На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Михаил Старостин

Старостин Михаил Говрильевич - график, плакатист, живописец - родился 1 января 1959 года в п. Хандыга Томпонского района. В 1977 г. окончил Якутское художественное училище, где учился у Ю.И. Вотякова, в 1990 г.Красноярский государственный художественный институт по специальности "промышленная графика". Преподавал в шкале, работает старшим художественным редактором Якутского национального книжного издательства "Бичик". Член Союза художников Якутии с 1991 г. Участник республиканских выставок с 1987 г. Произведения художника экспонировались на зональной выставке "Советский Дальний Восток"(1990), выставке художников автономных республик, областей и национальных округов РСФСР(1989), на выставке произведений якутских художников в Москве(1991), всероссийской (1992). Старостин - экспонент Международной выставки политического плаката (1989), "Арт-Арктика"( 1993). Первая персональная выставка состоялась в Якутске в 1992г.

В последнее время многие художники отходят от своей узкой специализации, активно обращаясь к другим видам и жанрам, меняя манеру, материал и технику. Это, видимо, связано со стремлением обогатить образный строй своего творчества, попробовать себя в другой плоскости, порой в порядке эксперимента.

Одним из таких художников в Якутии является Михаил Старостин, работающий как живописец, график, плакатист, книжный иллюстратор.

В самом творчестве Старостин активно использует опыт мирового искусства - экспрессионизм, абстракционизм, поиски современных прибалтийских художников, первобытные писаницы... Но несмотря на этот широкий спектр творческих устремлений , знакомясь с произведениями Старостина прежде всего отмечаешь национальную особенность творчества. Именно эта черта делает его работы искренними, чувственными и своими.

В произведениях художника ярко и сильно проступает этническая психология - тяга к глобальному высокому смыслу и склонность к обобщению окружающего мира, который представляется космическим домом-вселенной, как в героическом эпосе олонхо. Подсознательная связь с родной землей, временем и историческим прошлым пронизывает многие его произведения, сюжеты которых связаны с темой пути, шаманов, кочевников... а излюбленными персонажами стали кони, быки и портреты-маски людей с вытянутыми ликами. Метод цикличности создает образы-типы, в которых концентрируются наиболее стойкие черты национального характера и приобретают внутренний смысл как метафора непрерывности жизни.

Старостин - художник, тяготеющий к сложным ассоциативным ходам мышления. Он продолжает интонационно разнообразную ассоциативно-метафорическую линию, заложенную в якутском искусстве В.Васильевым, Ю.Вотяковым, И.Капитоновым, Э.Васильевым... Его работы отличает обобщенность замысла и композиционного решения, деформация предметного мира, прозвольное изменение пропорций фигур...

(Репродукции предоставлены Якутским республиканским музеем изобразительных искусств им.М.Ф.Габышева.)

Собиратели хвороста

ГРАФИКА

Графика Старостина не подчиняется строгой закономерности последовательных исканий. Художник обращается к разнообразным техникам исполнения и стилям, разрабатывает разные темы и жанры. Это - состояние осенних мархинских пейзажей, библейские сюжеты(серия "Год большого наводнения"), притчи ("Собиратели хвороста"), шаманские мистерии ("Два белых шамана"), острые характерные портреты, абстрактные композиции...

Художник избегает изображения пространства в глубину, подчеркивает плоскость листа изобретательной, сложной обработкой поверхности, используя смешанную технику, выполненную с применением фактурных приемов. Многие произведения интуитивны, они появились в творческом опыте как стихотворные строки и рождают потоки неожиданных метафор.

Танец шаманок

Состоянием растворенности в мире, органического сопричастия всеобщему бытию пронизано свидание влюбленных в листе "Августовская ночь". Неустойчивое хрупкое равновесие тающих в сумраке силуэтов всадника и девушки, мягкая цветовая гамма, в которую вкраплены яркие "светящиеся" пятна, создают пронзительный образ предчувствия, нежности, гармонии.

Его абстракции обращены к поискам изначального во времени, народной памяти, всплескам глубинных порывов души, перед которым отступает конкретный образ. Спонтанный нервный ритм, импульсивная подвижная гармония насыщенных цветовых контрастных пятен звучат завораживающе, сливаются в единый мощный аккорд, подчеркивая величественное ощущение истории и бесконечности мира в листах "Бронзовый век", "Завоеватели", "Всадник на закате дня".

