Николай Попов
Суд над
“Союзом Якутов”
|
Об
авторе
Николай
Ильич Попов – кандидат
экономических наук, в настоящее
время преподает "Основы
новейшей экономической теории"
в школах и других учебных
заведениях. Принимает активное
участие в теоретической
разработке основ суверенитета и
новой экономики Республики Саха (Якутия),
выступает в местной печати, по
радио. |
11
сентября 1907 г.
начался судебный процесс в Якутске
над участниками "Союза якутов".
Они сидели в тюрьме предварительно
по 2-5 месяцев.
Собрался суд в составе председателя
суда Назаревского, двух членов и трех
сословных представителей таких как А.
И. Попов, Бонячук и иситский голова
Огородников. Обвинитель —
прокурор Подпалов.
В
качестве обвиняемых были привлечены
Вас. Вас. Никифоров, из Тэбиковского
наслега Дюпсин-ского улуса, 40
лет. Из того же улуса были привлечены
Иван Федорович Афанасьев, 20
лет, Петр Алексеевич Афанасьев, 40
лет. Из Мегинского улуса был Илья
Алексеевич Попов, из Восточно-Кан-галасского
улуса Николай Федорович Степанов и
другие, всего 15 человек.
В
данной статье ввиду обширности
стенографического отчета,
опубликованного полностью в га зете
"Якутский край" с 16
сентяб ря по 8
ноября 1907 г. из
номера в номер в 15
номерах на 30
полосах, используются общие
характеристики и освещается участие
только Василия Васильевича
Никифорова. Это объясняется тем, что
В.В.Никифоров осужден больше всех
— на один год и шесть
месяцев, с зачетом 5
месяцев предварительного заключения,
остальные на 3-9
мес., а шесть человек были полностью
оправданы.
Защитником
выступал политссыльный М.Сабунаев,
позже известный деятель Якутской
Облземуправы вместе с В.В.Никифоровым
в 1918-1919 годах.
В
"Обвинительном заключении"
говорилось, что участники "Союза
якутов", своеобразно понимая
Манифест царя от 17 октября 1905 года
пришли к заключению, что "якуты
должны сплотиться в особую
коллективную группу -
союз, который бы на началах широкой
взаимопомощи взял в свои руки
жизненную и политическую борьбу за
общие всем якутам, как таковым,
экономические и правовые интересы".
"Организатором
"Союза якутов" явился
проживавший в городе Якутске якут
— частный поверенный
при якутском окружном суде —
Василий Васильевич Никифоров,
пользовавшийся среди якутов широкой
популярностью умного человека и
просвещенного законника.
31
декабря 1905 г. в
квартире Никифорова собралось
несколько знакомых якутов,
разделявших идею "Союза"; по
общему соглашению ими было
постановлено приступить к
организации "Союза якутов" и для
этой цели решено было устроить
собрание возможно большего числа
якутов, назначенное тогда же на 4
января 1906 г. в г.Якутоке
в доме Жураковского. На это собрание
якуты приглашались частью устными
сообщениями, частью письменными
приглашениями. 4
января 1906 г. в
доме Жураковского собралось от 200
до 300 якутов. Председателем собрания
был избран В.Никифоров, который после
предварительного объяснения
предложил для обсуждения "Программу
"Союза якутов".
Собранием
после обсуждения принята следующая
"Программa":
1."Союз
якутов" имеет целью соединенными
силами своих членов прочно
установить свои гражданские и
экономические права.
2. Для
достижения этих целей "Союз"
обязан добиваться:
а)
признания всех земель
собственностью самих инородцев.
б)
предоставления права якутам иметь
своего представителя в
Государственной Думе.
в)
скорейшего утверждения положения о
земском самоуправлении.
г)
немедленного уничтожения опеки
полиции...
3.
Способами достижения своих целей "Союз"
выставляет:
б)
отказ от всякого сношения с чинами
полиции
в)
отказ от платежа податей и
повинностей.
4.
Для руководства и объединения
деятельности "Союза" избирается
в г. Якутске Центральный Комитет, а в
каждом улусе и наслеге местные
комитеты.
9.
Все постановления общих собраний
членов "Союза" почитаются
обязательными для каждого из его
членов..."
Был
избран Центральный Комитет в составе
Петра Васильевича Афанасьева, Ивана
Гаврильевича Васильева, И.И.Аммосова
(которые позже не были привлечены к
суду). Далее были избраны И.С.Говоров,
П.В.Слепцов, Н.Н.Скрыбыкин, И.А.Попов (они
привлекались позже к суду). В составе
ЦК "Союза" был и В.В.Никифоров.
