На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Николай Кожевников
Вера Данилова

Естественные устойчивые равновесия как системы координат для духовных процессов

Кратко сформулируем естественнонаучные идеи, на которых основана настоящая работа.

Мы исходим из того, что в Природе существуют фундаментальные равновесия, не сводимые одно к другому, на основе которых вводится понятие структурных уровней естественных равновесий. Понятие уровня включает в себя: точки пространства, соответствующие определенному типу равновесия, выявляемого в природных системах, структурные точки-отображения природных систем на эти равновесия и процессы в природных системах, представляемые как процессы перемещения точек-отображений (динамических точек) в пространстве равновесий (в пространстве статических точек).

Термин Природа соответствует в настоящей работе понятию Вселенная во всем многообразии ее проявлений, являясь синонимом термина материя. Для характеристики Природы в качестве основных ее параметров мы принимаем энергию и время. Произвольный структурно-энергетический элемент Природы, посредством которого она проявляет себя, называется в дальнейшем природной системой.

Основной предпосылкой для выделения структурного уровня является наличие в рассматриваемых природных системах некоторой устойчивой части, соответствующей определенному качественному равновесию, характеризуемому параметром равновесия Р. Кроме него, уровень характеризуется связанной энергией D, имеющей два устойчивых значения: естественного равновесия De и относительного равновесия Dz (l). Структурный уровень образуется природными системами, которые последовательно расходуют имеющуюся в них энергию(например, по мере ее образования) сначала на создание точек Р-пространства (Ве), затем на создание структурных материальных точек Р-типа, являющихся отбражени-ем природных систем на структурный ypовень (Dz) и на создание сил, обеспечивающих перемещение структурных материальныхточек в Р-простран-стве. Введение структурных уровней разбивает природные системы на принципиально несводимые друг к другу группы, и в этом смысле разъединяет их. В то же время, так как для описания структурных уровней используются наиболее общие характеристики Природы(энергия, время, параметры естественных природных равновесий), то эти уровни могут рассматриваться в качестве некоторого единого подхода для исследования природных систем.

Одной из особенностей такого подхода является его соответствие "принципу черного ящика", согласно которому исследуются не свойства самой системы, а ее отклики как целого, на воздействия внешней среды и на внутренние процессы.

Примерами структурных уровней естественного равновесия можно считать: 1) уровень изолированных материальных точек, элементами которого являются материальные точки механики, элементарные заряды; 2) уровень молей единичных материальных точек - термодинамический уровень; 3) уровень живого вещества -термин В.И. Вернадского; 4) уровень духовности.

Мы исходим из того, что каждый из уровней структурного равновесия может быть выделен отдельно от других уровней, как один уровень и вся остальная. Природа, которую в этом случае мы будем называть Внешняя среда. Для введения структурных уровней подобным образом необходимо сформулировать два постулата. Первый - для параметра равновесия Р и для естественного равновесия связанной энергии, и второй - для относотельного равновесия связанной энергии. Таким образом, постулируются общие, не связанные с конкретным уровнем, принципы.

Отношение D к Р дает значение S -приведенной связанной энергии, являющейся структурно-энергетической характеристикой природной системы. Для термодинамического структурного уровня D - это связанная энергия, Р - температура, S -энтропия. Применение подобных рассуждений к уровням живого и духовного позволяет нам утверждать, что для первого из них параметром равновесия является эрос Ez, а приведенной связанной энергией - информация 1. Для духовного же уровня параметром равновесия является свобода воли Fz, а приведенной связанной энергией - сознание Cz(3).

Человек, как одна из наиболее сложных природных систем, может быть рассмотрен с точек зрения всех приведенных выше в качестве примеров структурных уровней. Но наиболее важными для человека являются два уровня: духовный и живого вещества. Обоснуем вышесказанное кратко для уровня живого вещества, а затем подробнее для духовного структурного уровня.

