Михаил Старостин
Старостин
Михаил Говрильевич - график,
плакатист, живописец -
родился 1 января
1959 года в п. Хандыга
Томпонского района. В 1977
г. окончил Якутское художественное
училище, где учился у Ю.И. Вотякова, в
1990 г. — Красноярский
государственный художественный
институт по специальности "промышленная
графика". Преподавал в шкале,
работает старшим художественным
редактором Якутского национального
книжного издательства "Бичик".
Член Союза художников Якутии с 1991
г. Участник республиканских выставок
с 1987 г.
Произведения художника
экспонировались на зональной
выставке "Советский Дальний
Восток"(1990), выставке художников
автономных республик, областей и
национальных округов РСФСР(1989), на
выставке произведений якутских
художников в Москве(1991),
всероссийской (1992).
Старостин -
экспонент Международной выставки
политического плаката (1989), "Арт-Арктика"(
1993). Первая
персональная выставка состоялась в
Якутске в 1992г.
В последнее время многие художники
отходят от своей узкой специализации,
активно обращаясь к другим видам и
жанрам, меняя манеру, материал и
технику. Это, видимо, связано со
стремлением обогатить образный
строй своего творчества, попробовать
себя в другой плоскости, порой в
порядке эксперимента.
Одним из таких художников в Якутии
является Михаил Старостин,
работающий как живописец, график,
плакатист, книжный иллюстратор.
В самом творчестве Старостин
активно использует опыт мирового
искусства -
экспрессионизм, абстракционизм,
поиски современных прибалтийских
художников, первобытные писаницы...
Но несмотря на этот широкий спектр
творческих устремлений ,
знакомясь с произведениями
Старостина прежде всего отмечаешь
национальную особенность творчества.
Именно эта черта делает его работы
искренними, чувственными и своими.
В произведениях художника ярко и
сильно проступает этническая
психология - тяга
к глобальному высокому смыслу и
склонность к обобщению окружающего
мира, который представляется
космическим домом-вселенной, как в
героическом эпосе олонхо.
Подсознательная связь с родной
землей, временем и историческим
прошлым пронизывает многие его
произведения, сюжеты которых связаны
с темой пути, шаманов, кочевников... а
излюбленными персонажами стали кони,
быки и портреты-маски людей с
вытянутыми ликами. Метод цикличности
создает образы-типы, в которых
концентрируются наиболее стойкие
черты национального характера и
приобретают внутренний смысл как
метафора непрерывности жизни.
Старостин -
художник, тяготеющий к сложным
ассоциативным ходам мышления. Он
продолжает интонационно
разнообразную ассоциативно-метафорическую
линию, заложенную в якутском
искусстве В.Васильевым, Ю.Вотяковым,
И.Капитоновым, Э.Васильевым... Его
работы отличает обобщенность
замысла и композиционного решения,
деформация предметного мира,
прозвольное изменение пропорций
фигур...
(Репродукции предоставлены
Якутским республиканским музеем
изобразительных искусств им.М.Ф.Габышева.)
Собиратели хвороста
ГРАФИКА
Графика Старостина не подчиняется
строгой закономерности
последовательных исканий. Художник
обращается к разнообразным техникам
исполнения и стилям, разрабатывает
разные темы и жанры. Это -
состояние осенних мархинских
пейзажей, библейские сюжеты(серия
"Год большого наводнения"),
притчи ("Собиратели хвороста"),
шаманские мистерии ("Два белых
шамана"), острые характерные
портреты, абстрактные композиции...
Художник избегает изображения
пространства в глубину, подчеркивает
плоскость листа изобретательной,
сложной обработкой поверхности,
используя смешанную технику,
выполненную с применением фактурных
приемов. Многие произведения
интуитивны, они появились в
творческом опыте как стихотворные
строки и рождают потоки неожиданных
метафор.
Танец шаманок
Состоянием растворенности в мире,
органического сопричастия всеобщему
бытию пронизано свидание влюбленных
в листе "Августовская ночь".
Неустойчивое хрупкое равновесие
тающих в сумраке силуэтов всадника и
девушки, мягкая цветовая гамма, в
которую вкраплены яркие "светящиеся"
пятна, создают пронзительный образ
предчувствия, нежности, гармонии.
Его абстракции обращены к поискам
изначального во времени, народной
памяти, всплескам глубинных порывов
души, перед которым отступает
конкретный образ. Спонтанный нервный
ритм, импульсивная подвижная
гармония насыщенных цветовых
контрастных пятен звучат
завораживающе, сливаются в единый
мощный аккорд, подчеркивая
величественное ощущение истории и
бесконечности мира в листах "Бронзовый
век", "Завоеватели", "Всадник
на закате дня".