На
другой день 6
января 1906 г.
собрание "Союза" обсудило и
приняло текст телеграммы на имя
председателя Совета Министров С.Витте:
""Союз"
инородцев-якутов, не получая ответа
на ходатайство своих представителей
о допущении представителя от якутов
в Государственную Думу, постановил
требовать признания всех земель,
находящихся во владении инородцев, а
также находящихся в распоряжении
казны, монастырей, церквей и
отведенных ссыльным — собственностью
якутов, скорейшего введения земского
самоуправления, предоставления
права избрания в Государственную
Думу представителя от якутов... До
удовлетворения означенных
требований "Союз"
приостанавливает платежи всех
податей и повинностей. Доводя об
изложенном до сведения Вашего
высокопревосходительства, Комитет
"Союза" просит скорейшего
удовлетворения означенных
требований".
Телеграмма
была подписана членами Комитета:
Поповым, Никифоровым, Говоровым,
Афанасьевым, Васильевым, Аммосовым,
Артамоновым, Слепцовым, Готовцевым и
Скрыбыкиным.
На
места была разослана "Программа
Союза". 15
января в Восточно-Кангаласской
управе был созван сход
письмоводителем И.Ф.Афанасьевым,
участником собрания 5-6
января в г.Якутске. Сходы состоялись
в Мегинской, Октемской управах. В
Хочинском улусе Н.Поповым от В.В.Никифорова
была получена "Программа", он
распространял ее и дал Василию
Попову, Луке Крюкову, учителю Дмитрию
Парфенову, который позже привлекался
к суду. На сходе Хочинского улуса Д.Парфенова
поддержал Прокопий Артаханов. Но
Хочинские якуты не вступили в "Союз".
Схода в Сунтарском улусе не
состоялось, чему свидетелями были
Григорий Доценко, Лука Крюков, Егор
Попов, Илья Попов, Никифор Игнатьев,
Иннокентий Попов, Григорий Филиппов
и др. 10 февраля
1906 г. Д.Парфенов уже
был арестован из-за схода в Хочинском
улусе.
В
"Обвинительном заключении" было
указано, что перечисленные "обвиняются
в том, что в январе 1906
г. составили сообщество "Союз
якутов", с заведомо поставленной
целью возбудить инородцев Якутской
области к захвату не принадлежащих
им земель, к неуплате причитающихся с
них налогов и податей..."
Вследствие
этого и на основании Закона от 6
октября 1906 г.
инородцы Василий Никифоров,
Иннокентий Говоров, Дмитрий Парфенов...
подлежат суду Якутского окружного
суда".
В
1 ч. 22
мин. начался допрос свидетелей.
Свидетель
Валь в Мегинском улусе узнал, что
здесь приостанавливают уплату
податей до получения ответа от Гр.Витте.
Родоначальники ему ответили, что
вымерз хлеб, был неурожай трав, и
старосты отказываются от своих
должностей.
Свидетель
Олесов показал, что Дмитрий Слепцов
приезжал в Ботурусский улус
агитировать о подаче ходатайства об
освобождении из тюрьмы Никифорова и
других.
Гаврил
Никифоров показал, что, когда ему
сказали, тогда он и пришел вечером на
собрание 4 января
и там видел Никифорова и других. Он
далее сказал: "Что говорили —
не помню".
Кокшарский
свидетельствовал: "Когда у него И.Г.Васильев
просил совета, как выйти из этого
положения, он посоветовал заявить
губернатору о своем раскаянии. И.Г.Васильев
это сделал, но был привлечен к суду,
затем был оправдан. Губернатор
Булатов знал все о "Союзе якутов"
и даже в тот же день с телеграфа
получил копию телеграммы С.Витте. В
то время были митинги. Все собрания
были публичны, куда могли явиться
любые.
Свидетель
А.Силин – учитель:
"Положение 6
августа" о выборах в
Государственную Думу намечает
избрание члена лишь от русского
населения Якутии, что обидел якутов.
Послали в августе телеграмму г.Сольскому
с просьбой о представительстве от
якутов — ответа
не было. В октябре съезд
уполномоченных улусов послал
телеграмму Гр.Витте с такою же
просьбою —
ответа тоже не было. Недовольство
росло. Стали раздаваться голоса, что
следует образовать группу с целью
добиться признания
представительства в Думу от якутов и
признания собственностью земель
якутов. Это было общее настроение.
