На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Николай Романов

РУССКИЕ И МЫ

Данная статья нацелена на то, чтобы вызвать активное размышление читателя о проблемах духовной жизни в многонациональной среде.
Мы живем в непредсказуемой стране ("умом не понять, аршином не измерить"). Обладая особым даром рассуждать задним умом, в то же время, в силу сложившихся обстоятельств, мы никогда не можем устоять перед соблазном погадать о будущем. Видимо многое можем воспринимать интуитивно, а совершать действия, следуя некоему "здравому смыслу". Но с каждым днем все больше возрастает опасение, сомнение в праведности принимаемых решений: слишком часто проблемы решаются эмоционально, для достижения сиюминутных выгод будут еще продолжать играть на обидах, на национальных чувствах, невыдержанности молодых. Поэтому, давайте хотя бы на некоторое время забудем обиды, непонимание и посмотрим на себя глазами других.

  • Николай Николаевич Романов — сотрудник Управления профессионально-технического образования Республики Саха. Автор статей по педагогике, межнациональным отношениям и духовной сфере жизни.

Сначала обратимся к русским. Если жить вместе с ними и их не знать, то это будет по крайней мере глупо. Говорить о русских легко и в то же время чрезвычайно сложно. Легко потому, что когда затрагиваешь русский вопрос, то можно говорить почти обо всем, и сложно потому, что не покидает опасение возможных заблуждений. Поэтому, желая, естественно, оградить себя от грубых ошибок, последуем изречению К.Пруткова и вспомним мнения, имеющие большую распространенность среди самих русских по отношению к себе.

Характерна ностальгия по прошлому. Многие обращают взоры в поисках смысла жизни в прошлое. Так было всегда, особенно жев годы лихолетий и смуты. Вспомните идеализацию допетровской эпохи славянофилами, вспомните оценки, данные Н.Бердяевым каждому периоду русской истории. Вспомните ностальгию о временах советских, сталинских, когда за... копеек можно было купить... (что теперь, конечно, невозможно). Следующее вера русских в особое предназначение христианских ценностей. Русским всегда недоставало земных благ, поэтому именно в их среде возникает богоискательство, появляются идеи о "третьем Риме" и даже о "третьем завете", продолжаются бесконечные споры о соборности, образе антихриста (Вл.Соловьев), "бесах" (Достоевский), апокалипсисе и т.д.

Многие не верили в справедливость социализма без религии, хотя признавали неизбежность социальных потрясений в России. Но русским оказалось непосильным связать идеи социальной справедливости с ценностями, добродетелями христианства из-за отсутствия культуры в западном понимании, из-за ожесточенной борьбы за власть. Смысл истинности бытия, материальной первоначальности безрезультатно насаждали в неблагодарную землю русской равнины, поэтому мы сейчас наблюдаем наше общее падение. Борьба с частной собственностью проиграна, русские никогда не были и никогда не будут материалистами в западном понимании, а русской духовности заменитель еще не найден. Ни соцреализм, ни упование на Пушкина (пик русской культурности вообще) и прочее не дали толчка к созданию новой культуры рабоче-крестьянской по духу.

Но русские никогда не теряли надежды в силы своего народа. До сих пор обвиняя Запад в мещанстве, многие из них предрекают зарождение новой цивилизации в недрах отсталой России, усматривают в отсталости преимущество, некое запасание сил, начало великой миссии России. Это относилось и к Бердяеву, Н.К.Рериху, Ломоносову и многим другим. Но после многочисленных потрясений и появлявшихся надежд на нечто сверхновое, начали теперь все чаще вспоминать Чаадаева: "Мы принадлежим к числу наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существуют лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь важный урок".

Нужно особо остановиться на роли русской интеллигенции. Ее характерная черта оторванность от основной массы народа. И в то же время представители интеллигенции буквально упиваются той мыслью, что служат и страдают за народ, часто не спрашивая у народа, хочет он того или нет. Бердяев отмечает: "У русских же сознание себя интеллигентом или дворянином у лучших из них было сознанием своей вины и своего долга перед народом".

Нельзя не вспоминать о мучительных поисках путей развития России со стороны русской интеллигенции. Славянофилы и западники, декабристы, петрашевцы, октябристы, эсеры, большевики, меньшевики и т.д. Множество разных мнений, споры, которые не стихают до сих пор. Также необходимо напомнить о нигилизме, особенно, в среде русской интеллигенции. Именно о нигилизме сказано и написано уже довольно много.

В последнее время мы часто слышим о несостоявшемся покаянии, очищении, А.И.Солженицын пишет: "Западную Германию наполнило облако раскаяния прежде, чем наступил экономический расцвет. У нас и не начали раскаиваться. У нас надо всею гласностью нависают гирляндами прежние тяжелые, жирные, грязные лжи. А мы их как будто не замечаем. Криво же будет наше развитие".

Здесь мы затронули лишь некоторые, наиболее распространенные и действенные идеи: ностальгия по прошлому, духовность, надежда, нигилизм х покаяние. Эти и другие идеи зародились и укрепились в русской среде как созвучные национальному характеру.

Если как-то попытаться описать характер русских, то наиболее заметной чертой выступит двойственность. По словам Бердяева "русский народ не был народом культуры по преимуществу, как народы Западной Европы, он был более народом откровений и вдохновений, он не знал меры и легко впадал в крайности... можно открыть противоположные свойства в русском народе: деспотизм, гипертрофия государства и анархизм, вольность; жестокость, склонность к насилию и доброта, человечность, мягкость; обрядоверие и искание правды; индивидуализм, обостренное сознание личности и безличный коллективизм; национализм, самохвальство и универсализм, человечность; эсхатологически-мессианская религиозность и внешнее благочестие; искание Бога и воинствующее безбожие; смирение и наглость; рабство и бунт".

