Илин 1993-94

 

    

На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Моргий Борисов

В.К.Арсеньев
и
Е.И.Титов
О ЯКУТАХ

В.К.Арсеньев широко известен читателям по внос "Дерсу Узала" и по другим художественным и мучным трудам, чего не скажешь о Б.И.Титове. Но оба этих русских ученых вошли в историю этнографии как видные исследователи Российского Дальнего Востока. Результаты всех исследований они обобщили в ряде работ, в том числе в совместном труде "Быт и характер народностей дальневосточного края", выпущенной издательством "Книжное дело" Хабаровск-Владивосток, в 1928 году. В этой работе можно прочитать о том, какими были этнические особенности жителей Российского Дальнего Востока в двадцатых годах, включая как малочисленные народы, так и представителей украинцев, русских, китайцев, корейцев, бурят, якутов. В то время еще при опубликовании научных работ не требовалось следование идеологическим концепциям и политическим штампам, авторы описывали факты такими, какими они их видели. В этом тоже имеется определенный интерес к научным трудам.изданным в двадцатых годах. Читателям "Илин" может быть небезынтересно, что собой представляли дальневосточные якуты, которым посвящены страницы 48-52 указанной книги. В них авторы отмечают такие черты характера якутов как энергичность, предприимчивость, жизнеспособность, умение воздействовать на другие этносы.

Они пишут: "Настоящая тюрко-татарская народность саха-якуты исторически появились на территории Дальнего Востока весьма недавно, не больше как лет 25-30 тому назад" (с. 48). Приводя факты расселения на огромной территории Сибири и Дальнего Востока небольшого по численности народа авторы приходят к выводу, что"такая разбросанность служит доказательством их энергии и предприимчивости -качеств, присущих деятельным, историческим народам... Ныне якутов не только отдельными семьями, но целыми поселками мы находим в северных частях Амурской губернии, в Удском уезде. Приморской губернии, в Охотском крае и на Чукотке. С каждым годом стремление якутов выйти к югу т Амуре и на восток к морю становятся все интенсивнее. Мы должны отметить удивительную приспособленность якутов к окружающей обстановке. Так, в южных частях освоенной ими территории они занимаются земледелием, но отдают предпочтение древнему своему занятию - скотоводству и коневодству; дальше на севере якут становится оленеводом, но в то же время держит лошадей, а за полярным кругом усваивает уклад жизни азиатского эскимоса" (С.49-50).

Далее в рассматриваемой книге подчеркивается, что "любимым занятием якутов является купля-продажа, торговля-спекуляция. Они скупают пушнину, снабжая охотников в долг припасами, берут товары на комиссию и становятся посредниками между купцами и промышленниками" (с.51-52). Эти черты характера важны сегодня, в период перехода к ранку, в ходе первоначального накопления.

Авторы подчеркивают еще одну характерную особенность якутов. "Якуты, подобно китайцам, обладают какой-то особенной агрессивной силой, объякучивая все народы, с которыми приходят в соприкосновение. Так, они объякучивают не только тунгусов, но и великороссов. Они сумели заставить решительно всех говорить по-якутски. Во времена Миддендорфа (1840 год) в доме якутского губернатора приемным языком был якутский. В настоящее время среди якутов, равно как и среди бурят, есть много лиц получивших среднее и высшее образование. Вообще, якуты - народ очень жизнеспособный, энергичный и с колонизаторской точки зрения очень желательный." (с.52).

В заключении утверждается, что "из всех рассмотренных выше групп населения, с точки зрения антропогеографической и хозяйственно-экономической, наиболее жизнеспособны будут: великороссы, китайцы, якуты и чукчи (с.80). "Якуты, как мы знаем, начали продвигаться на юг к Амуру и на восток к Охотскому морю. Это продвижение только что началось и, несомненно будет продолжаться и впредь все в больших и больших размерах. Такую же роль, какую сьнфали китайцы по отношению к варварам, попавшим в сферу их влияния, будут играть и якуты по отношению ко всем прочим туземным народностям русского Дальнего Востока." (с.81). К сожалению в дальнейшем утверждение тоталитарной политической системы, коллективизация, насильственная задержка колхозников в своих поселениях приостановила движение якутов к Дальнему Востоку. А завуалированная политика русификации и широкое спаивание алкоголем коренного населения Дальнего Востока коснулось и дальневосточных якутов - потомков воинственных саха, прославившихся по всей Древней Азии. Недаром, многие ираноязычные, монголоязычные, тюркоязычные народы сохранили историческую память о племенах саха, включавших в себя предприимчивых, мудрых, смелых людей, выступавших в качестве охранников безопасности общества.

В целом, конечно, нельзя не согласиться со многими положениями, выводами авторов указанного интересного труда; в том числе и с заключением, что "чукчи и якуты сумеют сами устроить свою жизнь, но этого нельзя сказать про остальных туземцев. О них надо позаботиться, и эту задачу взял на себя Комитет Помощи Народностям Севера РСФСР." (С.81). Эта задача актуальна и ныне, что мы видим из материалов VI съезда народных депутатов Российской Федерации, состоявшегося в апреле 1992 года, и рассматривавшего социальные проблемы развития Севера России.

Hosted by uCoz