Ожидание дождя

Знакомство с научными исследованиями, посвященными северным народам, явилось основой для создания серии "Чукотка", состоящей из трех частей : "Охотник", "Сезон дождей", "Безмолвие". Старостин сумел передать в серии специфические особенности жизненного уклада северян, древнее величие чукотской земли и особый смысл единства человека с суровой северной природой. Сюжет листа "Безмолвие" прост: одинокий путник, отдыхающий темной ночью в долгой дороге. Художник помещает фигуру странника у края листа, на фоне темного неба, сливающегося с ослепительно белой землей, создавая представление о вселенском просторе и безмолвии. Здесь четко "читается" ассоциативный ход замысла: человек, сидящий среди безбрежного пространства, напоминает о вечности мироздания и о человеке как о части природы.

ПЛАКАТ

Михаил Старостин успешно работает в области театрального плаката, мало разработанного в якутском изобразительном искусстве. В работах к постановкам Якутского драматического театра художник стремится выразить проблематику конкретного спектакля. Его плакаты отличает лаконизм, точно отобранные художественные детали, тонкое чувство цвета, уверенный рисунок.

В плакате к спектаклю "Желанный голубой берег мой", где изображены четверо в лодке, есть ощущение бесконечности - пространства и времени. Изысканный контурный рисунок на шероховатом темно-синем фоне четко выявляет метафорически многослойный характер прозы Ч.Айтматова и режиссуры А.Борисова.

Остро современен пластический строй плаката к спектаклю "Улуу Ку-дангса". Мощный силовой заряд исходит от одинокой фигуры всадника на коне-качалке - символе вечного круговорота времени. Теплый золотистый колорит, ритмическая строгость композиции воссоздают философский характер и усложненный психологизм произведения П.Ойунского, пронизанного токами высокой духовности в постановке А.Борисова.

Для пьесы "Будуруйбут кеммет" ("споткнувшийся") Старостин использует шрифтовую композицию, передающую дух творения А.Софронова.

Плакаты выполнены в смешанной технике: шершавая поверхность, где краски, наплывая, соединяясь, дают новое фактурное и цветовое качество, усиливающее выразительность.

Старостин разработал единую атри-бутику национального театра, использовав бронзовое изображение шамана - хранителя культурных традиций и тайн с раскопок на р.Илим. Оно стало универсальным знаком, утверждающим оригинальность постановок Якутского драмтеатра им.П.А.Ойунского.

ЖИВОПИСЬ

Цикл, состоящий из трех частей: "Путники, застигнутые ветром", "Святая простота", "Слепые", - создан в 1989-91 годах.

Вереницы людей, проходящих сквозь холсты, - это символы нашего пути, пути к самим себе. Их раздвоенность - наша раздвоенность, их растерянность - наша растерянность, их незрячее устремление никуда - наша трагедия, их дорога - наша дорога.

В этих полотнах есть напряженность и драматизм. Они проявляются в сочетании тревожной интенсивности нескольких цветовых пятен-доминант и общей мрачноватой гаммы колорита, характерности персонажей, их движений и резкой изломанности фигур.

Ощущение скрытой опасности и безумной надежды на чудо живет в воздухе картины "Ожидание дождя", где под сумеречным небом, уходящим в недосягаемую бесконечность и прорезаемого нитевидными спиралями, изображены путники, один из которых несет шамана. Художник выбирает момент тишины и ожидания, когда отзвучали заклинания и магический бубен... Люди снова ждут... Обильного дождя после изнурительной засухи? Конца света? Солнца? Благодати? В тугой узел сплетены надежды и разочарования, драма времени и жизни. Это многозначное эмоциональное звучание полотна создается сложно разработанным колоритом с золотистыми ликами путников, воспринимаемыми как олицетворение духовности, и пространством картины, где люди и небо едины, целостны в своих родовых связях.

Дебют художника состоялся на республиканской молодежной выставке 1987 года. За этот короткий отрезок времени сформировался художник с самобытным творческим мышлением, ярко выраженной индивидуальностью.

Галина НЕУСТРОЕВА.

Hosted by uCoz