Все протекающие на жизненном уровне процессы так или иначе связаны с информацией: начиная от генетического кода и до реализации животным модели поведения. Качественной характеристикой уровня, основным его равновесием, к которому сознательно и бессознательно стремится все живое, является любовь. Уровень интенсивности любви характеризуется параметром равновесия, который назовем эрос Ez.

Духовный структурный уровень можно ввести, если определены параметр равновесия соответствующего качества и связанная с ним структурно-энергетическая характеристика. Такой характеристикой здесь является сознание, потому что все процессы.имеющие место в пределах духовного уровня (духовные процессы), связаны с сознанием. Но сознание не обязательно обладает полнотой, часто оно бывает односторонним (одомерным) и не отвечает основному требованию, предъявленному к параметру Р, само возникновение которого предусматривает установление равновесия по всем возможным взаимодействиям. Этому требованию удовлетворяет параметр свободы воли (свободы выбора) Fz, который предполагает качественное равновесие при полноте сознания. Другими словами, предполагает развитое, способное к усвоению любой информации сознание, когаа задействованы все возможные на этом уровне типы взаимодействий. Сознание, соответствующее параметру равновесия Fz связано с некоторым структурно-энергетическим минимумом, обеспечивающим свободу выбора. "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное" - первые слова Иисуса в Нагорной проповеди. Таким образом, мы имеем параметр равновесия - свободу воли, и некоторый энергетический предел - минимум сознания, к которому приходит духовная система, предоставленная самой себе. Сознание, обладающее, с одной стороны минимумом, а с другой - свободой выбора, является духовностью. Приведенные выше слова из Евангелия есть определение духовности.

Рассмотрим теперь человека с точки зрения духовного структурного уровня. Приведем аргументы в пользу того, что этот уровень можно рассматривать как естественную систему координат Природы.

1. Если рассматривать структурные уровни в качестве системы координат, то последняя будет не математической, а природной. Т.е. она принимается не как некоторая данность, а рассматривается вместес процессом своего образования. И каждый стремящийся к духовности человек начинает свою устойчивую связь с духовным уровнем построения хотя бы одной точки духовного пространства, приобретая навык приходить в состояние устойчивого равновесия, характеризующееся состоянием свободы выбора и тихой радости, которую в Библии называют благодатью. Создав точку духовного пространства и затратив на это часть имеющейся в нем структурной энергии, человек связывает себя с духовным структурным уровнем. Связь человека с духовным уровнем - это связь с некоторым структурно-энергетическим полем, которое создается людьми, затратившими в минувшем и затрачивающими сейчас свою энергию. Такие пространственные точки можно считать статическими точками уровня.

Человек, связавшись посредством созданной им статической равновесной точки с духовной системой координат, затем при наличии избытка связанной энергии образует динамическую точку уровня(структурную точку). Эта точка является отображением человека на духовный структурный уровень, и все духовные процессы могут рассматриватся как перемещения структурной точки в пространстве статических точек уровня, созданном самим человеком и другими людьми. Человек, находящийся в равновесии с духовной системой, координат, становится тождественным всему структурному уровню. Отметим, что к каждой точке пространства структурного уровня может быть присоединено сколько угодно большое количество энергии, соответствующее тому же параметру равновесия.

Описанный выше способ построения духовной системы координат является естественным и пройден в своем развитии многими людьми.

2. Усилиями "духовных" людей создается и поддерживается духовная система координат - духовная оболочка вокруг планеты или отдельных мест планеты: старых монастырей, университетов. В религиозной литературе встречается термин "намоленный монастырь", как место, где несколько поколений истинно верующих молились долго и страстно. Используется также термин "аура университета", как некоторое место, где выделялась творческая энергия мыслителей.