Когда я приехал и поехал к знакомому
В.В.Никифорову, то застал несколько
человек улусных голов и писарей. Все
они просили В.Никифорова разъяснить
значение Манифеста 17
октября", говорили, что хорошо было
бы иметь своегo
депутата в Гос. Думе. Обращаясь к
Никифорову, они говорили ему, что он
как интеллигентный и образованный
человек, обязан помочь якутам в их
деле. Решено было собраться 4
января, чтобы узнать мнение
населения, в доме Маркова. Позже
стали ходить слухи, что в Якутск едет
военный суд и будет применена
смертная казнь. Якуты сильно
испугались и стали отказываться от
"Союза".
"Прокопий
Николаев агитировал в Западно-Кангаласском
улусе и подписались под Программой 255
человек", —
сказал свидетель Абрамов.
Свидетель
Мих. Тимофеев: "Программа "Союза"
не была принесена готовой, а
составлялась на самом собрании, были
на собрании русские и евреи.
Предложение о приостановке податей
исходило от якутов из отдаленных
наслегов. В.В.Никифоров говорил
против приостановки платежа податей,
говоря, что это дело казенное.
В
конце заседания суда оглашалась в
качестве документа телеграмма
Якутского губернатора Булатова от
19 января 1907
г. в Петербург, председателю Совета
Министров:
"Союз"
инородцев якутов, не получая ответа
на ходатайство от своих
представителей о допущении
представителя от якутов в Гос. Думу,
постановил требовать признания всех
земель, находящихся во владении
инородцев..., скорейшего введения
земства, предоставления права
избрать в Гос. Думу представителя из
якутов..."
По
распоряжению министра внутренних
дел, все подписавшие телеграмму
члены комитета должны были быть
арестованы, заключены в тюрьму и, ...
подвергнуты строгой ответственности.
Большая часть членов комитета,
оказавшаяся в Якутске, уже была
арестована, об аресте остальных
сделаны распоряжения.
Якутский
губернатор в "объявлении" об
этом населению области через газету
писал: "разъясняю, что помянутый
"Союз якутов", стремящийся к
достижению своих целей преступными
средствами, является
противозаконным. Все верноподданные
обязаны исполнять законы и правила...
и каждый гражданин империи может
лишь законными средствами достигать
своих законных желаний.
Настоятельно
призываю все инородческое население
области отнюдь не примыкать к
помянутому противозаконному союзу,
...продолжать взнос установленных
податей и отбывание повинностей,
памятуя, что Правительство не
потерпит неповиновения закону и
властям..."
Далее
оглашается "Повестка" от 31
декабря 1905 г. Н.П.Абрамову
— голове Западно-Кангаласского
улуса следующего содержания: "Милостивый
государь, Николай Павлович. Улусные
головы и инородцы, собравшиеся для
обсуждения своих насущных нужд,
покорнейше просят Вас не откладывая
приехать в г. Якутск к 4
января для обсуждения возбужденных
вопросов, причем считают необходимым
присовокупить, что в настоящее
переходное время могут быть
разрешаемы судьбы целых народов,
почему якутскому племени не следует
оставаться молчаливыми свидетелями
переживаемого всей Россией момента".
Повестка составлена в тот же вечер
31 декабря 1905
г. и подписались В.Никифоров, Дмитрий
Слепцов, Афанасий Силин (позже
свидетель), Н.Стручков (позже
свидетель), Ив. Васильев, и др.
13
сентября судебное следствие
закончилось и после трехдневной
работы суда начались прения сторон.
Следствие
и свидетели показали, что основным
криминалом В.В.Никифорова, членов "Союза
якутов" был призыв не платить
налоги и не отбывать повинности. Это
был незаконный призыв, было
нарушение Закона. После царского "Манифеста
17 октября 1905 г."
создавались не только различные
общества, но и партии. Создание "Союза
якутов" — само
по себе ничего незаконного не имеет.
Этого хорошо понимал юрист с высшим
образованием В.В.Никифоров. Поднятие
вопроса перед органами власти о
представительстве якутов в
Государственной Думе и о создании
земских органов самоуправления -
не только вполне законные, но и
отрадные явления, направленные на
подъем Якутии, следовательно и самой
Российской империи. За них никто не
привлекался к ответственности. В.В.Никифоров
выступал против введения пункта об
отказе платы налогов и повинностей,
но большинством это требование было
включено в "Программу" "Союза
якутов". Из-за этого расхождения
В.В.Никифоров мог не участвовать
далее в работе "Союза", выйти из
состава ЦК "Союза", видя явно
незаконные требования. Он, далее, как
человек компетентный в толковании
законов, мог бы просвещать темную
массу улусных писарей и голов,
предупреждая от незаконных шагов. Он
этого не сделал, ибо у него или не
хватило опыта, или были личные обиды
на коллег-юристов Окружного суда.