Само-собой, напрашивается вопрос о причинах, приведших к появлению такого типа характера. Сами русские указывают на обширность земель и влияние Востока. Нельзя сбрасывать со счетов и крепостное право. Но, наверное, читателя будут больше интересовать мнения якутов о русских. Было не принято спрашивать "младшего брата" об его мнении о "брате старшем". Следует уяснить, что в силу сложившихся обстоятельств якутам приходилось общаться в основном не с лучшими представителями русской нации. Именно поэтому в настоящее время необходимо раскрывать скобки в разных определениях, перестать читать между строк, необходимо иметь свое мнение и не скрывать его. Пусть даже покажется что-то не совсем лестным для всех участвующих сторон, ведь когда-нибудь мы должны идти навстречу друг другу, не боясь правды.

Что больше всего настораживает якутов в русских? Трудно смириться с мыслью, что русские, пройдя через тяжелейшие испытания, готовы снова испытывать себя. Эта мысль появляется не только у нас (далее читайтеякутов): "когда рушится большое, оно может задавить малое". Сколько было исторических примеров, сколько было предостережений и до сих пор мы наблюдаем несостоявшееся раскаяние, очищение. Еще не изжита идеология державности, хотя сейчас поколебалось ее основание. Многие пережили в себе имперские амбиции и мы понимаем восклицание А.И.Солженицына: "Нет у нас сил на Империю! и не надо, и свались она с наших плеч: она размозжает нас, и высасывает, и ускоряет нашу гибель. Я с тревогой вижу, что пробуждающееся русское национальное самосознание во многой доле никак не может освободиться от пространственно-державного мышления...".

У русских преобладает коллективное ("хоровое") начало, хотя в малом числе они могут перенять почти все у якутов и это их свойство подмечено давно. Перенятое русскими якутское (язык, поведение, бытовое, нравственное) у самих якутов имеют очень сильное позитивное эмоциональное значение. Встречи с такими русскими передаются из уст в уста. Такое свойство характера русского человека лишний раз нас убеждает в их гибкости и становится понятным, что русские не одним мечом завоевывали земли. Но здесь нужно уточнить, т.к. среди самих русских много разного и думается, что русское казачество в Якутии сначала работало ружьем, а крестьяне-переселенцы, ссыльные (не только политические) передавали якутам умения землепашества и т.д.

В наше время, в период беспорядочной миграции населения, приезд их связан с целью приобретения материальных жизненных благ: "моя родина там, где мне хорошо", что идентично космополитической идее киренаиков "где хорошо, там и отечество" ("ubi bene, ibi patria"). По словам ИА.Аргунова, "это приводит к установлению своеобразного социального феномена северного временительства как нормы поведенческого стандарта новосела в районах промышленного освоения. Временительство это северный отходнический промысел, имитация трудовой деятельности в условиях ее невостребованности в целях общественно-полезного результата, период временного пребывания в состоянии нетерпеливого ожидания накопления определенной суммы денег, гарантирующей в будущем благосостояние на “материке” в собственном доме, с машиной, с кругленькой суммой на сберкнижке... Это социальная коррозия разъедает морально-этические устои образа жизни все более значительной прослойки северных мигрантов”.

Последняя здесь фраза Аргунова наиболее глубока и дальновидна. Но нельзя ругать одних только исполнителей, людей, воспользовавшихся "манной небесной". Пора сказать о том, что в условиях отсутствия якутской государственности наши просторы стали своеобразным полигоном для теневой экономики, расхитительства, воровства, доведенного до беспредела. Не всегда, но очень часто тут приходится соглашаться с З.Фрейдом: "сделка с совестью характерная русская черта" и с Н.Бердяевым, когда он русские суждения о собственности и воровстве определяет не отношением к собственности как социальному институту, а отношением к человеку и указывает на русскую борьбу против буржуазности. Свойства, пределы возможностей характера не только у русских, но и представителей солнечного Юга, Украины, Бурятии и т.д. у нас нашли свои нишы, пространства для распространения своего влияния, воздействия. Труд шахтеров, выходцев из Донецкой, Кемеровской, Иркутской и других областей нам необходим, ведь мы помним "опыт" шахтерства якутов в 30-х годах на Алдане. Нам трудно тягаться с русскими во многих видах профессий, хозяйственной деятельности, технологий, да и не нужно. Но когда в сфере распределения, финансирования, управления, обслуживания мы никак не можем добиться взаимопонимания, то это в дальнейшем приведет только к противостоянию. У русских еще не родился пророк, способный донести до них то, что понятно Аргунову и это всегда будет беспокоить якутов.

Но вернемся к характерам. Русские, да и не только они, не стараются воспринимать якутов таковыми, какие они есть. Еще бы большинство подчинялось меньшинству... А в малом числе, повторяюсь, русские благодаря гибкости, двойственности своего характера всегда способны на выживание. В отличие от американского восприятия индейца ("хороший индеец мертвый индеец"), русское восприятие ограничивается невниманием. Они не стараются думать о нас, тем более, когда т.н. социализм предоставил им очень удобную концепцию национальной политики, доводя всех до абсурдного "советского человека". Для них мы пока не существуем, а начнем существовать, когда примерим, соотнесем эквивалентно свои, прежде всего, экономические сферы деятельности, но только не бартерно, как сейчас часто происходит, а через эквивалентный (что будет определяться рынком денег, товаров и труда) товарно-денежный обмен. Давайте, вспомним Н.А.Бердяева: "Экономика есть лишь активность людей и отношения людей... Активность человека может изменить отношения людей, изменить экономику, которая есть историческое образование, по существу преходящее".