Структурно-энергетические элементы духовного уровня имеют своих материальных носителей. Они содержатся в выдающихся книгах, картинах, рукотворных ландшафтах. И когда человек, имеющий связь с духовным структурным уровнем (одну точку в пространстве) вступает во взаимодействие, например, с книгой, с соответствующей ей точкой естественного равновесия, то между ними начинается процесс. Происходит перемещение структурной точки соответствующей относительному духовному равновесию человека в пространстве статических духовных точек. Другими словами, происходит приведение взглядов в соответствие с истинной системой координат Природы.

Духовная оболочка только частично соответствует расплывчатому понятию ноосфера и связанным с ним понятиям техносфера, антропосфера, социосфера. Духовная оболочка состоит из элементов, соответствующих минимуму энергии, при котором возникает сознание в объеме, необходимом для осуществления свободы выбора. Духовную оболочку можно считать устойчивой частью ноосферы, понятием, определяемым через естественные равновесия.

Духовная оболочка вокруг нашей планеты еще слаба и имеет по-видимому значительные разрывы. В XX веке вслед за развитием средств связи, коммуникаций духовная оболочка достигла планетарных масштабов и ее влияние на людей усиливается. Это нашло, по нашему мнению, отражение в работах Тейараде Шардена, Н. Рериха, Д. Андреева.

3. Если с точки зрения концепции структурных уровней взглянуть на процесс развития человеческой мысли, то определенные аналогии с такой концепцией можно найти у Платона, Аристотеля, Спинозы, Декарта, Гуссерля; в Евангелиях и у Фомы Аквинского; в трудах создателей классической механики - Ньютона, Лейбница, Гамильтона, создателей термодинамики и физической химии -Клаузиуса, Оствальда; у классиков мировой литературы, таких как Л.Толстой, Достоевский, Т.Манн.

Но в процессе развития идей перечисленных авторов неявно абсолютизировался какой-нибудь один из структурных уровней. Или пространство объявлялось основной характеристикой материи и время связывалось только с ним. Или энтропия и информация претендовали на роль основной характеристики Природы. Или в качестве первопричины всех происходящих в Природе процессов принималось сознание.

Так, например, еще первобытным человеком эмпирически был нащупан структурный уровень живого вещества, на основе которого он построил целостную картину мира. Проявление сознания в человеке было сведено к мистике. Совершенствуясь, подобный эзотерический подход господствовал в Древнем мире. Оставляя неопределенными многие детали, он позволял тем не менее создать целостное мировосприятие. Так, еще жрецы Древнего Египта исходили из того, что один и тот же закон управляет миром естественным, миром человеческим и миром божественным. Но в Древнем мире зародился и распад этой целостности. И библейскую легенду о грехопадении человека и о изгнании его из рая можно рассматривать как разрушение целостности ориентированной на структурный уровень жизни и создание предпосылок для построения первых пространственных точек духовного структурного уровня.

С XVII века начался этап конкретного знания и с этого времени совершенство всех наук становится принятым измерять Динамикой. Так, например, успех в создании классической электродинамики был обусловлен использованием динамической аналогии. Д.Максвелл считал, что образуя понятия и составляя терминологию в какой-либо науке, которая подобна науке об электричестве, имея дело с силами и их проявлениями, мы непременно должны руководствоваться идеями, присущими фундаментальной науке - Динамике. Пространство и время в результате развития этих идей стали рассматриваться как единое целое. Парадигма Галилея - Ньютона определила методы развития многих наук и человечества в целом. Таким образом, в этот период развития человеческой мысли был абсолютизирован структурный уровень изолированных материальных точек, благодаря чему были достигнуты крупные успехи в естественных науках. Однако, к настоящему времени и в современной науке и в жизни человечества возникли сложные проблемы, многие из которых являются, по-видимому, неразрешимыми.

В то же время наметилась тенденция, согласно которой место исходной теории взамен Динамики должна занять термодинамика. Такой подход также является абсолютизацией соответствующего структурного уровня, но нам представляется целесообразным привести аргументы в пользу термодинамического подхода к исследованию Природы для того, чтобы подчеркнуть существование термодинамического структурного уровня, который ранее кик уровень, в Природе не выделялся.