Желание колонизаторов уличить в чем-то
и вытеснить популярных в народе
деятелей было обычным явлением в
царской России. Ведь В.В.Никифоров
был в народе более популярен, чем
многие из колониальных властей.
Вечером
13 сентября выступил
прокурор Подпалов. Он ничего не
говорил о законности организации "Союза
якутов", о законности поднятия
вопроса о земстве, о
представительстве в Государственной
Думе. Это были бы смягчающие
обстоятельства. Прокурор их обходил
и молчал о законности ряда вопросов и
о смягчающих обстоятельствах. Он
односторонне вел все свое
выступление, субъективно направил
обвинение в основном на В.В.Никифорова,
а такжe других
членов "Союза". В Никифорове он
видел не своего хорошего коллегу, а
конкурента из местного населения,
знающего законы и языки народов. И
потому он был предвзятым чиновником,
пользующимся моментом для того,
чтобы умалить его заслуги и уволить с
работы.
Прокурор
говорил: "Но вот по инициативе
Никифорова и Родионова депутаты
заявляют, что они не верят
администрации. (Это по поводу
совместного обсуждения вопросов
введения земства в Якутии). Они
отправляют телеграмму министру с
требованием земства и "не
дождавшись ответа устраивают "Союз"...
и в качестве угрозы объявляют
неплатеж податей. Как хотите, а я вижу
во всем этом одну цель —
погубить земство". Этот вывод,
конечно, не честный, а клеветнический.
Столь
же неверно прокурор утверждал, что
"4 января на
собрании у Жураковского было готово
уже все: и программа, и телеграмма
министру. Несомненно —
все это было приготовлено
Никифоровым и его помощниками".
Документы были не готовы.
Далее
обвинитель говорил: "Союз"
должен был бы, если бы он действовал
разумно, прежде всего низко
кланяться своей старшей братии и
просить администрацию привлечь в
Якутскую область переселенцев,
которые выучили бы якутов
правильному сельскому хозяйству...
Якуты не имеют понятия о земледелии,
и культуру сюда внесли ссыльные".
Здесь преуменьшается роль якутов в
ведении северного скотоводства,
коневодства, оленеводства,
земледелия, рыболовства и охоты, во
всех этих занятиях якуты были
мастера. Легенда о том, что якуты
учились сельскому хозяйству у
колонизаторов пущена была самими
колонизаторами. Но в то же время он
признал: "Тем не менее я верю в
будущее якутской нации, трудолюбивой
и способной к культуре, и Бог даст, за
каких-нибудь 10-15 лет
здесь будут администраторами якуты и
никто уже не увидит пришлых
чиновников".
Прокурор
Подпалов говорил, что "двигателем
"Союза", так сказать,
центральной фигурой, является
Никифоров". Устраивается "Союз".
Под председательством Никифорова
Центральный комитет действует
энергично, шлет телеграмму в
Петербург, все улусы наполняются
агитаторами, распространяющих
преступные цели "Союза", повсюду
рассылаются программы с агитацией не
платить податей и не повиноваться
начальству, прервать с ним всякие
сношения". Далее оратор приводил
свидетельские факты о неплатеже
повинностей во многих улусах. В
результате виновность Никифорова в
этой области была доказана.
Ниже
приводятся тексты речей В.В.Никифорова
(к сожалению, неполный) и М.Сабунаева,
опубликованные в газете "Якутский
край" в октябре-ноябре 1907
г.
В.В.Никифоров,
голова Дюпсинского улуса. 1891 год.
Дочь
Елена
Сын Валериан |
Речь В.В.Никифорова (14
сентября 1907 г.)
В.В.Никифоров
в 10-е годы.
|
Г.
Г. судьи, г.г. сословные представители!
