. Этим самым советское правительство оказало молодой республике большую помощь.

Дискуссия о реорганизации культурно-просветительного общества "Саха омук" в опытно-исследовательское возникла в конце 1924 г. и развернулась в начале 1925 г. К этому периоду произошло укрепление культурно-просветительных учреждений Наркомпро-са в округах и улусах, в результате чего местные филиалы "Саха омук" фактически прекратили работу; там же, где они функционировали, наблюдалось дублиройние работы культпросветуч-реждений (Культурная революция в Якутии (1917-1937), Якутск, 1968, С.563).

В Якутии тогда было 15 филиалов "Саха омук", а общее число членов достигло 1500 человек (Аржаков С.К. Дискуссии о "Саха омук". Автономная Якутия, 1925, 4 марта). Имеются и другие сведения о том,что в 1925 г. в "Саха омук" состояло 597 человек (Михайлов И.И. Осуществление национальной полигики партии в Якутии в первые годы Советской власти.Якугск, 1968, С.46.).

После дискуссии, которая закончилась в марте 1925 г., культурно-просветительное общество было сохранено, и тогдашний первый секретарь обкома Е.Г. Пестун заявил: "Почему компартия всемерно поощряла "Саха омук" и требовала в порядке партдисциплины активного участия всех членов РКП(б) и ЛКСМ в работе "Саха омук", вплоть до исключения, а теперь все организации высказываются за реорганизацию? Раз в настоящий момент в интересах революции нужно пересмотреть работу по-новому, мы определенно говорим, что старое не годится." (Пестун Б.Г. "Саха омук" и якутская нацинтелли-генция. По заветам Ильича, 1926, № 3-4. С. 11.). Выступивший вслед за ним Верховинский отметил, что "местные отделения "Саха омук" в течении 1-1,5 года не проявляли никаких признаков жизни. Только филиал г.Якут-ска кое-как работал. Так, за 1925г. обществом в г.Якутске было проведено: 1 спектакль, 2 революционных вечера и 4 субботки." (Верховинский. К вопросу о "Саха омук".- Там же. С.11-13.).

Давайте разберемся с этими данными. Действительно ли так обстояли дела? Тут нужно оперировать только фактами.

Не проходит и месяца как вышеозначенный Пестун публикует новую статью: "За дело изучения края!" В ней он говорит о том, что в Москве в 1924г. было образовано общество по изучению Северной Азии, где Якутии отводилось солидное место. Центральной проблемой ставилась возможность промышленного освоения Севера. Пестун отметил положительный результат дискуссии о "Саха омук" в деле привлечения молодежи к изучению родного края. (См. Автономная Якутия, 1925, 4 апреля). Также, вскоре вышло постановление оказывать материальную поддержку обществу из средств Политпросвета и рекомендовать членам партии и комсомола принять участие в мероприятиях "Саха омук". (ПАОК, ф.З, д. 403, л. 21. Михайлов И.И. Указ. соч. С.51.) А на бюро обкома 17 ноября 1925г. М.К. Аммосов подчеркнул: "Якутская национальная интеллигенция, группирующаяся вокруг "Саха омук", став на советскую ориентацию, искренне стремится к сотрудничеству с партией и Советской властью". Верховинский же взял свои вышеприведенные сведения из отчета о деятельности общества с 1 ноября по 31 декабря 1925 года, т.е. всего за 2 месяца.

А в этом отчете говорилось также, что общество к 1925г. оказалось в трудном финансовом положении, долг его составил несколько тысяч рублей. Поэтому правление было вынуждено отказаться от системы платных работников. Общество провело реорганизацию: вместо громоздких секций созданы были: вместо театральной театральная труппа, вместо издательской редколлегия и новый кружокправовой (начало декабря 1925г.)

Театральная труппа поставила драму А.И. Софронова "Игра жизни" в пяти действиях (из-за отсутствия нового репертуара не было возможности дать более одного спектакля). Литературный кружок дал два вечера, одинпостановкой пьесы В.Оросина "Красная девушка" в двух действиях. Были прочитаны доклады: ВЛеонтьева "Обзор дореволюционной якутской художественной литературы", В.Оросина "Значение кружковой работы", С.Засимова "Значение культурно-просветительных обществ", В.Борисова "Как якутские поэты воспевали революцию" и "Перенаселение как культурный фактор развития обществ", А.Пинегина "Значение личности в истории человечества".