Термодинамика возникла как прикладная наука об энергетических превращениях в тепловых двигателях. Но по мере своего развития она занялась фундаментальными вопросами Природы, в том числе и таким, как влияние равновесности и неравновесности друг на друга. Роль равновесий различного качества всеобъемлюща в Природе. В основе методов исследования механических и термодинамических систем лежат инерциальные системы и квазистатические процессы - состояния, в которых равновесие и неравновесие уравновешивают Друг друга. Известна та роль, которую играет любовь для живого, любовь к Богу для людей. Не случайно суть учения Христа: "любите Бога, любите людей" - призывает людей обрести два основных равновесия, в которых может пребывать человек: равновесие в пределах духовного структурного уровня и равновесие в пределах уровня живого вещества. Причем, эти равновесия не могут существовать одно без другого. Поэтому даже "духовный" человек не может игнорировать ту часть себя, которая относится к уровню живого вещества, иначе не будет равновесия и на духовном уровне. И наоборот, каким бы "животным" не сделал себя человек, он должен заглушить в себе духовную ячейку, постоянно обеспечивая компенсацию своей совести.

Термодинамика тесно связана и с эволюцией. Одно из основных понятий термодинамики - эшропия-и переводится с древнегреческого как "эволюция". И не случайно, что в настоящее время многие социальные процессы пытаются объяснить, привлекая принципы термодинамики. В этой связи можно отметить интересную работу А. Назаретяна(4). Однако, по нашему мнению"стыковочным узлом" между термодинамикой и гуманитарными науками может быть исследование естественных равновесий, соответствующих различным структурным уровням.

С точки зрения структурных уровней становятся наглядными многие сложные явления, например, эволюция природных систем, которую можно рассматривать как их переориентацию с одной системы координат на другую. Сначала в природной системе преобладало равновесие одного типа, но затем под влиянием происходящих процессов стало преобладать другое равновесие. И дальнейшее развитие природной системы происходит исходя уже из этого нового равновесия.

4. Таким образом, рассмотрение духовных процессов и вообще всех природных явлений следует, по нашему мнению, производить с точки зрения естественных систем координат Природы, каковыми являются структурные уровни естественных равновесий. От каждого уровня должна браться его качественная характеристика, а все конкретные соотношения формулируются уже в пределах уровня. Так, например, от механического уровня следует взять связь энергии с размерами атомов и молекул, а от термодинамического - общую схему для представления связанной энергии в виде произведения параметра равновесия Р и приведенной связанной энергии D.

Согласно изложенному выше структурные уровни являются этапами саморазвития Природы, которая в своем развитии проходит этап образования механических объектов, этап образования термодинамических систем, этап формирования живого вещества. В настоящее время на нашей планете идет формирование духовного структурного уровня. По-видимому, он происходит как структурный переход, характеризующий смену этапов: этап, при котором определяющее значение имела система координат живого вещества, сменяется этапом духовной системы координат. У Природы нет другого механизма для формирования этого уровня, кроме человеческого сознания. И процесс познания человеком Природы является элементом в саморазвитии Природы.

Следствием происходящей смены системы координат в Природе является переломный этап в развитии человечества. Происходящие в настоящее время общественные процессы могут быть правильно поняты именно с точки зрения изложенной выше концепции уровней естественных структурных равновесий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Н.Н. Кожевников, B.C. Данилова. Уровни структурного равновесия -естественные системы координат Природы. Сборник резюме XIX Всемирного философского конгресса. Т. 1, М.,1993.

2. В.И. Вернадский. Живое вещество. М.: Наука, 1978.

3. Н.Н. Кожевников, B.C. Данилова. Ступени саморазвития Природы и переломный этап развития человечества. Сборник резюме XIX Всемирного философского конгресса. Т. 1, М., 1993.

4. А.П. Назаретян. Интеллект во Вселенной. М., 1990.


Фото А.Назарова

Hosted by uCoz