С
чувством глубокого удовлетворения и
полной надежды я пришел сюда на суд в
уверенности, что наконец настал тот
торжественный момент, когда мне
будет дана возможность приподнять ту
завесу, которая прикрывает глубокие
язвы якутской общественной жизни, ту
хроническую болезнь, от которого
страдало это маленькое, темное племя,
и раскрыть пред вами его страдания и
мучения, которые роковым образом
привели некоторых из его сынов иа эту
скамью подсудимых, где находились и
убийцы, и грабители, и воры. Не даром
прошли для меня те 10
лет, которые я провел у судебной
трибуны в качестве защитника; они
научили меня тому, что суд дает
обвиняемому все способы к защите,
выслушивает его исповедь, историю
его былой жизни и обстоятельства,
приведшие бго к этому роковому месту.
С
чувством глубокого удовлетворения я
вспоминаю те редкие минуты, когда я,
стоя рядом с преступниками,
выслушивал торжественные слова "Нет,
не виновен!"...
(Далее
В.В.Никифоров останавливается на
вопросах тех обстоятельств, которые
привели к созданию "Союза якутов".)
Фоном этой картины служит
действительно огромное пространство,
но пространство тундры, болот и тайги!
На этом фоне вырисовывается одинокая
якутская юрта,
обмазанная коровьим навозом, в
которой люди помещаются вместе со
скотом. Внутри юрты совершенно голые
дети; полураздетые женщины и в
рубищах мужчины-работники,
изнывающие от тяжелых работ и
старики, удрученные разными
болезнями... Скоро наступит
продолжительная суровая зима с 50
градусами мороза и якуту —
придется еще изворачиваться, чтобы
добыть деньги для уплаты своих
податей... Ничего не имеющему
инородцу для уплаты своих податей
приходится или продать свой скот, или
вступить в кабалу к богатому своему
сородичу. Затем наступит длинная
весна, когда запасы якута истощаются...
Наступит и такое время, когда якут
должен питаться кислым молоком,
называемым "ымдаан", древесной
заболонью... Короткое же лето с
раннего утра до поздней ночи якут
проводит в страшной работе
заготовкой корма для своего скота...
Вся жизнь, все время якута проходит в
этом труде, в этой борьбе за
существование... Откуда такая
бедность?..,.
О,
если признанная т. прокурором
37 статья "Положения
об инородцах" соблюдалась и ранее,
то не для чего было бы нам
образовывать "Союз", приведший
нас на эту скамью подсудимых....
Земли
у якутов не было и нет, ею
распоряжается правительство,
которое начало ссылать с
1850 года
сюда ссыльных, поселять их среди
инородцев и наделять их землею.
Ссыльные не только поселялись на
землях якутов и содержались на их
счет, они же грабили и убивали якутов
и насиловали их жен и детей. Скудная
литература об Якутской области полна
тех ужасов, которые совершали здесь
поселенцы, о том же говорится и в "Памятной
книжке", в этом официальном
издании.
Здесь
говорили о том, что якуты обязаны
были просить о своих нуждах. У меня
имеется достаточно материала, чтобы
доказать, что якуты не только просили,
но и умоляли, посылали ряд ходатайств,
отправляли депутатов, но
удовлетворения своих просьб или даже
ответа на них никогда не получали.
Еще в начале прошлого столетия обиды
и притеснения, оказываемые якутам,
были настолько сильны, что они
вынуждены были отправить в Петербург
особого ходока, и с тех пор не
переставали осаждать русское
правительство своими просьбами об
отмене ссылки, об упорядочении их
управления и улучшения их положения.
Я очень рад тому, что в составе
присутствия находится тот, вместе с
которым ездил в Петербург в
1883 г. на
коронацию якутский депутат Николаев,
который представил докладную
записку г. министру внутренних дел
графу Толстому об условиях якутской
жизни и о пагубном влиянии ссылки. В
1885г., когда приезжал в г. Якутск
генерал-гyбернатор Восточной Сибири
граф Игнатьев, то представители
четырех округов не просто просили
его, а коленопреклонно умоляли его
избавить якутов от ссылки...
У
меня имеется старинный документ, из
которого видно, что якутам земли были
отведены и я пытался приобщить его к
делу, но суд в этом мне отказал...
В
сравнительно недавнее время по спору
инородцев Батурусского улуса из-за
земли Правительствующий Сенат от 12
февраля 1903 г. за №
1202 вновь разъяснил, согласно 34
ст. "Положения об инородцах",
якуты имеют отведенное им во
владение земли, то административная
власть не вправе вмешиваться в
земельные дела инородцев, но
несмотря на такое ясное разъяснение
Сената, местная администрация не
перестает отбирать у инородцев земли
и отводит ее под поселение скопцов,
духоборов и крестьян. Даже тогда,
когда скопцы и духоборы по
Высочайшему манифесту были
возвращены обратно в Россию,
администрация не возвратила якутам
отобранной у них земли, а образовала
из них казенно-оброчные статьи, или
же отвела опять-таки разным
переселенцам.