Хор в составе 16 человек выступал на каждой "субботке" (мероприятии) и вечере общества. А оркестр мандолинистов, кроме того, и на всех спектаклях.

Редколлегия ограничилась изданием стенгазет по праздникам, так как предполагавшееся издание журнала, материал к очередному номеру которого был готов, по техническим причинам не осуществилось.

Правовой кружок, ставивший своей целью ознакомление своих членов с Гражданским и Земельным кодексами как важными в условиях Якутии, провел несколько заседаний.

Было устроено 2 общественных мероприятия, посвященных 8-й годовщине Октября и революции 1905г. Было проведено 4 субботки. На них с докладами выступили: Иноземцев "О распространении среди населения сельхозорудий", П.В. Слепцов "О жизни туземных народностей ЯАССР", два доклада прочитал В.Леонтьев. "О литературных судах" и "О работе "Саха омук". Все вечера и субботки были с концертными отделениями. (Якутские зарницы, 1926, № 3. С.24.).

В улусах самую активную деятельность развил Баятантайский филиал, который был открыт в ноябре 1923г. Если тогда в филиале насчитывалось 55 чел. (Автономная Якутия.- 1925. 3 февраля), то в 1925г. число членов удвоилось и дошло до ста человек (Хотугy сулус. 1927. № 10. С.73). Руководили филиалом учителя: Кочкин, бывший также секретарем ячейки РКП(б), Андросов и Неустроев. Правление вело работу в тесном контакте с ячейками РКП и ЛКСМ. Связь с центром была слабой. Инициативным ядром филиала являлось учительство; членов РКП и ЛКСМ было 30 чел., т.е. 1/3 общества. Филиал состоял из трех секций театральной, переводческой и краеведческой. Переводческой секцией было переведено 50 рассказов, стихотворений русских писателей на якутский язык. Секцией краеведения было собрано свыше 600 якутских пословиц, загадок, сказок, преданий, а также записано было олонхо. Был организован краеведческий музей, для которого были собраны экспонаты. Открыта была народная библиотека. Действовала отмытая филиалом школа для обучения грамоте взрослых. Театральной секцией было поставлено 4 спектакля на якутском языке, еженедельно устраивались литературно-музыкальные вечера, диспуты, декламации, выступления хора и соло с оркестром. По воскресным дням при школе открывалась читальня (Якутский архив, 1966. Вып. III. С.143; Хотугу сулус. 1971. № 10. С.70-74; По округам и улусам. Баятан-тайский филиал "Саха омук". Автономная Якутия, 1925, 3 февраля).

По вопросу о дискуссии по поводу якутской транскрипции В. Леонтьев, видный деятель "Саха омук", высказал такую точку зрения: "...если примем во внимание нашу экономическую отсталость и наше благополучие, зависящее от покровительственной политики России, а также учтем, что европейскую культуру мы можем усвоить только через преодоление русской культуры, то не останется сомнений в практической целесообразности и выгоде в создании своей транскрипции на основе русского алфавита. Нам, якутам, так иди иначе приходится изучать наравне с якутским и русский язык, как равноценный. В основу якутской транскрипции должен быть положен русский алфавит. (Леонтьев В. Еще раз об якутской транскрипции. Якутские зарницы, 1925, ноябрь. С.22-24).

В целом, если оценивать деятельность "Саха омук" в 1925г., можно привести оценку Пестуна на IV партийной конференции. Он подчеркнул, что сложились вполне нормальные отношения с якутской национальной интеллигенцией. Он дал в целом "Саха омук" положительную характеристику, но отметил, что в "Саха омук" была группа мещанско-националистического настроения (Михайлов И.И. Указ. соч. С.51.).

Ефим Григорьевич Пестун был первым секретарем Якутского обкома РКП(б) с 1923г. по июнь 1925г. Он родился в 1889г. в Белоруссии в семье учителя, с 12-ти лет пошел работал, на фабрику, где получил трудовую закалку и первые уроки политграмоты. Позднее стал профессиональным революционером-подпольщиком, неоднократно был судим царским правительством. В 1923г.0ргбюро ЦК РКП направило его в Якутию. Пестун взял твердый курс на подготовку национальных кадров. Он писал, что и "вчерашний повстанец, отказавшийся от борьбы с Советской властью и пришедший к нам честно работать, должен быть использован и вовлечен в пракшческую работу, на которой он, в силу вещей, советизируется."