Есть весьма существенное в становлении любого характера. Это земля. У русских земля всегда кому-то принадлежала, но не крестьянам. Раньше единственным собственникам земли являлся царь-батюшка, у русских не было римских понятий о собственности, в чистом или западном виде русский крестьянин никогда не имел частной собственности на землю. Так, веками русские привыкали к крестьянской общине, а община давала социальную защиту и сейчас указывают на то, что "вековая общинная психология имела своей оборотной стороной социальное иждивенчество" (В.Сироткина). Многовековая история Руси свидетельствует о том, что хоть и были моменты передачи земли крестьянам, но каждый раз русский крестьянин оказывался зависимым от власть имущих, владеющих правом на землю. Поэтому эта раздвоенность русской души проявляется в каждой эпохе. По некоторым подсчетам за время советской власти было произведено 23 реформы в сельском хозяйстве (кукуруза, отказ от чистых паров, преобразование колхозов в совхозы, ликвидация неперспективных деревень, свертывание личных подсобных хозяйств, крайности с химизацией и мелиорацией, возникавшие надежды на сою, самообман с погашениями долгов и т.д.). Ко всему сказанному о земле, можно подвести некое заключение словами А.И.Солженицына: "ослабление тяги к земле большая опасность для народного характера. А ныне крестьянское чувство так забито и вытравлено в нашем народе, что, может быть, его уже и не воскресить, опоздано-переопоздано".

В неком обобщении ко всему сказанному выше приходит признание того, что русские переживают такой всеобщий кризис, упадок всего, какого еще не было и не будет. Ниже такого дна быть не может и прежде всего это должно быть осознано. Пока происходит критическая самооценка, правда часто доходящая до жалости к себе, хотя это уже указывает на то, что некоторые -русские свою зависть к богатству, процветанию не направляют на других, критикуя этим всех и вся, а начинают признавать и свою сопричастность. Но нельзя такое явление в сознании людей считать позитивным, т.к. его растяжение во времени не может привести к лучшему. Нужен следующий шаг.

Шаг этот, в сознании, должен быть связан с практическим действием. Другими словами, должна появиться цель, направленная на действие. Но без разрешения проблем отношений собственности и форм ее экономической реализации мы не станем свидетелями начала действия людей на практике.

Особенность России в том, что пока не договорятся политики, не будет изменений в экономике. Да, мы признали, что т.н. капитализм сумел создать наиболее приемлемую формулу экономики, от которой действительно зависит политика, когда людей не надо агитировать работать лучше, чем вчера и невозможно "стимулировать" аплодисментами. Если только мы опять не вздумаем доказывать другим недоказуемое, то пора не просто отказаться "от каждого по способностям, каждому по труду", но надо с помощью всех возможностей, способностей начинать отходить от негласной "второй экономики", заключающейся в возможности украсть, приписать, недодать, иметь блат и т.д. Здесь не просто экономика, а устаревший тип мышления, образа жизни, как бы "быт по-социалистически". Если А.С.Хомяков приписывал католицизму единство без свободы, а протестантизму (что у многих связывается с капитализмом) свободу без единства, то нашему своеобразному социализму придется видимо приписать удобство без свободы. Ради ставших иллюзорными удобств (гарантии трудоустройства, социальной справедливости, общей принадлежности средств производства...) мы поплатились слишком многим. Теперь не стоит трепать нервы по поводу того, чего не вышло (не отправлять же Ленина обратно в Финляндию), а лучше все это понять, пока не поздно. Вот именно этот шаг нам и предстоит сделать.

Не стоит лишний раз утверждать ту мысль, что человек стремится хоть каким-то образом представить будущее, угадать возможные последствия, иметь возможность исповеди или очищения при согрешении. Но дело в том, что бывают прогнозы и пессимистические, угрожающие апокалипсисом, и оптимистические, выражающие надежду на лучший исход. По этому поводу прекрасно выразился А.Камю: "…предсказания были рассчитаны на ближайшее будущее и могли подвергнуться проверке. А пророчества, относящиеся к отдаленному будущему, обладали тем самым преимуществом, которое обеспечивает незыблемость религий: их невозможно подтвердить. Когда предсказания не сбываются, единственной надеждой остаются пророчества. Из этого следует, что лишь они и движут историей".

Как видите, предсказывать очень сложно, но давайте хотя бы оставим для себя возможность рассмотрения эволюции человеческой мысли и смелость делать затем какие-нибудь выводы. Разве не интересно узнать какие нам предстоит осмыслить идеи? Молодым народам еще предстоит осмыслить то, что другие прошли в своей истории. Все исследователи человеческого общества старались проследить последовательность в своем развитии, смену различных этапов, ступеней, формаций. Н.Бердяев, раскрывая творчество К.Леонтьева, считал оригинальной его теорию, где "человеческое общество неотвратимо проходит через периоды: первоначальной простоты, цветущей сложности и вторичного смесительного упрочения". Если только мы хотели принять ценности цивилизации и развиваться как и остальные, то мы должны идти путем постепенного осмысления идей, возникавших фатально. Мы не сможем их обойти и если мы не примем или не поймем это в свое время, то придется это пройти нашим потомкам. Что же делать, коль все это в сущности всех вещей и явлений, а Россия всегда старалась забегать вперед, но история каждый раз возвращала ее на место, будь то лозунг "Догнать и перегнать", будь то ученье о возможности построения социализма первоначально в одной стране и т.д. Только тут не надо упрощать и превращать в догмы известные всем законы диалектики, а нужно помнить о возможностях и подготовленности; перед тем, как решаться на восстания, мало для этого усматривать внешние сходства с другими переворотами, восстаниями или революциями.