Вы
видите какую тяжелую борьбу вели
якуты из-за того, чтобы были признаны
их права на землю; в таком признании
они видели не милость, а лишь
восстановление своего законного
права. В самом деле, кому должна
принадлежать земля? Якуты не
пришельцы, а исконные местные жители;
а русские пришли к ним, отобрали у них
землю и обложили разными податями.
Здесь говорили, что русские
облагодетельствовали якутов,
явились их старшими братьями и
заботливо относились к их нуждам. В
чем же выразилась эта забота и
попечительство? Нет, русские не
оказались для якутов старшими
братьями, как они называли себя в
старинных документах, под
осиротевшими детьми и поступали с
ними как с сиротами. До сих пор не
было сделано ничего или почти ничего,
со стороны русской администрации,
для улучшения положения якутов. Да и
сделать ей ничего нельзя.
Из
300 тысяч рублей,
собираемых на губернскую земскую
повинность, на одну администрацию
тратится 200 тысяч
и только остальные 100
тысяч употребляются на нужды
населения. Нельзя было не желать
улучшить такое положение, искать
выхода из него и якуты не сегодня
только и не теперь, а много лет,
настойчиво и тщетно искали законных
путей для этого и не могли найти их.
Они всюду и везде искали, просили и
кланялись, но ответа не получали. В
таком состоянии застал якутов "Манифест
17 октября 1905
г." Провозглашаемые в нем свободы
внесли в якутскую жизнь резкую
перемену: мертвая до того тишина была
резко нарушена. Свидетель
полицмейстер Березкин удостоверил
здесь о бывших тогда митингах,
демонстрациях и даже протестах с
разбитием стекол губернского дома.
Могли ли якуты, отчаявшиеся в
удовлетворении их насущных нужд,
устоять от соблазна сделать
попытку улучшить свое положение? Не
одни они, а многие другие, тогда
думали, чп образованием "Союза"
возможно улучшить свое положение.
Мысль вылилась в форму: в прочитанной
здесь "Программе" "Союза
якутов" цели его следующие: во 1-х,
добиваться прав на землю, во 2-х,
скорейшего введения земства и в 3-х
допуска представителя в
Государственную Думу.
В
этих целях нет возбуждения к
неповиновению законным требованиям
властей, ни к неплатежу податей и
повинностей и ни к захвату не
принадлежащих инородцам земель,
почему нет и состава преступления.
В
способах для достижения двух целей
говорится, что во 1-х требования эти
должны быть предъявлены
правительству, во 2-х, отказ от
сношения с чинами полиции и в 3-х,
отказ от платежа податей и
повинностей, но указанные способы
предполагают осуществить в будущем.
Никто
не может быть наказан за свои
намерения, а должен лишь отвечать за
осуществление своих намерений...
Объявление
губернатора о применении военной
силы (19
января 1907 — Н.П.),
слухи о применении смертной казни к
нам, настолько сильно пугали
инородцев, что они из страха готовы
были показать все, что угодно. Теперь
же Готовцев свое показание взял
обратно (речь вдет о том, что
Никифоров возбуждал его к неплатежу
податей — Н.П.).
В.Никифоров опровергает и показание
Рыканова о том, что предлагалось
прекратить платеж податей, ссылаясь
на его служебное положение и желание
свести счеты. После этого он заключил
о важном обвинении:
"Таким
образом я в целях и задачах "Союза
якутов" не нахожу возбуждения им к
захвату непринадлежащих им земель,
ни к неплатежу податей и повинностей
и ни к неисполнению законных
требований полицейской власти...
Меня
обвиняют еще в том, что я
распространил эти программы, но я и в
этом не вижу ничего преступного, так
как простое распространение не ecть
возбуждение. В дни свобод все
прогрессивные газеты напечатали
известный манифест социалистических
партий и ряд дел, возбужденные
прокурорским надзором, был оставлен
без последствий".
(Говоря
о полиции В.В.Никифоров говорит о
фактах взяточничества, ссылаясь на
показания свидетеля следователя
Валя в Мегинском улусе, на записга
бывшего губернатора князя Урусова в
Молдавии, бывшего директора
Департамента полиции Лопухина.)