В этом скорее и заключается двойственная оценка "Саха омук". Возродившееся политическое самосознание интеллигенции и якутской нации, обусловленное новым курсом НЭПа, Пестун принимал за проявления национализма. И в этом он был неправ.

В начале февраля 1926г. Пленум обкома ВКП(б) вынес резолюцию: "Отмечая дальнейшую советизацию якутской национальной интеллигенции, по-прежнему продолжать линию по активному вовлечению всех ее слоев в советскую работу, обратив особое внимание на низовые, а также подрастающие молодые кадры интеллигенции." (Автономная Якутия, 1926, 2 февраля).

В первой половине 1926г. в работе общества замечался некоторый сбой, обусловленный тяжелым материальным положением, отвлечением правления общества на работу Всеякутского съезда Советов. Так, театральная труппа провела всего две постановки, а литературным кружком был организован один вечер. Была поставлена пьеса "Модный доктор" и зачитаны были доклады: "Символизм в его прошлом и настоящем", "Сентиментализм и романтизм", "Является ли Кулаков-ский поэтом?" и другие. Литературный кружок издал три номера рукописного журнала "Сырдык суол" ("Светлый путь"). Хор и оркестр участвовали, как всегда, во всех вечерах и постановках. Редколлегия издавала стенгазеты, посвященные революционным праздникам, Правовой кружок, так и не сделав практически ничего, был распущен. Занятость членов кружка другой, параллельной работой была причиной этого. Тем не менее, на отдельных правовиков была возложена разработка частных, но имеющих важное для Якутии значение, вопросов. Был открыт 26 января 1926г. пункт по ликвидации неграмотности. Там было три группы учащихся. Первая группа (41 чел.) изучала якутскую азбуку, вторая (24 чел.) усваивала технику чтения и письма, третья (20 чел.) вела самостоятельную работу и изучала делопроизводство. Первая и вторая группы занимались по три часа в неделю, третьяпо два часа. (Краткий отчет о деятельности "Саха омук". Якутские зарницы. 1926. № 4. С.ЗО). Еще в марте 1925 г. Пестун Е.Г. упоминал об организации спортивной труппы под руководством политрука нацроты Малатурова при "Саха омук". В феврале 1926г. был организован физкультурный кружок при "Саха омук". Кружок провел 11 занятий. Записалось и занималось в нем 25 человек. На занятиях устраивали борьбу, соколиную гимнастику, пирамиду, учились ходить строем и маршировать, делали упражнения для развития мышц, организовывали танцы. На общественных мероприятиях читались доклады на темы: "О переселении в Якутию", "О школьном строительстве в ЯАССР", "Новгородовская транскрипция и ее критики", "Пути развития якутской литературы", "Новости науки и техники" и другие. (Якутские зарницы. 1926. № 4. С.30).

Из тем докладов ясно, какие вопросы интересовали тогда интеллигенцию, и какая проводилась просветительская деятельность.

С 1926г. "Саха омук" совместно с НКПЗ ЯАССР начал выпускать журнал литературы и искусства "Чолбон". Выпущено было с 1926г. по 1929г. 23 книжки журнала (Башарин Г.П. АИ.Софронов в годы революции и сов. власти (1917-27). //Полярная звезда. 1966. № 6. С.127).

А.И. Софронов, выдающийся общественный деятель, поэт, один из зачинателей якутской литературы, бывший ответственным редактором газеты "Манчары", был инициатором издания "Чолбона". Софронов являлся членом редакции первых 10-ти номеров, их почти единственным рабочим редактором и фактически оформителем.

В редакцию "Чолбона" входил также нарком НКПЗ А.Ф. Бояров.

Родился в 1864г. в Таттинском улусе. Окончил в Иркутске учительскую семинарию. В 1929г. окончил в Москве Академию коммунистического воспитания. Бояров содействовал открытию школ для малых народов Якутии. В 1922г. перевел с русского на якутский язык "Смело, товарищи, в ногу!", "Варшавянку", "Вы жертвою пали", "Похоронный марш"; с якутского на русский "Красный шаман" П.Ойунского; являлся членом ЯЦИК. 17 января 1935г. был арестован и в 1942г. скончался в концлагере в Эги-Хайя Верхоянского района.