Ожидание дождя
Знакомство с научными
исследованиями, посвященными
северным народам, явилось основой
для создания серии "Чукотка",
состоящей из трех частей :
"Охотник", "Сезон дождей",
"Безмолвие". Старостин сумел
передать в серии специфические
особенности жизненного уклада
северян, древнее величие чукотской
земли и особый смысл единства
человека с суровой северной природой.
Сюжет листа "Безмолвие" прост:
одинокий путник, отдыхающий темной
ночью в долгой дороге. Художник
помещает фигуру странника у края
листа, на фоне темного неба,
сливающегося с ослепительно белой
землей, создавая представление о
вселенском просторе и безмолвии.
Здесь четко "читается"
ассоциативный ход замысла: человек,
сидящий среди безбрежного
пространства, напоминает о вечности
мироздания и о человеке как о части
природы.
ПЛАКАТ
Михаил Старостин успешно работает
в области театрального плаката, мало
разработанного в якутском
изобразительном искусстве. В работах
к постановкам Якутского
драматического театра художник
стремится выразить проблематику
конкретного спектакля. Его плакаты
отличает лаконизм, точно отобранные
художественные детали, тонкое
чувство цвета, уверенный рисунок.
В плакате к спектаклю "Желанный
голубой берег мой", где изображены
четверо в лодке, есть ощущение
бесконечности -
пространства и времени. Изысканный
контурный рисунок на шероховатом
темно-синем фоне четко выявляет
метафорически многослойный характер
прозы Ч.Айтматова и режиссуры А.Борисова.
Остро современен пластический
строй плаката к спектаклю "Улуу Ку-дангса".
Мощный силовой заряд исходит от
одинокой фигуры всадника на коне-качалке
- символе вечного
круговорота времени. Теплый
золотистый колорит, ритмическая
строгость композиции воссоздают
философский характер и усложненный
психологизм произведения П.Ойунского,
пронизанного токами высокой
духовности в постановке А.Борисова.
Для пьесы "Будуруйбут кеммет"
("споткнувшийся") Старостин
использует шрифтовую композицию,
передающую дух творения А.Софронова.
Плакаты выполнены в смешанной
технике: шершавая поверхность, где
краски, наплывая, соединяясь, дают
новое фактурное и цветовое качество,
усиливающее выразительность.
Старостин разработал единую атри-бутику
национального театра, использовав
бронзовое изображение шамана -
хранителя культурных традиций и тайн
с раскопок на р.Илим. Оно стало
универсальным знаком, утверждающим
оригинальность постановок Якутского
драмтеатра им.П.А.Ойунского.
ЖИВОПИСЬ
Цикл, состоящий из трех частей: "Путники,
застигнутые ветром", "Святая
простота", "Слепые", - создан в 1989-91
годах.
Вереницы людей, проходящих сквозь
холсты, - это
символы нашего пути, пути к самим
себе. Их раздвоенность -
наша раздвоенность, их растерянность
- наша растерянность,
их незрячее устремление никуда -
наша трагедия, их дорога -
наша дорога.
В этих полотнах есть напряженность
и драматизм. Они проявляются в
сочетании тревожной интенсивности
нескольких цветовых пятен-доминант и
общей мрачноватой гаммы колорита,
характерности персонажей, их
движений и резкой изломанности фигур.
Ощущение скрытой опасности и
безумной надежды на чудо живет в
воздухе картины "Ожидание дождя",
где под сумеречным небом, уходящим в
недосягаемую бесконечность и
прорезаемого нитевидными спиралями,
изображены путники, один из которых
несет шамана. Художник выбирает
момент тишины и ожидания, когда
отзвучали заклинания и магический
бубен... Люди снова ждут... Обильного
дождя после изнурительной засухи?
Конца света? Солнца? Благодати? В
тугой узел сплетены надежды и
разочарования, драма времени и жизни.
Это многозначное эмоциональное
звучание полотна создается сложно
разработанным колоритом с
золотистыми ликами путников,
воспринимаемыми как олицетворение
духовности, и пространством картины,
где люди и небо едины, целостны в
своих родовых связях.
Дебют художника состоялся на
республиканской молодежной выставке
1987 года. За этот
короткий отрезок времени
сформировался художник с самобытным
творческим мышлением, ярко
выраженной индивидуальностью.
Галина НЕУСТРОЕВА. |