В
заключении В.В.Никифоров сказал:
"Мы
думаем, что введением земства и
сдачей функций полиции самим якутам
возможно было бы прекратить это
явление. Таким образом, в попытке
образовать "Союз якутов" во имя
"Манифеста 17
октября" и в его целях ничего не
было приступлено …,
за две недели существования "Союза".
Поэтому я нахожу, что обвинение не
имеет под собой почвы, и я надеюсь на
оправдательный приговор."
Речь М.Сабунаева
(14 сентября
1907 г.)
Г.г.
судьи, гг. сословные представители!
Г.
прокурор в своем обвинительном акте
и в своей обвинительной речи, еще
кажется, прежде всего все время витал
в сфере абстракции, останавливаясь
на фактах вне их условий; он не
захотел спуститься из сферы
отвлеченностей в действительность, в
ту самую бедную жизнь якутского
народа, которая всем своим прошлым и
настоящим привела якутскую массу к
образованию "Союза" и к посылке
телеграммы графу Витте.
Смысл
речи г. Прокурора таков: обвиняемые
образовали "Союз", т.е.
сообщество, заявившее, что он
приостанавливает уплату податей,
требует земель..., следовательно, это
преступление, наказуемое по
125 ст. "Уголовного
Уложе-вия". Г.г. судьи и сословные
представители, такая логика нам
ничего не дает. Факт вне его условий
не имеет содержания и вовсе не может
поддаваться квалификации...
Только
рассмотрев все условия данного факта,
всю внешнюю и внутреннюю обстановку
его, можно сказать, что представляет
собою известное действие. Ничего
этого обвинитель не дал.
Можно
ли в самом деле, согласиться с той
идиллической картиной жизни якутов,
которую дал нам г. Прокурор в своей
речи: заботливая администрация
бескорыстно печется о якутах,
которые беззаботно пользуются
жизненными благами под опекою
благотворительной и благодетельной
администрации, но якуты не поняли
всех благ этой опеки? Откуда
получилась такая иллюзия у господина
прокурора? Быть может, оттого, что он
живет здесь недавно!
Припомните
гг. судьи и сословные представители,
что говорит хотя бы свидетель
- исправник Валь -
земли от якутов отрезываются
администрацией без всякого с их
стороны согласия для ссыльных,
церквей, монастырей и не
возвращается якутам...
Гг.
судьи, вина не в организаторах и
агитаторах, а в том, что
освободительная война заставила и
якута понять, что он человек, имеющий
право требовать к своей личности
уважения, заставили сознать
унизительность выклянчивания в
лакейских полицейских и других чинов.
Недоверие и антогонизм якутов к
администрации и вообще к русским
- явление,
сложившееся исторически...
Я
сошлюсь лишь на официальное издание
Обл. Управления "Памятную книжку"
за 1906
г. Вы там увидите, какова была
якутская администрация, каков был
русский элемент... Что они дали якутам:
Водку и сифилис, -
эти элементы вырождения. Я лишь
напомню Вам о бывших в 80-х годах
исправниках Шахурдине и Бубякине,
которые из города возили целые возы
розог, коими истязали якутов, вымогая
от них взятки. Вправе ли после этого г.
прокурор требовать от якутов
уважения и доверия не только к
администрации, но и вообще к русским?...
(После
многочисленных фактов урезания
земель в улусах для ссыльных и других
адвокат сказал) "Нам, русским, гг .
судьи трудно понять психологию якута,
у нас земель не отбирают, мы нация
непокоренная,... Эта психика была
понятна русским только во время
татарского ига, когда татары считали
себя собственниками и хозяевами всей
русской земли...
Легко
себе, гг. судьи, представить ту
горькую обиду, которую почувствовали
якуты, узнав из газет, что лишь
русское население (Якутии
- Н.П.) будет избирать
депутата, а они (местные жители - Н.П.)
якуты лишены права...
Прокурор
считает Никифорова зачинщиком.
Судебное следствие не дает нам этого.
Припомните показания свидетелей
Афанасьева, Ларионова, Силина,
Еремеева и вы признаете, что это было
массовое движение, что зачинщиков не
было, что вся масса заговорила и
предъявила свои требования не только
администрации и правительству, но и
интеллигентным людям своей нации.
Свидетель Тимофеев
говорит, что на собрании в доме
Маркова остановки податей требовали
приехавшие из дальних улусов,
Никифоров же высказывался, что
подати надо платить, тоже П.А.Афанасьев...