Но вернемся опять к идеям и если говорить о русских, то нужно особо остановиться на Гегеле. Ни одна система философских взглядов не становилась столь влиятельной у русских, и на этом примере особенно интересно следить за ходом принятия и отречения вообще различных идей и мыслей. Наиболее полно эту тему раскрывает Н.Бердиев, где в частности указывается: "Славянофилы усвоили себе гегелевскую идею о призвании народов, и то, что Гегель применял к германскому народу, они применяли к русскому народу. Они применяли к русской истории принципы гегелевской философии. К.Аксаков даже говорил, что русский народ специально призван понять философию Гегеля. В то время влияние Гегеля было так велико, что, по мнению Ю.Самарина, судьба православной церкви зависела от судьбы гегелевской философии". А.Камю к этой теме подходит с той точки зрения, которую сами русские не любили признавать: "Германизация России в XIX веке не изолированное явление. Воздействие немецкой идеологии было в тот момент преобладающим и во Франции достаточно вспомнить такие имена, как Мишле и Кине. Но если во Франции этой идеологии пришлось бороться и уживаться с социализмом анархистского толка, то в России она не столкнулась с уже сложившейся общественной мыслью и оказалась как бы на собственной территории. Первый русский университет, основанный в 1750 году в Москве, был, по сути, немецким. Постепенная колонизации России немецкими учителями, бюрократами и военными, начатая в царствование Петра Великого, при Николае I превратилась в систематическое онемечивание. В 30-е годы русская интеллигенция благоговела перед Шеллингом и французскими мыслителями, в сороковые перед Гегелем, а во второй половине столетия перед его порождением немецким социализмом. Тогдашняя русская молодежь вдохнула в эти абстракции всю безмерную силу своей страстности, буквально оживила эти мертвые идеи. Религии человека, чьи догматы уже были сформулированы германскими профессорами, еще не хватало апостолов и мучеников. Эту роль взяли на себя русские христиане, уклонившиеся от своего первоначального призвания, для чего им пришдось отринуть и Бога, к добродетель". А.Камю, являясь французом, свое удивление увлечением русских Гегелем выразил так, что "дошло до того, что "Логику науки" Гегеля принялись перелагать в стихи", и эту же работу Гегеля тщательно конспектировал Ленин. Дальнейшая судьба этих увлечений описываются И.Бердяевым: "Исключительный интерес в 30-е и 40-е годы к философии Шеллинга и Гегеля не привел к созданию самостоятельной русской философии... Мы увидим, какую роль тут сыграла философия Гегеля. Так называемый идеализм 40-х годов сыграл огромную роль в формировании личности культурного русского человека. Лишь в 60-х годах тип "идеалиста" был заменен типом "реалиста". Но черты "идеалиста" не исчезли совсем и тогда, когда начали увлекаться не Шеллингом и Гегелем, а материализмом и позитивизмом. Не нужно придавать слишком большого значения сознательно утвердодаемым идеям" и далее приводит пример увлечения и отречения Белинского: "Он последовательно пережил Фихте, Шеллинга и Гегеля и перешел к Фейербаху и воинствующему атеизму". Для нас важен вывод о том, что пример Белинского является характерной русской чертой восприятия идеи. А.Камю описывает, как от "довольно смутных понятий либерального идеализма", Белинский "в полночь у себя в комнате, как некогда Паскаль, содрогаясь от рыданий и, не колеблясь", принимает для себя Гегеля: идею разумной действительности, где если все логично, то все оправдано и принятия мира таким, как он есть, со всеми его страданиями, как признак величия духа. Но затем с той же яростью происходит отречение от Гегеля и по этому поводу Н. Бердяев дает следующую характеристику: "Наиболее русским он был в своем восстании против гегелевского мирового духа во имя реального, конкретного человека. Ту же русскую тему мы видим и у Герцена". Кстати, подобная же оценка дается и в наше время: "Не стоит удивляться тому, что Киркегор сводит счеты с Гегелем и философией объективного идеализма вообще, основное внимание которой было поглощено всемирными проблемами, и совсем незначительное место уделялось человеку, человеческой личности". И в наше время почти никто не обходится без Гегеля. Мир Гегеля огромен и из него еще будут черпать цитаты и ссылаться на него: у А.Н.Леонтьева Гегель "справедливо замечает", что индивид "не может определить цель своего дей-ствования, пока он не действовал..."; у С.Л.Рубинштейна Гегель "правильно в принципе отмечает историческую обусловленность внутреннего строя личности общественными отношениями..."; у М.Леске Гегель говорит о человеке, что "он хочет удовлетворить себя в себе самом, убедиться в своей рефлексии в том, что является для него обязывающим, что составляет его цель и что он должен сделать для достижения этой цели"; у Е.И.Кукушки-ной несовпадение результатов деятельности людей с их намерениями, Гегель называет "хитростью разума" и это он объясняет "действием мирового разума, использующего интересы и страсти людей для своих целей" и т.д. Здесь специально приведены те цитаты, которые связаны с понятием цели, то же самое можно сказать и о понятии субъекта и т.д. Заключая тему Гегеля уместно привести высказывание В.В.Налимова: "Удивительно, но несмотря на то, что все высказывания Гегеля сделаны в утвердительной форме, они звучат скорее как вопросы. И не было ли позднейшее развитие европейской мысли (Нищие, феноменология, экзистенциализм) нескончаемой попыткой отвечать на эти вопросы?"

