Моргий Борисов
В.К.Арсеньев
и
Е.И.Титов
О ЯКУТАХ
В.К.Арсеньев широко известен
читателям по внос "Дерсу Узала"
и по другим художественным и мучным
трудам, чего не скажешь о Б.И.Титове.
Но оба этих русских ученых вошли в
историю этнографии как видные
исследователи Российского Дальнего
Востока. Результаты всех
исследований они обобщили в ряде
работ, в том числе в совместном труде
"Быт и характер народностей
дальневосточного края",
выпущенной издательством "Книжное
дело" Хабаровск-Владивосток, в
1928 году. В этой работе
можно прочитать о том, какими были
этнические особенности жителей
Российского Дальнего Востока в
двадцатых годах, включая как
малочисленные народы, так и
представителей украинцев, русских,
китайцев, корейцев, бурят, якутов. В
то время еще при опубликовании
научных работ не требовалось
следование идеологическим
концепциям и политическим штампам,
авторы описывали факты такими,
какими они их видели. В этом тоже
имеется определенный интерес к
научным трудам.изданным в двадцатых
годах. Читателям "Илин" может
быть небезынтересно, что собой
представляли дальневосточные якуты,
которым посвящены страницы 48-52
указанной книги. В них авторы
отмечают такие черты характера
якутов как энергичность,
предприимчивость, жизнеспособность,
умение воздействовать на другие
этносы.
Они пишут: "Настоящая тюрко-татарская
народность саха-якуты исторически
появились на территории Дальнего
Востока весьма недавно, не больше как
лет 25-30 тому назад"
(с. 48). Приводя
факты расселения на огромной
территории Сибири и Дальнего Востока
небольшого по численности народа
авторы приходят к выводу, что"такая
разбросанность служит
доказательством их энергии и
предприимчивости -качеств,
присущих деятельным, историческим
народам... Ныне якутов не только
отдельными семьями, но целыми
поселками мы находим в северных
частях Амурской губернии, в Удском
уезде. Приморской губернии, в
Охотском крае и на Чукотке. С каждым
годом стремление якутов выйти к югу т
Амуре и на восток к морю становятся
все интенсивнее. Мы должны отметить
удивительную приспособленность
якутов к окружающей обстановке. Так,
в южных частях освоенной ими
территории они занимаются
земледелием, но отдают предпочтение
древнему своему занятию -
скотоводству и коневодству; дальше
на севере якут становится оленеводом,
но в то же время держит лошадей, а за
полярным кругом усваивает уклад
жизни азиатского эскимоса" (С.49-50).
Далее в рассматриваемой книге
подчеркивается, что "любимым
занятием якутов является купля-продажа,
торговля-спекуляция. Они скупают
пушнину, снабжая охотников в долг
припасами, берут товары на комиссию и
становятся посредниками между
купцами и промышленниками" (с.51 -52).
Эти черты характера важны сегодня, в
период перехода к ранку, в ходе
первоначального накопления.
Авторы подчеркивают еще одну
характерную особенность якутов. "Якуты,
подобно китайцам, обладают какой-то
особенной агрессивной силой,
объякучивая все народы, с которыми
приходят в соприкосновение. Так, они
объякучивают не только тунгусов, но и
великороссов. Они сумели заставить
решительно всех говорить по-якутски.
Во времена Миддендорфа (1840
год) в доме якутского губернатора
приемным языком был якутский. В
настоящее время среди якутов, равно
как и среди бурят, есть много лиц
получивших среднее и высшее
образование. Вообще, якуты - народ
очень жизнеспособный, энергичный и с
колонизаторской точки зрения очень
желательный." (с.52).
В заключении утверждается, что "из
всех рассмотренных выше групп
населения, с точки зрения
антропогеографической и
хозяйственно-экономической,
наиболее жизнеспособны будут:
великороссы, китайцы, якуты и чукчи (с.80).
"Якуты, как мы знаем, начали
продвигаться на юг к Амуру и на
восток к Охотскому морю. Это
продвижение только что началось и,
несомненно будет продолжаться и
впредь все в больших и больших
размерах. Такую же роль, какую
сьнфали китайцы по отношению к
варварам, попавшим в сферу их влияния,
будут играть и якуты по отношению ко
всем прочим туземным народностям
русского Дальнего Востока." (с.81). К
сожалению в дальнейшем утверждение
тоталитарной политической системы,
коллективизация, насильственная
задержка колхозников в своих
поселениях приостановила движение
якутов к Дальнему Востоку. А
завуалированная политика
русификации и широкое спаивание
алкоголем коренного населения
Дальнего Востока коснулось и
дальневосточных якутов -
потомков воинственных саха,
прославившихся по всей Древней Азии.
Недаром, многие ираноязычные,
монголоязычные, тюркоязычные народы
сохранили историческую память о
племенах саха, включавших в себя
предприимчивых, мудрых, смелых людей,
выступавших в качестве охранников
безопасности общества.
В целом, конечно, нельзя не
согласиться со многими положениями,
выводами авторов указанного
интересного труда; в том числе и с
заключением, что "чукчи и якуты
сумеют сами устроить свою жизнь, но
этого нельзя сказать про остальных
туземцев. О них надо позаботиться, и
эту задачу взял на себя Комитет
Помощи Народностям Севера РСФСР." (С.81).
Эта задача актуальна и ныне, что мы
видим из материалов VI съезда
народных депутатов Российской
Федерации, состоявшегося в апреле
1992 года, и
рассматривавшего социальные
проблемы развития Севера России. |