С ним вместе в редколлегию входил один из учредителей и лидеров "Саха омук" В.Н. Леонтьев.

Родился 5 марта 1895г. в Борогонском улусе. В 1917-20 гг. учился в Томском университете на юридическом факультете. С 1922г. Леонтьев являлся председателем правления "Саха омук" и одновременно юристом-консультантом в наркомате промышленности. 5 ноября 1929г. по сфабрикованному обвинению был арестован ПТУ и в 1932г. скончался в одном из сибирских концлагерей. Леонтьев принимал участие в составлении проекта первой Конституции ЯАССР. Он также работал в редколлегии журнала "Якутские зарницы", был одним из организаторов общества "Саха кэскилэ".

2 ноября 1926г. вышло постановление бюро обкома РКП(б) о "Саха омук", В нем говорилось об ограничении функций общества исключительно культурно-просветительными задачами (вопросами литературы, музыки и театра), журнал "Чолбон" должен был издаваться теперь с Политпросветом, которому предложено было руководство над "Саха омук".

7 ноября был заслушан отчет о деятельности правления и отмечены следующие достижения: 1) расширение и улучшение декларации общества; 2) устройство бесплатных постановок и спектаклей; 3) устройство общедоступных "субботок"; 4) организация литературного кружка; 5) издательская деятельность; 6) организации футбольной команды "Саха омук". Общее собрание выдвинуло рад задач на будущее, таких как: 1) организация кружка революционных и крестьянских писателей, под руководством которого должен был работать литературный кружок; 2) культивирование якутской спортивной игры при кружке физкультуры; 3) обеспечение выхода "Чолбона" и др.

9 ноября 1926г. было произведено распределение обязанностей нового правления "Саха омук". Председателем президиума был избран В.Леонтьев, заместителем М.Габышев, казначеем М.Константинов, членом-секретарем С.Федоров, пленарным членом Дмитриев. Руководителями: театральной труппы П.Габышев и И.Баланов; кружка писателей А.Софронов и А.Пинегин, группы физкультуры, шашек и шахмат К. О, Гаврилов, В.Егоров, Корнилов; краеведческого кружка В.Леонтьев. Кроме того, предполагалось в будущем открыть школу по ликвидации технической неграмотности и организовать кружки хоровой и музыкальный. (Федоров Б.В. "Саха омук" //Автономная Якутия. 1926.16 ноября).

В 1926г. численность членов общества составила 131 человек. Из них якутов — 116, русских — 6; беспартийных — 117, членов ВКП(б) — 2, ВЛКСМ — 2 человека. Учащихся было 89 человек.

Вышеприведенные сведения о работе общества относятся к первому полугодию 1925г. и 1926г., когда в работе общества наблюдался некоторый сбой. Однако, за второе полугодие 1925г. и 1926г. было сделано гораздо больше, чем за 1-е. Например, было поставлено восемь спектаклей, из них шесть бесплатных и два с благотворительной целью; устроено три вечера, посвященных революционным дням, прочитано шесть докладов на научные и общественные темы; устроено четыре литературных вечера, посвященных якутским писателям, проведено пять литературных судов, на которых было прочитано 14 докладов. Кроме того, выпущено было 5 выпусков рукописного журнала "Сырдык суол".

Из-за того, что "Саха омук" в 1926г. не состояло на бюджете, оно вынуждено было продать дома, не служащие непосредственно для культурных целей и нерентабельные в смысле эксплуатации. К осени 1926г. общество имело 10 филиалов в районах, но из-за недостатка средств, по директиве общего собрания они начали свертывать свою деятельность путем слияния с местными избами-читальнями (Автономная Якутия, 1927,9 октября).

В 1926г. появились статьи Иванова (Кюнде) с критикой в адрес Кулаков-ского и Софронова. Необоснованные выпады, содержащиеся в статьях против выдающихся поэтов Якутии, были осуждены как "левацкие" в ходе V областной конференции, проходившей в феврале 1927г. Так, выступавший на ней Цитович сказал: "Болезнь "левизны" в национальном вопросе снова всплыла... огульная дискредитация отдельных представителей нацинтелди-генции неприемлема. Мы можем привлекать и использовать социально чуждые элементы. Критерий неучастия в повстанчестве для привлечения к советскому строительству неприемлем." (Автономная Якутия. 1927. 17 февраля). На конференции была вынесена резолюция: "... конференция считает преждевременной ликвидацию общества ."Саха омук"... предлагает обкому разработать вопрос об уточнении функций "Саха омук", усилить в нем влияние партии" (Автономная Якутия, 1927,24 февраля).