К одному из глубочайших пластов человеческой мысли, экзистенциализму мы только притрагиваемся, возможно в недалеком будущем попытаемся осмыслить те идеи, убеждения, ставшие эпохой в сознании западных людей. Обратимся к К.М.Долгову: "...основные пути и тенденции в развитии современной западно-европейской мысли: от отчаяния к абсурду, от абсурда к вере в бога и человека (Киркегор, Кьеркегор); от осознания кризиса европейских наук к формированию гуманистического идеала (Гуссерль); через осмысление бытия, заброшенного в мир, к созданию человеческого образа мира и открытию истины в произведениях искусства (Хай-деггер); от трагического постижения тайны бытия и небытия к возвышенному пафосу искусства как шифра трансценденции (Ясперс); от классически строгого искусства прошоюго к дегуманизации современного искусства и культуры (Ортега-и-Гассет); от спора о существовании реального мира к искусству как генератору идей, образом и смыслов (Ингарден); от осознания смысла и бессмыслицы, видимого и невидимого к философии и эстетике вопрошания (Мерло-Понти); от воображении как глубинного определения человека к конкретной универсальности человеческой истории и культуры (Сартр); от феноменологии человеческого опыта к политизации искусства (Дюфренн); от постижения смысла жизни и смерти к искусству как возвращению человека к природе (Аб-баньяно); от осознания многообразия опыта человеческой истории к аксио-логии искусства и культуры (Морпурго-Тальябуэ); от метафизики бытия к метафизике искусства как теологии в образах (Маритен, Жильсон); от абсурдного мира, абсурдного мышления и творчества к трагическому героизму бунтующего человека (Камю)".

Здесь нужно пока лишь поставить вопрос. Перспектива восприятия западных идей основной массой якутов еще очень далека. Мы русское до конца не пережили и не восприняли. Но многие сейчас внутренне сопротивляются и не готовы отказаться от принятых ценностей русской культуры, хотя перед якутами стоит проблема возрождения национальной духовной культуры, родного языка, как основы своей культуры. Нам предстоит еще долго жить в этом противоречии и только по истечению жизни одного-двух поколений мы выработаем свое восприятие общечеловеческих ценностей. Порой раздаются голоса, что якутам ближе восточно-азиатская культура. Это интересно. Мы еще и дня с ними не жили вместе, но когда вздыхают о японском процветании готовы это одновременно приписать и в адрес своего азиатского происхождения. Расхваливая корейское или китайское трудолюбие, мы внутренне связываем то же с собой. Но делать выводы по внешним, хотя и броским признакам, опасно. Давайте сначала посмотрим на себя как бы со стороны и изнутри, а уж потом оценим свои возможности в различных сферах жизнедеятельности.

О якутах написано достаточно много, одно лишь перечисление имен исследователей займет много места. О нас писали немцы, русские, поляки и представителя других народов, и находили, по их мнению, характерное в нашей культуре, веровании, быте, нравах. Еще долго будем спорить о своем происхождении или о путях переселения предков, о воссоединении или соединении с Россией, о роли Дыгына, и был ли он первым якутским государственным деятелем и т.д.

Понятно, что особенно первопроходцы замечали у нас внешнее: черты лица, рост, внешние проявления характера. Часто встречаются те характеристики, которые затем приобретали форму стереотипа и далеко не лестные на наш слух: лень, обжорство, "счастливое невежество", пребывание в состоянии детства, иждивенчество, "отсутствие" истории и т.п. Многие не верили в наше будущее, старались внести мысль, что нам лучше изолироваться от цивилизации, дабы не помереть от разных "благ" и сохранить свою "природную простоту".

Сама якутская интеллигенция во все времена искала пути развития, но, как правило, их помыслам навешивали ярлык национализма. Достаточно вспомнить "Союз якутов", созданный 4.01.1906 адвокатом В.В.Никифоровым, когда им приписали непровозглашавшийся лозунг "Якутия якутам"; вспомните т.н. "ксенофонтовщину" (по имени П.В.Ксенофонтова) 1927-28 года и последовавшие затем репрессии тысяч якутов, вспомните, когда в идее М.К.Аммосова, П.А.Ойунского, И.Н.Барахова и других о необходимости установления транспортной связи Якутии с Приморским краем с выходом на Охотское море в "Генеральном плане реконструкции народного хозяйства ЯАССР на ближайшие 10-15 лет" (составление было начато во второй половине 20-х годов) усмотрели их "желание" отторгнуть Якутию от СССР и отделить ее под протекторат Японии, вспомните драматическую судьбу "Письма" А.Е.Кулаковского к якутской интеллигенции, в содержании которого долгое время "находили" реакционное, мелкобуржуазное и националистическое, порой даже и не зная текста; вспомните оценку "известным" (терминология функционеров бывшего КПСС) событиям 1979, 1986 годов и то, как потом в свое оправдание они обвиняли то журнал "Советское государство и право" (№ 2, 1989 г.), то Е.К.Лигачева, то говорили, что "находились в плену общепринятых теоретических установок о полной и окончательной решенное™ национального вопроса", хотя и по их же мнению в 1986 году наблюдались "проявления национальной кичливости, ограниченности и замкнутости, местнический подход в решении тех или иных вопросов"; вспомните те опасения и страхи у многих после выступления А.Мурана по радио (прочтите статьи в "Социалистической Якутии" от 16.01.1990 г.), когда он выразил свое мнение по поводу убийства И.Кураева.