Но они не могли убедить массы,
наоборот эта масса заставила их
подписать телеграмму, против которой
они говорили на собрании. Припомните,
гг. судьи показание Силина о собрании
31 декабря 1905
г. у Никифорова. Собравшиеся инородцы
предъявили Никифорову нравственное
требование защищать интересы той
нации, к которой он принадлежит по
рождению. Никифоров, гг. судьи, якут,
он ведь не может сказать якутам: "Я
отказываюсь!" Он счел себя
обязанным пойти за своим народом и
исполнить его веления. Будь на месте
Никифорова я поступил бы точно также,
как он и я убежден, что из Вас, гг.
судьи, некоторые поступили бы так
точно, как поступил Никифоров. Не
зачинщик Никифоров, а лишь
исполнитель веления массы, родной
ему по крови, массы, униженной и
оскорбленной, но вместе с тем
способной и достойной стать
культурным народом. Якутский народ
сказал Никифорову: "ведь ты наш
брат по крови, ты интеллигентный
человек, ты должен отстаивать наше
дело, наши кровные интересы, наши
права" и Никифоров не посмел
отказаться, как не посмел бы и всякий
порядочный человек...
Какие
же деяния вменяются обвинительной
властью в вину "Союзу якутов": 1.
Захват не принадлежащих земель; 2.
Отказ от сношения с
полицией; 3.
Приостановка податей.
Рассмотрим
эти пункты. Ни в программе Союза, ни в
телеграмме министру не говорится о
захвате земель, там высказано лишь
требование, чтобы земли, находящиеся
в пользовании якутов, были признаны
их собственностью, т.е. чтобы
администрация не могла по своему
усмотрению их отрезывать, чтобы были
возвращены якутам земли, находящиеся
в распоряжении казны, т.е. земли,
которые были отрезаны от якутов для
скопцов, духоборов, для Покровского
монастыря, ...
признаны собственностью якутов
церковные земли. Во всех этих
требованиях нет ничего незаконного...
Из дела не видно, чтобы со стороны "Союза"
была бы даже попытка к захвату земель.
Что
касается отказа от сношений с
полицией, то оно не было исполнено...
— Далее М.Сабунаев
доказывал невиновность всех других
своих клиентов. —
Об Ильи А.Попове доказано, что он был
избран членом комитета и подписал
телеграмму на имя Витте и больше
ничего... У Попова скорее всего были
гости, быть может говорившие и о "Союзе
якутов"... Что касается поездки
Попова в Мегинский улус, то она
ничего собой не представляет
особенного... Какие данные мы имеем о
Николаеве. Ровно никаких... Артаханов
на сходе в Хочинском улусе
выразил свое сочувствие союзу. Но тут
еще далеко до вступления в "Союз".
Гг.
судьи, гг. сословные представители.
Не в 4
дня вырос "Союз якутов", как
говорит прокурор: идеи, положенные в
Программу Союза были общим
достоянием якутской массы, по
крайней мере с 80-х годов, когда
Николаев был послан для ходатайства
о том, чего ныне требовал "Союз"
- земли от
якутов отрезались, ссыльные в улусы
поселялись, а народным хозяйством
самовластно распоряжалась
администрация, разговаривающая с
якутами только в лакейской; на все
просьбы, на все ходатайства якутов
высшие власти оставляли без ответа.
Но
пришло время, когда якут сознав себя
человеком и гражданином. Дважды
якуты посылали ходатайство о
допущении от них представителя в
Государственную Думу, ответа (тоже)
не было.
Тайна
есть необходимое условие сообщества.
Разве тут есть тайна: Собрания
происходили публично (а не
нелегально и тайно -
Н.П.), на них мог придти всякий,
полиция о них знала, решение собрания
открыто сообщено комитетом "Союза"
министру...
Что
касается целей, то их не считает
преступными даже губернатор Булатов...
Что касается средств, то они были
изложены лишь на бумаге и не были
реализованы... Союз в смысле
организации ю осуществился.
Гг.
судьи, гг. сословные представители!
Вы согласитесь со мною, что ...
вы судите не этих 15
подсудимых, вы судите всю якутскую
нацию, предъявившую свои насущные
требования!... Я принадлежу к той
нации, к которой и вы, гг. судьи и гг.
сословные представители! Мне
хотелось бы верить, что вы,
проникнувшись чувством братства к
обиженному якутскому народу, поняв
ег“ безысходное отчаяние и те
условия, в которых он 300
лет существует, как маленькая часть
русского народа, вынесете моим
клиентам оправдательный приговор. |