В 1927г. в общество входило 68 человек, из них 52 мужчины и 10 женщин; 62 якута и 2 русских; 58 беспартийных и 10 коммунистов; 36 учащихся. В 1927г. бы до поставлено 5 спектаклей: "Старое и новое", "Волков", "Манчары", "Тар", "Скупой без креста" и две инсценировки по Чехову"Человек с плохими намерениями" и "Разговор двух людей". Было проведено два литературных вечера, посвященных символам "Красного шамана" Ойунского и, второй, о Кулаковском. В обществе увеличилась прослойка партийных; если в 1925г. их было 2,5 %, то в 1927г. - 14,5 %.

В финансовом плане общество не могло существовать на членские взносы и поэтому давно назрела необходимость регулярных правительственных субсидий, а члены "Саха омук" желали, чтобы их общество стало чем-то вроде республиканского национального клуба, где должны были удовлетворяться все культурные запросы якутской массы.

Общество "Саха омук" в сложные времена "ксенофонтовщины" поддержало Советскую власть и призвало всех участников мятежа прекратить вооруженную борьбу (протокол собрания общества от 18 ноября 1927г.). Но) тем не менее, 23 марта 1928г. по ложному обвинению был арестован по делу "ксенофонтовщины" один из основоположников якутской литературы, активный член общества "Саха омук" А.И.Софронов. Он был отправлен в ссылку на 5 лет в Архангельскую область. Позднее, в 1929г., был репрессирован по этому же делу В.Н. Леонтьев. Необоснованные репрессии 1928-29 гг. и 1937-39 гг. охватили также широкий круг менее известных, простых, беспартийных интеллигентов, входивших в "Саха омук".

В 1928г. число членов "Саха омук" составляло 264 человека. Из них 18 были коммунистами и 88 — комсомольцами. Общество вело свою работу в Якутске и в двух филиалах в Баягантайском улусе и в Колымском округе. Организованный в 1927г. литературный кружок, в 1928г. устраивал чтение и обсуждение произведений своих членов, дискуссии, конкурсы на лучшие произведения. В будущем предполагалось организовать якутских писателей в одну ассоциацию, а также пройти литературную учебу (Автономная Якутия, 1928, 13 января). В марте 1928г. в Дюпсинском улусе удачно была сделана платная постановка. В апреле 1928г. в клубе "Саха омук" нацтруппой были даны представления-заклинания шамана (Кюнде. "О нацтеатре" //Автономная Якутия, 1928, 21 апреля).

7 июня 1928г. совещание коммунистов и комсомольцев общества "Саха омук" вынесло следующее решение: "Постановление агитационно-пропагандистского отдела Обкома ВКП(б) считать вполне приемлемым и его провести в жизнь, для чего высказаться и голосовать за ликвидацию общества "Саха омук". 19 июня 1928г. состоялось общее собрание членов общества. Разбирался вопрос о ликвидации общества и об открытии национального клуба. Собрание решило ликвидировать общество. Одновременно собрание вынесло ходатайство перед Политпросветом НКПЗ об организации якутского национального клуба. Для организации клуба была избрана комиссия в составе: С.Н.Донского-II, К.О.Гаврилова, Ф.М.Егорова, Н.М.Заболоцкого, Н.Л.Неустроева. Этой комиссии было поручено добиться от НКПЗ помещения под нацклуб ("Саха омук" ликвидирован. //Автономная Якутия. 1928. 22 июня). НКПЗ согласился с организацией клуба , отвел бывшее помещение Партпрофкпуба и включил в свой бюджет расходы по содержанию клуба. Перед национальным клубом были поставлены следующие задачи: 1) вести культурно-просветительную работу среди трудового якутского населения города Якутска; 2) содействовать созданию и развитию национальной культуры (Донской С.Н. -II. " Ликвидация общества "Саха омук" и организация якутского клуба". //Автономная Якутия. 1928. 2 августа). Вот таким образом завершилась история культурно-просветительного общества "Саха омук".

Hosted by uCoz