Мы вспомнили лишь некоторые штрихи к портрету нашей истории, что говорить о годах 1642, 1898, 50-х нашего столетия, 1968 и т.д., не имея достоверных источников. Не стоит удивляться выработанному инстинкту страха, хотя якутская интеллигенция накопила достаточный исторический, этнографический, философский и другой материал, который нам предстоит осмысливать в недалеком будущем. Как бы ни старались уничтожить наследие Ойунского, Кулаковского и других, все равно якутская интеллигенция обладала и обладает крепкой памятью. Это уже инстинкт самосохранения.

Такое уж у нас наследие и ничего тут не поделаешь, другого и быть не могао. У нас не могло быть того, что выработано русской интеллигенцией или того, что пережили французы в "ночь чудес" (в ночь на 4 августа 1789 г.), но мы выработали свое якутское, которое, как вы смогли убедиться, многие хотят называть националистическим.

Существует ли якутский национализм? Чтобы ответить на это, было бы достаточно вспомнить известную мысль Ленина, что "...интернационализм со стороны угнетающей или так называемой "великой" нации (хотя великой только своими насилиями, великой только так, как велик держиморда) должен состоять не только в соблюдении формального равенства наций, но и в таком неравенстве, которое возмещало бы со стороны нации угнетающей, нации большой, то неравенство, которое складывается в жизни фактически", или мнение русского писателя Георгия Куницына о провокационном характере утверждений по поводу "националистических волнений" среди якутов в 1986 году. Поставим вопрос по иному: когда появился "якутский национализм"? Сразу, как только мы заговорили о своих правах и особенно в сталинские времена. Менялись времена и лозунги, и менялись формы выражения своих национальных чаяний через идеи об автономизации, коренизации, двуязычии, местном самоуправлении, традиционном природопользовании, оплате за землю и трудовые ресурсы, суверенизации.

Но, чтобы эти и другие мысли были действенными, уже недостаточно о них говорить или писать, а пора их осмысливать в зеркале собственного характера и тогда мы начнем понимать какие нужны нам мысли сообразно своему же типу характера. Мы можем знать о разных вещах, но это никак не означает, что этим их можно автоматически превращать в убеждения.

Нельзя строить картину характера народа исходя из способа "пеленания русских детей" или замечаний В.И.Иохельсона о мысли вождя племени юкагиров по поводу того, что "плохо, когда в стаде много белых оленей" (о пресловутом "одалживании" жен).

Но тем не менее, всегда возникает некий обобщенный "портрет" народа, хотя и перегруженный стереотипами, и на долю якутов, в этом отношении, выпало их достаточно. Поэтому, не стараясь сразу обижаться на те или иные оценки, сначала их напомним: маленький рост, обидчивость, агрессивность, медлительность, стеснительность, А некоторые оценки доходят до физиологического: сопливость, лень, обжорство. Нужно всегда помнить, что у всякого самооценка происходит из отношения других к нему. Например, русские в большей степени подвержены коллективизму, общинности. Им привычнее чувствовать себя, свое "я" в обществе, и, если русского не смущает его поведение в окружении других людей, то для якута это самое серьезное испытание. Мы, якуты, в коллективе стараемся сохранить нечто личное, не выставляя свое внутреннее на общее обозрение и наше "я" направлено в большей степени в себя. Мы очень щепетильны в оценке обществом себя. Очень часто в толпе мы сразу ищем реакции других, стесняемся высказываться откровенно, как это говорят, в общественных местах. Мы порой можем смущаться даже мыслям вслух, прислушиваясь к своему внутреннему голосу и как бы определяя реакцию на это со стороны других.

Поэтому, не стоит так уж сильно удивляться случаям комплексов неполноценности и национального нигилизма. С некоторой долей уверенности можно высказать мысль, что это переживает в себе любой якут, что это выступает определенной ступенью в развитии национального самосознания. Кто-то переживает недолго, а для некоторых это становится долговременной проблемой и, как правило, при этом человек предоставлен самому себе. Как видите, даже исходя из этой точки зрения, нужно поднимать для обсуждения проблемы межнациональных отношений. Для большинства якутов вопрос отношения к русским остается открытым, без определения для себя какого-либо заключения, а оценка русских может строиться на обсуждении частных случаев, проявлений поведения, конфликтов.

Дело в том, что любой человек сообразно своим возможностям переживает в себе обидчивость, зависть, хвастовство или принимает завуалированные формы их проявления. И давно известно, что если обижать человека, то легче это сделать через нелестное упоминание его родителей, национальности и т.д., т.е. через некое "третье", связывая этим человека с отрицательной оценкой. Ведь человек устроен так, что ему некоторые мысли нельзя говорить в упор, т.к. наша психика не приемлет чрезмерного упрощения. Если бы было наоборот, то как все было бы просто... и не интересно. Вообще, любая мысль течет не прямолинейно, а как-бы "играет в прятки" и поэтому нам посильно находить только связи между различными суждениями, какими-то вещами. В этом остается усматривать роль безсознательного. В юности Ф.М.Достоевский, увлекаясь философией Ф.Шиллера, был убежден, что "природа, душа, бог, любовь... познаются сердцем, а не умом" и что "мысль зарождается в душе. Ум орудие, машина, движимая огнем душевным...". А.Б.Кулаковский часто упоминает о "подсознательном" и в частности описывает свою трехдневную беседу с духом огня то-ли под влиянием слуховой галлюцинации, то-ли от чтения книги Битнера "В области таинственного". Мы, якуты, видимо выработали своеобразный механизм вытеснения обид, невостребованных желаний и т.д. в область бессознательного и в проявлениях сильных эмоциональных стрессов (в первую очередь, у молодых якутов) нужно усматривай процесс их переживания и относиться как к процессам естественным.

Вот один из способов переживания Его можно исторически связывать ее способом мести врагам "кэйээрин", а в наше время для большей части молодых назвать как "каратизм", когда невозможно дать своевременно обидчию физический или моральный отпор, и для заочной защиты своего достоинства остается "уничтожение" образа это го врага, обидчика в себе, в своем воображении, буквально его растаптывание в грязь, кровь. Здесь интересна историческая связь, которая указывае на то, что данный способ переживани является временным, переходным или, дущих в душевые в шахтной пыли. Но это не все, вы попробуйте представить якутов, дающих друг-другу взятки. С трудом видится возможность появления привычки дачи денег якутом якуту водителю автомобиля. Русскому же якут будет оплачивать в этом случае без всяких вопросов и задних мыслей. На этих и других частных примерах из жизни легко убедиться в том, что именно в многонациональной среде заложены поистине огромные потенциальные возможности взаимовыгодного, эквивалентного разделения труда. Но к этой проблеме можно подходить двояко: обмениваться товарами, сырьем и т.д., находясь на своих государственно определенных территориях, как это хотят делать почти все бывшие пятнадцать "братьев" по отношению друг к другу посредством введения своей валюты, таможни, тарифов и прочее, и делать так, но проживая в т.н. едином пространстве: рублевом, военном, культурном, экономическом и т.д. В нашем случае вопрос отделения не будет возникать, а наоборот могут возникнуть идеи, предложения отторжения части территории якутской земли. В этой идее не заинтересованы рядовые труженики, их сознание может "промываться" монополиями на алмазы, уголь, лес и прочее через возможность валютной зарплаты, красивой жизни. Поэтому всякие референдумы в нынешнем нашем состоянии сознания не должны обретать правовое объяснение.

Опасно то, что русскими всегда умели управлять, используя их эмоциональность, подверженность порывам, коллективизм. Порой были достаточны красивые речи. Но, как всегда, проходило время и они снова начинали испытывать желание куда-то следовать, но в другую сторону. То, что сейчас происходит с идеей демократии, скорее напоминает анархию во всем. С одной стороны, этого следовало ожидать в начальный период, но это еще не демократия. Демократия, по своей природе и особенно в России, должна проходить теперь постепенно, эволюционно. Все это потребует огромного терпения, взаимоуважения, желания сопоставлять свои возможности. Да и восприятие демократии у различных народов не одинаково. Важно выработать механизмы реализации идеи демократизма. Одно делозаложить принципы, а другое как их выполнять на практике и кому это будет доверено. Следовательно, в первую очередь необходимо определить механизм выборной системы, а затем и соотношения между законодательной, исполнительной и судебной властью, порядок отзыва депутата в случае недоверия, положение о привилегиях и т.д.

Форма самоуправления на местах, похоже начинает напоминать земство и главы местных администраций очень часто ассоциируются у якутов с понятием "кулуба". Родовые общины,тоже возврат к естественному распределению власти. Эти формы правления при нынешнем состоянии нашего сознания пока приемлемы. Мы однажды уже "перепрыгнули" через целую формацию, так давайте сейчас не будем изображать очередной "прыжок", скажем, сразу до власти народа в малом государстве полисе. Мы однако не сможем обойти этап аристократического правления. Будут сословия, определенная разница между различными слоями населения и к этому уже надо привыкать. Тем более, что это уже происходит. Любой народ без своей элиты не сможет прожить. Якутской интеллигенции пора создавать элитарные клубы, к примеру, наподобие "Менсы". Нужна не просто мозговая атака на проблемы, но и возможность для администраторов заручаться авторитетным мнением.

Идею демократизма нужно начинать со стиля руководства в каждом коллективе. Принятые методы администрирования легко подводят практически любого руководителя к жестким способам привития своей воли, своих мыслей. В большинстве случаев не надо обладать большой эрудицией, а легче показывать характер, натягивать нервы, доводить аудиторию до послушной тишины.

Демократия в своей идее должна была раскрывать возможности человека, его активность, создавать механизмы, направленные на реализацию всего этого. Сначала мы дружно ругали Маркса за то, что он был сильным социологом, нс слабым антропологом, что марксизм, а затем и ленинизм ставят проблему общества, но не ставят проблему человека, что для них человек есть функция экономики (это ярко выражено у Н.Бердяева). Но и сейчас мы не ушли от этого далеко. Так, ничего взамен не создавая, продолжаем обзывать многих лентяями, забыв, что людей нужно время от времени встряхивать, направлять. Природу лености не надо упрощать, лентяями не рождаются, ими постепенно становятся в силу самых различных обстоятельств, но любой человек никогда не отказывается от самореализации хоть в какой-нибудь области. В силу национального характера русские сильны в трудовых порывах, авралах с последующим "отлеживанием на печи". Им по плечу масштабные работы при, для многих других, невыносимых условиях. Якутам по душе подходить к какому-нибудь делу без суеты и делать с определенным шиком. Якутская неторопливость, интуитивная экономия эмоций для большинства русских представляется как неуверенность в себе, как слабость или робость. Но, например, в торговле якут не будет теряться, то же самое будет относиться и к умению управлять, работать с информацией, ЭВМ, заниматься интеллектуальным трудом. Происходит исторически обусловленное разделение труда, но оно может произойти окончательно только мирным, демократическим путем.

Для человека национальное, это еще не все. Даже пребывая в таком кризисном для всех состоянии, нельзя упрощать природу человека. Но также и нельзя превращать человека во всеядное существо, нужно определить цели, к которым мы движемся. Мы, якуты, ставили и ставим своей целью создание своей государственности, что, как доказано общей историей, никогда не создавало кому-то другому угрозы. Якутам нельзя отказываться от своего прошлого, от общечеловеческих (не мнимых) ценностей культуры, пребывать долго в состоянии критиканства, демагогии. Русские сильны в своем движении к определенным целям, но им часто указывали путь никуда. Мы должны учиться друг у друга, перенимать лучшее. Русские показали, куда нам не следует идти. В силу своей малочисленности, нам следует учиться на чужих ошибках. Русские должны отказаться от политики "разделяй и властвуй" и понять, что только сильный в своем сплочении любой народ способен на лучшее, доброе. Нельзя рассчитывать, как прежде, на провинциальную робость, наивность. Слабость, обиженность толкает лишь на злое и мелкое.

Список использованной литературы:

1. Из глубины: Сборник статей о русской революции С.А.Аскольдова, Николая Бердяева, Сергея Булгакова, Вячеслава Иванова, А. С.Изгоева, С.Я.Котляровского, В.Муравьева, П.Новгородцева, И.Покровского, Петра Струве, С.Франка.Перепечатка издания 1918 г. М.: Изд-во "Новости ", 1991. — 244 с.

2. Ю.Ключников. Устремление к прекрасному. Рассказ об одной встрече, о мыслях, вызванных ею. Сибирская газета, 1990 г., 5 февраля.

3. Публикации: О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежа.М.: Изд-во "Наука", 1990. - 527 с.

4. Владимир Соловьев. Был ли Фрейд великим писателем? Иностранная литература, 1990,№6.

5. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство: Пер. с фр. М.: Политиздат, 1990. — 415 с. (Мыслители XX века).

6. Солженицын А. Как нам обустроить Россию: Посильные соображения.Л.: Сов. писатель, 1990. — 64 с.

7. Лосский Н.О. Характер русского народа. М.: Ключ, 1990. 96 с. (репринтное издание 1957 г.).

8. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли, 3-е изд., стереотипное. Л.: Гидрометеоиздат, 1990. — 528 с.

9. Грэхэм Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе: Пер. с англ.М.: Политиздат, 1991. — 480 с.: диагр., схем.

10. Аргунов И.А. Социальная сфера образа жизни в Якутской АССР (История формирования и современные проблемы). Якутск: Кн. изд-во, 1988. — 232 с.

12. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., науч. ред., авт. вступ. от М.Г.Ярошевский. М.: Просвещение, 1990 г. 448 с.

13. Горбовский А.А. Пророки и прозорливцы в своем Отечестве, 1990 г. 102 с.

14. Александр Плохое. Я вас вижу насквозь. Сельскаямолодежь, 1991, № 1.

15. Леске М. и др. Почему умеет смысл спорить о понятиях: Пер. с нем. / М.Леске, Г.Редлов, Г.Штилер. М.: Политиздат, 1987. — 287 с.— (Над чем работают, о чем спорят философы).

16. Долгов К.М. От Киркегора до Камю: Очерки европейской философско-эстетической мысли XX века. М.: Искусство, 1990. — 399 с.

17. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2-е. М., Политиздат, 1977. — 304 с.

18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. И. II.— М.: Педагогика, 1989. — 328 с.— (Труды д. чл. и чл. - кор. АПН СССР). 19. Кукушкина Е.И., Логунова Л.Б.

Мировоззрение, познание, практика.М.: Политиздат, 1989. — 303 с. (Над чем работают, о чем спорят философы).

20. Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М.: Изд-во "Прометен" МГПИ им. Ленина, 1989. — 288 с.

21. Иванов В.Н. Русские ученые о народах северо-востока Азии. (XVII — начало XX в.). Якутск: Кн. изд-во, 1978. - 320 с. (АН СССР. Сиб. отд-ние. Якут. филиал. Ин-т языка, литературы и истории).

22. Современная западная философия: Словарь/Сост.: Малахов B.C., Филатов В.П. М.: Политиздат, 1991. — 414 с.

23. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалев, В.Г.Панов М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 840 с.

24. В.Пестерев. "Союз якутов".Северные просторы, 1991, № 37.

25. "Сахалар национальной хам-сааЬыннара".Хотугусулус, 1989, № 1.

26. Солженицын А. Архипелаг ГУЛАГ, т. 1. М. ИНКОМ - НВ - 1991. 544 с.

27. Г.П.Башарин. Письмо к якутской интеллигенции. К публикации документа А.Е.Кулаковского. Молодежь Якутии, 1989, № 48.

28. Труженики Севера в центре партийного внимания. Социалистиче-скаяЯкутия, 1989, № 80.

29. VI Пленум Якутского обкома КПСС. Межнациональные отношения: доверие, полная правда, искренность.Социалистическая Якутия, 1990,№15.

30. VI Пленум Якутского областного комитета КПСС. Задачи областной партийной организации по реализации решений сентябрьского (1989 г.) Пленума ЦК КПСС. Социалистическая Якутия, 1990, № 13.

31. III Пленум областного комитета КПСС. Интернациональное воспитание дело всей областной партийной организации. Социалистическая Якутия, 1986, № 114.

32. К вопросу о национальностях или об"автономизации". Совершенно секретно, 1989, №1.

33. Иван Федосеев. Георгий Куницын: "...Сахалар буруйдаах буолбатахтар...". Эдэр коммунист, 1989, № 23.

34. Русские писатели. Биобиблиогр. слов. [В 2ч.] Ч. 1. А-Л / Редкол.: Б. Ф.Егоров и др.; Под ред. П.А.Николае-ва. М.: Просвещение, 1990. —4 л. ил. 432 сч.

35. М.Бурцева. "Якуты и другие народы Сибири глазами русских авторов XIX- нач. XX вв. "- "Илин ", 1991, № 2.

Hosted by uCoz